Даниил ГРАНИН: «Мы много врем, и нам много врут, мы окружены ложью внешней и внутренней, мы вырастаем во лжи и живем в ней годами, примиряясь с ней, потому что так и легче, и выгоднее. В книгах Дмитрия Гордона я вижу попытку создать портрет нашего времени, которого коснулась порча, но которое тем не менее ценно не только для нас, но и для будущего, для потомков»
Жаль тратить время на всяческие свои и общественные обязанности, и вообще, чем меньше публичности, тем больше часов, минут и секунд остается на работу, на одиночество, которого так не хватает, чтобы о чем-то подумать, что-то понять... Впрочем, отмалчиваться, когда речь идет о главном деле моей жизни - литературе, я не могу.
Число книг, которые человек успевает на своем веку прочитать, может быть велико, но не бесконечно, поэтому каждый из нас вынужден постоянно решать, какой из томов на полке выбрать и как отличить книгу хорошую от плохой. Иногда по возможности я бываю на книжных ярмарках, где молодые люди, читатели и журналисты, допытываются, как я оцениваю какие-то скандальные, эпатажные вещи - скажем, очередные романы Эдуарда Лимонова или Владимира Сорокина, и всякий раз я отвечаю: вопрос некорректный.
Человек имеет право на индивидуальный вкус. Одному может нравиться Толстой, другому - Достоевский, но это не значит, что Лев Николаевич плох или Федор Михайлович по каким-то критериям недотягивает (ни в коем случае!), - можно говорить лишь о том, что вкус надо развивать и воспитывать, причем не только у читателей, но и у писателей.
К сожалению, литературой, культурой молодое поколение в массе своей не интересуется: это не престижно, не выгодно - то есть ему ни к чему. По сути, молодежь мы потеряли, а ведь раньше у нас была хорошая школа, отличное высшее образование... Тогда наше общество называли самым читающим и книги в нем были высшей ценностью, а сегодня их превратили в обычный товар - только отметки на обложке не хватает: употребить до такого-то числа... Мне вот рассказывали, как некие ретивые деятели расчищали библиотеки от произведений с «истекшим сроком годности», но не бывает «просроченных» книг - есть просто такие, которые перестали читать, поскольку они конъюнктурны. С другой стороны, произведения каких-нибудь Софокла или Еврипида созданы 25 веков назад, но они и сегодня имеют ценность.
Разобраться в книжном потоке бывает непросто, однако еще сложнее порой сориентироваться, что такое хорошо и что такое плохо в обычной жизни. Стерты грани, скомканы ориентиры, и я, к примеру, не раз заявлял, что памятники сносить никуда не годится: не дело потомков - рушить то, что возводили отцы и деды. По-моему, это варварство, хотя сообщение о том, что к 65-летию Победы на деньги, собранные местными коммунистами, в Запорожье установлен памятник Иосифу Сталину, совсем меня не обрадовало. Я, фронтовик, вступивший в партию в 1942-м, вправе свое мнение высказать? Тогда вот оно: ставить памятник Сталину после того, как развенчан культ личности и разоблачены его злодеяния, неприлично!
Или мне говорят, что в Киеве одну из центральных улиц назвали в честь гетмана Мазепы: мол, вам, автору романа «Вечера с Петром Великим», это особенно интересно, но у меня увековечивание столь одиозной фигуры ничего, кроме негодования, не вызывает - думаю, это стало возможным только в результате какой-то фальсификации истории.
За 10 лет работы над книгой о Петре I я изучил исследования множества добросовестных авторов - и зарубежных, и российских (вплоть до Пушкина): максимум того, что было написано на эту тему на протяжении трех веков, так вот, свидетельства очевидцев, документы, серьезные историки, наконец, показывают, что Иван Мазепа был изменником, предателем, и попытки восстановить его имя, представить его героем - чистая политика. Те, кто это делают, не об исторической правде пекутся, а просто подстраиваются под требования властей (точнее - подстраивались: употребить прошедшее время будет точнее).
Кто виноват? Не знаю. Всякий раз, наверное, надо разбираться конкретно, по возможности объективно и взвешенно, а не сразу навешивать ярлыки. Люди теперь, когда в историю постоянно вносят какие-то коррективы, могут искренне заблуждаться, потому что мы породили в их головах ералаш.
Тот же уроженец земли украинской Троцкий: то он соратник Ленина, могучий мыслитель и мотор революции, то враг народа, то вновь выдающийся марксист... Все время происходят какие-то повороты, в которые зачастую трудно вписаться, поэтому надо скрупулезно, шаг за шагом восстанавливать историческую правду и справедливость. Проблема, увы, в том, что мы много врем и нам много врут, мы окружены ложью внешней и внутренней, мы вырастаем во лжи и живем в ней годами, примиряясь с ней, потому что так и легче, и выгоднее. Не помню такого состояния общества, с таким разгулом бесстыдства и бессовестности, как ныне. В советские годы низкий нравственный уровень еще можно было объяснить - хоть и не оправдать! - страхом, прессом идеологии, репрессиями, а в нынешнем человеке мы, очевидно, имеем дело с принципиально другим отношением к совести и стыду, и для этого немало телевидение постаралось.
Я уже не раз говорил, что считаю его идеологической диверсией против индивидуума, который был читающим, думающим, любил классиков литературы и кино. Ну сколько можно пичкать публику эротикой, засильем смехачей, бездуховной жвачкой вроде «Дома-2», дурацкими шоу? Все эти передачи целенаправленно оглупляют, потому что телевидение - и российское, и украинское - в других показателях, кроме рейтинга, как мне кажется, не нуждается. Нацелено оно лишь на добычу денег, которая и определяется этим рейтингом, - вот и повышают его самыми примитивными средствами: показом жареного, сексуальными сценами, сплетнями.
Программу Дмитрия Гордона, разумеется, в виду не имею: она тут стоит особняком - более того, я потому и согласился дать ему интервью (хотя обычно контактов с масс-медиа избегаю), что стремился это направление поддержать. Мне симпатичен автор, который приглашает к себе в собеседники хороших и реализовавшихся (а значит, счастливых) людей, мне нравится, что его гости рассказывают об истории, об успехах наших науки, искусства. Понятно, что они пытаются представить себя в выгодном свете (каждый человек хочет казаться лучше, чем на самом-то деле есть), но Дмитрий так ставит вопросы и так ведет разговор, что его визави выявляются независимо от того, что отвечают, а зрители и читатели видят, насколько они искренни и каковы в сущности их идеалы.
Дмитрий подарил мне свои книги, а в них - интервью со многими достойными, интересными личностями. Например, я давно люблю Виталия Коротича и с огромным удовольствием прочитал с ним беседу, были и другие герои, общение с которыми стало для меня истинным праздником. Вообще, в книгах Дмитрия Гордона я вижу попытку создать портрет нашего времени, которого коснулась порча, но которое тем не менее ценно не только для нас, но и для будущего, для потомков.
Напоследок Дмитрию вот что скажу: художник, литератор должен быть свободным от догм и условностей. Тебе дан твой голос: не важно, слабенький или сильный, но главное - твой, который никто заменить не может, - вот и пой свою песню, делай то, что считаешь нужным, осуществляй себя, а не моду.
И только тогда будешь прав!