Время чумы
В кинотеатрах Украины кинолента появится 5 мая. Когда выйдет на телеэкраны, неизвестно. «Пять или шесть каналов уже отказали, - сетует Кохан, - или предложили самое «удобное» время - после двух ночи. Причину объяснили просто: «Неформат, нам надо реалити-шоу. Вот здесь мы танцуем, а тут - учимся петь...».
«ЧТО ДЕЛАТЬ? А НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ - ХИРОСИМА!»
«В субботу» - украино-российско-немецкий продукт. С нашей стороны в его создании участвовала SOTA Cinema Group, продюсировавшая «Счастье мое» Сергея Лозницы, а со стороны Германии - известная во всем мире киностудия Bavaria Film, где были сняты дебютная работа Альфреда Хичкока «Сад наслаждений», «Тропа славы» Стенли Кубрика и «Змеиное яйцо» Ингмара Бергмана. В Киеве студию представляла продюсер Симона Бауман.
«Мы не беремся за проект, который не может быть успешным, - призналась она. - И сценариев о Чернобыле накануне 25-й годовщины аварии было несколько. Выбрали тот, который написал Александр Миндадзе. Во-первых, имя свою роль сыграло, ведь всем известны «Парад планет», «Охота на лис», где Александр Анатольевич работал как кинодраматург, во-вторых, то, что он предложил, кардинально от всего остального отличалось».
Миндадзе не стал снимать великое кино о великой трагедии - фильм-катастрофу в голливудском смысле слова. Нет ни падающих стен, объятых языками пламени, ни бегущих в панике сотрудников ЧАЭС, ни «крепкого орешка», в одиночку спасающего мир от мирного атома.
«Это не нежелание снять картину о героях или о причинах катастрофы, - объясняет режиссер. - Конечно же, были герои, жертвовавшие собой, и время достойного кино о них придет. А что касается причин... Специалисты до сих пор спорят и прийти к общему знаменателю не могут, поэтому я, неспециалист, не стал касаться вопроса, в котором ничего не смыслю. Когда спрашивают: «О чем вы хотели снять?», отвечаю: «О чем снял». О человеке, который хочет кричать, а вынужден молчать. О жителях Припяти, которые в субботу, 26 апреля, отдыхали на природе и играли свадьбы (таких свадеб, кстати, было 16). О мелочах жизни, мешающих принять решение, и о безысходности, от которой не убежишь».
Главную роль в картине сыграл 27-летний Антон Шагин («Стиляги», «Тиски»). «Когда показали сценарий, честно сказал: «Не знаю, смогу ли. Придется нажать внутри себя какие-то особые кнопки», - вспоминает он. - В 86-м мне два года исполнилось. Только в школе я узнал, что был Чернобыль. Мы ходили в столовую, и у одних ребят были желтые талончики, у других - голубые. Я спросил, почему так, и мне сказали: те, у кого голубые талончики, жили в чернобыльской зоне и им нужно лучше питаться, чтобы не заболеть. Так я почувствовал, что Чернобыль - что-то очень плохое».
«ТЫ ЧТО, БАТАРЕЙКУ СЪЕЛ? ПРИВКУС КАКОЙ-ТО МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ...»
Такое предчувствие мучает и Валеру, которого сыграл Шагин. Заподозрив неладное, парень бежит на электростанцию, чтобы узнать, насколько опасен взрыв, и самые худшие догадки подтверждаются. «Как семьям погибших сказать? - суетятся атомщики. - Что с выжившими из четвертого блока делать: они бурые все, такой «загар» за одну смену... Смертники!». - «Что делать? А ничего не делать - Хиросима!». - «Не может такого быть, слышите? Реактор - безаварийный, - внушает людям чиновник из области. - Безаварийный, слышите, суки!». - «Бежать надо, Валерка, - признается парню его начальник, переламываясь от удушливого кашля. - Я на верхушке реактора был, прямо в пасть ему заглянул. И, веришь, так захотелось прыгнуть! Чтобы сразу, недолго...».
Бежать Валера решает с Верой (Светлана Смирнова-Марцинкевич), в которую влюблен. Но Вера то не верит, то издевается, то прогоняет, то каблук сломала и до вокзала не добежала, то туфли новые выбрать не может, потому что в универмаг завезли румынские «лодочки» и глаза разбегаются (Припять, где жили атомщики, была городом усиленного снабжения), то паспорт куда-то положила... Потом выясняется, что девушка должна выступать на свадьбе в клубе - с друзьями-музыкантами.
Узнав о реакторе, музыканты просят Валеру... заменить барабанщика: свой напился и крепко спит. Кстати, спящего сыграл настоящий музыкант - лидер группы «Танцы минус» Вячеслав Петкун. Бородатый и длинноволосый Карабас, популярный и продвинутый, оказывается главной причиной, из-за которой Вера делает все, чтобы не уехать. Ей не нужен хлипкий, пьющий и ничем не примечательный Валера - инструктор, райкомовская шестерка, и даже взрыв не в силах ее переубедить.
Свадьба, пир во время чумы, занимает половину фильма. Пляшет в новых розовых «лодочках» Вера, барабанит по «тарелкам» Валера, заливаются красным вином музыканты, поднимая тост «за дезактивацию», но не выпуская из виду футляр для гитары, где лежат общие деньги. Смачно целует невесту Ларису счастливый жених Петро - армейский товарищ главного героя. «Ты что, батарейку съел? - шутит Лариса. - Привкус какой-то металлический». - «И правда, во рту как металлом насрано...».
«НИ ОДИН МИЛЛИРЕНТГЕН НЕ ПОЛОЖИТ РУССКИЙ ЧЛЕН»
Петро еще не знает, лишь догадывается: на станции серьезная авария. Но все же храбрится: «Ни один миллирентген не положит русский член!». До того, как напомнили, что Лариса ждет ребенка... Кого она родила и родила ли вообще, создатели фильма оставили за кадром. Как и то, живы ли Валера, побывавший у стен реактора, Вера и музыканты. Из Припяти они таки уехали. Недалеко - в «менее радиационный» Гомель.
«26 апреля 1986-го мы с Вадимом Абдрашитовым в Минске снимали «Плюмбум», на крыше дома, - вспоминает Александр Миндадзе. - Интернет еще не изобрели, но какие-то слухи ходили. Мы не знали, верить или нет, даже не думали, нужно ли бежать от опасности. Где-то в подсознании сидело: «А далеко убежишь?».
Режиссер, актеры и продюсеры вспоминали, что делали 25 лет назад, и самой везучей признали Свету Смирнову. «Я тогда еще не родилась», - смущенно сказала 24-летняя девушка. Картина «В субботу» - ее первая большая работа в кино.
«Когда случилась авария, я училась в Советском Союзе, в Ростове-на-Дону, - призналась Симона Бауман. - Поехала на выходные за город, к друзьям, а родители в Германии с ума сходили. Они - в Западной Европе - знали, что на атомной электростанции случилась авария, а мы не знали ничего! В первую же неделю по всей Германии закрыли энергоблоки, которые не считались полностью безопасными, хотя соответствовали стандартам. А в Союзе еще решали, что сообщать гражданам».
По словам гостьи, немцы не остались равнодушными к фильму о Чернобыле - после Берлинале СМИ назвали картину откровением. «Единственное, чего зрители не могли понять, - уточняет продюсер, - это почему люди не уехали сразу, почему их не эвакуировали в тот же день»...