Мама Натальи и Ольги Сумских Анна ОПАНАСЕНКО-СУМСКАЯ: «После спектакля жена Хрущева подошла и спросила: «Можно мне вашего мужа поцеловать?». — «Можно», — согласилась я...»
«МУЖ МЕНЯ НАЗЫВАЛ ТОЛЬКО ГАЛЧА. И ДО СИХ ПОР В КАЖДЫЙ МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ У НАС НА СТОЛЕ ТОРТ С НАДПИСЬЮ: «ГАЛЧА»
- Артисткой я стала с легкой руки своей учительницы Варвары Семеновны Довженко, первой жены Александра Петровича, знаменитого украинского писателя и режиссера, - призналась Анна Ивановна. - Она преподавала в нашей школе в селе под Киевом, откуда я родом, и знала, как тяжело, будучи маленькой девочкой, я переживала трагическую гибель старшего брата Сережи. Это было в 44-м, через год после того, как Киевщину освободили от немцев. Соседский мальчик позвал брата поискать саперные лопатки, брошенные воинами на краю села, возле какого-то рва. Он пошел. А нашли совсем другое - снаряд... Мамы дома не было, отправилась к портному, чтобы сшить брату пальто из какой-то старой шинели. «Иду, - вспоминала потом, - а на сердце неспокойно, и все тянет меня туда, к тому самому рву, будто кто-то незримый хочет, чтоб я именно туда шла, подталкивает. И вдруг взрыв...». Сережа погиб мгновенно. Если бы мама пошла туда, не стало бы и мамы...
Варвара Семеновна была очень доброй женщиной и удивительно мудрой: она поняла, что из того ступора, в который загнала меня смерть любимого брата, ребенка нужно как-то вытаскивать, вот и стала меня дергать, придумывать какие-то публичные выступления, номера. В конце концов подобрала стих, с которым я победила сперва на районной олимпиаде, затем - на областной, а потом и на республиканской. Все, кто слышал, как я его читала, твердили: «Из этой девочки получится хорошая артистка!».
В театральном я встретила свою судьбу. Славочку нельзя было не заметить: красавец писаный, а какая умница! Педагог по музграмоте Абрам Соломонович любил нас помучить - ставил какую-то пластинку, а потом резко останавливал и спрашивал: «Ну, колхозный ряд, говори, чья мелодия?». Так Сумской знал абсолютно все и с ходу выдавал: «Это Вивальди, это Бетховен, это Григ...». Мы удивлялись: «Откуда такие познания?», а он лишь плечами пожимал: «Дома слушал. У нас патефон есть». Слава и на аккордеоне играл замечательно. Еще будучи школьником, поехал в Николаев на рынок продавать сало по поручению матери и на вырученные деньги купил старенький Hohner. Как только взял инструмент в руки, сразу заиграл «Чардаш» Монти!
![]() |
| Анна Ивановна и Вячеслав Иванович — 50 лет душа в душу |
Отец моего будущего мужа обожал музыку и прекрасно рисовал, брат, Толечка, тоже был одаренным художником, думали, выучится - прославит и родную Кировоградщину, и всю Украину. Не суждено было: точно так же, как наш Сережа, разбирал какие-то патроны, и один прямо в руках у него разорвался, парня ранило, оторвало пальцы. Слава вспоминал, что в больнице Толя плакал и просил: «Братик, когда врач меня подлечит, привяжи мне кисть к этой культе, я все равно рисовать буду...».
Думала ли я, что выйду за Сумского замуж, доживу с ним до золотой свадьбы и отмечу ее в семье, где каждый первый - актер? Нет, ни о чем таком даже не мечтала - просто любила. На первые каникулы не успела к себе домой, в Катюжанку, доехать, как от Славы письмо пришло: «Галочка, милая, родная, любимая, здравствуй!». Несу конвертик домой - и плачу от радости!
Кстати, Галочкой он меня больше никогда не называл. Ни Галей, ни Аней, ни Нюрой - только Галча. Это «галчонок» по-русски. Почему так? Не знаю. Видимо, такое прозвище ему больше нравилось. И до сих пор в каждый мой день рождения у нас на столе торт (зять Виталик печет, Олин муж) с надписью: «Галча». Уже и Славы, Вячеслава Игнатьевича моего, шесть лет нет, а торт есть. В этом году, наверное, тоже будет: соберутся дети, внуки, посмотрим снимки с серебряной свадьбы, которую отмечали в Запорожье, и с золотой, посмеемся, погрустим, вспомним Славу, и он, я думаю, вспомнит о нас в том мире, где ему, даст Бог, лучше, чем было в этом...
«КТО-ТО ИЗ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СПРОСИЛ: «А СУМСКИЕ К ВАМ КАКОЕ-ТО ОТНОШЕНИЕ ИМЕЮТ?». НАТАША ОТВЕТИЛА: «НЕТ. ОДНОФАМИЛЬЦЫ»
![]() |
| Анна Ивановна и Вячеслав Игнатьевич с дочерьми Ольгой и Натальей на 25-летии свадьбы |
- Муж не любил праздников, и в этом плане в него пошла наша Наташа: никогда свой день рождения не отмечает. Слава говорил: «Оно нам надо? Давай лучше кагору возьмем - и на рыбалку!». Очень природу любил и отдыхал всегда возле речки, куда с ним Сергей Константинович Смеян ездил. Ну, вы его знаете, народный артист, знаменитый режиссер, в Запорожском театре Щорса с нами работал, а затем возглавлял столичный Театр имени Франко. У него машина была, и он нашу семью часто на природу вывозил: у нас со Славой своего транспорта никогда не было.
Порой журналисты спрашивают: «А кто у вас машину водил?». - «А нечего, - отвечаю, - водить было, и не потому, что слишком уж бедствовали, просто не о машине думали - о работе, ролях, детях...». Театры и города меняли, потому что талантов у Славы было много (мы как-то насчитали аж девять), но одного среди них все-таки не было: не умел он с начальством ладить. Правду-матку в глаза резал, оценку мог дать нелестную, если человек того заслуживал, ни перед кем не лебезил, спину не гнул, а руководители таких людей не любят. Им нужны покладистые, и если ты народный артист, ты должен всем за что-то благодарен быть и только по шерстке гладить. Вячеслав Игнатьевич так не мог. Где-то что-то скажет - «доброжелатели» тут же из одного слова 10 сделают и куда надо донесут. Вот и работал то в Киеве, то во Львове, то в Запорожье, то в Полтаве... И я за ним ездила.
![]() |
| Анна Опанасенко-Сумская в спектакле «Мораль пани Дульской» |
20 лет, как в театре не играю. Когда Оля нашла нам в столице жилье и мы обменяли свою полтавскую квартиру и перебрались поближе к детям, меня и туда, и сюда звали, но отказывалась. Во-первых, наигралась уже, напелась, накричалась: как-никак 130 ролей на счету. Во-вторых, здесь, в Киеве, своих актрис хватает, куда еще одной щемиться? А в-третьих, мы с мужем взяли к себе старшую Олину дочку, Тонечку, чтобы Оля могла сняться в сериале «Роксолана». Воспитывали, водили на танцы, на музыку... И она, видите, тоже актерскую стезю избрала - учится теперь в Москве. Слава во внучке души не чаял, хотя в артистки мы ни Тоню, ни дочек не агитировали. Наоборот, отговаривали.
Наташа поступила в театральный, чтобы доказать отцу: она сможет. Муж говорил: «Ну куда ты? Такая маленькая, слабенькая... Там сила нужна, выносливость, стойкость!». Боялся, что дочь не выдержит всего того, чем «славится» актерская среда. Помню, были мы на гастролях в Симферополе - и пришла телеграмма: «Поздравляйте, я поступила». Кто-то из комиссии спросил: «А Сумские к вам какое-то отношение имеют?». Дочь ответила: «Нет. Однофамильцы».
Оля, Лялюня наша, как мы ее дома звали, в детстве хотела быть биологом: у нее всегда были рыбки, живность какая-то... А потом тоже, как и старшая, пошла в актрисы. И, как видите, ни одна, ни вторая не затерялись, более того - сыграли двух знаковых для Украины героинь, Наталку Полтавку и Роксолану.
«У НАС НА ВІННИЧИНІ НЕМА БІЛЬШОЇ ГАНЬБИ, НІЖ КОЛИ ДІВКА ХУДА», - СКАЗАЛ СТЕЛЬМАХ»
- Наташа любит вспоминать, как я приехала в первый раз на съемки «Наталки Полтавки». Посмотрела, как дочь играет, и говорю: «Нет, я с тобой не согласна. Слишком уж ты веселая и певучая для девушки, которую выдают замуж за нелюбимого человека! Только представь себе: живешь в нищете, не знаешь, что с твоим Петром, жив ли он вообще, мать подталкивает к ненавистному браку... Разве это водевиль?
![]() |
| «Думала ли я, что выйду за Сумского замуж, доживу с ним до золотой свадьбы и отмечу ее в семье, где каждый первый — актер? Ни о чем таком даже не мечтала — просто любила». Анна Ивановна с Вячеславом Игнатьевичем, дочерьми Ольгой и Натальей, внуками Антониной, Аней, Дарьей и Славиком, 2005 год |
Это трагедия! Наталка весела только в конце, когда вернулся Петро и все устроилось! Вот тогда и предстань перед зрителями, как говорится, во всеоружии, покажи свое обаяние. А до этого страдать надо, нечему радоваться». Дочка послушала - и Наталка у нее получилась именно такой, я считаю, как Котляревский задумал. А знаменитый дуэт из этого фильма я до сих пор, когда по радио передают, включаю погромче и слушаю с удовольствием.
Сейчас все смотрят турецкий сериал про Роксолану. Моя Оля там одну из героинь озвучила - мать султана. Ей и саму Роксолану сначала предлагали, но там очень большая роль, дочке не позволил график. Говорят, хороший сериал, снят качественно. Но я не смотрю: не могу, поскольку операцию на глазах перенесла. Да и, честно говоря, хорошо помню наш сериал, снятый Небиеридзе, и считаю, что Олина трактовка этого персонажа - правильная. Я ей верю и знаю, как сложно было дочери эту роль играть. Она говорила: «Мама, чего стоит только тот кадр, в котором один сын убивает другого! Если бы сцена затянулась, у меня бы, наверное, инфаркт случился: ну как мать может такое пережить?».
Лялюню не зря до сих пор ассоциируют с Роксоланой: она не просто вошла в этот образ, а вросла в него, пережила всю роль и переболела ею. А с турчанкой даже не знаю, стоит ли сравнивать: у них там ведь и сценарий другой, и султанша другая, все по-своему. Кто прав, не нам решать, пускай историки разбираются...
Моя любимая роль - в пьесе Михаила Стельмаха «Зачарований вітряк». Когда Михаил Афанасьевич только привез в Запорожье свое произведение, режиссер сказал: «Мне кажется, тому, кто в этом спектакле будет занят, очень повезет!». Назавтра прихожу - и в списках читаю, что мне отдали главную женскую роль - Василины! Стельмаху очень нравилось, как я играла, и жене его тоже. Она даже призналась мне: «Вы знаете, Галочка, своей игрой вы вдохновляете Михаила Афанасьевича и, можно сказать, держите на этом свете...». Я, конечно, растрогалась и сказала Стельмаху, что у него замечательная супруга, на что писатель ответил: «Она - ангел, а вы - Муза».
Но кому-то Муза, а кому, может, и обуза: перед московскими гастролями театра кто-то нашептал режиссеру, мол, не надо бы выставлять в главной роли Опанасенко-Сумскую, потому что она полновата. Не знаю я, что они хотели - талию показать голливудскую, что ли, при том, что моя героиня - мать двоих взрослых детей...
В общем, в Москве я в спектакле не участвовала, сидела и плакала в гримерке Менглета, а Василину играла Светочка Бочарова - очень талантливая актриса, но слишком для этой роли юная. Все актеры, в постановке занятые, были против - не Светочки, конечно, а против того, что можно взять и так человека обидеть. В конце концов, о том, что я больше не играю свою роль, узнал и Стельмах. Приехал в Запорожье, посмотрел спектакль без моего участия и, уезжая, бросил одну лишь фразу: «У нас на Вінничині нема більшої ганьби, ніж коли дівка худа!».
«НИКОГДА НЕ СЧИТАЛА, ЧТО РОДНОГО ЯЗЫКА НАДО СТЕСНЯТЬСЯ»
- Очень хорошо ко мне относился и едва ли не всесильный в то время Александр Корнейчук. Я была занята в одной из его пьес, которую ставил Смеян, играла эдакую простую бабу, незатейливую, не особо грамотную Варвару, которая в конце выбегает и кричит, что ее ограбили, обобрали, облапошили... Казалось бы, надень платок, халат какой-нибудь, да и дело с концом. А Сергей Константинович по-своему решил: «Нет, почему? Оденься, как Анна Каренина! Будешь красавицей, а не сельской теткой!». Корнейчуку это понравилось.
После спектакля, когда автор должен был с актерами общаться, муж сказал мне: «Не выпячивайся, встань во второй ряд и стой спокойно». Но Александр Евдокимович все равно меня нашел, подарил цветы и сказал: «Спасибо за то, что не по шаблону сыграли. Я могу устроить вас в Театр Франко, подумайте...». Ну, я-то подумала, только Славочка там уже поработал и ушел. Осталась в Запорожье, о чем нисколько не жалею, потому что с Театром Щорса побывала везде, даже в Сибири.
Бывало, гастроли по три месяца длились, и я брала Олю с собой, даже в садик там оформляла. Так воспитатели потом нам письма писали аж до тех пор, пока она школу не окончила и не уехала учиться! Нас везде хорошо принимали - я думаю, потому, что мы всегда были искренними, такими, как есть. Я даже в Москве говорила только по-украински.
Пришла в Большой театр и спрашиваю у кассира: «Скажіть, будь ласка, чи нема у вас якогось квиточка? Хоч в останній ряд!». Не знаю, как сейчас, а раньше существовало негласное правило: если ты актер, то в любом театре покажи удостоверение - и тебе дадут билет на свободное место. А кассирша: «Что она говорит? Я ее не понимаю!». - «А хіба я до вас китайською звернулася?» - удивилась я. Тут вмешался администратор: «Вы прекрасно понимаете, о чем вас попросили, зачем унижать человека? Это прекрасная украинская актриса, вчера я видел работу их труппы в Театре имени Ермоловой. Знали бы вы, как она плакала в спектакле «Цыганка Аза»! Даже если бы пьеса шла на китайском, все было бы понятно!».
По-украински я говорила и в московском ЦУМе, более того - бегала и выбирала себе обновки в вышитой сорочке и жилетке. «Девушка, вы из народного ансамбля?» - спрашивали меня. «З театру», - говорю. «А из какого?». Начинаю рассказывать, а продавщицы: «Ой, какой у вас язык красивый, говорите, говорите еще!». Никогда не считала, что родного языка нужно стесняться, и дочери мои, слава Богу, того же мнения.
А Слава вообще ни под кого не подстраивался. После гастролей обычно разбор полетов устраивали: обсуждали, что удалось, что нет... Так муж никогда не слушал, даже в Москве. «Зачем, - говорил, - мне это? Все равно ничего уже не отнимешь и не добавишь. Пойду лучше на Москву-реку порыбачу». Когда в «Энеиде» он Энея играл, очень понравился жене Хрущева. Она была на спектакле в Москве с внуками, досидела до конца, потом подошла к нам, поблагодарила и спросила: «Можно мне вашего мужа поцеловать?». - «Можно», - согласилась я. С тех пор Слава с улыбкой и не без гордости рассказывал друзьям, как его целовала сама Хрущева...
Мне не хватает его, и детям тоже. Я бы очень хотела, чтобы он дожил до этой даты, чтоб сидел за столом рядом с нами... Но это, увы, невозможно. Остается лишь благодарить Бога за те годы, которые мы прожили вместе. И единственное, чего я сейчас желаю, - чтобы семья наша всегда была дружной, как при Вячеславе Игнатьевиче...





Мама Натальи и Ольги Сумских Анна ОПАНАСЕНКО-СУМСКАЯ: «После спектакля жена Хрущева подошла и спросила: «Можно мне вашего мужа поцеловать?». — «Можно», — согласилась я...»
Дочь Александра ГАЛИЧА актриса Алена ГАЛИЧ-АРХАНГЕЛЬСКАЯ: «В гибель папы от несчастного случая я никогда не верила. В день смерти его посетил Высоцкий, а когда дверь, выпуская гостя, открылась, в квартиру вошли двое...»
Легендарный капитан киевского «Динамо» 60-х Василий ТУРЯНЧИК: «Выступая в знаменитом клубе 11 лет, я не заработал столько, сколько игрок среднего уровня получает сегодня за три месяца»
Легендарный борец с мафией, рэкетом и бандитизмом, киевский «комиссар Каттани» Валерий КУР: «Чтобы показать Игорю Бакаю крутость, выписанный из Шостки Леча отрезал заправщику... Нет, не ухо — режут обычно мочку: кровь из нее так и хлещет. Это один из способов устрашения был...»
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ: «Хочу, чтобы меня любили безответно, страстно и немедленно!»
Универсальные солдаты
Пусть те, кто хотят, спасают мир
«Нет, я не Зайка, я другой...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги