В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Конец фильма

Алексей БАЛАБАНОВ считал, что погиб вместе с группой Сергея Бодрова

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 27 Июня, 2013 00:00
40 дней назад на 55-м году жизни от острого сердечного приступа скончался выдающийся российский кинорежиссер
Людмила ГРАБЕНКО
«В правде — сила», — мог бы повторить вслед за своим героем режиссер. Не случайно бытует мнение, что следующие поколения будут изучать наше время именно по фильмам Балабанова — преде­ль­но честным, хотя и зачастую болезненно жестоким. Алексей Октябринович многое успел за отмеренный ему срок: снял три короткометражки, две документальные ленты и 13 полнометражных игровых, несколько проектов остались незавершенными. Ему неинтересно было эксплуатировать раз найденный, пусть даже и очень успешный режиссерский ход, поэтому к его творчеству отношение зрителей и критиков было неоднозначным. Кто-то считал вер­шиной страшный «Груз 200», кто-то гениального «Кочегара», кто-то полагал, что Балабанов не снял ничего лучше «Брата»... И только картина «Я тоже хочу», которую он считал своим последним фи­льмом, пока стоит особняком: нам еще предстоит осмыслить, что она значила для него и для нас. В последнее время Алексей Октябринович готовил совместный проект с Эмиром Кустурицей. Съемки фильма «Мой брат умер» о криминальной молодости Иосифа Сталина были намечены на осень нынешнего года.
Анастасия Полева: «Леша считал, что человеку для счастья нужно немного: семья и любимая работа»
ЛИДЕР ГРУППЫ «НАСТЯ» АНАСТАСИЯ ПОЛЕВА: «ЛИБО ТЫ ХУДОЖНИК, ЛИБО БИЗНЕСМЕН. БАЛАБАНОВ ВЫБРАЛ ПЕРВОЕ»

Настя Полева снималась в фильмах Балабанова «Ра­ньше было дру­гое время», «У меня нет друга» и «Настя и Егор».

- Анастасия, вас с Але­ксеем Балабановым связывала многолетняя дружба?

- Мы познакомились около 30 лет на­зад в Свердловске (ныне Екатеринбурге) на съемках курсовой работы студента-оператора, которую делали силами друзей и знакомых. Леша, работавший тогда на Свердловской киностудии, был в ней автором сценария и режиссером. Там снималась группа «Наутилус Помпилиус» в раннем составе, а меня позвали спеть в кадре песню, которую мы написали вместе. После этого мы с Лешей и подружились.

Когда Балабанов окончил Высшие режиссерские курсы и пришло время снимать его дипломную работу, он написал сценарий полуигрового-полудокументального фильма «Настя и Егор» и сосватал меня на главную роль. Так наше общение стало уже не только дружеским, но и творческим. В 1990 году Леша переехал в Санкт-Петербург, на «Ленфильм», куда его пригласил Алексей Герман, а через три года в Питер перебралась и я. Так судьба снова связала нас одним городом. Балабанов всегда звал нас с мужем Егором Белкиным на все свои премьеры, знакомил с продюсерами и актерами - теми, кто был ему симпатичен.

 

- Сегодня Балабанов - культовая фи­гура, при этом он всячески избегал пуб­личности...

- Каждому творческому человеку хочется признания своего таланта и заслуг, и Алексей в этом смысле не был исключением. Возможно, первые - шквальные! - восторги его фильмами способствовали головокружению от успехов, но мы с ним в таких случаях очень быстро ставили друг друга на место. Испытания медными трубами он прошел нормально. К тому же Леша держался несовременных ценностей. Считал, что человеку для счастья нужно немного: семья, любимая работа (для него это означало творчество), а все остальное - от жира.

Балабанов, например, не мог привыкнуть к новой технике и с большим трудом осваивал гаджеты, даже просто набрать SMS-ку для него было большой проблемой. Правда, сценарии все-таки печатал на ноутбуке, но иногда умудрялся стереть большой кусок текста.

В 1981-1983 годах Балабанов служил в военно-транспортной авиации, летал в страны Азии и Африки, участвовал в афганской войне. Этот личный опыт нашел отражение в его самой неоднозначной картине «Груз 200»

Леша считал, что материальные ценности, особенно в большом количестве, накладывают на человека дополнительную ответственность,

Алексей родился в Свердловске, окончил переводческий факультет Горьковского пединститута

приносят хлопоты и заботы. Поэтому нужно определяться: либо ты художник, либо бизнесмен, - Балабанов выбрал первое. Ему, чтобы получать удовольствие от жизни, нужно было заниматься интересным делом и вовлекать в него как можно больше людей.

- Он был непохож на преуспевающего режиссера - скорее, на поседевшего рокера. А можно сказать, что Балабанов был режиссером в стиле рок?

- Конечно, товарищ Тарантино в этом смысле многим свихнул мозги. Он открыл новое направление в искусстве кино: до него никто не вплетал музыку в киноповествование, существовали только отдельные элементы, объединенные им в одно целое. В какой-то степени это повлияло и на режиссерскую манеру Балабанова. Леша, как и Тарантино, умел из моря музыки интуитивно выбрать качественную композицию. При этом для него не имело значения, была группа кассовой, престижной или нет, он ориентировался только на собственный вкус и чутье. И практически никогда не ошибался.

В свое время Балабанов был своим человеком в Свердловском рок-клубе, он плотно общался с группами «Наутилус», «Чайф». Музыку тогда записывали в подпольных домашних студиях, а магнитофонные ленты распространялись молниеносно, и Леша всегда был в курсе всех новинок и по своему вкусу выбирал то, что ему близко.

Картина «Про уродов и людей» (1998 год) с Сергеем Маковецким и Виктором Сухоруковым получила Национальную российскую кинопремию «Ника» в двух номинациях: «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа»

В Ленинграде Балабанов расширил свой круг за счет музыкантов петербургского рок-клуба: теперь уже их композиции становились саундтреками к его фильмам.

С Сергеем Бодровым на съемках «Брата», 1997 год

Группы, которым до этого был закрыт путь на телевидение и радио, прозвучав в картинах Балабанова, становились знаменитыми. Именно так получилось в свое время со «Смысловыми галлюцинациями» и «Би-2». В последнее время Леша сотрудничал с Леонидом Федоровым из «АукцЫона», в которого буквально влюбился и мог часами слушать, как Леня играет.

- Его коммерческий успех вообще не интересовал?

- Конечно, перед любым режиссером стоит задача, как минимум, окупить затраты на картину, а как максимум - заработать на ней.

Сергей Бодров и Ингеборга Дапкунайте, «Война», 2002 год

Леше удавалось попеременно снимать кассовое и по-настоящему авторское кино, рассчитанное на очень узкую ауди­торию. Он старался не понижать планку, а подтягивать публику до своего уровня. Кста­ти, откровенно убы­­точных фильмов у не­­го было совсем не­мно­го.

Александр Баширов (хозяин квартиры алкашей), Агния Кузнецова (Анжелика) и Алексей Полуян (капитан Журов), «Груз 200», 2007 год. Фильм, по сути, закрывший эпоху советского кино, во многих кинотеатрах был снят с проката

Алексей всегда был погружен в работу. Будучи человеком нетусовочным, почти никуда не ходил: писал сценарии, изучал документы и литературу, необходимую для следующих картин. Он очень любил исторические темы, поэтому с таким удовольствием работал над булгаковским «Морфием». Кстати, этот фильм, снятый по написанному Сергеем Бодровым сценарию, Балабанов с его бессменным продюсером Сергеем Сельяновым посвятили памяти погибшего друга.

Кирилл Пирогов и Александр Баширов в «Жмурках»

- Почему Алексей винил себя в смерти Сергея Бодрова?

Дмитрий Дюжев и Алексей Панин в черной комедии «Жмурки», 2005 год

- Именно он показал ему место в Кармадонском ущелье, на которое впоследствии сошел ледник Колка (в тех краях Балабанов снимал свою картину «Война»). Они вместе ездили туда, чтобы выбрать натуру для фильма «Связной». Как режиссер Сергей шел по Лешиным стопам: часто с ним советовался, спрашивал, что и как. Леша потом говорил, что в тот трагический день, когда груп­­пу Бодрова погребла снежная лавина, он дол­­жен был при­­сутс­­т­вовать на съемках, но в последний момент что-то поме­шало ему по­ехать.

Кстати, чтобы работать с Бодровым, нужно было пройти очень большой конкурс - выбирали самых лучших. Туда попали несколько человек, с которыми я дружила, поэтому трагедия в Кармадонском ущелье больно ударила по многим. Но Леше было тяжелее, чем другим: с Сережей ушли люди, которые раньше работали с ним, которых он знал и любил.

С сыновьями Федей и Петей, 80-е

Балабанов считал, что погиб вместе с группой Бодрова. После трагедии он жил автоматически. Особенно тяжело ему было последние пять лет.

Со старшим сыном Федором, матерью и супругой Надеждой Васильевой

Днем он сознательно нагружал себя работой, а по ночам не мог спать - читал, смотрел фильмы других режиссеров, потому что хотел быть в курсе того, что происходит в мире кино. Если человек находится в постоянном стрессе, да еще и с непреходящим чувством вины, он и пьет больше, и на здоровье это отражается. Алексей зам­к­нулся, перестал общаться даже с близкими друзьями...

- Сейчас все говорят, что Балабанов предчувствовал свою раннюю смерть...

- Леша думал, что и до 50 лет не дотянет, поэтому свой жизненный «план» перевыполнил года на два. Хотя, будучи человеком верующим и воцерковленным, он был убежден: только Бог может решать судьбу человека, который должен принять волю Всевышнего и не роптать. Поэтому всеми силами Алексей старался бороться с депрессией и унынием, которые его одолевали.

- У Балабанова было, как минимум, два сценария, фильмы по которым он хотел, но не успел снять. Правда ли, что закончить работу над одним из них собирается его сын?

Олег Гаркуша: «То, что Леша показывал в своих фильмах, он видел своими глазами»

- Старший сын Алексея Федор пока осваивает профессию продюсера на студии «СТВ» под началом Сельянова, а младший, Петр, в этом году окончил школу и собирается поступать в вуз. Но, насколько я знаю, он хочет быть не режиссером, а художником-постановщиком. Поэтому вряд ли в ближайшее время ребята смогут участвовать в съемках картины по отцовским сценариям.

Лешина вдова Надя приняла удар стойко, хотя ей еще долго надо будет приходить в себя. Думаю, она сейчас с головой уйдет в работу, чтобы меньше думать о своем горе, ну и ее отвлечет поступление сына - она сможет переключиться.

- Врачи говорят, что Алексея Октябриновича можно было спасти. Почему ему не оказали своевременную медицинскую помощь?

- Он выехал за город в пансионат «Дюна», жил в коттедже и работал над новым сценарием. Санкт-Петербург вообще не лучшее для здоровья место - здесь мало солнца, частые дожди и перепады давления. Балабанов же в последнее время плохо себя чувствовал, раз в году обязательно ложился в больницу на профилактику - его как могли «подкачивали». В то утро, 18 мая, Надя уехала в Питер, а Леше стало плохо. Он позвонил ей на мобильный и попросил вернуться. До города оттуда всего минут 20 езды, но помочь ему уже не успели.

ШОУМЕН РОК-ГРУППЫ «АУКЦЫОН» ОЛЕГ ГАРКУША: «ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ БАЛАБАНОВ СКАЗАЛ: «НЕ НАДО НИЧЕГО ИГРАТЬ, БУДЬТЕ ТАКИМИ, КАКИЕ ВЫ ЕСТЬ»

Олег Гаркуша сыграл одну из главных ролей в последнем фильме Балабанова «Я тоже хочу».

- Олег, вы называете Балабанова гением и никак иначе...

Прощание с Алексеем Балабановым в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга, 21 мая 2013 года. У гроба — вдова и мать (справа)

- Мне неудобно об этом говорить, но он был таким же странным, как я и другие талантливые люди. Например, композитор Олег Каравайчук - такой пожилой дяденька в берете, который похож на старенькую бабушку и спит под роялем. При этом он написал музыку к куче фильмов Киры Муратовой и многим другим картинам - настоящий гений, человек уровня Балабанова, Германа и Башлачева. Эти люди - не звезды, к которым сейчас по телевидению причисляет себя каждый первый. Их единицы, но они должны быть, чтобы мы понимали разницу между среднестатистическими способностями и гениальным дарованием.

Балабанов на фоне других режиссеров выделялся своей непредсказуемостью и отсутствием понтов. Он не то что одевался скромно - вообще никак не одевался: ходил в куртках, тельняшках и ботинках со шнуровкой. И прекрасно себя чувствовал рядом с людьми, упакованными в какие-то запредельно дорогие бренды! Дело не в том, что у Алексея не было денег, просто его это совсем не интересовало.

Леша, я, многие наши друзья родом еще из того, советского, времени, когда все жили на зарплату 90-120 рублей. Нас мало волнуют материальные блага - навороченные машины с красивыми номерами, особняки, яхты. Например, для ме­ня самая бо­ль­шая роскошь - общение, я хочу, чтобы люди приходили на мои концерты, здоровались со мной, го­ворили слова бла­годарности.

Деньги, конечно, тоже не помешают, но я живу по принципу: есть - хорошо, нет - и не надо. И Ле­ша был таким же. Его раз­дражал культ материального, его злило то, что люди говорят не о природе, стихах и книжках, а о том, какой у кого айфон, айпад и компьютер. Ведь на самом деле все это всего лишь игрушки в детском саду: у одного импортная, покруче, а у другого советская, попроще.

- Он снимал очень жесткие картины. Как вы думаете, почему?

- Наверное, наложили отпечаток и Афганистан - это было серьезным испытанием для всех, кто там побывал, и многочисленные поездки по России. Я знаю точно: то, что Леша показывал в своих фильмах, в том числе и таких, как «Груз 200», не придумано - все это он видел своими глазами. Та же история с изнасилованием бутылкой абсолютно реальна. Балабанову после премьеры с ожесточением кричали: «Такого не может быть!». Может! И было, к сожалению, не раз. Леша никогда не снимал такие сцены для эпатажа и не хотел никого злить. Просто так было написано у него в сценарии, от которого он не отступал.

- Как вам работалось с режиссером, о роли в фильмах которого мечтали все актеры?

- Физически было очень тяжело - на улице мороз 25 градусов, а у нас бесконечные ночные смены, но съемочная группа трудилась с большим воодушевлением - всем хотелось, чтобы получилось по-настоящему хорошее кино. Перед началом работы Балабанов сказал всем: «Не надо ничего играть, будьте такими, какие вы есть».

Леша был очень спокойным режиссером, на меня он никогда голос не повышал (на меня вообще никто не кричит), но на площадке мог выйти себя. Все-таки кино - искусство коллективное, конечный результат зависит от работы множества людей: операторов, декораторов, осветителей, которые к своим обязанностям могут относиться по-разному. Многие режиссеры ругаются на съемочной площадке. Мне, например, посчастливилось работать с Алексеем Германом, так он, несмотря на свою внешнюю мягкость, кричал очень неслабо. У Алексея Юрьевича, кстати, было много общего с Балабановым, и прежде всего в дотошности: оба, пока не добьются того, что им нужно, с площадки не уходили.

Помню, мы закончили съемку и уже воз­вращались домой, когда Леша увидел колокольню и обомлел. Проваливаясь в снег чуть ли не по пояс, пошел к ней и сказал: «Если мы не снимем эту колокольню, фильма вообще не будет». Все были в панике: денег на натуру больше нет! Но его эти нюансы не волновали, для него имел значение только конечный результат.

- Почему на роль Музыканта в фильме «Я тоже хочу» Алексей выбрал именно вас?

- Изначально на нее был приглашен Слава Бутусов, потом Глеб Самойлов («Глеб Самойлоff & The Matrixx»), Сергей Чиграков (Чиж & Co). В конце концов утвердили Леню Федорова из «АукЦЫона», которому я по-хорошему завидовал: еще бы, он будет работать у Балабанова! Но из-за стечения разных обстоятельств Леня сниматься не смог, и буквально за несколько дней до съемок Леша позвонил и спросил, не соглашусь ли я на эту роль.

С одной стороны, я никогда не стремился стать актером, с другой - довольно много снимался у разных режиссеров и всех сыгранных киноперсонажей, даже второстепенных, вспоминаю с радостью и благодарностью. В фильме «Я тоже хочу» у меня первая главная роль.

- Вы ведь получили приглашение и в следующий фильм Балабанова?

- Он рассказывал мне о своей новой картине и о том, что у меня там будет небольшая, но очень интересная роль, а моей партнершей станет Рената Литвинова. Сейчас много пишут о том, что в одном из своих последних интервью Леша сказал: дескать, меня скоро не станет, а «Я тоже хочу» - мой последний фильм. Не думаю, что он действительно что-то такое чувствовал, просто давал интервью в состоянии депрессии, когда - по себе знаю - можно наговорить что угодно. Балабанов и после «Кочегара» утверждал, что больше ничего снять не сумеет, а потом написал новый сценарий...

Мы с ним встречались накануне его смерти - 17 мая. Леша смеялся, прекрасно выглядел, у него была масса сил, энергии и творческих планов. Никому из тех, кто его видел, и в голову бы не пришло, что этого человека что-то беспокоит. А на следующий день мне позвонил Юра Матвеев, который в нашей картине играл Матвея, и сказал, что Балабанова не стало. Не знаю, насколько это правда, но говорят, что именно перед смертью человек зачастую очень хорошо себя чувствует.

- По сравнению с такими картинами, как «Груз 200» и «Кочегар», фильм «Я тоже хочу» не производит мрачного впечатления...

- Последняя картина действительно получилась светлой, спокойной и лиричной. Но это не значит, что такими бы оказались и его новые работы, успей он их снять. Алексей Октябринович был непредсказуемым человеком.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось