Народный артист Украины Михаил ГОЛУБОВИЧ: «Когда перед освобождением Параджанова спросили, куда брать билет, он попросил: «В Иран, в один конец...»
«ВОКРУГ ВШИ, СИФИЛИС, ГАРЕМЫ ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ»...
— Михаил Васильевич, судя по воспоминаниям очевидцев, выйдя на свободу, Параджанов еще долго не мог прийти в себя. Он избегал общения с людьми, с которыми был дружен до ареста. Не позвонил даже 85-летней Лиле Брик, которая больше всех сделала для его освобождения. Почему Сергей Иосифович отбил телеграмму именно вам?
— Попытаюсь это объяснить. Параджанова я, в принципе, и раньше знал. Сергей написал сценарий к фильму «Интермеццо» по Коцюбинскому, где я должен был сниматься. Он уже, как кинематографисты говорят, запускался, собирал материал... Но потом его вызвал к себе первый секретарь ЦК КПУ Шелест и сказал: «Никаких «Интермеццо». Нам нужен фильм о хлебе»...
Я слышал, что Сережу посадили, а потом получил весточку от знакомой художницы с киностудии Довженко. Она сообщила, что Параджанова перевели в нашу область, в Перевальскую колонию. В письмах он жаловался, что отношение со стороны заключенных ухудшается, писал, что боится оказаться за «дворянским» столом — там, где сидели отверженные, неприкасаемые. Кроме того, у него плохо было со здоровьем: больное сердце, диабет — и требовались лекарства.
Из тюремных писем Параджанова:
«Я как-то рухнул. Страшный стал, квадратный, зубы все шатаются. Ни одного черного волоса...» |
«В Тбилиси жара, а тут дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали — я подсадная утка, изучаю жизнь, чтобы снять фильм»... «Вокруг предательство, вши, сифилис, гаремы гомосексуалистов, прогоревших в карты»...
— Вы знали, что в Стрижавке, где Сергей Иосифович находился до этого, он даже пытался покончить жизнь самоубийством?
— Нет. Но я понимал, что ему требуется срочная помощь. О том, чтобы встретиться с ним официально, нечего было и думать — Параджанов тогда бы лишился права на свидание с сыном Суреном. Поэтому пришлось искать обходные пути. Это было не так просто, потому что режиссер находился под неусыпным контролем КГБ.
— Ну да, это же была особая колония. До Параджанова там, как известно, сидел диссидент Владимир Буковский.
— Если честно, я не вникал тогда в эти дела, занимался только творчеством. Но как можно было спокойно сниматься, репетировать в театре, зная, что страдает такой человек?
Помочь мне согласился фронтовик Аркадий Львович Класс. Помните в учебниках истории фотографию пленного Паулюса? Красноармеец, который фельдмаршала конвоирует, — это и есть Класс. Человек необыкновенной судьбы, он был невероятно отзывчивым и душевным. Тогда ветеранам выдавали продуктовые наборы, но он не мог их есть один. Получив, скажем, пять кило дефицитной гречки, тут же раздавал все знакомым, друзьям — по килограмму-полтора, чтоб никого не обделить.
Аркадий Львович четверть века служил во внутренних войсках, но с тех пор прошло много времени, практически никого из его знакомых там не осталось. Поэтому он выписал путевку от общества «Знание» как участник боевых действий и лектор, и мы отправились в Перевальск.
«ЛИЛЯ БРИК ПРИСЛАЛА МНЕ САЛЯМИ И КОНФЕТЫ, НО ВСЕ СЪЕЛИ НАЧАЛЬНИК ЗОНЫ И НАЧАЛЬНИК РЕЖИМА»
— Представляю, как Параджанов обрадовался, увидев вас.
— Нет. Когда его первый раз позвали, Сережа наотрез отказался выходить. Мы попросили передать ему, что приехал друг... Увидев меня, он оторопел. «Я же для тебя ничего в жизни не сделал! — кричит. — Почему ты ко мне приехал? Почему не те, кто видел от меня столько добра?» — и давай имена перечислять. Потом расплакался, мы обнялись... Я еще несколько раз наносил визиты в эту колонию.
Уже после освобождения режиссера в одной из киевских газет были опубликованы параджановские «Письма из неволи незнакомке».Этот рисунок, сделанный Сергеем Иосифовичем в зоне, тоже посвящен незнакомке |
Из тюремных писем Параджанова:
«Я часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу салями и конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима. Как это смешно. Мне прислали французскую колбасу в зону, а я мечтаю о 50 граммах в день маргарина «Дружба». Я нюхал обертку из-под конфет. Я работаю уборщиком цеха. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в холодной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец?».
— Похоже, Сергей Иосифович уже не надеялся дожить до освобождения... Он даже отправил матери из зоны прядь своих волос и попросил, если не вернется, похоронить там, где лежат родные. Ну что вы в такой ситуации могли сделать?
— Я говорил с руководством колонии о гарантиях его безопасности, но они мне официально заявили, что уберечь Сергея не смогут. Мол, там свои порядки, есть смотрящий — это такой пахан у уголовников. «А можно организовать с ним встречу?» — спрашиваю.
В общем, мне назначают время. Я приезжаю, провожу творческий вечер сначала для конвойников, потом для зеков. Зал на 900 мест — битком. Пока на экране шли фрагменты из фильмов, меня повели за сцену, туда, где кинобудка. Там и состоялась встреча со смотрящим. Среди коробок с лентами я спрятал чай, сгущенку — хотел его задобрить, но он ничего не взял, абсолютно. Я рассказываю, кто такой Параджанов: мол, его надо уберечь, в Италии создан Комитет по освобождению Параджанова... А пахан смотрит как будто сквозь меня и ничего не говорит, вроде слушает и не слышит. Только шестерка, что был возле него, поддакивает. Я не знал уже, что и говорить... Но тут он разжал губы и произнес одно-единственное слово: «Лады», после чего вышел.
А вскоре я получил от Сергея письмо примерно такого содержания: «У меня все нормально, работаю начальником пожарного поста. В моем ведении табуретка, два ведра и ящик с песком. Обязанности несложные — несколько раз за день обойти вверенный участок...».
Телеграмма, которую отправил Параджанов, выйдя из тюрьмы перед Новым, 1978-м годом... |
Из тюремных писем Параджанова:
«Я как-то рухнул. Стал страшный, квадратный, зубы все шатаются. Ни одного черного волоса. Ни на что не жалуюсь! Но страшно. А еще впереди 730 (-15) дней!».
«Что это такое? Как в ХХ веке можно представить орду, племя безмозглых, опасных для жизни людей? В случае, если ты рисуешь шарж, могут избить кирпичом, так как это считается — создал «посмешище».
— Помните свою последнюю встречу с Сергеем Иосифовичем?
— Это случилось 21 ноября — в день моего рождения. Я взял с собой Володю Шокало — сейчас он в нашем театре работает, а тогда был в Театре киноактера при студии «Молдовафильм», в Ворошиловград приехал к теще своей.
Мы с Володей вышли на сцену, и я сразу увидел Сережу — он сидел в первом ряду с краешка в тюремной робе, в фуфайке. Но под конец, когда пришло время отвечать на вопросы, вдруг исчез. Помню, кто-то из зала выкрикнул: «У нас есть свой режиссер. Знаете такого — Параджанова?». И сразу несколько голосов: «А почему его фильмы не идут?». Но тут Володя Шокало меня поддержал. «Почему, — говорит, — не идут? Я только что из Молдавии, видел его картину «Саят-Нова»...
Было начало десятого, пора закругляться. И тут на сцену выходит запыхавшийся Сережа. Пытается говорить слова благодарности, от волнения сбивается... И протягивает Володе Шокало кожаный ремень ручной работы. Потом поворачивается ко мне: «Я удивляюсь: что ты тут делаешь? Ты сегодня, в свой день рождения, должен за праздничным столом сидеть, а не нас развлекать. Я долго думал, что тебе подарить»... Вы, конечно, знаете, что в зонах мастеров хватает: они делают ножи с наборными ручками, разные поделки... И тут Параджанов запускает руку за пазуху и достает пистолет Макарова — черный, вороненый, отцентрованный. Я на него удивленно смотрю, поднимаю глаза, а выше, за кулисами, стоит замначальника по режиму и мне кивает: мол, все нормально. Оказывается, это пистолет-зажигалка. Точь-в-точь как настоящий по весу, по деталям, только из ствола не пуля вылетает, а огонек.
«БЫВШИЙ НАЧАЛЬНИК КГБ СКАЗАЛ МНЕ: «МЫ ДЕРЖАЛИ ВАС ПОД КОЛПАКОМ, НО ВЫ ДОСТОЙНО СЕБЯ ВЕЛИ»
— Вам повезло с подарком. Лилии Брик он на 8 Марта прислал из зоны букет из колючей проволоки и собственных носков, а племяннику привез после отсидки спичечный коробок, полный вшей, чтобы тот лучше прочувствовал тюремную атмосферу...
— Понимаю Сергея... А у меня такого момента в жизни, по-моему, больше не было. Я его сгреб в охапку, обнял... В зале стояла гробовая тишина. И вдруг — шквал аплодисментов. Я таких не слышал даже на своих лучших спектаклях — ну разве что «Варавву», где играю главную роль, зрители похоже принимают. Зеки увидели, что мы не чураемся Сережи, что не считаем их людьми ниже сортом... А через пять недель — 1 января — я получил телеграмму, с которой начался наш разговор. Сергей отправил ее из аэропорта. Кто вмешался? Не знаю.
— Это как раз известно. В том году Лилия Брик поехала в Париж на открытие выставки Маяковского. Там встретилась с французским поэтом Луи Арагоном, женатым на ее сестре Эльзе Триоле и входившим в руководство Компартии Франции. Она уговорила влиятельного зятя приехать в Москву и попросить Брежнева об освобождении режиссера. Арагон встретился с генсеком на балете в Большом театре. Правда, Леонид Ильич не понял, о ком идет речь, но команду дал...
— Я не исключаю, что все просто совпало. Теперь можно рассказывать что угодно. Вот говорят, когда Сережу перед освобождением спросили, куда билет брать, он попросил в Иран — причем в один конец. Может, еще одна красивая легенда из тех, что окружали его всю жизнь. Мы далеко не все в этой истории знаем, а я могу рассказать только то, чему сам свидетель.
Даже в самые тяжелые для себя времена Сергей Параджанов оставался внутренне свободным человеком |
Что наше братание на сцене было воспринято очень хорошо — головой ручаюсь. После этого несколько лет все, кто освобождался из этой колонии, считали своим долгом найти меня в театре и угостить коньяком. Я уже просил дежурных говорить, что меня нет, потому что они практически каждую неделю поджидали меня после спектакля и прямиком вели в соседнюю забегаловку «Чай-кофе».
Потом из Киева мне прислали газету, где были опубликованы параджановские «Письма из неволи незнакомке». Там он и меня вспоминает незлым тихим словом. Говорит: «Если будете в Ворошиловграде, там работает такой-то. Он всегда подставит плечо».
— В 70-х-80-х годах вы были одним из самых востребованных киноактеров, именно в 1977 году получили звание народного артиста Украины. Понимали, что рискуете своей карьерой, связавшись с опальным Параджановым?
— Конечно, понимал. А буквально лет пять назад на юбилее одного человека и своего хорошего друга я встретил бывшего начальника КГБ Ворошиловграда. Он подошел и сказал: «Я хочу пожать вам руку. Мы держали вас под колпаком, но вы достойно себя вели и ничем никогда себя не опорочили. Мы понимали, почему вы так поступали».
Из тюремных писем Параджанова:
«У меня изъята квартира в Киеве, и я лишен мундира художника и мужчины».
«Смешно говорить о кино. Тем более если ты четыре года труп, а впереди еще старость и импотенция».
— Вы встречались с Параджановым уже на свободе?
— С Сережей? Нет. Он периодически мне звонил, хотел что-то рассказать, но по телефону не мог... Однажды позвонил: «Я сейчас в Киеве. Нам нужно обязательно встретиться. Но поторопись, у меня самолет поздно ночью».
Я вылетел в 17.00 в Киев, но из-за плохих метеоусловий нас посадили на запасной самолет в Днепропетровске. Спустя час или два снова поднялись в воздух... Добравшись до Киева, я на такси рванул в гостиницу киностудии Довженко, но дежурные сказали: «Сергей Параджанов вас очень ждал, но он уже уехал в аэропорт». Я мчусь в Борисполь, выскакиваю из машины и слышу по радио: «Закончилась посадка на рейс в Тбилиси». А вскоре Сережи не стало...