Фотохудожница Елена МАРТЫНЮК: «Леонтьев пришел ко мне после концерта — глаза усталые, потухшие... Я ему — хлюп на голову кувшин холодной воды. «Да-а-а, — произнес Валера, — нестандартный у вас подход к работе...»
Валерий Леонтьев: «Не отпускай меня назад, зови, зови меня, зови, я не умею больше жить без притяжения любви» |
Михаил Пореченков. Чисто и конкретно |
Не только Дмитрий Нагиев оставил свой след в искусстве, но и оно на нем... |
«Мишу Боярского я заставляла много курить. Он очень красиво это делает!»
— Лена, я слышала, вы недавно работали на съемках фильма «Возвращение мушкетеров», который в этом году выйдет в прокат. В картине заняты известнейшие актеры: Боярский, Смехов, Старыгин, Смирнитский, Ширвиндт, Алиса Фрейндлих... Каковы впечатления?
— Ну, «работала на съемках» — это сильно сказано. На самом деле, я снимала фотопробы — артистов в костюмах их героев — и делала афиши. Придумать достойное продолжение истории Дюма, известной всему миру, очень сложно, но, мне кажется, это продолжение будет таким же захватывающим, как «Три мушкетера».
Тарзан. Вооружен и очень опасен |
Привычнее и проще всего было с Мишей Боярским общаться: мы ведь знакомы уже 20 лет! Его супруга, замечательная театральная актриса Лариса Луппиан, мне как сестра. Когда бываю в Санкт-Петербурге, обязательно захожу к ним в гости.
Приятно видеть на стенах их дома мои работы: я не раз фотографировала и Мишу, и Ларису, и всю их семью. Лизу, дочку Боярского, вообще с пяти лет снимаю. Она на моих глазах выросла. А Мишу, когда фотографирую, всегда заставляю много курить: он очень красиво это делает, даже эротично, пускает дым кольцами... Так курить, пожалуй, еще только Сережа Маковецкий умеет.
— А говорят, Боярский — человек высокомерный...
— Что вы! Интеллигентный, умный — настоящий петербуржец! И по-настоящему великий актер. Открою секрет: новые «Мушкетеры» начинаются трагически — четверо друзей гибнут. Дальше с гвардейцами кардинала борются их дети. Вот я и предложила на фотопробах такую ситуацию: «Миша, представь, что ты д’Артаньян, который вступает в бой, понимая, что смерть близка и победить уже не удастся...».
«Наташа Королева оказалась совсем не такой, какой привыкли ее видеть зрители» |
Гляжу, а у него глаза быстро-быстро наполняются слезами! Я скорее снимать! Раз-раз — и по щекам потекли настоящие, не наигранные слезы! В актерской среде вот так заплакать считается наивысшим мастерством. И когда я выразила свое восхищение, Боярский ответил: «Моя Лиза тоже так может!». Он очень любит дочь и ценит ее талант...
— Михаилу Сергеевичу еще повезло: вы ведь своих моделей не только плакать, но и раздеваться заставляете!
— Когда-то Андрей Малахов меня спросил: «Как вам удается уговорить звезд раздеться?». Я сказала: «Не поверите! Я их одеться уговариваю!». (Смеется).
«Жириновский вместо 20 минут пробыл у меня в мастерской целый день»
— Жириновского тоже уговаривали?
— Да, и его! (Смеется).Я три года работала в журнале «Модерн», делала обложки, и вот однажды в голову пришла мысль пригласить Владимира Вольфовича и снять в разных образах. Не была уверена, что согласится, однако подсознательно чувствовала: возможно, мы и поработаем...
Сергей Маковецкий: «Макаров» нужен?» |
Ведь в Жириновском, его поведении есть проявления эпатажа, он склонен совершать неоднозначные и неординарные поступки. Послала запрос и буквально сразу получила от пресс-секретаря ответ: «Вышлите свое портфолио». А дня через два был звонок: «Владимир Вольфович сегодня приедет. Времени у вас 20 минут». Жириновский приехал, но вместо предписанных 20 минут пробыл у меня в мастерской целый день! Позировал в тунике — в образе Сократа... И в образе Понтия Пилата... Замечательный из него Пилат получился!
— А как вам работалось с Валерием Леонтьевым? Его фотосессия для альбома «Ночной звонок» производит впечатление: обнаженный певец на фоне таких же обнаженных тел...
«Крошка-сын к отцу пришел...» |
— В этом альбоме есть песня «Черно-белая любовь», а поскольку я делаю в основном черно-белые снимки, то мы решили поработать в этом ключе. Ну а уж если «любовь», без мальчиков и девочек не обойтись! (Смеется).
С Валерой мы тоже давно знакомы. Подсчитали — 18 лет! Помню, как он впервые ко мне приехал, чтобы сделать портрет. Сразу после концерта, глаза усталые, потухшие... «Ну, — думаю, — нельзя с таким человеком работать!».
Михаил Боярский. Один — за всех! |
Попросила его смочить волосы водой, чтобы были свежие капельки, мокрые прядки... Он намочил руки и слегка побрызгал на волосы. Я говорю: «Не годится, лучше я сама». И хлюп — вылила ему на голову кувшин холодной воды! Сама испугалась того, что сделала. Думаю: «Ну-у-у, сейчас что-то будет...». А Валера обернулся и говорит: «Да-а-а, Елена... Нестандартный у вас подход к работе». Встряхнулся, оживился...
Я часто снимаю людей либо мокрыми, либо сквозь мокрое стекло — будто сквозь проливной дождь.
Диму Бозина, ведущего актера Театра Романа Виктюка, даже возила в Крым на подводные съемки. Он и с куском ткани нырял, и со скрипкой... Я, естественно, со специальной аппаратурой.
Сергей Безруков: голубь и голубка |
Потом Дима предложил: «Давай меня в глину закатаем!». Закатали. В Крыму есть гора Кошка, и вот мы решили сделать, будто на горе камни, камни — и один из них живой! Волосы Диме тоже грязью намазали, они высохли и торчали, как ветки сухого дерева. Снять-то я сняла, но не век же в таком виде ходить!
Пошли к морю обмываться. Идти надо было через пляж, где полно отдыхающих... Люди оборачивались и спрашивали: «Молодой человек! Что с вами случилось?». Дима нашелся: «Понимаете, купил крем для загара, намазался... В общем, мой вам совет: когда покупаете такие средства, всегда смотрите на срок годности».
Прима-балерина Большого театра Ульяна Лопаткина |
Очень люблю людей с юмором — видимо, одесская черта. А еще люблю, когда человек подходит к съемке творчески, сам начинает что-то предлагать. Как Дима Нагиев (кстати, он тоже в «Возвращении мушкетеров» сыграл сына Портоса-Смирнитского). Нагиев сначала снялся в образе Адама, а потом — с тремя девушками. Мы их раскрасили в разные цвета, они, все в краске, мазали руками обнаженный Димин торс... Та-а-ак классно было! Теперь на фото одна барышня зеленая, вторая — желтая, третья — красная.
— Как поется в песне: «Девушки бывают разные...».
— Точно! Мишу Пореченкова с большим удовольствием снимаю. Во-первых, чувство юмора у него замечательное, он очень раскованный, не зажатый. Во-вторых, у нас с ним общее увлечение — мотоциклы. А родственные души друг друга всегда поймут. Недавно вот Безрукова снимала...
«Увидев среди реквизита шпагу, Безруков схватил ее: «Господи! Я всю жизнь мечтал сыграть Гамлета!»
— Интересно, в каком образе. Пушкина? Есенина?
— Не угадали. Попыталась сделать из него не героя-любовника, а комедийный персонаж. В моей студии есть белая ниша, такая коробочка, где должно было быть окно. Сережа и его жена Ирина залезли туда и разыгрывали смешные сценки. Получилось что-то вроде комикса. Таким Безрукова еще никто не видел! Он радовался, словно мальчишка! Увидел среди реквизита испанский воротник — и тут же стал в нем позировать. А потом шпагу нашел. Сколько восторга было! Схватил: «Господи! Шпага! Я всю жизнь мечтал сыграть Гамлета!».
Понтий Пилат Владимир Жириновский |
— Надо же! А я думала, Сашу Белого...
— А я потому и снимаю знаменитостей, что хочу узнать их с другой стороны, не экранной. И, как правило, разочаровываюсь... Но в лучшую сторону! Так и с Наташей Королевой было.
Мы познакомились пять лет назад: Наташа является лицом известного ювелирного дома, для которого я снимала рекламу. С тех пор дружим: встречаемся у меня, пьем чай, придумываем новые образы...
Королева оказалась совсем не такой, какой ее привыкли видеть зрители. На экране она красотка из народа, хохлушка-хохотушка — «вареничкiв наварю» — и тому подобное. На самом же деле, милая, интеллигентная, начитанная девушка, любит и ценит классику. Уже примерила на себя образы героинь Булгакова и Гоголя. Сначала я снимала ее как домработницу Наташу, мчащуюся на борове на бал к Сатане. А потом, по Гоголю...
— Дайте угадаю: Оксана. Настоятельно требует черевички, которые носит царица!
Кошачьи нежности. Маргарита — Анна Ковальчук |
— Нет! Солоха. Вовсю кокетничает и с Чертом, и с дьяком! Моя работа помогает ближе узнавать людей и получать абсолютно новые, ни с чем не сравнимые впечатления. Вот недавно в Москве был концерт, посвященный 105-летию со дня рождения Арама Хачатуряна. Знаете, где я сидела? В оркестре, одетая во все черное, чтобы не выделяться среди музыкантов.
Снимала выдающегося дирижера Павла Когана (главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра. — Авт.). Хотела сфотографировать его за работой, но у меня в студии Павел дирижировать просто не мог: оркестра перед ним не было... Представляете, что я чувствовала и слышала?
— Вы о каждом человеке, с которым работаете, говорите восторженно. Часто влюбляетесь в своих моделей?
— Но ведь иначе нельзя! К тому же я очень люблю свою работу...
— А я, побеседовав с вами, еще больше полюбила свою...