Юлий КИМ: «Сталин любил передвигать целые народы, как фигурки на шахматной доске, и начал с корейцев»
«ХОРОШО ПОМНЮ ПОСТОЯННОЕ ЖЕЛАНИЕ ЕСТЬ. ПРЕДЕЛОМ МЕЧТАНИЙ БЫЛО «ПИРОЖНОЕ» -ЛОМОТЬ БЕЛОГО ХЛЕБА С МАСЛОМ И САХАРОМ»
- Юлий Черсанович, детство принято считать самым счастливым временем жизни, у вас же оно было, мягко говоря, непростое...
- Батюшку моего взяли, когда мне не было и двух лет, а через четыре месяца с ним покончили. Такое было время - 38-й год, разгар сталинского террора. Матушку в том же году арестовали, дали пять лет и отправили в лагерь, но она провела в Казахстане на два года больше положенного по приговору - шла война, поэтому домой ей разрешили вернуться только в 45-м.
- Все это время вы с сестрой считались ЧСР - членами семьи репрессированного?
- Нам с ней повезло - нас спасли родственники. Отец у меня кореец, а мама - русская. Они встретились в Хабаровске и в Москву вернулись уже мужем и женой. Папа здесь очень быстро нашел корейскую общину, но наша корейская родня нам была очень долго неизвестна: все они жили в Приморье и Хабаровске. А когда началась первая насильственная национальная сталинская депортация (как известно, Иосиф Виссарионович любил передвигать целые народы, как фигурки на шахматной доске, и начал он с корейцев все в том же 38-м году), их перевезли поближе к нам - в Среднюю Азию. Но познакомились мы с ними, только когда начались массовые реабилитации.
После маминого ареста мы попали в объятия ее родственников Всесвятских - это был огромный и очень дружный клан. Помню своего двоюродного деда Павла Васильевича, который у нас именовался «семейным штабом» и был в курсе всего, что случалось с каждым из Всесвятских отпрысков, в том числе и с нами. Таким образом мы и оказались в семье нашей тетки, родной маминой сестры. Эти люди приняли нас, как своих родных детей, и всю войну мы прожили с ними в подмосковных Люберцах.
Наша большая семья - человек восемь - ютилась в двух маленьких комнатках большого общежития экономических работников.
- Это как раз тот случай, когда в тесноте, да не в обиде?
- У нас был очень дружный дом. Случались, конечно, и коммунальные свары, взаимные препирательства, но резкой враждебности я не помню, все жили более или менее мирно. Был общий подвал, куда все сбегались во время налета немецкой авиации, были общие для всех школы. Мы, дети, вместе сочиняли и ставили какие-то наши детские спектакли. Жизнь, несмотря ни на что, продолжалась.
Когда вернулась мама, мы оказались на 101-м километре, поскольку ее лишили права жить не только в Москве, но и в других больших городах. Так мы попали в Малоярославец. Маме в то время еще позволяли работать учительницей, и мы вместе ходили в одну и ту же семилетку, которая жила столь же дружно, сколь и голодно.
Послевоенные годы были очень тяжелыми. Я хорошо помню это постоянное желание есть. Пределом мечтаний того времени было «пирожное»: ломоть белого хлеба, намазанный сливочным маслом и густо посыпанный сахаром. А любимое лакомство - вареная картошка, обильно политая пахучим подсолнечным маслом, с квашеной капустой. До сих пор предпочитаю это блюдо любым кулинарным изыскам.
- Как же вы выживали в такой обстановке?
«Отец у меня кореец, мама русская. Батюшку взяли, когда мне не было еще и двух лет» |
- Нас опять-таки поддерживал - и очень щедро! - все тот же клан Всесвятских: мы постоянно получали от них посылки и передачи. А в 1951 году переехали в Туркмению, где все было в 10 раз дешевле, чем в России, и в 10 раз изобильнее. Овощи, которые у нас вырастают средних размеров, - картошка, капуста, морковь - там были просто огромными. А, кроме того, до самого неба - во всяком случае, мне тогда так казалось - громоздились горы арбузов, дынь. До сих пор вспоминаю, какими они были отменно сладкими!
- Вторая волна повальных арестов коснулась вашей семьи?
- Когда Сталин с Берией ее затеяли, по второму кругу забирали людей уже отсидевших. Маму, к счастью, не арестовали, но ей запретили работать в школе. Мы остались совершенно без средств к существованию и очень бедствовали. Если бы не поддержка, с одной стороны, московских родственников, с другой - окружающих людей, умерли бы с голоду.
В этом тягчайшем положении нас два раза принимали к себе жить родители бывших маминых учеников, которые по логике вещей должны были бы отвернуться от жены «врага народа». Причем делали они это совершенно бесплатно, просто говорили: «Если сможете, когда-нибудь отдадите деньги, а нет - живите так». Мы и жили так, потому что отдавать нам было решительно не из чего.
Юлик с сестрой Алиной и матерью Ниной Валентиновной Всесвятской |
Еще одна родительница помогла маме с работой - устроила помощницей учетчицы швейного цеха. Зарплату там, конечно, платили совершенно нищенскую, но все-таки это были какие-то деньги, которые помогали нам выжить. Так человеческая поддержка и участие окружали нас постоянно, и никакого повода для того, чтобы озлобиться, не было.
«Я НАХОДИЛСЯ ПОД КОЛПАКОМ У ОРГАНОВ, И ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ СЕРДЦЕ У МЕНЯ ЕКАЛО»
- Когда же к вам пришло прозрение относительного того, в какое страшное время вы жили?
- Когда мы выросли, поступили в институт, и грянул XX съезд партии с великим докладом Хрущева. У всех будто прошел гипноз, спала с глаз пелена и появился счет к этому режиму и этой власти. До того же мы росли примерными октябрятами, пионерами и комсомольцами, водили хороводы и кричали: «Да здравствует товарищ Сталин!». Хотя справедливости ради надо сказать, что во все это вкладывался не идеологический, а романтический, человеческий смысл. И если коммунистическая идеология базируется на любви к общечеловеческим ценностям и одновременно на классовой ненависти, то второе нам было абсолютно неизвестно. Если мы об этом и говорили, то только по стихам Маяковского. Зато что такое общечеловеческая солидарность, знали очень хорошо.
Советские диссиденты: Юлий Ким, поэт, переводчик, историк и правозащитник Анатолий Якобсон, писатель и сценарист Илья Габай, физик Герцен Копылов, первая жена Кима Ирина Якир, математик, философ, узник сталинских лагерей Юрий Гастев, 1972 год |
- В советское время вы были одним из самых известных диссидентов и участников правозащитных движений. А ведь вы, памятуя о судьбе своих родителей, лучше других знали, чем это может закончиться. Неужели не было страшно?
- Боязнь, конечно, была, ведь я принимал участие в делах, за которые советская власть давала реальные сроки. Подписывал протестные письма, адресованные не только нашим властям, но и за рубеж, занимался изготовлением и распространением всяческого самиздата. За мной числится даже раздача листовок. Правда, об этом даже среди моих знакомых мало кто знает, потому что дело было в высшей степени конспиративное.
Я долгое время находился под колпаком у соответствующих органов. Некоторые материалы, которые на меня собрало следствие, готовя суд над Ильей Габаем, - в 1970 году их судили в Ташкенте вместе с Мустафой Джемилевым (ныне руководителем крымского меджлиса) - были выделены в отдельное делопроизводство. Я ездил на суд как свидетель - давал показания. Тогда-то меня через адвокатов предупредили, чтобы я уезжал как можно скорее, не дожидаясь конца суда, поскольку возможен арест. Так что время от времени сердце у меня действительно екало, но даже до задержания дело так и не дошло.
С композитором Владимиром Дашкевичем Юлий Ким создал один из лучших песенных циклов к фильму «Бумбараш» |
- Зато, если не ошибаюсь, вы пережили несколько обысков?
- Два у меня дома и еще несколько - у друзей. Самое интересное, что это - во всяком случае, в обиходе московских диссидентов - часто бывало совсем не страшно. Дело в том, что по закону те, кто проводит обыск, обязаны пускать каждого, кто стучит в дверь, и не выпускать до конца процедуры. И вот, чтобы поддержать страдальца, к нему собирались всякие друзья и знакомые. Помню, когда был невероятно долгий шмон у известного диссидента Петра Якира (в прошлом моего тестя), в квартиру набилось человек 20 - группа поддержки, некоторые привезли с собой водочки. Не скажу, что обыск превратился в праздник, но это было почти веселое мероприятие. Шла даже легкая перепалка с агентами, которые орудовали в квартире. Так что страха у меня, пожалуй, почти не было.
- Настораживает слово «почти».
- Пот прошиб меня только однажды, когда я увидел, что среди разложенных на столе бумаг лежит черновик антисталинской листовки, написанный от руки. Диссидентствующая девушка Ира Каплун изготовила ее к 90-летию Сталина. И тут я слегка задрожал, поскольку улика была налицо - авторство по почерку легко можно было установить, а это грозило Ирине серьезными неприятностями. Но в процессе обыска мне удалось бумажку вынуть и спрятать, после чего я с большим нетерпением ждал, когда все закончится. А страх, испытанный за другого человека, был героическим и благородным.
С Зиновием Гердтом |
- Как же вам с такой репутацией разрешали писать, в том числе и для кино?
- В 1968 году со мной разговаривал один очень большой чин на Лубянке, который так определил всю мою последующую жизнь: «Работать в школе учителем в силу своих идейных позиций, которые противоречат статусу советского педагога, вы не можете. Выступать со своими концертами вам тоже не следует, поскольку у нас имеются записи ваших антисоветских песен».
«ДО СИХ ПОР СЛЫШУ УДИВЛЕННЫЕ ВОЗГЛАСЫ: «А МЫ ДУМАЛИ, ЭТО МИХАЙЛОВ СОЧИНИЛ!»
- У вас были антисоветские песни?
- Сколько угодно - например, пользовавшийся большой популярностью «Монолог пьяного Брежнева». Правда, я не позволял себе петь такие вещи со сцены, только в компаниях.
Ну а против того, чтобы я работал в кино и театре, искусствоведы в штатском ничего не имели. Опасности в этом смысле я для них не представлял: они же понимали, что никакая киностудия или театр моей диссидентской деятельности не поддержат, поэтому я сам должен буду от нее отказаться, чтобы не подводить трудовой коллектив. Другое дело, если бы я был кустарь-одиночка типа Галича или Солженицына и сам отвечал бы за все, что делаю.
С Булатом Окуджавой |
- Что вынудило вас взять псевдоним Юлий Михайлов?
- Начальству было спокойнее, когда в титрах стоял псевдоним. Конечно, многие знали, кто на самом деле скрывается под фамилией Михайлов, но для широкой публики это оставалось и остается тайной. До сих пор, исполняя ту или иную свою песню, слышу удивленные возгласы: «А мы думали, это Михайлов сочинил!».
- У вас был продолжительный и успешный роман с кино. Какими своими киноработами вы особенно довольны?
- Мне больше всего нравятся мои работы с Владимиром Дашкевичем и Геннадием Гладковым в картинах «Бумбараш», «12 стульев», «Обыкновенное чудо». С Алексеем Рыбниковым мы прекрасно поработали в «Приключениях Красной Шапочки».
Цензура ко мне придиралась крайне редко, хотя такое тоже бывало. Причем меня иногда ставили в крайне затруднительное положение, когда следовало поменять текст в уже отснятом эпизоде (его нельзя было переснять - только переозвучить), - новые слова надо было написать так, чтобы они попали в артикуляцию губ актера. Такое случалось дважды: я переписывал крошечный куплетик мадам Грицацуевой про «любимый танец шимми» в картине Марка Захарова «12 стульев» и целый куплет в менее известном фильме «Вакансия» (по «Доходному месту» Островского), который исполнял Ролан Быков.
- Замечания были на пустом месте или по делу?
С Ириной Якир, 1976 год. Первой женой Юлия Черсановича стала внучка известного военачальника, командарма 1-го ранга, расстрелянного в 1937-м, Ионы Якира |
- В половине случаев советская цензура зверствовала без всяких на то оснований. Они видели какие-то антисоветские аллюзии, намеки и «фиги в карманах» в самых безобидных местах. В качестве примера могу вам привести историю с последним куплетом песни «Куда ты скачешь, мальчик?», которой заканчивается телевизионный фильм «Короли и капуста» по одноименной книге О'Генри. В первоначальном варианте он звучал так:
Куда ты скачешь, мальчик?
Скажи ты мне, куда?
Кругом одно и то же -
Бардак и суета.
Да что за беда? Да что за беда?
Поеду потихоньку куда-нибудь туда.
Из-за последней строчки текст был нам возвращен: «Перепишите! Это намек - всем понятно, куда вы приглашаете зрителей». Я переделал на «Куда ты держишь путь?». - «Туда, куда-нибудь».
- По-моему, что в лоб, что по лбу!
С нынешней женой Лидией |
- Абсурд полнейший! Но они с новым вариантом сразу же согласились, сказали: «Туда, куда-нибудь - это что-то неопределенное, а куда-нибудь туда - совершенно четкое направление». В этом - весь идиотизм тогдашней цензуры.
А в одной шуточной постановке, в которой Ной строил ковчег для семи пар чистых и семи пар нечистых, меня этот самый ковчег попросили убрать. Усмотрели там намек на... крейсер «Аврора». Таких казусов люди моего поколения могут вспомнить вагон.
- Что, на ваш взгляд, первично в песне - стихи или музыка?
- Интонация - именно из нее возникают и стих, и музыка. Поиск этой интонации и есть главная работа любого автора, будь то поэт или композитор. В свое время Маяковский в статье «Как делать стихи» определил, что стих возникает из некоторого мычания, музыка тоже.
- Ваша жизненная мудрость - в умении во всем видеть только хорошее?
- Как-то так само собой получается, что меня всегда, даже в самой сложной ситуации, выручал оптимизм. Он господствует над безнадежностью. Поэтому ничего, кроме девиза: «Всегда надейся на лучшее!», я вам предложить не могу...