«Недосконалiсть свiту заї...ла»
«Це конгломерат гострого пера i потужного баяну, - говорит Скрипка о своем литературно-музыкальном дуэте с Подервянским. - Будемо мати культурний вибух. Нарештi врятуємо це прогнiвше суспiльство».
Спасать «прогнiвше суспiльство» Олег Юрьевич и Лесь Сергеевич отчего-то решили в пафосном ночном клубе в самом центре Киева. На сцену выволокли два массивных трона с бархатными покрывалами и пулемет «Максим», символизировавший, очевидно, «культурний вибух».
В зале четко и слаженно работали охранники, строго следившие, чтобы посетители, выложившие за «гуманiстiв» 200 гривен, не пересекали обширную vip-зону, где расположилась богема, уплатившая только за резерв столиков в четыре раза больше.
В итоге одна часть зрительного зала напоминала утреннюю давку в метро (аплодировать получалось, лишь высоко подняв руки над головой), а другая - огромный аквариум с полусонными обитателями, вяло реагирующими на происходящее вокруг.
«Недосконалiсть свiту заї...ла,
- декламировал Подервянский, -
I завела в цi нетрi нас з дружком:
Ми не бажали бiльше брати участь
В змаганнi всiх тих нєдоноскiв,
Що цiлий день тiльки i думають про те,
Яким би робом їм залiзти в тєлєвiзор».
В прошлый раз «недосконалiсть свiту» завела Леся Сергеевича и Олега Юрьевича в куда более демократичный зал киевского Дома актера. Именно там в конце 2000 года состоялся первый вечер драматурга и музыканта «Гуманiсти. Зустрiч на Ельбi», ставший настоящим событием.
Критики и поклонники восприняли «Гуманiстiв-1» как протестную акцию в пику официозной шароварщине и гламурной попсе. Нынешнее выступление Подервянского и Скрипки стало не столько протестом против массовой культуры, сколько высокохудожественным хулиганством.
58-летний создатель «Павлiка Морозова», «Короля Лiтра» и «Героя нашего часу», одетый в галифе, тельняшку и армейские сапоги, артистично читал со сцены свои пьесы.
Скрипка же, очарованный этой литературной провокацией, дополнял произведения Подервянского песнями и музыкальными пародиями. Более того, 46-летний лидер «ВВ» буквально хватался за живот от смеха, когда Лесь декламировал «Блєск i нiщету пiдарасiв», в которой автор жестко и остроумно стебется над представителями шоу-бизнеса и окучивающими их журналистами: «Редактори (перебиваючи одне одного тикають мiкрохвоном в добру пику Василя): «Як ви вирiшуєте в своєму життi гендернi проблеми? Який ваш любимий бренд одягу? Який коктейль ви пили сьогоднi вранцi? Чи вважаєте ви себе ньюсмейкером? Чи отдiляєте ви гламур вiд епатажу? Чи любите ви екстрiм? Чи є у вас в жизнi адрєналiн? Стiлiст лi ви по жизнi?».
Финал двухчасового литературно-музыкального вечера украсила давно растасканная на цитаты пьеса «Гамлєт, або Фєномен датського кацапiзму». Причем роль Призрака озвучивал Олег, спотыкаясь и смущаясь на каждом нецензурном слове. «Раз уж я начал материться, - объявил Скрипка, - то нехай Лесь споет».
Сказать, что у классика современной украинской литературы и востребованного художника напрочь отсутствует музыкальный слух - не сказать ничего. Впрочем, за 10 лет, которые по идее должны пройти до очередного возвращения «гуманiстiв», этот недостаток можно устранить, тем более что упоение и азарт, с которыми Подервянский исполнил хит She's got it (больше известный на постсоветском пространстве как «Шизгара»), вдохновляли. А уж когда Лесь Сергеевич театрально разорвал на себе тельняшку и принялся энергично отплясывать «Яблочко», восторгу собравшихся не было предела. «Хочемо ще!» - орала публика, когда герои вечера скрылись за кулисами.