В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Содержанцы и содержанки

Виталий КОРОТИЧ 28 Декабря, 2007 00:00
Наша нынешняя традиция идет от советской власти, которая с первых лет брала на содержание нужных ей людей. А новая власть — как австралиец из анекдота, который завел новый бумеранг и никак не может выбросить старый...
Виталий КОРОТИЧ

В развитых странах существует адресная помощь для тех, кому не повезло в жизни, кто болен и немощен. Многие наши старики уехали в разные Германии, Канады или Австралии только потому, что им гарантировали там медицинскую помощь, жилье и дают денег на расходы. У нас с этим сложнее, зато имеется несравненная система государственных льгот для госслужащих — со спецжильем, специальными медицинскими, хозяйственными службами и так далее. В общем, система льгот имеется и там, и сям. Вся разница в том, кому они адресованы. Наша нынешняя традиция идет от советской власти, которая с первых лет брала на содержание нужных ей людей. А новая власть — как австралиец из анекдота, который завел новый бумеранг и никак не может выбросить старый...

Кроме строго рассортированных чиновников, советская власть опекала тех, кто писал о ней песни, рисовал портреты ее вождей и сочинял оды о них. В начале 30-х годов прошлого века были созданы так называемые творческие союзы, подобных которым нет нигде на свете. Эти организации были заняты отображением и воспеванием большевистских побед, за что у членов союзов закупали картины и кантаты, а у тех, кто петь и рисовать не умел, — рукописи, раз в несколько лет издавая их в виде книг. Все это делалось независимо от того, пели ли люди поощренные песни и читали ли премированные властью тома. Но система работала, вырастив основательный слой таких творческих чиновников, которые привыкли жить, не зарабатывая, а получая. Затем все это вроде бы кончилось, система вроде бы иссякла, так как кончилась советская власть.

Новое общество строится с трудом. Порой усилия по его созданию похожи на попытки свинтить в целое части, несовместимые ни по назначению, ни по качеству. Вы можете представить себе автомобиль, в котором перемешаны детали «мерседеса», КрАЗа и «таврии»? И я не могу. Но так же, как улицы с несовместимыми названиями пролегают сегодня по соседству и на них стоят памятники по поводу противостоящих событий, тянутся из прошлого стереотипы, от которых отряхнуться не так просто.

Недавно на меня обиделся харьковский писатель, которому я объяснял: издательства должны выпускать лишь те книги, которые люди покупают для чтения. Или те, за которые платит спонсор. Писатель же этот был по-советски убежден, что издательства обязаны издавать всех по очереди, чтобы кормить их и лелеять по государственной разнарядке. Многие и сейчас не сомневаются, что так будет всегда, потому что иначе не может быть.

Оказывается, может. Во все времена большинство мастеров культуры считали неприличным попрошайничать и зарабатывали своим трудом. Государство им помогало, но не превращало в свою обслугу и не приравнивало к инвалидам и немощным старцам. В самые трудные времена, так называемую депрессию, американские писатели работали репортерами, как Хемингуэй, сочинителями рекламных текстов, как Фицджеральд, преподавали, как Уайлдер, или даже подрабатывали почтальонами, как Фолкнер. Что не помешало им в дальнейшем получать Нобелевские премии. В то же время правительство Штатов выделяло им сотни стипендий и грантов — но для конкретных дел, а не в виде поощрения за послушность. Это было частью общего процесса по переустройству жизни.

Все члены общества должны быть заняты делом, зарабатывая в зависимости от того, полезно ли это дело для тех, кто живет рядом. Тем, кто немощен, болен, беден, надо помочь. Но создание слоев общества, привилегированных не по делу — то ли в госканцеляриях, то ли где угодно, — разрушает страну. Как говаривал один деятель, памятники которому все еще стоят: «Надо учиться, учиться и учиться». Что же: в справедливо устроенном мире есть у кого. Все — старики, чиновники, деятели культуры — достойны уважения и содействия. Но по справедливости.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось