Все мы родом из детства
Я принялся вспоминать вслух, загибая пальцы. Итак: моя мама родилась в 1910 году. Когда ей было семь лет, в Петрограде случился большевистский переворот, лишивший ее семьи. Семья была дворянской, что перевело маму в разряд «лишенцев», отказав ей в праве на образование.
Мама жила в приюте, затем подрабатывала где придется, позже вышла замуж за моего отца, который был крестьянского происхождения и немного скрасил ее классовую ущербность. Но до этого была гражданская война, годы лишений, голодомор, террор, а после замужества - голодные годы учебы, еще одна война, послевоенная голодуха.
Так как с определенного времени эту жизнь с мамой и отцом разделял я, рассказ о научных успехах моих родителей и моем извилистом хождении по профессиям выглядел чем-то, достигнутым не благодаря, а вопреки жизненному устройству. Не все знают и не все на свете желают понять, что целые поколения у нас формировались и выживали не благодаря, а вопреки. Но выжили. Это как раз мы с вами.
У американцев распространено убеждение, что ребенку не надо мешать в детстве, когда закладывается и формируется его личность. Если дитя беспрерывно дудит, значит, надо будет его проверить на музыкальные способности, а если возводит из кубиков крепости - будет военным строителем. В общем, чем бы дитя не тешилось, на это следует обращать пристальное внимание.
Знакомый американский историк сказал мне, что можно пожалеть - российский император Петр I не реализовал свое предназначение, не пошел в ярмарочные скоморохи, ведь только в конце жизни он перестал плясать на столе среди тарелок.
У старших поколений моих земляков все было в основном так же, как у меня. Чем мы играли и к чему готовились, забавляясь чурками да патронными гильзами, трудно сказать. Может быть, затем полегчало? Если американское правило универсально, то, отсчитывая в обратном направлении, можно предположить, что, скорее всего, Юлия Владимировна прихорашивалась с детства, а недавний Президент Украины смолоду обрел страсть к собиранию глиняных черепков. Борис Ельцин явно упустил музыкальную карьеру после того, как вспомнил детство и подирижировал духовым оркестром в Берлине.
Если совсем серьезно, то самовыражение направляется разнообразно и не только особенностями детских забав. Есть социальная направляющая, которая воспитала четкий паразитизм в части американских негров (пардон, афро-американцев), с младенческих лет полагавших, что государственная халява им положена навсегда за страдания далеких предков на хлопковых полях Алабамы.
Когда-то я упоминал, что у меня в Америке была студентка, написавшая курсовую работу «Афро-американцы, как советские люди». Она имела в виду, что если активность не поощряется с детства, подавляется независимость, которой та же советская власть опасалась во всех вариантах больше всего.
Родимые украинские писатели сегодня в массе своей воспитаны так, что не предполагают: можно жить на гонорары от продажи собственных сочинений. Они со времени пионерских литстудий привыкли, что при советской власти можно издать все, к чему цензура не предъявляет претензий, и весьма комфортно существовать на халявные деньги. Все мы родом из детства...