Вера АЛЕНТОВА: «Даже на Черном континенте ко мне подходили женщины с кольцом в носу и говорили, что судьба Кати Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит» — их судьба»
«Меня огорчало, что у Людмилы язычок хорошо подвешен, а я тихоня и ничего не могу ей ответить»
— К июню 80-го года я как порядочный человек посмотрел фильм «Москва слезам не верит» 10 раз и вдруг узнал, что на гастроли в Киев едет Московский театр имени Пушкина... На «Разбойников» Шиллера, где у вас была главная роль Амалии фон Эдельрейх, я ходил, помню, трижды и после каждого спектакля выносил вам букет цветов (ну еще бы, живую Катю Тихомирову увидеть вблизи). Карла Моора играл, по-моему, отец Сергея Безрукова...
Верочка хорошо училась и после школы собиралась поступать в мединститут |
— ...да, Виталик...
— ...но, конечно же, все, и я в том числе, шли на вас. Говорят тем не менее, что с первого взгляда сценарий сделавшей вас знаменитой и, в общем-то, судьбоносной для вас картины совершенно вам не понравился...
— Чистая правда.
— Но почему?
— Понимаете, изначально это была история односерийная...
Вскоре после того, как фильм получил «Оскар», мы поехали с ним в Испанию, и там, обнаружив, каким бешеным спросом он пользуется, прокатчики решили его подсократить, чтобы в отведенное время впихнуть еще один сеанс...
— Это же надо так любить деньги!
— Вот-вот... Картину довольно сильно урезали, вследствие чего разразился большой скандал — я даже не подозревала в себе столь бурного темперамента. Надо сказать, что и они тоже этого не ожидали. «Не похоже, — заметили, — что вы откуда-то с севера (я родилась в Архангельской области), можно подумать, что итальянка или испанка». Поверите ли, я была жутко возмущена, потому что на показе присутствовала королевская семья и, самое главное, кинорежиссер Карлос Саура, который в том же году тоже на «Оскар» номинировался, но приз дали не ему, а Меньшову. Мне просто было перед Саурой стыдно: что он подумал, посмотрев то, что показали?
Кошмар: настригли каких-то отрывков, и фильм, который идет два часа двадцать минут, до полутора часов обкорнали. Можете только представить, что получилось! Сюжет в голом виде, а прелесть, как известно, прячется в мелочах — в них все самое интересное, вкусное, даже иногда гениальное... В картине, согласитесь, множество изумительных деталей, которые и сделали ее такой любимой... Практически каждый узнавал в ней себя, видел какие-то ситуации, в которые он попадал, слышал шутки, близкие ему и понятные, но в первом варианте сценария всего этого не было.
Обидеть Валентина Черныха, автора, я не хочу, потому что на самом деле (не зря говорят: «Вначале было слово»!) первый толчок дал все же сценарий. Меньшов от него стартовал и принялся его доделывать, потому что Черных сказал: дерзай, дескать, сам, а я лучше за это время что-нибудь новое напишу... Вот Володя и дерзал.
— Многое, получается, возникало непосредственно на площадке, экспромтом?
— Что вы, конечно же, нет! Меньшов многое досочинил, придумывал реплики той же Людмиле, которая была у нас, как вы помните, особенно остроумна. Меня, признаюсь, страшно огорчало, что у нее язычок хорошо подвешен, а я тихоня и ничего не могу ей ответить. Только заканчивает свои монологи Людмила, появляется Гоша — тоже замечательный, остроумный, а я все киваю...
— ...зато как киваете!
— Меня тем не менее Меньшов убеждал, что дело совсем тут в другом — в судьбе: это, мол, завораживает и привлекает. Он оказался прав, но пока я снималась, грызли сомнения... Тем более что сценарий поначалу не приглянулся, и в первую очередь потому (да простят меня Господь Бог и Черных!), что был плоским. Примерно вот то же показали испанцы, и тогда я воочию увидела, что могло выйти (если не хуже!), сними мы только то, что написал автор.
После неприятного разговора со своим бывшим возлюбленным — сотрудником телевидения Рудольфом Петровичем Рачковым (Юрий Васильев) — беременная Катя решила все-таки родить ребенка. Впоследствии Рудольф Петрович стал Родионом, Катя — директором завода Екатериной Александровной, а их внебрачная дочь Сашка — просто красавицей... |
Да, безусловно, сам по себе сюжет интересный, но не более того. Три девочки-провинциалки приехали в Москву и захотели завоевать город: кто-то из них вышел замуж, родил, а у кого-то личная жизнь не сложилась, — вот, собственно, и вся история. В основном была выписана линия любви Кати с Гошей: как встретились и прочее, а вся предыстория наша, чудесные старики, которые радостно встречают на даче Раю Рязанову и ахают на Муравьеву, отсутствовала. Прелесть-то в этом...
— ...конечно...
— ...особая прелесть, я бы даже сказала, национальная... Хотя нет, она, наверное, общенациональная...
Когда «Москва» получила «Оскар», Меньшов был невыездной, тем не менее наверху одумались и стали выпускать хотя бы меня. Я смотрела наш фильм вместе с людьми разных национальностей, и везде реакция была практически одинаковой: что в Москве, что в любой точке мира. Даже на Черном континенте ко мне подходили женщины с кольцом в носу и говорили, что это абсолютно их судьба. Трогательно, правда?
— Поначалу, я слышал, вам очень понравилась роль Людмилы...
— Не то чтобы понравилась... Должна вам признаться, что играть положительного героя намного сложнее — надо искать какой-то особый ключ, чтобы расположить зрителей и чтобы они при этом не думали: такой хороший, что аж противно. Мало того, надо найти какие-то человеческие краски, неизбитые черты характера. Людмила, конечно, ярче...
— ...колоритнее...
— ...юморнее. Вообще, как любая отрицательная, эта роль гораздо эффектнее по материалу — куда до нее Катерине, которая постоянно отмалчивалась!
«Все против нас было, кроме длинных очередей, которые выстраивались в кинотеатры»
— Трений с Ириной Муравьевой у вас в ходе съемок не возникало?
— Нет, что вы — на площадке у нас была чудная атмосфера, мы очень друг друга любили, и потом, ну как вам сказать... Такого, чтобы она мне перебежала дорогу, не было: я в этом смысле доверяю Меньшову, а он считал, что моя роль эта... Видел во мне что-то такое, чего даже я в себе тогда не замечала...
Екатерина Тихомирова — прообраз современных женщин, у которых сложилось все, кроме личной жизни |
— Видите, разглядел...
— Разглядел и понял, что это будет интересно людям.
...Муравьева — великолепная актриса, и сыграла она изумительно, поэтому... Нет, никаких трений у нас не было, ничего абсолютно, кроме нежности, которая сохраняется по сей день — когда где-то встречаемся, рады друг другу безмерно. Увы, случается это крайне редко, и хотя наши театры рядом, Москва — большой город, жизнь разводит... По работе мы больше не пересекались, хотя такая возможность была. У нас с Володей есть новый спектакль, куда мы хотели пригласить Ирочку, но она, к сожалению, не смогла выкроить время. Жаль, ведь эта форма сейчас популярна — может, за ней будущее...
— Имеете в виду антрепризу?
— Этот спектакль играют приглашенные актеры — ну, скажем, когда в своей труппе режиссер исполнителя на ту или иную роль не видит. Примерно так же это происходит в кино или на Западе, где актеры собираются на определенный спектакль, отыгрывают его, а потом разъезжаются. Собственно говоря, все западные труппы устроены таким образом — вот и у нас понятие «театр — дом» потихоньку (может, и к сожалению!) отмирает.
— Только в 80-м году фильм «Москва слезам не верит» посмотрели в Советском Союзе 90 миллионов человек — страшная цифра! Как на вас, исполнительнице главной роли, все это отразилось — невероятным успехом вы были, небось, ошеломлены?
— Шока не было, потому что у нас это как-то не очень приветствовалось. Ну, Государственную премию дали... «Оскар» в то время не был так популярен...
— ...как Госпремия СССР...
— Я бы сказала: не был раскручен так, как сейчас, и потом, мы столько получали от критики по шеям...
Роль слесаря Гоши сделала Алексея Баталова кумиром советских женщин |
— Вы тоже?
— Ну, если режиссер картины — твой муж, когда достается ему, перепадает, разумеется, и тебе. О фильме столько гадостей в свое время наговорили, что мы уже сами стали в нем сомневаться, ощущение было какое-то зыбкое... Не было, знаете, чувства победы, праздника, эйфории, потому что постоянно терзались: а может, действительно, что-то не так? Все, Дима, против нас было, кроме диких очередей, которые выстраивались в кинотеатры...
— Публика — думали, очевидно, критики — дура, что с нее взять...
— Ну да! У нас до сих пор способность режиссера сделать спектакль или фильм кассовым, зрительским, не уважают, а между тем это умение очень редкое и чрезвычайно высоко на Западе ценится. Там, даже если картина — мура полная, но собрала много денег и зрителей, режиссера до небес поднимают, а у нас это не принято, у нас традиционно считают, что искусство — нечто сложное. Многим и в голову не приходит, что простое сделать ничуть не легче...
После того как за количество пришедших в кинотеатры людей стали платить вторые постановочные (их получили мы и «Экипаж»), масса режиссеров бросилась снимать зрительские, как они думали, ленты...
— ...но ничегошеньки не получилось...
— К величайшему сожалению. Надеюсь, хоть после этого они поняли: критиковать куда легче, чем сделать что-нибудь самому... Зачастую их кривые ухмылки — лишь маска, и до сих пор, если что-то у человека не получается, он выворачивается: мол, так я и хотел, потому что настоящее искусство в том, чтобы быть непонятым. Есть, правда, способ отличить настоящее от подделок, которых великое множество. Настоящих всегда мало — и не только режиссеров, художников, но и сантехников, инженеров...
«К величайшему сожалению, я себя назвать молодой не могу»
— В 81-м году вы были признаны в СССР лучшей актрисой года, и при этом, я слышал, вас не узнавали на улицах. Неужели такое возможно?
— Вполне. У меня в этом смысле совершенно замечательное лицо, потому что оно меняется, и я могу быть абсолютно неузнаваемой (хотя теперь уже, естественно, нет). Такое количество зрителей, и столько раз видели меня на экранах... Был же период, когда «Москва слезам не верит» показывали по телевидению каждую неделю — тогда у нас только появились частные каналы, и уследить за этим калейдоскопом было практически невозможно. Я считала, что это просто непристойно, потому что портит отношение к фильму: когда постоянно крутят одно и то же, оно в конце концов приедается, надоедает.
Сейчас мне, конечно, спрятаться сложно, а в то время не составляло труда. Помню, еще до «Оскара» приехала я в Брюссель получить приз «Сан-Мишель». Мне его присудили за лучшую женскую роль, несмотря на то что там находится штаб-квартира НАТО и в день показа картины сорвали советский флаг.
— Все как положено!
В картине Юлия Райзмана «Время желаний» Алентова сыграла в паре с блистательным Анатолием Папановым пробивную, хваткую и прагматичную героиню. 1984 год |
— Прибыть на официальную церемонию награждения вовремя я не могла — была на гастролях, поэтому меня послали отдельно. В Бельгию улетела одна, без сопровождения, и это вызвало много вопросов: «Как? А кто-нибудь из КГБ?». — «Может, и был кто, — отвечала, — но я не видела». Специально для меня, актрисы из СССР, открыли ратушу, и мэр бельгийской столицы вручил мне очаровательный приз... Все было очень красиво, но дело в другом.
Поскольку я летела без ребят в штатском, одна, и абсолютно никаким языком, кроме очень плохого французского, не владела, меня должны были встретить, однако... Встречающий просто меня не узнал: я уже готовила новую роль, поэтому перекрасилась в другой цвет и постриглась, а на Западе это не принято.
— Образ надо эксплуатировать!
— Есть, скажем так, имидж, в котором ты о себе заявил, и тебя должны узнавать! У нас между тем школа другая, нас учили иначе: нужно уметь менять лица и характеры, чтобы ты был неузнаваем, — это важно. У меня, например, была девятисерийная телевизионная картина «Такая короткая долгая жизнь», где я снималась в роли простой деревенской женщины: репейным маслом мазала волосы...
— ...кошмар!..
— ...зачесывала их на кривой пробор, оттопыривала себе ушки, а параллельно шел фильм-спектакль «Невольницы», в котором играла совершенно очаровательную, избалованную и очень красивую женщину. Как-то композитор Левитин, написавший для этого сериала музыку, стоя со мной — в этом-то виде с оттопыренными ушками! — на площадке, восторженно произнес: «Видел вчера в «Невольницах» потрясающую красавицу». — «Это я», — у меня вырвалось. Он не поверил...
Это вот умение перевоплощаться я очень ценю, и, кстати, среди западных актеров оно немногим дано. Скажем, де Ниро это умеет. Чтобы сыграть в фильме «Бешеный бык», он поправился на 20 килограммов: вначале его показывают старым (он абсолютно неузнаваем), а потом — молодым.
Допускаю, конечно, что у них могут так многие, но судя по фильмам рискуют на это пойти единицы, а у нас — кто угодно, потому что нас изначально учат, что актер — лицедей. Естественно, лица нужны разные, окрашенные вдобавок характерами и внутренним светом. Если же просто, как говорил в свое время Равенских: «Ну, вышел артист, ну, налепил себе нос, и я вижу, что это артист с налепленным носом», тогда это неинтересно.
— Многие режиссеры мечтают снять и снимают продолжения культовых фильмов и перепевы таких лент, как «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Д’Артаньян и три мушкетера»... Увидим ли мы когда-нибудь «Москва слезам не верит-2» и, если да, сыграете ли в этой картине вы?
— Все тут от множества обстоятельств зависит, и сложатся они или нет — неизвестно: жизнь настолько разнообразна...
Буду ли я, если вдруг, сниматься? Сослагательного наклонения не люблю, но если фильм все же состоится, вряд ли я получу там главную роль, поскольку будущее принадлежит молодым. К величайшему сожалению, я себя назвать молодой не могу, но какое-то отношение к новой ленте мы, прежние исполнители, надеюсь, будем иметь...
— Иначе просто бессмысленно все начинать...
— Безусловно, какая-то причастность, видимо, будет, но сказать об этом что-то конкретное сейчас не могу, потому что не знаю, как все повернется. Есть человек, который в съемках продолжения заинтересован и считает, что это будет здорово. Получится ли, я не знаю, но что такой фильм посмотрят, уверена — хотя бы просто из любопытства, как «Иронию судьбы-2». Кто-то примет, кто-то, понятно, — нет, но разве не интересно: как это сделано, что они там придумали? Даже если кто-то подходит к этому цинично: «Ну и что они мне там покажут? Смогут ли первый фильм переплюнуть?», все равно отправится в кинотеатр, а для продюсеров, поскольку все стоит денег, это особенно важно. Надо лишь постараться сделать такую картину талантливо...
«Вот бы мне такую жену», — говорили мужчины»
— Однажды, раскрыв свой альбом, очень хороший киевский актер Николай Олялин показал мне фотографию из кинофильма «Дни летные», где с вами снимался. Молодые, красивые... Я между тем очень люблю картину «Время желаний», где у вас блестящий, на мой взгляд, тандем с Анатолием Папановым, и считаю эту вашу роль одной из лучших, если не лучшей. Работа над образом сильной женщины Светланы Васильевны вас увлекла?
— Да, потому что Анатолий Гребнев — шикарный сценарист, и замечателен он был тем, что улавливал тенденцию — то, что еще не было описано, но в жизни уже проявлялось. Светлана Васильевна — это такая советская бизнесвумен, но если бы фильм снимали сегодня, она никого бы не удивила...
Вера Алентова (Валендра) и Сергей Никоненко (директор школы), «Завтра была война», 1987 год |
— ...и сыграли бы вы ее точно так же?
— Наверняка, но тогда этот тип только нарождался.
— Хваткая, быстрая!
— Эпитетов и помимо этого предостаточно... Как правило, хваткая — слово с отрицательным знаком...
— Ну почему — я употребил с положительным...
— Да уж, мою героиню восприняли так положительно, что когда картину показали первый раз на «Мосфильме», мужской рев раздался. «Вот бы мне такую жену», — говорили мужчины...
— ...чтобы за спину спрятаться...
— ...хотя образ все-таки отрицательный — она же тянула человека не на свое место. Да, делала это, желая ему добра, но прежде всего ради своего блага и высоты положения...
— Это последний фильм Райзмана?
— К сожалению. Юлий Яковлевич всегда снимал актера один раз и больше к нему уже не возвращался, тем не менее после «Времени желаний» он позвонил: «Верочка, я хочу сделать картину — вы бы на роль в ней не согласились?». — «Боже! — воскликнула. — Да я буду счастлива».
Признанный корифей, мэтр, но... не случилось, хотя это было задолго до его смерти. Начинать новую работу Райзман боялся, а фильм «Время желаний» получился, хотя и не имел такого зрительского успеха, как «Москва слезам не верит». Он тем не менее получил отклик у критики, у думающей интеллигенции, у людей, увидевших в нем ростки нового — того, что Гребнев, собственно, описал, Райзман сумел снять, а я, видимо, смогла сыграть...
— Папанов там тоже хорош был...
— Папанов — актер изумительный, но сыгранный им типаж был известен, а вот женщин таких не знали... Светлана Васильевна представляла собой абсолютно иной тип, и этим сценарий был в первую очередь интересен.
Потом Гребнев что-то еще для Райзмана написал, они что-то вместе придумывали, но запустить новый фильм, понимая, что лет ему много, Юлий Яковлевич не рискнул... В период работы над «Временем желаний» ему было, по-моему, 80, но он оставался абсолютно молодым человеком — умным, очаровательным и поразительно талантливым.
— Интересно работал с актерами на площадке?
— Очень!
— А в чем состояла эта старая школа?
— Сейчас объясню. Прежде чем репетировать, он проводил много проб — ему было важно, чтобы мы одинаково понимали образ. Это даже не репетицией называлось, а разговором. Он спрашивал: «Вот если так будет, как героиня поступит?». Я: «Пожалуй, она сделает то-то». — «Хм... А если вот так?». — «Ну, пойдет, очевидно, ва-банк». Райзман кивал: «Да, верно»... Таких бесед было много...
— Думаете, он сверял ваши ощущения со своими?
— Я видела, что Юлий Яковлевич абсолютно со мной согласен, и он этого не скрывал. Он очень хотел, чтобы мое понимание героини максимально совпадало с его.
Когда мы стали сниматься, он сидел на табуреточке рядом с камерой, смотрел на нас влюбленными глазами, улыбался и не издавал ни звука. Если бы на площадку пришел не знавший Райзмана посторонний, ему бы и в голову не пришло, кто это, — вот что значит подготовка! Не зря говорят, что 90 процентов успеха фильма и театрального спектакля — это правильное распределение ролей: если оно верное, точное, все начинает работать...
Это не значит, конечно, что быть нужно такой же дрянью, как моя героиня, просто когда подключается человеческая и актерская органика, все складывается как нельзя лучше. Мне эта роль была интересна еще потому, что я была заявлена как стопроцентная женщина-судьба и положительная героиня, но шлейф картины «Москва слезам не верит» был слишком велик, поэтому многие даже не поняли, что Светлана Васильевна — персонаж отрицательный, и считали, что она большой молодец.
— Так, мол, и надо себя вести!
— Да, но я говорю, разумеется, о простой публике...
— Еще один очень хороший, на мой взгляд, фильм с вашим участием — «Завтра была война»... Когда началась перестройка, во внушительном ряду конъюнктурных антисталинских картин он не затерялся, а ваша роль учительницы по кличке Валендра вообще, на мой взгляд, замечательная. Вы в данном случае старались показать свое отношение к тому режиму или лишь четко следовали сценарию?
— В любой образ я никогда не вкладываю ничего, кроме характера, да и как можно выразить отношение к режиму — не представляю!..
— Ну, например, сделать персонаж еще омерзительнее...
— Да? А куда же еще? Понимаете, я всегда адвокат своей роли: какой бы гадкой та, кого я играю, ни была, оправдываю ее на 110 процентов — на 150, если хотите. Кстати, это тоже школа: нас учили быть не судьями своих ролей, не прокурорами, а обязательно адвокатами.
— Чем же, простите, Валендру оправдать можно?
— Чем? Искренностью...
— ...убежденностью...
— Да, видите: безгрничной искренностью и убежденностью. Она поступает так, потому что считает: только так и возможно, и это не то, что Валендра придумала, — она просто истово верит... Для меня первостепенно, какой характер, из чего состоит, а отношение к режиму и все остальное — пускай о таких вещах уже зритель судит. Или следующие поколения — если увидят картину и захотят в чем-нибудь разобраться. Один ведь рассудит так, другой совершенно иначе, третий вообще по-своему... Наше актерское дело — играть, как дано ролью, и если режиссер еще может влиять на атмосферу, направленность ленты, то актер, я считаю, не должен этого делать — просто не должен!
«Мне кажется, фарс «Ширли-мырли» Меньшов снял преждевременно — 40-летние за ним не поспевали»
— Фильм-фарс Владимира Меньшова «Ширли-мырли» получился очень смешным, ну а вы в процессе работы много смеялись?
«В «Ширли-мырли» много замечательных людей и вещей... Вообще, у Меньшова — только подумайте! — нет картины, которую бы не любили зрители». Валерий Гаркалин и Вера Алентова, «Ширли-мырли», 1995 год |
— Да (улыбается), хохотали порой от души. Видимо, очаровательный Валера Гаркалин рожден для гротеска — это ведь редкий актерский дар. Меньшов проводил на эту роль дикое количество проб, хотя обычно обходится минимумом...
— Знает заранее, кто сыграет?
— Не то чтобы знает, но приблизительно видит, а тут попробовал Валеру разок и пропустил, стал другие кандидатуры просматривать — все не мог актера найти... Фарс — жанр все-таки особый, и остаться в нем привлекательным трудно.
— Да и играть в этой манере непросто...
— Нет, если создан для фарса, легко... Почему великая Верико Анджапаридзе играла трагедию так, что весь зрительный зал просто умирал вместе с ней? Она была рождена для трагедий. Тяжело было ей раз за разом заново это переживать? Напротив, потому что, если неделю она не выходила на сцену, плохо себя чувствовала.
Актер, я считаю, должен уметь все, но для определенного жанра ему нужно родиться, и вот как раз Валера Гаркалин рожден для гротеска, фарса. Сейчас по российскому телевидению показывают фильм, где он играет какого-то инопланетянина, — я мельком видела. Это какое-то очередное мыло на 100 или 200, а может, и все 300 серий...
— ...но он хорош!..
— Очарователен абсолютно, и хотя играет какого-то очень странного человека, он там абсолютно на месте, потому что в своем жанре органичен, привлекателен и смешон.
— С другой стороны, Табаков в «Ширли-мырли» был неожиданным, правда?
— А там было много неожиданных людей и вещей. Замечательный Валерий Семенович Фрид (царствие ему небесное!) сказал Володе: «Слушай, а где ты актрису нашел, так на Верку похожую?». Представляете, он в цыганке меня не узнал, хотя мы дружили с младых ногтей и с ним, и с его соавтором-сценаристом Юлием Теодорычем Дунским, который уже не успел нашу работу увидеть.
Кстати, с этой картиной интересная история произошла — мне кажется, Меньшов ее снял преждевременно — лет на пять раньше, чем нужно бы, потому что молодые этот фильм поняли и полюбили, а 40-летние догоняли с трудом. Он на каком-то другом уровне сделан и в таком ритме, что они за ним не поспевали. Сейчас-то мы уже все насмотрелись клипов, и, если впервые «Ширли-мырли» увидим, не растеряемся, а тогда... Даже Нонна Мордюкова, которая там снималась, картину не поняла... Прошло лет пять или шесть, она вдруг позвонила: «Слушай, я тут посмотрела...». Тоже, поди, клипов нагляделась и научилась разбираться. Вообще, быстро реагировать, слышать, соображать...
— ...может не каждый...
— ...людям пожилым не дано. Конечно, 40 — не возраст, но если сноровки нет, это сказывается. Здорово, что спустя несколько лет, когда клипы пошли в большом количестве, она появилась, и у нашего фильма, и до того любимого многими, поклонников заметно прибавилось.
Вообще, у Меньшова — только подумайте! — нет картины, которую бы не любили зрители. Он снял, например, две изумительные документальные ленты о кладбище, и мне жаль, что они, по-моему, всего дважды прошли по телевидению. Казалось бы, ну что можно там показать — кресты да могилы, но когда надгробный памятник оживает и ты видишь этого человека молодым, энергичным, такая боль вдруг пронзает: кого мы теряем.
Естественно, то, что люди уходят, — это нормально, но когда смотришь на изваяние, у тебя одно ощущение, а потом из него вдруг проглядывает лицо... ну, скажем, юного Яшина, который ловит мячи, и сердце невольно сжимается. Короче, это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем 100 — услышать, поэтому, если будет такая возможность, посмотрите эти два фильма — они изумительны.
«Мы прилетели с Ирочкой Муравьевой в Италию, нас никто не встретил, а денег нам тогда не давали вообще никаких»
— Ваш муж со мной не согласился, но картину «Зависть богов» я считаю совершенно антисоветской — вам так не кажется?
— Нет, не кажется. Эта лента тоже была снята на сломе, когда общество разделилось, и там было роздано всем сестрам по серьгам...
«Москва слезам не верит»: Алексей Баталов, Вера Алентова и Владимир Меньшов 30 лет спустя |
Задача была такая, ведь это ужас, до какой степени вошла в нашу жизнь политика и эти бесконечные выяснения: «Ты за кого?». — «А ты за кого?». Из-за партийных разногласий разваливались даже семьи, люди разводились. Это были очень интересные годы, каждый горячо отстаивал свою точку зрения, а кто в результате прав оказался? Не знаю, и вы не знаете. Всех только время рассудит и, полагаю, неблизкое.
Думаю, вообще, чтобы о чем-то судить, нужно, во-первых, остыть, а во-вторых, просто отойти немножко подальше, чтобы на все посмотреть со стороны. Вот, скажем, когда я меняю обои или что-нибудь крашу, непременно должна посмотреть на это как следует и заняться чем-то другим, а потом прийти и окинуть все свежим взглядом. Так же и любая картина, если она несет какую-то человеческую боль и нагрузку (тем более, как вы говорите, политическую)... Нет, я не считаю, что фильм «Зависть богов» антисоветский.
— Какое мощное, тем не менее отражение жизни целого поколения получилось — узнаешь все...
— Я, кстати, опять не уверена, что Меньшов не опередил время. Может, эту картину тоже надо было чуть попозже снимать, потому что критики снова встретили ее в штыки. Не было вообще меньшовского фильма, который бы они приняли, а вот люди их любят.
— Ну не для критиков же он снимал — правда? Для людей!
— Безусловно, а с критикой сейчас вообще какая-то несуразица — и с театральной тоже.
— По-моему, ее просто нет...
— Как-то иначе их учат, что ли? Такое у них ощущение, что критик все почему-то знает, но почему он в курсе, а я нет — может, я тоже кое-что понимаю. Ну или хотя бы мы оба в чем-то осведомлены: вы знаете одно, я другое, — уже любопытно, можем поговорить, а если один всеведущ, а другой где-то внизу и ничего не смыслит, то и разговаривать бесполезно.
Нет, определенно, я думаю, их как-то иначе учат — в этом все дело. Без какого-то элементарного уважения к другому человеку (я уж не говорю — к его труду!), к чужому мнению, к иному способу выразить то, что на душе накипело.
Ну ладно, оппонент делает это не так, но в схожем случае Вольтер сказал: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать». Нет, у нас такого права никто не дает — ну как это? Даже если чего-то я не приемлю, человек имеет право так думать? Он вправе мыслить, как у-год-но, потому что каждый из нас — индивидуум, личность, которую уважать нужно с младых ногтей.
— Вы обмолвились, что немножко французским владели, — при общении с Депардье это вам помогло?
Вера Алентова и Жерар Депардье в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов», 2000 год |
— Нисколько. К тому времени я уже все забыла, но были моменты, когда язык выручал, — в ситуации крайней в памяти все всплывает. В том же Брюсселе, я бегала по аэропорту и щебетала по-французски, — а что делать? Меня поняли, и еще был случай, когда мы прилетели в Италию с Ирочкой Муравьевой... Сначала к нам подошли две овчарки и обнюхали, как потом выяснилось, искали наркотики. Мы же еще не знали...
— ...что это...
— Ну да, тогда наркотиков у нас не было, и мы не поняли, для чего собаки. Так вот, поскольку никто нас не встретил, я мгновенно заговорила по-французски. Сказала, что мы актрисы, что нас должны встретить. Мне объяснили: «Вас ожидают, к сожалению, в другом аэропорту. Потерпите, через пару часов за вами приедут». Я все поняла, но как только эта информация до меня дошла, мгновенно все мои лингвистические познания отключились. Кстати, нам тогда совсем не давали денег — вообще никаких.
— И действительно: зачем советским актрисам деньги?
— Незачем... «Получите там!» — сказали. Только представьте себе: сидим в аэропорту два часа и ждем, пока за нами приедут, а платно же все: без денег ни водички попить, ни отлучиться куда-нибудь невозможно... По возвращении я устроила в Москве дикий скандал, и нам стали давать в сутки пять долларов...
— С Депардье тем не менее вы по-французски общались?
— Нет, конечно — только через переводчика.
— Обаятельный он человек?
— Очень. Большие актеры, как правило, все обаятельны, исключительно просты в обращении и в этом похожи.
«Мама сказала, что валять дурака мне не позволит, и велела: «Иди работай!»
— Ваши родители тоже ведь были актерами, но отец умер, когда вам еще и четырех лет не исполнилось. Ваша мама, я знаю, часто приговаривала, что все у Верочки хорошо будет, потому что Господь жалеет и оберегает сирот...
— Да (грустно), да...
— Тяжелое послевоенное детство наложило на ваше будущее отпечаток?
— Оно, Дима, у всех тогда было трудное, поэтому что уж там... Мне те годы запомнились прекрасными и счастливыми — не каждый, в конце концов, понимает, что ему досталось тяжелое детство. Это осознаешь, только когда вырастаешь, обзаводишься своими детьми и можешь им что-то приобрести, а когда появляются внуки и их можно побаловать еще больше, окончательно понимаешь: да, твое детство было, пожалуй, не самым легким. Ну а пока человек мал, окружающий мир видится ему в радужных красках, и так почти у всех детей, за исключением разве что детдомовских, которые без родителей очень страдают. Если вы почитаете биографии замечательных людей, увидите: практически у каждого из них было тяжелейшее детство — нищее, босое, голодное...
Дмитрий Гордон в гостях у Веры Алентовой и Владимира Меньшова в их подмосковном доме Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— ...но все равно счастливое...
— Да, как и фронтовая юность. На войне же и любовь была, и радостное восприятие жизни. Читаешь воспоминания о тех днях и удивляешься: все прекрасно! Поэтому, я думаю, дело не в том, что послевоенное, а в том, что детство.
— У вас сохранились какие-то обрывочные детские воспоминания — яркое пятнышко в той черно-белой хронике?
— Я, знаете ли, не очень рано себя помню, но разных моментов много. Правда, таких, чтобы с читателями поделиться, пожалуй, нет...
— Вы родились на севере, но потом вместе с мамой уехали в Украину...
— В Кривой Рог, где я пошла в школу — в музыкальную и обычную. Эти места во время войны под немцами находились... Напротив нашего детского сада стояла разбомбленная школа, и мы ходили туда гулять, пока нам не запретили — там нашли что-то взрывоопасное. Мне почему-то после севера, где в то время жило очень много эвакуированных ленинградцев, тяжело было. Видимо, к детям они относились теплее, чем на Украине (или в Украине, как у вас говорят), потому что...
— ...настрадались...
— Да, ощущение горя еще не прошло, и какой-то гнет на этих людях лежал. На севере, где немцев не видели и не знали, все выглядело несколько иначе, а так все в Кривом Роге замечательно было: уйма фруктов, дешевый рынок, тепло... Много времени к тому же мы проводили на улице, что на севере невозможно.
— Это красивая легенда, что в юности вы трудились разнорабочей?
— Нет, не легенда — я действительно поступила разнорабочей на меланжевый комбинат в Барнауле. После окончания школы подала документы в мед, потому что мама хотела, чтобы я стала, как дед, врачом. Остался последний экзамен — английский, который знала великолепно, но в это же время я показалась в Алтайский драматический театр — был такой в Барнауле. Отчим считал, что у меня есть все данные, и потихоньку от мамы, которая не хотела, чтобы я стала актрисой, говорил: «Показывайся — у тебя должно получиться». Конечно, меня взяли — а почему нет? Молоденькая, хорошенькая...
— Какое счастье — Алтайский театр!..
— Мама, работавшая в ТЮЗе, о наших интригах не подозревала. Радостная, я пришла домой и сказала: «Мама, у меня две новости — одна хорошая, другая плохая. Плохая — это то, что я недобрала баллов в мединститут» (а это был абсолютно сознательный шаг, потому что училась я хорошо, и мама была поражена тем, что, сдав в школе английский на пять, дочь на вступительном экзамене схлопотала трояк)... «Зато, — подытожила, — я теперь актриса вспомогательного состава Алтайского драматического театра».
Вот тут-то я получила по носу. Мама отрезала, что таких молоденьких и хорошеньких много и, если хочу быть актрисой, поступать надо ехать в Москву, потому что профессией следует заниматься всерьез, а валять дурака она мне не позволит. И велела: «Иди работай!».
Мне тем не менее было всего 17, и никто не хотел меня брать, потому что несовершеннолетним положен неполный день. С большим трудом я устроилась на Барнаульский меланжевый комбинат в ужасно шумный цех. Женщины-работницы к этому грохоту, видно, привыкли, а мне поначалу было крайне тяжело. Это счастье, что я трудилась четыре часа, потому что за восьмичасовую смену с ума бы сошла. Целый год была я там, что называется, на подхвате, и меня считали своей.