«Ради практических нужд государства»
Читая эти немилосердные слова, я подумал, что сегодняшний опыт позволяет обозревать историю более милосердно. Со времен Ильи Ильфа снято еще немало разнообразных фильмов о римских рабах и гладиаторах, очень многих известных людей изничтожили за то, за что их раньше хвалили. Исторические флюгеры вертятся на ветру современности, людей и события подгоняют под немедленные ответы, и каждое настоящее создает свое собственное прошлое...
Это началось не сегодня. В летописях предков, той же «Повести временных лет» или «Печерском патерике», специалисты обнаруживают немало несоответствий, подчисток, переклеенных страниц - свидетельств того, что историю подгоняли под конъюнктурные ответы. Не буду вам напоминать об Иване Грозном или Мазепе, которых повертели на исторических вертелах так и этак. Желающие могут за купюру в 10 гривен с портретом Ивана Мазепы купить у букиниста школьный учебник 25-летней давности, где покойного гетмана усердно изничтожают.
В исторических сочинениях недавнего прошлого Петр I представлен образованным монархом, прорубившим «окно в Европу». Ничего странного: сталинские волгодоны и промышленные гиганты возводились руками заключенных, а в послевоенное время пленные немцы или японцы бывали важной строительной силой. Не могли же новые рабовладельцы осуждать Петра за то, что украинских казаков гробили на рытье северных каналов, а кости их смешаны с останками трех тысяч шведских военнопленных в фундаментах Петербурга.
Придворные писатели с историками столько раз выдумывали прошлое по заказам творцов очередного настоящего, что на любую тему в библиотеке можно подобрать книги, трактующие события и так, и этак. В Украине было немало любителей консервировать прадедовские быт и словарь, но власть следила за этим, обязывая вначале скроить по ее лекалам то и другое, отчего консервы получались малосъедобными.
Специалисты считают - многое можно оправдать, внедряя мировой исторический опыт в поднадзорную современность. В недавно изданном в Москве учебнике «История Китая» поучительно сообщается: «Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий далекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все-таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории) препарировали в нужном духе исторический материал».
Вы ощутили простодушный цинизм нашего современника, который готов заняться тем же вешанием лапши на уши, поскольку все это освящено историей и вообще «все так делают».
В духе китайских конъюнктурных историков американский профессор Месси из либерального Гарвардского университета в своем трехтомном сочинении о Петре I честно сообщает о насаждении рабства в российской империи и петровских пыточных пособиях для палачей. Вывод при этом делает самый снисходительный: «Он пытал ради практических нужд государства».