Виктор Цекало: С одной стороны, я полный ноль и просто Сашин брат, с другой – работаю, снимаюсь БГ
Украинский актер, телеведущий, а по совместительству брат Александра Цекало интервью "Бульвару Гордона" назначил в Мариинском парке, где прошло его детство. Наша встреча совпала с митингом у Верховной Рады: неподалеку прохаживалась милиция и толпы солдат, поэтому, как пошутил Виктор, мы чувствовали себя на скамейке, будто в окопе в окружении войск.
Когда начинались политические события, я снимался в Москве… Приезжал в Киев и не понимал: мне это снится, или все происходит наяву
– Виктор, в одном из своих интервью вы однажды сказали фразу, которая сегодня обрела политический окрас. Звучала она так: "Пока Саша живет в России, а я – в Украине, наши страны никогда не будут враждовать". Не поменялись ли ваши взгляды при нынешней политической ситуации?
– Позиция у меня одна. Есть три нации – русские, украинцы и белорусы, и они должны быть вместе. А то, что сейчас происходит в стране, – это дикость. С братом мы на эти темы не разговариваем. Хорошо помню: когда только начинались политические события, я снимался в Москве… Приезжал в Киев и не понимал: мне это снится, или все происходит наяву. Практически из дому не выходил, в магазин бегал перебежками, оглядываясь.
– Мысли перебраться куда-нибудь не было?
– А ты сам, читатель, как думаешь? Выйди на улицу, походи по магазинам, посмотри на цены, на тарифы – и сразу поймешь.
– Маршрут вы для себя хотя бы определили?
– Он такой: поехать туда, где есть работа. У меня должен быть стимул, я хочу знать, что что-то делаю. Раньше, бывало, съемки одновременно и здесь, и в Москве шли. Вот, например, одно время я в "Мухтаре" снимался, а теперь все производство уехало в Беларусь, будут подключать тамошних актеров.
– Вы не первый раз работаете в Москве. Как думаете, будут ли наши артисты сниматься в российских картинах?
– А наши артисты и не пытаются работать в Москве. Ездят туда только я и Леша Горбунов. Он там активно работает, у Никиты Михалкова снимался. Я давно убедился: чтобы работать в Москве, нужно там жить. Наездами ничего не получится.
К тому же в Украине вообще нет звезд! Была одна – Ада Роговцева… И то поднялась благодаря съемкам в фильме "Салют, Мария!" и спектаклю "Варшавская мелодия". У нас нет института звезд, его не культивируют… У местных артистов нет чувства "ах, меня узнали на улице". Все до лампочки. А в Москве звезды ездят на машинах, живут на Рублевке, у них есть слуги, няньки.
Наши родители успели немножко насладиться этим: у Саши с Лолой была дача – и они приезжали к ним в гости. Правда, тогда еще не было Рублевки…
Саше я никогда не завидовал. Этого чувства у меня вообще нет. Да, он достиг многого, а я чего-то не смог...
– В вашем случае всегда казалось, что судьба несправедлива: одного балует, а у другого отбирает последнее. В глубине души у вас нет ощущения, что жизнь не удалась, прошла мимо?
– Одно могу сказать точно: Саше никогда не завидовал. Этого чувства у меня вообще нет. Да, он достиг многого, а я чего-то не смог... Снялся в трех его фильмах, но не просил об этом – он сам предложил. Я хоть и маленький, но гордый, и не только по отношению к брату.
Жизнь вообще не улыбается мне. Она говорит: "Витек, мы будем помогать тебе, но очень ненавязчиво". Как-то на курсах английского языка познакомился с одной преподавательницей. Она приглашала меня в Америку… Так вот, она сказала: "Моя бабушка часто повторяла: "Если будет грустно – подойди к кладбищу и скажи: "Слава Богу, что я не здесь". Затем подойди к больнице и скажи: "Слава Богу, что я не здесь", – потом – к тюрьме, и тоже скажи: "Слава Богу, что я не здесь". И сразу легче станет". Что-то в этом есть… Но мне еще тяжело, потому что я не пью. Тот, кто алкоголь практикует, – тому легче.
– В Киеве вы сегодня задействованы всего в одном спектакле. Вы сказали, что сами себя предложили на роль. Переступили через себя?
– А я не хожу и не прошу. Случайно как-то зашел в театр. Одна барышня хотела со мной познакомиться, купила билеты – и мы пошли на спектакль. Режиссером был Виталий Кино, мы с ним одно время вместе работали в Театре на левом берегу Днепра. Разговорились, и теперь у меня главная роль в его спектакле "Упс!.. Я пришел" – он идет в Новом украинском театре.
Но обычно заранее ничего по работе не планирую. В начале года были пробы в кино, но дальше они не пошли. Недавно Семен Горов предложил сыграть комедийного персонажа в новой комедии... Слава Богу, что у нас что-то движется в кино…
Жду, что выйдет сериал "Метод" с Константином Хабенским. Снимали в прошлом году осенью в Нижнем Новгороде. У меня роль банкира-меломана-педофила. Все, что я предлагал режиссеру, он принял. Например, я сказал: "Хочу, чтоб у моего героя в картине были лаковые ногти, как у богатых, седая прядь, а дома я буду ходить в красных тапочках". И сразу с костюмером мы все обсудили, ко мне серьезно и профессионально отнеслись. Потом я долго ждал вызова, думал, может, отменили. Но все случилось!
Кстати, будет у меня там и совместная сцена с Хабенским: он играет следователя.
В украинской клинике врачи поставили мне "симпатичный" диагноз, нужно было ехать на лечение в Германию. Саша вызвал меня к себе, каждый день кормил в ресторане. Даже с "девочкой" предлагал познакомить
– А как брат вообще оценивает ваши работы в сериалах?
– Недавно поздравил с днем рождения и одобрил мою роль, а чтобы от Саши услышать что-то хорошее – это редкость. Он строг на ласку…
– Вы очень похожи с братом внешне. Вас путали когда-нибудь?
– Периодически говорят: "Вон, брат Цекало идет". Я философски рассуждаю, а действительно ли я лишь "Сашин брат"? С одной стороны, я полный ноль и просто Сашин брат, с другой – работаю, снимаюсь…
– При этом часто появляются слухи, что у вас напряженные отношения, что вы в очередной ссоре...
– В интернете многое можно прочитать. Например, пишут, что Саша стесняется меня, и потому не пригласил на свою свадьбу. На самом деле я уже начал оформлять документы, чтобы уехать, но в это время Георгий Делиев предложил сыграть первую отрицательную роль в фильме "Синие, как море глаза". Пришлось Саше все объяснить. Он не обиделся, понимает, что для любого актера работа на первом месте.
Отношения у нас хорошие. Я был на Сашином 50-летии в Риме – недавно он снял дом в Италии под Пизой и пригласил меня снова отдохнуть вместе.
– Если между вами нет разногласий, то почему Александр, приезжая в Киев, останавливается в гостинице?
– Ему так удобнее. Даже когда были живы родители, он всегда останавливался в гостинице, хотя были очень хорошие отношения, с семейными обедами. И мне на съемках тоже проще в гостинице переночевать, чем ехать к нему на Рублевку по московским пробкам. Саша мне ничего не должен, он сам всего добился.
Хорошо помню, в какой ужасной квартире он жил, когда только приехал в Москву. Брал в долг деньги у родителей, они ему помогали. А потом уже помогал он. Когда папа болел, присылал врачей из московской больницы имени Бурденко, оплачивал гостиницу и лечение. А спустя время в одной известной украинской клинике мне поставили "симпатичный" диагноз, и нужно было срочно ехать на лечение в Германию. Саша вызвал меня к себе, прислал машину, меня отвезли в гостиницу, он каждый день приезжал, кормил меня в ресторане. Даже с "девочкой" предлагал познакомить (смеется). А потом в Бурденко сказали, что диагноз, который мне поставили в Киеве, ошибочный, хотя Саша на тот момент оплатил будущую операцию в Германии. Сумма для украинского актера была просто сумасшедшая!
– А когда не стало родителей, у вас не было разговоров о наследстве? Саша не претендовал, например, на квартиру?
– Саша ни на что не претендовал. Мы все решили полюбовно.
Собираясь в гости, мы с братом подошли к зеркалу, Саша посмотрел на меня, потом на себя и сказал: "Все-таки я красивее тебя"
– Вы с братом росли в советское время. Каким было ваше детство? Семья была обеспеченная по тем временам?
– У нас была обычная советская семья. Родители – инженеры, закончили КПИ. Дедушка Борис Филлипович Цекало работал директором военного завода. Он был гордостью нашего семейства. В молодости он много читал, ходил в театральную студию при Русской драме. И там, кстати, играл с актрисой Любовью Добржанской, которая сыграла маму героя Андрея Мягкова в фильме "Ирония судьбы или с легким паром". Помните фразу "Поживем – увидим!"? Так вот, в каком-то спектакле в одной из сцен они сидели в бочке, и она предложила ему поцеловаться…
Дедушка как-то рассказал, что его прадедушка был погонщиком скота и в него влюбилась польская панянка. Он ее очень любил и убил из ревности, а потом и сам умер от тоски… Вот такая у нас интересная семья.
В детстве еще вспоминаю: пионерские лагеря… Сначала ездил один, потом Саша подрос, ездили вместе… Как-то раз, собираясь в гости, мы подошли с Сашей к зеркалу. Он был на голову ниже. Посмотрел на меня, потом – на себя и сказал: "Все-таки я красивее тебя".
Но я не обижался, в школе его часто защищал. Я учился в девятом классе, а Саша – в четвертом. Его обидели ребята, и мне пришлось набить морду обидчикам. После уроков меня уже ждали и по морде дали мне. Так было каждый день. Саша эту историю запомнил и на юбилее в Риме рассказал ее, даже тост за это поднял, чем довел меня до слез.
А еще был случай... Года три назад Саша в Киеве отмечал день рождения жены и посетовал: "Господи, как же я устал…" Спустя время я ему позвонил и говорю: "Помнишь Костю – я тебя с ним в школу водил? Так вот, Костя уже ходит с палочкой, хотя он твой ровесник. Так что ты не имеешь права говорить, что ты устал: у тебя молодая жена, много работы…"
У Саши с женой настоящая любовь. Двое детей, красивая дочка и сын. Но сына я до сих пор еще не видел
– Близкие к вашей семье люди уверяют, что Саша сначала симпатизировал Вере Брежневой и только потом обратил внимание на ее сестру Вику. Вам раскрывали приватную тайну?
– Я не знаю, кто на кого посмотрел первый, но Саша с Викой ведут себя так, как будто только что познакомились. Все время целуются, долго и любовно! У них все хорошо, там настоящая любовь. Двое детей, красивая дочка Саша и сын Миша – правда, его я еще не видел.
– Вы с такой нежностью об этом говорите... У вас никогда не было таких красивых отношений?
– У меня было слишком много всего…Три официальных брака. Сейчас цели создать семью нет… Как получится. Но один я не бываю.
А вы знаете, что у меня очень красивая дочка Маша? Живет в Америке, ее мама увезла туда, когда ей было шесть лет. Она стала актрисой. В прошлом году, когда я был в Москве, на сцене театра Марка Розовского выступала американская труппа со спектаклем об эмигрантах "Потерять и найти". Маша мне сделала билеты в первый ряд, и я увидел ее на сцене. После спектакля мы пошли в ресторан и целый вечер проговорили.
Когда дочь увозили в Америку, я приехал домой и начал орать. От горя. А потом выпил две бутылки сухого вина и лег спать
– Это дочь от первого брака?
– Да. Ни от второго, ни от третьего брака у меня нет детей. Дети должны иметь своих пап…Помню, пока Маше не исполнилось восемнадцать, все переживал, что она растет без меня. Но Маша помнит свое детство. Когда общались в Москве, все спрашивала: "Папа, почему ты мне не писал?" Я говорю: "Как писать, если тебя увезли в другую страну?" Хотя я рад, что она выросла в цивилизованном государстве, сейчас уже взрослая, давно замужем.
До сих пор помню, как Машу увозили в США. Я приехал попрощаться в аэропорт "Борисполь". Подъехало такси, выходят Маша и бабушка. Дочь в слезах… Спрашиваю, почему плачет, а она мне: "Бабушка не дает рюкзачок подержать". В тот момент мне было бы приятнее, скажи она, что плачет, потому что с папой расстается…
Когда она уехала, я пришел домой и начал орать. От горя. А потом выпил две бутылки сухого вина и лег спать. В четыре часа меня разбудил сосед – нужно было играть премьеру спектакля "Из американской жизни"… После этого был банкет, кто-то взял гитару и запел "Гуд бай, Америка", – и я снова пошел плакать. Так много всего переплелось в тот день…
– В вашей жизни был момент, когда вы могли все бросить и уехать в Москву, но остались из-за супруги. Как такое могло случиться?
– Было дело… Я как честный человек прописал жену в своей квартире. Мы договорились на словах, что если не сложится, то спокойно разойдемся. Так и получилось. Она осталась в Киеве, я уехал в Москву, снимал комнату у бабки-алкоголички. Вдруг звонок от жены: "Готовься, я буду с тобой разводиться!" Я говорю: "Ну ты же помнишь, как мы договорились?" А она мне: "Кто это слышал?" "Ах ты с…", – сказал я в сердцах.
Пришлось бросить Москву и заниматься разводом. Это был длительный процесс. Она не хотела выписываться из квартиры. И так сложилось, что не получилось переехать: в Киеве пошла работа, новые предложения.
– Не жалеете сейчас об этом?
– В моем возрасте в Москве нельзя просто жить. Там нужно быть кем-то. Пусть мне моя страна предложит работу, у меня есть силы. Помню, раньше вел лотерейные розыгрыши в казино гостиницы "Днепр", вечеринки в стрип-клубах… В месяц зарабатывал около тысячи долларов. Сегодня не отказался бы от таких денег, особенно по новому курсу (смеется).
– Одно время вы даже в ларьке торговали. Что заставило вас стать за прилавок?
– Я ушел тогда из Театра эстрады (друзья пригласили в еврейский театр "Мазлтов"), но еще не начал зарабатывать, а за квартиру платить надо было. И я встретил знакомого, который устроил меня в ларек. Ларечницы хвастались – мол, у нас артист работает! Работал я по ночам, причем в первую же ночь пришли какие-то бандюги, но я держал оборону, не впустил их. Помню, как-то подошла балетная пара из нашего театра. Увидели меня и пришли в ужас: "Витя, что ты тут делаешь?" Я говорю: "Помните, мы ездили в Волгоград на елки? Вот после того я купил ларек, сейчас работник болеет, я подменяю". Жена с укором посмотрела на мужа: "Вот видишь! Цекало может, а ты нет!" После этого они купили у меня бутылку водки, откупорили и выпили за встречу.
– И долго вы в торговле продержались?
– Нет – я потом ушел в театр работать. Начались гастроли по Америке, тур длился сорок дней. Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия... На второй день в Чикаго ко мне подошла знакомая из Киева: "Я вас знаю, вы – Цекало…" В общем, так получилось, что она предложила мне подработать. Никогда не забуду, как за тридцать долларов копал землю во дворе у черного конгрессмена. Причем работал с парнями из Западной Украины, они потом остались там жить неофициально. Увидев, как рьяно я копаю, поинтересовались: "Что ты так пашешь?" Я говорю: "Америка!"
Самое интересное, что, когда после работы конгрессмен решил нас накормить, я воспользовался моментом и сказал, что перед ним русский артист и что у меня день рождения. Он тут же устроил нам барбекю – я тогда даже не слышал о таком.
– Представляю, какой у вас был соблазн остаться.
– Еще какой! Один из наших украинцев так ко мне проникся, что, когда я признался, что у меня в Америке дочь, сам предложил: "А ты бы остался здесь?" Я говорю: "Наверное, а как? Пойти в украинскую или в еврейскую общину?" А он мне: "Іди до "жидочків", вони дружніші". На следующий день этот парень пригласил меня к себе, накрыл стол и говорит: "Я нашел тебе работу. Когда твои гастроли закончатся, будешь пенопласт собирать. В этом подъезде есть квартиры (он показал мне дверь), и все – останешься". Когда мы выпили, он разрешил мне позвонить маме, поздравить ее с днем рождения, а потом достал кассету с фильмом "Двенадцать стульев" с Андреем Мироновым. Я вдруг представил, как прихожу домой после работы… Собрал пенопласт, смена закончилась, я смотрю Миронова… И мне стало так страшно, что я отказался, но при этом первым подбивал людей остаться в Америке навсегда.
Я написал Миронову стихи, прямо как девочка после спектакля передал ему в конвертике эти послания. А он, видимо, подумал, что это деньги, и стал отказываться
– А правда, что Миронов подливал вам виски на семейном ужине?
– Да. Мои дальние московские родственники дружили с Мироновым. А я его очень любил. И когда приехал к ним погостить, они повели меня на "Женитьбу Фигаро" в Театр Сатиры. После спектакля мы дожидались Миронова у служебного входа. Когда он вышел, сели все вместе в машину и поехали на квартиру к моему дяде. Сидели рядом за одним столом, напротив – Лариса Голубкина. На столе был молодой поросенок, виски... Миронов все время подливал в мой бокал спиртное, когда оно заканчивалось. Немного осмелев, я сказал: "В Москве так трудно попасть на ваш спектакль, помогите…" Он: "Ну приходите через несколько дней, у меня "Ревизор". Я написал ему стихи, прямо как девочка после спектакля передал ему в конвертике эти послания. А он, видимо, подумал, что это деньги, и стал отказываться – мол, перестаньте. Взял конверт только после того, как я убедил его, что в нем нет денежных знаков. А на следующий год, когда я приехал в Москву уже на практику от института и снова пришел в его театр, Миронов о моих стихах не вспомнил...
– В следующем году у вас юбилей. Каким вы раньше представляли себя в 60 лет? И какой бы подарок хотели получить?
– Не хочу никаких подарков! Я не отмечаю широко дни рождения. Придет подружка, я куплю шампанское, пожарю креветки...
Не говорите мне о 60-летии – я по городу еще в шортах хожу. И не ощущаю себя на этот возраст. Года полтора назад встретил парня, который учился со мной в параллельном классе. Он спросил: "Ну как, к пенсии готовишься?". И я растерялся, не зная, что ответить. Люди как-то задумываются над этим, а я еще жить не начинал. В общественном транспорте мне до сих пор говорят "молодой человек". Смотрю на своих сверстников – все толстые, жирные… А я выгляжу молодо. Почему? Потому что трижды разведен и трижды – удачно.
– А в четвертый раз жениться слабо?
– Эй, претендентки, где вы…