Архитектор и политик Лариса СКОРИК: «Таких, как я, надо было давно отстрелять... Хотя мне руки-ноги ломали, с лестницы сбрасывали»
«САМЫЕ БОЛЬШИЕ ВРАГИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ — САМИ УКРАИНЦЫ»
— Лариса (она попросила обращаться к ней по имени. — М. Н.), вы, как говорится, многое себе позволяете. Это у вас характер такой?
— Я совершенно нелицеприятная! И могу сказать человеку, какое бы высокое место он ни занимал, все, что о нем думаю, все, что слышу внутри себя, в чем убеждена. Я, как чукча, что вижу, то и пою. Когда начинался этот «оранжевый» бум, я была из тех, кого «гамузом» причисляли к патриотам. А я этого страшно не люблю. Считаю: когда человек бьет себя в грудь, кладет руку на сердце и называет себя патриотом, это граничит с идиотизмом.
— Вы о ком?
— Их так много! Я тогда сказала «оранжевым»: нет! И противопоставила себя своим землякам (я ведь из Львова), всей Галичине, которая опять же «гамузом» была «оранжевая». За исключением тех, кто боялся слово сказать против и вынужден был ходить, как в революционные октябрьские времена, не с красным, а с оранжевым бантом или шарфом. А я себе позволила... Вы не представляете, какие чудовищные SMS-ки я получала!
— Что было в них?
— Это нецензурно, я таких выражений не повторяю. Не могу.
— Хотя бы через многоточия...
— Сплошные многоточия! Звонили: «Я патрiот. Як ви можете?» — а дальше шла гирлянда из самых отборных матерных слов. Некоторые говорили спокойно: «Ларисо, як вам не соромно? Ми на вас молились, а ви нас зрадили». Но мне было фиолетово, что они обо мне в то время думали.
В политике для меня секретов нет. Я была слишком хорошо проинформирована. Прекрасно понимала, что в траве пищит и чем все это кончится. Кто вел тогда толпу на Майдан (а толпа для меня — это уничтожение всякого разума)? Кто устраивал эти игры с народом, превращая его в плебс? Бывшие комсомольцы-добровольцы, наши теперешние оппозиционеры. Я о них знаю всю подноготную: откуда взялись, кто такие, что за ними числится. Циники немыслимые!
Были комсомольцы, которые хоть во что-то верили, соблюдали хоть какие-то правила. А этим исключительно нужны были деньги. И они их урвали — у КПСС, из комсомольской казны. Это был стартовый капитал, на котором они делали потом свои видики, порнуху. Дальше пошли другие удовольствия. Называть имена? Да их полно! Днепропетровская группа. И не только...
И когда этот несчастный народ думает, какие к нему ангелы-хранители спустились с небес в белых одеждах и с красным сердцем, я говорю: «То, что имеем, мы получили по заслугам. Бог дал людям разум. Если человек не умеет им пользоваться, а живет одними эмоциями: «Верю — не верю», «Люблю — не люблю» — и деградирует, его можно пропиарить как угодно. Им легко манипулировать и заставить с утра верить одному, а вечером — другому.
— В чем вы видите главную проблему нынешних оппозиционеров?
Юная Лариса была «сублимирована в архитектуру» Фото из архива Валерии Врублевской |
— В их неистовом непрофессионализме, даже антипрофессионализме. Я это и тогда говорила. Мы только-только вышли из пещерного тоталитаризма. Независимость упала нам в руки, как звездочка с неба. Без крови, без слез, без всяких безумств.
И вот они додумались на 13-м году независимости делать революцию. Такое выдержать можно? И к чему пришли? К пещерной оппозиции. То, что они отключили электричество в парламенте, заставляя всех сидеть чуть ли не при свечах, говорит о том, что у них пещерное мышление, пещерные методы. Как говорил Ленин: «Если закон мешает революции, его надо устранить». Вот так и они себя ведут. Беспомощны, словно кастраты, дерибанят одно и то же. «Схаменiться!».
— Значит, вы были за Януковича?
— Конечно, да! А что, был какой-то лучший выбор?.. Я к нему присматривалась, когда он еще при Кучме был премьером. Тогда он, я думаю, не понимал этой чудовищной политики. Все его подставляли, предавали, и Президент тоже. Но Янукович — профессионал, человек дела. А для Украины сейчас это главное.
— После победы «оранжевой революции» вы не боялись ехать в родной Львов?
— Ровно через два месяца прибываю на вокзал. Там все меня знают: Львов не такой уж большой город. А таксисты тем более. Все ко мне: «Панi Ларисо! До мене, до мене!». Я говорю: «З вами не поїду, бо ви усi тут помаранчевi». Бежит какой-то парень, кричит: «Панi Ларисо! Я не помаранчевий. Я голосував за Януковича!». Это было показательно. Вот цена убежденности. То есть с народом можно делать все, что хотите.
— Зачем вы пошли в политику?
— Я ее не люблю. Иван Франко, один из моих величайших авторитетов, сказал: «Все, що я роблю для свого народу, я роблю не з почуття любовi, а з почуття собачого обов’язку». Так и я, понимаете? Я с удовольствием вышла из Верховной Рады.
Кстати, на сомнительной «Свободе слова» Савика Шустера, когда речь зашла об украинской культуре, я сказала: «Хотите знать мое мнение? Самые большие враги украинской культуры — сами украинцы». Оксана Забужко стала выспрашивать меня, почему я не люблю свой народ. Не знаю, что она, барышня, в этом понимает. Я ответила ей: «На такие дикие вопросы я не отвечаю». Почему она так спросила? Наверное, потому, что я не тусовалась на Майдане. Почему я должна любить всех «гамузом» — убийц, подлецов, обманщиков, мошенников? Это же глупо.
«ВИДИМО, МОЙ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ХОРОШО РАБОТАЕТ»
— Вы нашли объяснение тому, почему с Украиной все это случается из столетия в столетие?
— Первопричины мне неясны. Все, видимо, началось еще при раздроблении Киевской Руси на отдельные княжества: вечные славянские междуусобицы, мерзопакостное предательство собственных интересов. В гениальном фильме Тарковского «Андрей Рублев» князь Малый, ублюдок, приглашает татар, чтобы они убили его брата.
Приглашенные враги должны не только уничтожить брата, но и сжечь Владимир, его вотчину. Татары подъезжают к городу. Уже утро. Видны чудесные купола, соборы. И хан произносит: «Да, видно, сильно ты не любишь своего брата, если тебе такую красоту не жаль». Теперь мне очень хорошо понятно, почему мы почти восемь столетий не имели государства. И никого не надо обвинять — ни русских, ни немцев, ни евреев, никого! Причины всегда надо искать в себе.
— Вам и сейчас говорят: «Ларисо, як вам не соромно?».
— Мне «соромно»? Никто не говорит! Наоборот, те самые патриоты, которые шельмовали меня по телефону, в интернете, где угодно, зазывают теперь в свои партии. Я повторяю: «Информация — самое дорогое в моей жизни. И я слишком хорошо проинформирована». Таких, как я, надо было давно отстрелять. Но, видно, мой ангел-хранитель хорошо работает. Хотя было все: мне руки-ноги ломали, сбрасывали с лестницы...
— Как это случилось?
— Апрель, первая теплая суббота 94-го. Начинались президентские выборы. Я была, конечно, на стороне Кравчука, занимала позицию, которую не разделяли будущие «оранжевые». Собиралась ехать в Днепропетровск. Спускаюсь по лестнице в подземный переход — и вдруг получаю страшный удар в спину. Летела вниз не помню как. Сломала обе руки. Слава Богу, не повредила голову — более или менее успела сгруппироваться.
Национал-патриоты, так называемые нацдеки (я называю их еще национал-сексоты) снимали Леонида Кравчука. Я хорошо знала их «светлое прошлое» и разошлась с «Народной Радой» через полтора года. Сказала: «Все! Столько стукачей в одном месте — это уж слишком!». Судила их по делам, а не по их патриотическим басням. Больше всего меня бесило, что кагэбня, стукачи, выдавали себя за радетелей судьбы отечества и языка. Господа, да это же завербованная агентура! Черт возьми!
— Вас явно не хватает сейчас в политике, и это не только мое мнение. Вы не задумывались о возврате?
— Когда мне предлагали войти в список Януковича, я сказала ему: «Виктор Федорович, я вас поддерживала и буду поддерживать. Потому что вижу ваши возможности. Но мне жаль времени. Я понимаю, что происходит, и буду делать все, что могу. Но независимо, ни с кем не связанная никакими обязательствами».
«МОИ РОДИТЕЛИ ИМЕЛИ ПРЕКРАСНЫЙ ДОМ. В НЕМ БЫЛО 23 ДВЕРИ...»
— Чем вы сейчас живете, дышите?
— Всем, всем! Но есть у меня свой пунктик — «кохана» архитектура. Это моя страсть. Но я знаю многих архитекторов, для которых их профессия не пунктик.
— Как начинали? Что на вас влияло?
Лариса из тех женщин, которые коня на скаку остановят, в горящую избу войдут... На фото — Скорик прыгает с парашютом Фото из архива Валерии Врублевской |
— У нас в семье был культ великой и единой Украины, без разделения на «схiднякiв» и «захiдникiв». Большие семьи мамы и отца были практически уничтожены в боях за Украинскую Народную Республику. Все они погибли за эту идею. И у меня это в генах. В доме висели портреты Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки.
Был и портрет австрийца Вильгельма Габсбурга, который своему венценосному дяде говорил, что украинцы заслуживают того, чтобы иметь свое государство. Кстати, по линии матери до пятого колена во мне есть немецко-австрийская кровь. Хотя немцы не производят на меня впечатления. А вот австрийцы — да! Мне с ними легко: они не такие прагматики.
Мне было четыре года, когда я на полях старой книжки (бумаги тогда не было) нарисовала дом. И самое интересное, что он был изображен в перспективе, а не фасадно, как дети обычно рисуют. Маму это потрясло. В семь лет я решила, что стану архитектором.
Жить во Львове и не любить архитектуру — это странно. В нашем районе в основном были особняки, в том числе построенные в стиле раннего конструктивизма. Я ребенком влюбилась в этот стиль. Мои родители были преподавателями в гимназии, имели прекрасный дом. В нем было 23 двери: мы, дети, посчитали.
На нашей улице еще в 1957 году стояли газовые фонари. Очень красивые, изысканной формы. И ходил человек, который их вечером зажигал, а утром тушил. Улица была фактически каштановой аллеей, где чередовались розовые и белые каштаны. Мы всей семьей гуляли по ней в воскресные дни. У моих родителей было великолепное ощущение пропорции зданий. Они все время восклицали: «Посмотри, как красиво сделано!». Теперь те каштаны постарели, высажены новые. Газовые фонари уничтожили.
В 14 лет я поступила на архитектурный факультет Львовского политехнического института. Я была без паспорта, меня приняли с трудом. Окончила институт с красным дипломом. И меня распределили в поселок Рудный Карагандинской области.
Мой профессор Ян Багенский заступился за меня: «Но она же лучшая студентка! Имеет право выбора». Ему ответили: «Хорошо училась — хорошо будет работать. Там такие нужны».
Я собрала денежку и слетала туда. Это были выселки, самый натуральный лагерь! Там даже землемеру нечего было делать, не то что архитектору. Заявляю: «Я туда не поеду!». Меня отстранили от диплома. Две недели сидела дома. И все-таки вопрос решился. Пришли ко мне и сказали: «Ты едешь в Донецк». Я обрадовалась: «Ну это же Европа! Париж! Конечно, еду!». И прекрасно чувствовала себя в Донецке. Нашла там интеллигентных людей, мы дружим до сих пор.
— Почему вас хотели отправить в тот поселок? За что такая немилость?
— Я имела массу проблем с КГБ, потому что тусовалась с неблагонадежными людьми, была среди них самой младшей. Можно сказать, еще соплячка. Нашей гранд-дамой была Олена Антонив, будущая вторая жена Вячеслава Чорновила (мать Тараса) — они тогда еще не познакомились. Мы особо ничем не занимались, но говорили, рассуждали на недозволенные темы.
— В вашей группе был стукач?
— У! И не один, а целых трое. Один из них на пятом курсе признался, что был приставлен ко мне. Его завербовали в очень тяжелой жизненной ситуации. Хороший парень. Сеней звали. Пытался сбежать в Среднюю Азию от КГБ, но ему это не удалось.
«МАЙДАН НЕЗАЛЕЖНОСТИ — ЭТО ГЛОБАЛЬНЫЙ КИЧ, АПОФЕОЗ БЕЗВКУСИЦЫ»
— После вашего переезда в Киев вы стали борцом за гармонию в архитектуре...
— Да, я терпеть не могу все эти дурацкие финтифлюшки, которые понастроили в Киеве. Вроде Майдана Незалежности. Считаю, что это чудовищно. Какой-то бред, апофеоз безвкусицы. Странная фольклорная барышня стоит на шаре. Какие-то фаллические символы разношерстных империй упадка. При чем тут римская колонна? Мы писали сначала премьеру Виктору Ющенко, а затем Президенту Леониду Кучме, что эту гадость ставить нельзя.
Я тогда выпустила статью «Глобальный кич ХХ столетия». Именно создателям Майдана мы присудили нашу первую антинаграду «За самый уродливый проект в области градостроительства, архитектуры и монументального искусства».
Приз мы сделали в виде фаллической колонны, на которой покоится шар, а на нем — крылатый творец. Колонну, как атланты, подпирают восемь авторов. Античность! Классика! Все должно быть обнажено. К тому же их совершенно не мучает совесть. Модель сделал скульптор Василий Бык. Когда он принес ее мне, я долго смеялась. И даже ночью просыпалась, так мне было приятно и смешно. Хорошо получилось.
— А кто определяет, кому вручить антиприз?
— Мы проводим телефонный опрос не менее 700 человек. До сих пор — в основном по Киеву. В этом году подключаем Львов, где в последнее время тоже творятся архитектурные безобразия.
В Киеве выдвигаем два объекта. Страшный дом в переулке Рыльского, который воздвигнут рядом с Михайловским собором. Не могу это видеть! На антипремию, несомненно, тянет и недавно построенное здание на Большой Житомирской (2—4). Есть и на Подоле, на Почтовой площади, новый дом, уродующий ландшафт города. Пойдите и посмотрите.
— Я, наверное, как и многие, даже не обращаю на них внимания...
— А я, к сожалению, смотрю. Настоящий архитектор должен ходить с высоко поднятой головой.
— Отсюда ваше негативное отношение к небоскребам, закрывающим небо?
— Если они уместны, если они там, где надо, почему нет? Высотные дома не должны нарушать историческое ядро города. Их можно возводить за его пределами. В Афинах, например, центр не тронули. И в других европейских городах тоже. Британцы в «подмандатном» Иерусалиме установили: в центре должны быть здания не выше 28 метров.
Моя мастерская в 2002 году сделала макет, на котором мы показали, где возле центральной части можно строить высотные здания, а где нельзя. Он находится в Обществе охраны памятников. Все отцы города его смотрели, восторгались. Мы сказали: «Дарим макет вам. Берите и пользуйтесь!». Но они не решились его взять и начали волевым порядком тыкать высотные здания, где только мыслимо и немыслимо.
Против безумного дома на Грушевского, 9а мы боролись шесть лет. А они незаконно надстроили еще семь этажей. Дом сам по себе уродлив, не говоря уже о том, как он вписывается в окружающий архитектурный ансамбль.
— А что вы думаете о грандиозной стройке напротив «Олимпийского стадиона»?
— Это называется то, что «впереди паровоза». Самое главное для болельщиков — чтобы они без особых затруднений приходили на стадион и потом уходили. Теперь это будет сложно. А в первоначальном варианте проекта попасть на стадион людям было вообще «неможливо»! Я, когда увидела этот проект, сказала: «Если его примут, больше на градсовете не появлюсь». И его в основе не приняли. Но приняли многое другое, с чем я тоже не соглашалась. Однако того метража, на который заказчики рассчитывали, не будет. Площадь первого этажа придется открыть для пропуска массы болельщиков.
— Вы верите в то, что придет время, когда все эти уродливые построения, включая Майдан, будут переделаны?
— Надежда, как говорил Ленин о Крупской, умирает последней (смеется). Шутка! Чудес ждать не надо. Это будет происходить долго и мучительно. Но я верю в то, что есть Божий дух, который витает над нами, и что рано или поздно разум восторжествует. Зачем-то он же дан человеку!
— Вы не находите, что Киев далеко не духовный город?
— Он страшно мещанский. Таким он стал в конце ХIХ — начале ХХ столетия. В 30-е годы здесь были замечательные архитекторы — Алешин, Шехонин, Вербицкий, Дяченко... Интеллигентные, образованные люди, со своим внутренним аристократизмом. Сталинский Молох их уничтожил. Но почему сегодня, когда нет тоталитарной системы, строят в духе приказчиков, мещан и купцов? Откуда такая любовь к пошлости?
— Между политикой и архитектурой есть связь?
— Самая прямая. Черчилль сказал: «Архитекторам кажется, что это они строят города, а на самом деле города строят политики»...
— От политики и архитектуры плавно переходим к вашей женской сущности. У вас были какие-нибудь комплексы? Насчет внешности, например?
— Никогда! Абсолютно! И это меня саму удивляет. Я всегда понимала, что идеала нет. Когда была студенткой, мне говорили: «Ты — как фарфоровая статуэтка» (у меня с пропорциями все в порядке, я, как архитектор, могу себя оценить). Тогда я, конечно, была моложе и лучше качеством. У меня нет комплекса неполноценности, но нет и комплекса полноценности.
Парни, и стукачи тоже, за мной приударяли, старались попасть ко мне домой. Как сказали потом мои подруги: «В тебя все были влюблены». Но парни мне были безразличны.
— Соблазняли вас?
— Очень! Очень! И практически без результата. Естественно, возникали симпатии, но они быстро проходили. Я ведь была сублимирована в архитектуру (сублимация — перенаправление сексуальной энергии в другое русло, творчество, например. — М. Н.). Шучу, конечно (смеется). Дело в том, что мне очень трудно угодить. У меня очень большие претензии к мужчине. На какие-то мужские недостатки можно закрыть глаза, но рано или поздно все откроется.
«СТОЛЬКО ЕСТЬ УДОВОЛЬСТВИЙ В ЖИЗНИ, КРОМЕ ОРГАЗМА»
— Нарисуйте образ мужчины, который вам импонирует?
— В первую очередь он должен быть умным, эрудированным. Должен понимать искусство, разбираться в философии. Быть человеком слова: сказал — сделал, не сделал — объясни, по какой причине. Он должен быть воспитанным, с хорошими манерами. Аккуратным, но не до педантизма. Чрезмерность — это уже патология.
Не выношу истериков! Женщина тоже не должна быть истероидной. У моей бабушки была замечательная сентенция: «Вихована людина не має настрою». То есть ты не должен отягощать других своим настроением.
— Слишком уж идеально все это...
— Не идеально. Чтобы с кем-то нормально жить, нужно себя в чем-то ограничивать.
— В вас что, бес никогда не вселялся? Когда вы были не сама собой, чрезмерно выплескивали свои эмоции?
— Никогда! Оперная певица Соломия Крушельницкая говорила: «Я своє серце лiкую головою». Я счастлива, когда читаю или слышу слова, которые совпадают с моими. Человек без эмоций — не человек, но ему дан разум, чтобы их контролировать. В себе надо взращивать глубочайшее чувство ответственности за все.
Конечно, я срываюсь порой, когда «мои моджахеды» — внуки (их у меня трое) доведут. Например, прошу кого-то из них: «Сделай это», а он: «Не хочу!». — «Ты мне дай аргументацию». — «Не хочу, и все!». И когда он в сотый раз говорит: «Не хочу», я показываю ему, что становлюсь уже не такой спокойной, как обычно, что мне это не нравится.
— Чего в вас больше — женского или мужского?
— По-моему, я нормальная женщина. С нормальной ориентацией. И я при этом свои женские возможности не использовала.
Помню, когда пришла в Верховную Раду, Дмитро Павлычко начал ко мне подъезжать, как он умеет. Он же в этом смысле неутомим. Я ему: «Дмитре, ти що? Чим ти займаєшся? Думай про справи». И он стал меня вразумлять (цитирую, пусть подает на меня в суд): «Якщо хочеш бути в полiтицi й досягти чогось, ти не повинна про це забувати». Вы сами понимаете, что он имел в виду.
— А вы ему что?
— Я ему сказала: «Ти можеш робити, що хочеш, а я буду займатися полiтикою». Для меня это было, так сказать, ниже плинтуса. (Смеется). Я себе это даже представить не могла. И меня потрясало, когда я узнавала, что есть, к сожалению, такие барышни, которые, как поется в революционной песне, «грудью дорогу проложат себе». Не буду их называть. У меня есть правило: о женщинах — либо хорошо, либо ничего.
— Вас не мучили женские потребности?
— Они не такие уж и страшные. Помню, была у Димы Диброва телепрограмма «Антропология». Он пригласил на нее Дуню Смирнову, дочь актера Андрея Смирнова. Она написала блестящий сценарий к фильму «Дневник его жены», который рассказывает об интимных связях Ивана Бунина. Дибров ее спрашивает: «Дуня, вы ж такая красивая. Представляю, какое у вас было угарное настроение на этих съемках. Там секс, наверное, парил над всеми?».
Она говорит: «Дима, я не понимаю, почему все удовольствия переводят только в секс? Секс — это хорошо, конечно. Но вот я иду по морозной Москве, а в сумке у меня лежат две прекрасные книги. Я замерзла. И я знаю, что приду домой, налью себе маленькую стопочку водки для сугреву, закушу огурцом моего соления. А потом лягу на диван с этими книгами. И хочу вам сказать, что испытаю истинное физическое удовольствие».
Блестящий ответ! Я готова была расцеловать экран телевизора. Я ее очень хорошо понимаю. Потому что столько есть удовольствий в жизни не хуже оргазма! Мне самые малые удовольствия могут доставить очень большую радость. Я бываю уставшей, у меня тоже масса проблем. Иду и вдруг вижу: два абрикосовых дерева расцвели возле нашего института: одно — розовым цветом, другое — белым. И для меня это тоже счастье!
«У МЕНЯ ТАКОЕ КРАСИВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РАЗВОДЕ — ХОТЬ В РАМОЧКУ И НА СТЕНУ»
— Кто же вас, в конце концов, очаровал?
— Я не могла долго очаровываться. С первым мужем прожили полтора года. У нас все было хорошо. И было это так давно, что я даже не помню, как он выглядел. Мы разошлись друзьями. Он уехал очень далеко.
— А второй муж чем вас привлек? Он отвечал вашим требованиям?
— Я особенно к нему не присматривалась. Для меня было важно — и тогда, и сейчас, — чтобы человек был моего круга. Да и момент был такой, когда «для бедной Тани все жребии были равны». Умерла моя мама, я это тяжело переживала. Моя сестра Любовь в оперном театре была арфисткой. Там один скрипач сказал, что они организовали вокально-инструментальный ансамбль, ищут девушку с хорошим низким голосом. Сестра говорит: «Есть такая девушка — это моя сестра!».
Руководителем ансамбля был Мирослав Скорик, композитор. Я спела первый украинский твист «Не топчiть конвалiй» на слова Дмитра Павлычко. Выступала даже на всесоюзном «Голубом огоньке» — в платье с оголенными плечами. Я так над собой смеялась! И таки допелась: мы с Мирославом стали мужем и женой. Прожили вместе 15 лет. Замечательно разошлись — красиво, спокойно, интеллигентно. Все должно быть в нужном количестве. Я ж не виновата, что не создана для семейного блаженства.
— Когда вы это начали осознавать?
— Боюсь, что сразу (смеется). Да и он тоже не виноват. У него много положительного. Он талантливый композитор, славный человек! У меня свои примочки. И я уже созрела до того ощущения, что свобода для меня, как для профессионала, творческой личности, важнее всего. А двум творческим людям жить под одной крышей очень сложно, почти невозможно. Я стала чувствовать себя отягощенной постоянным присутствием человека, в котором все-таки проявлялись черты, которые мне не очень нравились.
Я должна жить отдельно, понимаете? Я трудоголик, работаю и в праздники, которые тоже люблю. Я отшельник, чувство уединения для меня — самое дорогое. Мне мешает, когда кто-то все время рядом. Даже если он золотой и бриллиантовый (смеется). Это угнетает. К тому же, когда люди живут в малометражных квартирах, как у нас, это обязательно приводит к тому, что они надоедают друг другу.
Я нормально выполняла свои обязанности жены, матери, бабушки. Дочь подросла. Спокойно, без каких-либо нервных потрясений, я сказала себе: «Все!». И трагедии в этом не вижу.
— Где он сейчас живет?
— Во Львове. Процесс развода длился долго — лет восемь. То он уезжал куда-то надолго, то я была занята. Наконец — последние формальности. Барышня в загсе спрашивает меня: «Вам ламинировать свидетельство о разводе?». А у меня — блеск в глазах! «Да! — говорю. — Да! Пожалуйста!». (Смеется). И теперь у меня такое красивенькое свидетельство о разводе, что хоть в рамочку и вешай на стену.
— Лариса, вы — особенная женщина...
— Все — особенные. У моего любимого Осипа Мандельштама есть великолепные стихи: «Не сравнивай: живущий несравним...».
— Считаете себя счастливым человеком?
— Да, хотя нельзя так говорить вслух. Я постоянно пребываю в состоянии эстетической влюбленности в окружающий мир. Жизнь — потрясающий подарок от Господа! Все, что Он посылает, это — не за что-то, а — к чему-то. Кстати, я греко-католической веры, и у меня есть еще два имени — Марта и Роксана. Так что я триедина. Я безумно люблю учиться, это кайф — постоянно узнавать новое. И если бы у меня была такая возможность, я бы снова поступила в какой-нибудь институт.
— Что-то хотели бы изменить в своем прошлом?
— Я не нахожу в жизни ничего такого, что хотела бы из нее вычеркнуть. Единственное, может быть, мне вообще не надо было связывать себя браком. Жениться, конечно, можно, а вот замуж выходить — это надо сильно подумать. (Смеется)