Кинорежиссер Александр ШАПИРО: "Свобода творчества - это способность реагировать на шизофренические ассоциации"
"СНЯТЬ НАСТОЯЩИЙ ПОРНОФИЛЬМ - ВОПРОС ОДНОЙ СМЕНЫ"
- Почему вы работаете в Киеве?
- Тут есть много причин, но, наверное, прежде всего потому, что Киев является средой, которая сформировала язык, мне близкий.
- Вы какой язык имеете в виду?
- Просто язык. Язык общения. Язык как практика обмена информацией, как практика речи. Например, в Москве все эти нюансировки меняются, в Европе тем паче... Поэтому мне не хочется отсюда никуда уезжать. Хотя...
- Ваш первый полнометражный фильм "Цикута" не получил прокатного удостоверения Минкульта и на экраны не попал. Но он есть на DVD. "Путеводитель", к счастью, тоже. Третий ваш фильм "HAPPYPEOPLE" просто создан для большого экрана, но нормального проката у него не было, а DVD так и не выпустили. Как режиссер вы отслеживаете судьбу своих картин?
- Режиссеры не отслеживают эти вещи. И у меня как у человека, который по условиям контракта написал сценарий, снял кино и является в какой-то мере совладельцем картины, нет достаточных оснований, чтобы выносить какие-то стратегические либо директивные суждения. В кино очень много путаницы, и остается лишь уповать на благоразумие людей, с которыми работаешь.
Что касается "HAPPYPEOPLE", то картина находится в правах у людей, которые как бы понимают, что с ней делать дальше. Или не понимают...
- Вас не достает подобная ситуация - вы сняли фильм, а его никто не видел?
- Ну это гипербола: "никто не видел"... "HAPPYPEOPLE" ходит в черной сети, его видели в Москве, в Берлине, в Нью-Йорке... А на DVD не выпустили только потому, что не решены какие-то судебные прецеденты странного характера с подписанием авторских договоров на музыку.
В кино очень важна и сложна юридическая сторона вопроса. И если ты сбиваешься в каких-то пунктах или недостаточно опытен, это влечет за собой череду последствий, мешающих выпуску картины.
![]() С актером и режиссером Федором Бондарчуком Александр Шапиро работал на съемках картины "HAPPYPEOPLE" |
- Что мешает выпуску вашего предыдущего фильма "БЕС PORNO", о котором ходило много разговоров и работа над которым давно завершена?
- С "БЕС PORNO", судя по всему, все хорошо...
- С ним все хорошо, его никто не видел...
- С ним происходят некоторые процессы, которые соответствуют взгляду продюсеров на стратегию его продвижения. И я не скажу, что это плохо. Они ждут чего-то такого, что позволит им заработать побольше денег. В прокат фильм действительно не выпускался, его придерживают для конкурсной программы одного из монстрических фестивалей. После того как картину покажут там, начнутся, насколько я знаю, движения совместно с Роднянским в сторону проката. Это действительно целая стратегия, и не думаю, что она неправильна.
"БЕС PORNO" - фильм крепкий и в отличие от всех моих остальных картин совершенно коммерческий. Прежде всего в силу темы, которая интересна всем, и в силу формы, которая адекватно раскрывает эту тему.
- Собственно порно в картине нет, хотя сюжет заверчен вокруг этой темы. Вам интересно было бы снять настоящий порнофильм?
- Ой, это очень просто! Снять настоящий порнофильм - вопрос одной смены.
- Нет, я имею в виду интересный порнофильм.
- Интересный, сюжетный порнофильм вроде "Глубокой глотки" или еще какой-то классики порно?..
- Да, глубокий порнофильм...
- Не скажу, что я испытываю такой уж прямо зуд по отношению к этой теме, но если бы вопрос стал таким образом и мне дали достаточно свободы и денег, сделал бы это не задумываясь.
"Я ДЕЛАЛ "СПИНОЗУ" ЗА СВОИ ДЕНЬГИ И ПОКА РЕШИЛ НЕ ПРОДАВАТЬ ЕГО "ИНТЕРУ" ЗА 500 ДОЛЛАРОВ"
- Выбор профессии - вещь непостижимая. Вы зафиксировали момент, когда решили снимать кино?
- Для меня кино не является автономным процессом в моей внутренней практике. Кино для меня - это выяснение некоего философского круга вопросов именно потому, что оно не до конца, как и человеческая жизнь, принадлежит воле автора. Ты не до конца влияешь, не до конца контролируешь...
Я написал массу сценариев, снял пять полнометражных фильмов, было множество моих продюсерских участий... И с каждым новым шагом я все больше понимаю, что создание кино, равно как и жизнь, детерминировано иными силовыми потоками, отличными от тех, которые называются твоим личным контролем над ситуацией.
- Вам интересно, кто ваши зрители?
- Мне чрезвычайно сложно связать эту разрозненную группу. Я просто знаю, что огромное количество людей любит мое кино. Ко мне подходят, говорят, звонят и так далее... Это факт. Но сказать, что это некая цельная аудитория - студенты, профессора или маргиналы, - значит не сказать ничего. Мои зрители - совершенно разные люди, которые через мое творчество, возможно, сами того не ведая, находят для себя какую-то новую территорию.
- Все ваши картины обращены к современности, что, кстати, отличает вас от большинства современных режиссеров. Какие-то другие периоды в истории развития человечества вам интересны?
- Меня интересует только современность, во многом потому, что я не доверяю историческому дискурсу. То, что называется исторической правдой, на самом деле чистая спекуляция, и нужно обращать внимание лишь на свой непосредственный опыт, который, кстати, тоже не всегда позволяет четко разобраться в ситуации.
- Не так давно состоялась премьера вашего "Спинозы" в довольно узком зрительском кругу. Есть вероятность, что проект увидит и широкий круг?
- Это невозможно угадать. Пока я решил не продавать его "Интеру" за 500 долларов...
- А другому телеканалу за другие деньги?
- Ой, современный мир невыносим! Если бы вы столкнулись с тем, каким образом реализуют себя самые простые модели отдельно от магистралей больших финансовых интересов, вы бы поняли, что без жесткого лобби продать сегодня фильм на телевизор нереально. Вообще!
Я снимал "Спинозу" за свои деньги, помочь здесь мне никто не захотел: ни телевизор, ни Министерство культуры... Хотя это совершенно не амбициозный проект, а, скорее, познавательный, нужный... Все философские кафедры написали письма, которые якобы апеллировали к каким-то инстанциям... Но все это бред! Такие вопросы не будут решаться, пока в стране глубокий политический кризис.
Но о Спинозе я бы снял в любом случае... Это представляется мне интересным хотя бы с точки зрения самопознания. Спиноза - феноменальный чудесный мыслитель, равного которому не было в истории мировой мысли. Никто, кроме него, так четко, отточенно и односложно до сих пор не сформулировал: что есть человек? в чем заключаются его цели? его природа? его мотивации в рамках той совершенно неполноценной идиотической схемы, которая называется жизнью? Он единственный, кто обнаруживает свою развернутость к человеческим проблемам, в том числе к тому, что можно назвать поиском счастья...
Занимаясь этим проектом, я не пытался прыгнуть выше головы и растолковать собственное отношение к философии, а просто представил честный и подробный рассказ о жизни философа, основываясь на максимально подробных исследованиях - территория, маршруты Спинозы, его генеалогия, последствия его философии и так далее.
В итоге получился офигительный трехсерийный фильм, который я показал в единственном месте (если исключить киевскую презентацию) - в Харьковском университете, куда меня пригласили и где я провел двухчасовой семинар о философии кино со студентами философского факультета. Правда, аудитория оказалась несколько шире, чем предполагалось вначале.
- Насколько я знаю, у вас нет специального режиссерского образования. Оно необходимо, на ваш взгляд?
- Существует два полюса. Я на одном, а огромное количество людей на другом. Им нужно вести вразумительный аграрный образ жизни - обеспечивать свое будущее, думать о семье и так далее.
- А вам, значит, не нужно?
- У меня иной центр тяжести и иные вопросы по отношению к ремеслу. Поэтому в моем случае специальное режиссерское образование может даже мешать.
"С ВОЗРАСТОМ ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ХУЖЕ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КЛУБОК ПОРОКОВ"
- Как-то на вопрос о том, кем бы вы стали, если бы не стали режиссером, вы ответили, что бомжом. Почему? Все-таки при всех преимуществах у этого статуса много ощутимых минусов.
- Я всегда ратую за терминологическую четкость, поэтому не совсем понимаю, что такое "ощутимые минусы".
- Ощутимые минусы у бомжей? Они плохо пахнут, мерзнут зимой, питаются вонючими объедками, по ним бегают вши...
- Зато это состояние дарует массу свобод и раскрывает перед тобой некий смысл, не ведомый ни одному из людей, которых я считаю куда более несчастными с точки зрения моей категориальной схемы. Ощутимые минусы есть в самом факте или трагедии человеческой жизни, о чем бы ни шла речь. Несомненный минус, например, в том, что мы стареем, при этом мы же не исключаем саму необходимость длить свое существование.
Ни одна из сторон жизни не представляется мне предпочтительной в таком уж абсолютном качестве. Все зависит от того, что ты исключаешь из поля своего внимания и что представляется тебе приоритетным в том или ином выборе.
Какой-нибудь вполне упакованный человек в офисе тоже весьма неудобно чувствует себя в своей скорлупе, хотя ему кажется, что лучше пребывать в некоторой так называемой стабильности, нежели ежесекундно испытывать жизнь на любовь к себе или благосклонность.
- Вот вы сказали "мы стареем"... На ваш взгляд, процесс физического угасания как-то связан с творческой состоятельностью?
- Старение влияет на процесс творчества самым прямым образом. Для кино необходима недюжинная энергия, которая неизвестно откуда берется и постепенно просто растворяется. С годами в силу вступает внутренняя критика, ты попадаешь в ситуации повтора, тавтологии, патовости самого процесса, понимаешь неосуществимость идеального формата и что с этим глуповато бороться, поскольку такая борьба напоминает борьбу с ветряными мельницами.
- А мне приходилось слышать, что с возрастом человек становится лучше...
- Нет. С возрастом человек становится хуже, хуже и хуже, в конце концов, превращаясь в клубок пороков. (Смеется).
- Пару лет назад я купила "Цикуту" в магазине, и меня очень заинтересовала аннотация на коробочке DVD: "Фильм снят известным скандалистом Александром Шапиро...". Когда вы успели стать известным скандалистом?
- До "Цикуты" я снял огромное количество скандальных вещей, в том числе несколько порнофильмов, шел на максимально разнообразные провокации, разбирая так называемую агрессивность кино. Например, мог зажечь в тубдиспансере огромную дымовую шашку и потом эвакуировать весь тубдиспансер... В общем, устраивал такие полуосознанные провокации, которые формировали стиль работы внутри самой профессии.
Я всегда совершенно нетрадиционно себя веду и как продюсер, и как режиссер... Мне наплевать на запреты, они нисколько не сковывают меня в действиях, и меня не очень парят те ситуации, которые все называют невозможными.
- Вы когда "Цикуту" снимали, понимали, что в нашей стране такое кино не попадет на экраны?
- Я был тогда настолько свободен и энергичен, что это подарило мне несколько радостных моментов проживания определенного времени. "Цикута" - великий фильм и в чистом виде соответствует моему идеальному представлению о киноповествовании, хотя с точки зрения меня сегодняшнего такое кино совершенно невозможно. Я бы никогда не повторил формат "Цикуты" в каких-то предлагаемых условиях.
"Я НЕ ВИЖУ ОСОБОЙ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ВЕЛИЧИЕМ И НЕВЕЛИЧИЕМ"
- Вам не тяжело работать, понимая, что свой великий фильм вы уже сняли?
- Недавно я снял еще один великий фильм - "Кастинг". "Цикута" и "Кастинг" - два великих фильма. Два шедевра.
- "Цикуту" уже все, кто хотел, посмотрели, расскажите про "Кастинг". А то неизвестно, когда его покажут.
- С моей точки зрения, фильм действительно очень хорош, это не реклама, и, учитывая, что в отличие от "Цикуты" вокруг "Кастинга" расположились достаточно серьезные и взвешенные люди, картину все увидят.
Фильм представляет совершенно новый концепт кино. Вполне возможно, что со временем этот концепт перейдет в какой-то жанр или станет новым аудиовизуальным форматом... Но я сделал первый шаг.
В картине участвует 50 актеров. У каждого свой участок, но никто не подозревает о существовании других участков. Есть актер, есть камера, и актер скадрирован таким образом, что, взаимодействуя с кем-то, он не знает, с кем он взаимодействует. "Кастинг" - это путешествие шизофреника, который на трясущихся от страха ногах следует из одной жизненной ситуации к другой, делая их своими.
Вообще, свобода творчества - это способность реагировать на шизофренические ассоциации. Идеальный субъект истории - шизофреник. Но шизофреник, не ставший аутистом. Это тот шизофреник, который всегда обнаруживает интерес к внешним сцеплениям жизни. Подслушанное, увиденное формирует некую природу, которая близка тебе, но непонятно, на каких основаниях. Это не ты и не твоя история, но она раскрывает какой-то смысл.
Новая киноструктура "Кастинга" прикольна еще тем, что фильм четко направлен к зрителю и его от начала до конца сможет посмотреть даже совершенно непрорубленный человек.
- Где вы взяли столько хороших актеров? Непросто найти 50 "прорубленных" человек в Киеве да еще вписать их в новый концепт кино...
- Я получил огромное удовольствие от актеров на этом проекте! Начиная с великих и заканчивая какими-то профанами, впервые обнаружившими свои актерские способности перед камерой.
Кстати, одной из целей "Кастинга" была попытка набросать шкалу актерских проявлений и выяснить, что же такое играть хорошо? Чтобы не было никакой руководящей линии, а присутствовал лишь некий независимый взгляд: здесь ты понимаешь, что это хорошо, а вот здесь - нет. В итоге все оказалось настолько энергетично, что, по большому счету, я сейчас не вижу особой разницы между величием и невеличием...
- А кто у вас был из великих?
- Ну я Линецкого считаю...
- Судя по отзывам "Кастинг" вызвал резонанс на Каннском фестивале. Правда, фильм, как и две ваши картины "Путеводитель" и "HAPPYPEOPLE", представленные до этого на Берлинале, не участвовал в конкурсной программе. Вы вообще ставите цель попасть в конкурс?
- Это не цель. Это средство, которое оправдывает весь процесс. Продавать фильмы легче всего через участие в конкурсных программах ведущих фестивалей. До последнего времени я не работал с агентами. Но сейчас изменил эту порочную практику и, видимо, подпишу контракт, чтобы уже в следующем году попасть в конкурс. Есть смысл делать кино для того, чтобы его продавать. В остальном в таком сомнительном производстве знаков, которым является кино, как-то мало обнаруживается смысла для взрослого человека...
- По-вашему, международные фестивали вроде Каннского и Берлинского - это действительно смотр хорошего кино?
- Международные кинофестивали - это установленная конвенция, которая развивает систему определенных значений... И не важно - фестиваль это или съезд народных депутатов.
- А по-моему, подобные мероприятия давно уже переместились в разряд светской хроники: звезды, красная дорожка...
- Красная дорожка нужна для того, чтобы придать всему определенный статус. Разве в жизни как-то по-другому происходит? Фестивали - это процесс, который нельзя ставить под сомнение, поскольку он всего лишь иллюстрирует то, что происходит в киноиндустрии.
- Все можно ставить под сомнение...
- В любом случае в Каннах показывается лучшее, что производится в мире.
"ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ ВЕЗДЕ, ГДЕ ПРОИСХОДИТ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ"
- Говорят, в этом году программа была невероятно слабой...
- Программа была слабая не потому, что там показывали фильмы второго уровня, а потому, что в мире, в принципе, снимается плохое кино.
- О том, что кино переживает кризис, я слышу столько, сколько живу на свете.
- Ну так кризис был всегда! Когда был расцвет?
- Ну, был... Годар, Бунюэль, Бергман, Антониони, Висконти...
- Это всего лишь исключения из правил. Сейчас тоже, например, Шапиро есть... И потом, что такое слабая программа? Каким критериям соответствует этот условный индекс?
- А каким критериям соответствует индекс хорошего кино?
- Хорошая режиссура, на мой взгляд, это совсем не то, что закладывается некой совокупной оценкой всего происходящего в качестве внятной истории. Любая внятная история свидетельствует о слабости режиссера. Если режиссер рассказывает свою историю так, что все понятно, значит, с моей точки зрения, это плохой режиссер.
- Вы вообще кино в Каннах смотрели?
- Я посмотрел всего два фильма, все остальное время общался с людьми маркета. На самом деле, зачем мне смотреть кино? Я уже все видел...
- Вам не кажется странным торжественно открывать украинский кинопавильон на Каннском фестивале, при той мрачнейшей культурной ситуации, которая сложилась в нашей стране?
- Нет, я не считаю это странным. И вы бы тоже не считали, если бы оказались в Каннах. В наш павильон постоянно заходили байеры, дистрибьюторы, там происходила жизнь... Шесть совершенно разных картин были показаны в разных залах, их посмотрели люди, сформировали какое-то отношение к украинскому формату... Что в этом странного? Это нормально. Это меганормально!
Речь ведь идет о том, чтобы что-то репрезентировать и вступать в систему европейской полемики. И с этой точки зрения то, что сделал Халпахчи в Каннах, - очень крутой шаг.
- Вы как кинорежиссер связываете с этим шагом какие-то реальные перспективы?
- (Вздыхает). Перспективы есть везде, где происходит биологическая жизнь.


Академик международной академии дураков Борис БАРСКИЙ: "И вот стою я, обоссанная звезда эстрады, посреди ялтинской набережной и понимаю, что слава - явление сиюминутное"
Экс-министр обороны СССР Маршал Советского Союза Дмитрий ЯЗОВ: "Не выдержав напряжения, маршал Ахромеев привязал тесемочку за оконную ручку и набросил на шею петлю. Первая попытка оказалась неудачной: его немного придушило и тесемочка оборвалась. Он написал записку: "Плохой из меня самоубийца", связал все по-новому и... В таком положении и скончался..."
Шура провалил пробы в порнофильм
У Дмитрия Дюжева и Игоря Бутмана родились сыновья
82-й день рождения Фиделя Кастро омрачил секс-скандал
Борис Моисеев будет обучать стриптизу
В Америке запретили эротический ролик с актрисой Евой Мендес
Вахтанг КИКАБИДЗЕ: "Никто из московских друзей меня не поддержал..."
Витас, Дибров и Галыгин скоро станут папами
Ян Табачник заказал памятник Зурабу Церетели
Дочь Михаила Боярского скрывает свой роман от отца
На Брайтоне хорошая погода...
Кинорежиссер Александр ШАПИРО: "Свобода творчества - это способность реагировать на шизофренические ассоциации"
Переводчик футбольного клуба "Шахтер" Александр ЛЕБЕДЕВ: "Донецкие бразильцы звездами себя не считают. В отличие от некоторых наших игроков, которые без всякого основания ведут себя высокомерно и разговаривают через губу"
Наталье Могилевской подарили перчатки для садо-мазо
В Киеве Дана Интернешнл объявила голодовку
В Москве ограбили квартиру Станислава Говорухина
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги