По одежке встречают...
Мне рассказали новый анекдот. Наш соотечественник звонит в Америку, и разбуженный собеседник сообщает ему, что у него сейчас пять часов. «А у меня шесть! — восклицает наш земляк. — И все швейцарские!». Люди сравнивают свои устроенности в жизни по параметрам вещей, сопровождающих эту жизнь. И друг о друге они иногда говорят так же, как собачники обсуждают любимцев: мол, я купил своему барбосу ошейник такой-то фирмы или выстроил ему новую конуру. О характере барбоса и его особенностях не вспоминают. Модные поп-звезды, многие из которых ведут себя и разговаривают, как пацаны-пэтэушники недавнего прошлого, тоже не чуждаются престижного бытия. Они покупают прикиды (так называется их одежда) в бутиках (так зовутся их магазины), куда не каждый вхож. На приличную тусовку (так называется их общение) без узнаваемой униформы не впустят. Очень забавно...
С каких-то пор мир вещей вокруг нас теснит человеческий мир. Журналы и газеты переполнены сведениями о том, что и где можно приобрести. Некоторые из них вообще ни о чем больше не пишут. Рассказов о престижных вещах стало больше, чем разговоров о престижных профессиях. Во многих школах, где давно отменены униформы, происходит расслоение молодых людей согласно лэйблам на одежде. Когда такие молодые люди взрослеют, они зачастую сохраняют наработанные в школе принципы жизненной сортировки. От старинной поговорки: «По одежке встречают, по уму провожают» сегодня, кажется, осталась только первая часть...
Укоренилось слово «гламур». Оно расширяет круги своего влияния, становясь как бы паролем для части нашего общества. Той самой его части, где движение вещей заменяет собой движение людей и характеров. Реклама объясняет, что владение определенным набором предметов возвышает тебя на общественной лестнице так же, как жилье и дача в определенном районе. Неважно, какие ты книги прочел и что знаешь, — важно, какими вещами ты сумел себя окружить. Те, кто отдыхает на Лазурном побережье, не уважают отдыхающих в Турции. Впрочем, это началось не сегодня, а пришло из давних времен и в разных формах бывало даже при пролетарской власти. Те, кто одевался в спецотделах универмагов и кормился в цековских буфетах, презирали людей из очереди в гастрономе. Пресловутая ленинская кухарка, кое-как обученная управлению государством, закусила удила. Людоедка Эллочка из романа Ильфа и Петрова была следующим поколением советской элиты и уже знала, что владение шубой из шанхайских барсов служит символом превосходства над обладательницами горжеток из кролика. Но все-таки советская сортировка была скрытной и совершенно не связана с тем, что сегодня зовут «гламур».
Гламур — это рассказ о шопинге (то есть походе за покупками) как образе жизни, о том, что бездельник может иметь все и по этой единственной причине находиться в центре внимания. В гламуре важно, чтобы приметы великолепия не были заработаны, а пришли как бы сами по себе — от любовников, поклонников и «Ах, я сама не знаю, откуда у меня этот бриллиант!..». В сегодняшней России одной из героинь телевидения и прессы стала Ксюша Собчак, девица с внешностью и манерами мартышки, которая постоянно доказывает, что достаточно быть так называемой «светской львицей», чтобы стать героем времени и объектом для подражания. Для авторитета у гламурной публики важно никогда не поднимать ничего тяжелее денежной купюры. Некоторым удается...
Рывок, который случился в обществе, — от потных героев труда с серпами и молотами к надушенным бездельникам — не стал пока движением к достоинству и уму. Впрочем, сегодня мы уже не ходим колоннами. Кому как нравится...