Александр БАЛУЕВ: «Сейчас все чаще случается, что деньги зарабатывает женщина, а мужчина рядом с ней просто живет, но мы, мужички, с этим явлением боремся...»
«К МУЖСКОМУ РЕМЕСЛУ ВОЙНА ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ, А К ХАРАКТЕРУ — НЕТ»
— Анатолий Мариенгоф заметил в одном из своих романов, что «каждый из нас придумывает свою жизнь, свою женщину, свою любовь и даже самого себя, и чем беднее фантазия, тем лучше». Вам, Александр Николаевич, пришлось добиваться успеха, опровергая мнение родителей о самом себе. Насколько удачно удалось вам себя «придумать»?
— Понимаете, что касается профессии, я себя придумал — совершенно! В прямом смысле этого слова. В моей профессии отсутствует человек с именем «Александр Балуев». Его просто там не существует...
Во всем, что делаю в театре и кино, я не отталкиваюсь от себя самого. Я не считаю, что как личность, как человек, как мужчина, как гражданин, как представитель социума чем-либо интересен для общества. Поэтому в кино ли, в театре или неважно где я все — от и до — стараюсь искусственно изобразить. Искусственно создать. Искусственно оформить. Это моя цель. И если мне это не удается, значит, я зря провел время на сцене или на экране.
Что же касается меня-человека... Знаете, мне об этом трудно говорить... Это должны делать другие. Я же себя не вижу и не знаю. Поэтому не могу сказать объективно. Я — есть. Но данное некое «есть» — мое «я» внутри — отличается от того, какое впечатление я произвожу на людей. Очень отличается! Если со мной рядом посадить меня же — я себя не узнаю! Я считаю, что «я» для самого себя и «я» — тот, которого видят другие, — два незнакомых между собой товарища-господина...
А вот придумывает ли человек свою любовь... Вы знаете, нет. Она его либо посещает на этом свете, либо не посещает. Ничего не придумывается! И тот, кто пытается искусственно что-то сочинять в любовных отношениях, несчастный человек. Мне так кажется.
— Что лично для вас любовь?
— Любовь — это душевное состояние, понятие, необязательно применимое к женщине... Может быть и любовь к родине, к ребенку, профессии... Просто это свойство в человеке либо есть, либо нет. И в зависимости от этого формируется человеческая личность, мужчина в том числе. Все идет от любви. Или от ее отсутствия.
— Тогда что такое пресловутый мужской характер, мужские поступки?
— «Мужской характер» — это, как мне кажется, способность охранять, защищать, оберегать и отвечать в этой жизни не только за себя. Хотя считается, что «мужской характер» — это умение взять ружье и пойти воевать. Не знаю. Не уверен...
Куда «воевать»? Зачем? Что этой войной отстаивать? Совершенно необязательно мужчина должен брать ружье и идти кого-то стрелять. Это не олицетворяет мужскую суть. К мужскому ремеслу война действительно имеет отношение, а вот к характеру нет. Зато умение и потребность защищать свою семью, отвечать за нее, наверное, главная отличительная черта мужчины.
«ЕСЛИ БЫ ПРЕЗИДЕНТОМ У НАС СТАЛА ЖЕНЩИНА, Я БЫЛ БЫ ТОЛЬКО ЗА»
— Ну сейчас ситуация в обществе несколько изменилась. Женщины становятся ответственны буквально за все. И кстати, с ружьем тоже могут, если надо...
— Да, к сожалению... Сейчас все чаще случается, что основные деньги на семью зарабатывает женщина, а мужчина рядом с ней просто живет.
— Не боитесь, что сильный пол настолько обмельчает и утратит свои позиции, что общество неминуемо вернется к матриархату?
— Но мы, мужички, боремся, конечно, с этим явлением, стараемся как-то... На самом деле, ничего плохого в этом нет. И если бы у нас (я имею в виду Россию и Украину) женщина была министром обороны, как, по-моему, в Норвегии, я думаю, того идиотизма, который натворили мужчины в погонах, не было бы... Да и вообще, если бы у нас президентом стала женщина, я был бы только за.
«У меня нет мечты. Я жду интересные роли, но не мечтаю сыграть Ромео или Клавдия. Получится — хорошо, нет — значит, не судьба» |
— Но почему?!
— Как мне кажется, в женщине меньше желания разрушить и больше потребности создавать. Женщины ведь изначально помягче... А у мужиков, извините, всегда какое-то шило в попе сидит: пострелять, силой помериться... Построить им уже неважно, авось само как-нибудь... В женщине же подобного пофигизма нет. Ну, в общем, я за женщин! Всегда и во всем.
— Ой, только, пожалуйста, не во власти...
— А я, к примеру, живу так, что надо мной нет никакой власти, кроме власти Божьей. То есть некая власть как понятие государственное, безусловно, наличествует, но я с этим очень и очень на вы. Не проживаю свою жизнь в соответствии с нормами, которые мне устанавливает и предлагает власть.
— Имея опыт работы в репертуарном театре, вы предпочитаете сейчас антрепризу. Не простаивая в качестве киноактера, призываете режиссеров, если верить сведениям с сайта, «меньше приглашать артиста Балуева и тем самым меньше искушать его». Отчего же?
— На самом деле, на Руси никогда не было никаких государственных театров! Были люди с деньгами, которые любили искусство и вкладывали в него средства, создавали труппы, открывали новые имена...
Изначально существовал именно антрепризный театр, который вообще ближе к сути театрального действа, — некий подвижный организм. Были бродячие театры...
А что? «Артисты — это шуты», — говорит моя дочка, как мама ее научила. «Папа — мужчина-клоун!». Мы действительно шуты гороховые, и в этом нет ничего обидного. Напридумывали только, что артист — это якобы некая тайная миссия и так далее, чтобы туману напустить. Нет здесь никакой миссии. Это заблуждение, порой приводящее наивных людей к очень неприятным упадническим состояниям.
Шататься по земле, говорить правду — это да, это, если уж на то пошло, наша миссия. Ведь всегда шуты при королях являлись единственными, кому было разрешено и смеяться над монархом, и высмеивать все, что вздумается. Это же и артисту позволено. Все остальное — портфели, кресла, всякие чиновничьи дела и теплые места — совсем не для артистов.
Лично я полюбил такую бродяжническую жизнь и ни за что ее не променяю на звания, бесплатную квартиру и какие-то другие блага...
«Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ ЗАВТРА, И ЭТО ХОРОШО»
— Получается, вы по натуре «бременский музыкант»?
— Да. Только не из Бремена. Московский музыкант...
— Тогда зачем дистанцируетесь от кинопредложений? Ведь кино — тоже возможность открыть для себя мир.
— А я его не отсекаю полностью, а просто стараюсь уменьшить тот вал, который в последнее время на меня обрушился. Нужно как-то отсеивать предложения, а это у меня не очень получается. Иногда снимаюсь в чем ни попадя...
— Что бы вам сейчас хотелось сыграть?
— Знаете, у меня нет мечты. Я не мечтаю сыграть Ромео или Клавдия, предположим... Если получится — хорошо, нет — значит, не судьба. Значит, не было в книге моей судьбы написано, что «Балуев в таком-то году сыграет Клавдия».
Я жду интересные роли, которые, уверен, у меня еще будут. Хотя ждать мне как раз и непросто. Я нетерпелив по натуре и в промежутках между серьезной работой начинаю заниматься чем-то ненужным, какими-то съемками, в которых мог бы и не участвовать... Необходимо постоянно делать выбор. Свой, собственный.
— Вы, судя по всему, человек хладнокровный, если даже мечты у вас нет...
— Я бы очень хотел, чтобы жизнь позволяла мне находиться не в стрессе, а в покое. Мне интересен каждый день, я не знаю, что произойдет завтра, и это хорошо. С другой стороны, не люблю эксцессов, катаклизмов и потрясений. Не хочу резких перепадов. Никаких! Ни в чем!
— Не боитесь, что в покое вдруг станет неинтересно жить?
— Не боюсь! Мне все равно интересно! Потому что, когда начинаются перепады, приходится себя настраивать на постоянные вздрюки, затрачивать силы, эмоции...
— А ради любви? Она ведь тоже «перепад».
— Любовь — это другое. Тут без эмоций не обойтись. В этом состоянии люди совершают безумства, творят великие произведения искусства, строят великолепные корабли, летают в космос, ныряют в океан...
— А вы что делаете ради любви, Александр Николаевич?
— Вот приехал в ваш город и буду играть спектакль...