О ловле бандитов на общественных началах
С тex пор как мы вошли в состояние, официально именуемое демократическим, преступлений не убавилось, по некоторым сведениям, их даже стало больше. И что удивительно, воры и налетчики в основном оказались местного разлива, свои, их никто не забрасывал в виде десанта ни из ближнего, ни из самого дальнего зарубежья. При этом претензии мы высказываем, конечно же, не к себе, а к демократическим властям, забывая, что слово "демократия" состоит из двух - "демос" и "кратос", то есть "народ" и "власть". Но нас основательно отучили от того, что народ имеет отношение к власти: никому и в голову не приходит слово "самоуправление" применительно к наведению порядка у себя в доме. Хотя и в собственной, и в мировой истории на этот счет примеров достаточно.
Насколько мне известно, запорожцы наводили порядок на Хортице своими силами, не прибегая к письменным жалобам в столичные адреса. С местными выпивохами и воришками они справлялись четко и своевременно, организовав то, что зовется охраной общественного порядка, местными силами. Очень похоже организовывали это дело в молодой Америке, где каждое местечко избирало всеобщим голосованием (а не получало по разнарядке из центра) своего шерифа, которому вручали жетон в виде звезды и полное право наводить порядок в окрестностях. С тех пор мы потеряли запорожскую традицию, зато американцы шерифскую развили.
Когда репрессивные права есть только у централизованного государства, оно зачастую этими правами злоупотребляет. Да и не надо указаний из центра, чтобы призвать к порядку местного забулдыгу или прервать семейный дебош. На этот счет должны быть местные законы и правила, это часть механизма демократического самоуправления. Не так давно бывший министр юстиции США Кларк писал, что "общенациональные полицейские силы, руководимые из центра, не могут быть эффективными. Доверие, общественная поддержка и личное знакомство с жителями необходимы полиции для выполнения своего долга". Есть и поправка к Конституции США, ратифицированная в 1791 году и усиливающая этот тезис: "Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться".
Граждане ответственно охраняют порядок вокруг себя. Абсолютное большинство американских уголовных дел перешло в ведение местных судов и судов штата, не выходя на более высокие уровни. Федеральными преступлениями числятся серьезные злодейства, связанные с угонами, убийствами, похищениями людей, ими занимается ФБР, центральное правоохранительное ведомство. Основная же часть преступников осуждается местными судами и сидит в местных тюрьмах. На одного полицейского приходится около 400 граждан. Таких полицейских взыскательно отбирают, хорошо оплачивают и страхуют...
В конце 80-х мы были с кинорежиссером Говорухиным в американском городе Кливленде. Он как раз снимал нашумевший фильм "Так жить нельзя", и служащие местной полиции рассказывали, сколько сотен тысяч долларов получает семья погибшего полисмена, какое у них оружие и какая зарплата. Да, это недешево, местные власти до двух процентов собираемых налогов отчисляют на содержание полиции. Окружные шерифы и местные полицейские власти из кожи вон лезут, отрабатывая свои зарплаты и доверие избирателей. Пора бы и нам усвоить, что на общественных началах ничего хорошего не получается - ни в уборке картофеля, ни в ловле бандитов. Да, отбор честных людей занимает время - в послевоенной Японии, например, вся полиция расформировывалась четыре раза. Но сегодня она одна из лучших в мире. А у нас?