Михаил ЕФРЕМОВ: «На детях гениев природа отдыхает, а дети гениев отдыхают на природе!»
(Продолжение. Начало в № 7)
«ВЫ ГОВОРИТЕ, ПЛОДОВИТОСТЬ - БОЛЕЕ 100 КАРТИН? ШЕСТЕРО ДЕТЕЙ - ВОТ ЭТО ПЛОДОВИТОСТЬ!»
- Вы уже говорили, что вышли на сцену школьником, а первую роль в кино сыграли в 13 лет, тоже, получается, пацаном. Дебют в кино был немножко по блату?
- Вы знаете, конечно, по блату, потому что в картине «Дни хирурга Мишкина» играл сына хирурга Мишкина, которого играл мой отец, а на пробы в «Когда я стану великаном» пришел не только я - на главную роль мы вдвоем с одним парнем пробовались. Я еще и ногу сломал - есть даже кадры, где прихрамываю, потому что мне только гипс сняли. Полфильма эту ногу разрабатывал, но съемки в «Когда я стану великаном» для меня судьбоносный момент, потому что тогда, в Севастополе и Ялте, я научился делать все, что должен делать взрослый мужчина.
- В 13 лет?
- (Смеется). Ну да, а во-вторых, помимо всего этого, что могло дико увлечь (и пьянство, и курение, и шабаши), с прекрасными людьми встретился - Инной Туманян, Александром Кузнецовым, Валерием Аркадьевичем Гинзбургом - младшим братом Александра Галича, оператором-постановщиком, который снимал «Комиссара»...
- Компания не совсем советская, а фильм «Когда я стану великаном» неплохой, кстати, вышел...
- И тоже не совсем советский. Некоторые вещи из него, правда, резанули - где я, например, как в карате, всех расшвыриваю, потому что карате как раз запретили. У нас с Андрюхой Васильевым, с которым до сих пор дружим и который играл главную отрицательную роль, Ласточкина, состоялась дуэль: в ящике самодельном была бертолетова соль, бикфордов шнур - в общем, кто первый взорвется, и это тоже убрали, потому что во всех школах...
С Галиной Волчек в Театре «Современник». «Не могу не снять шляпу и не поклониться Галине Борисовне» |
- ...начали бы друг друга взрывать...
- Да, а за этим тогда следили.
- Чему мог бы, на мой взгляд, Олег Николаевич позавидовать, так это вашей необычайной плодовитости: более 100 картин...
- Ну, я думал, вы о другом... Вообще-то, Ефрем на древнееврейском языке - «плодовитый», но вы говорите, плодовитость - более 100 картин? Шестеро детей - вот это плодовитость! (Смеется).
- Плодовиты во всем!
- А почему более 100 картин? - потому что не только не чураюсь: мне даже нравится играть эпизоды.
- Они у вас классные получаются...
- Ну, это смотря какие.
- Я совершенно искренне вам признаюсь: в кино вами любуюсь...
С Алексеем Гуськовым в картине Александра Митты «Граница. Таежный роман», 2000 год. «Когда сценарий читал, было понятно, что Жгут станет народным любимцем» |
- ...спасибо!..
- ...и говорю это от души, потому что актер вы потрясающий. Как думаете, если бы Олег Николаевич на экране сейчас вас увидел, что бы сказал?
- «Многовато тебя!» - он воскликнул бы (смеется), хотя на самом-то деле не знаю, что от него бы услышал. Конечно, хотелось бы, чтобы что-то сказал, но помимо Олега Николаевича и других родственников, о которых вы упомянули, я не должен забывать о своих педагогах - Андрее Алексеевиче Попове и Владимире Николаевиче Богомолове, Кире Николаевне Головко и Олеге Георгиевиче Герасимове. О каждом из этих людей могу историю вспомнить: чему учили, какими словами. В моем возрасте, когда дело идет к полтиннику, понимаешь, какие же хорошие они педагоги, каких замечательных я встретил людей, как вовремя они открыли мне то, что открыли, - в молодости-то, к сожалению, об этом не думаешь.
«НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ - ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ПАЦАН ТАКОЙ, САМ ПО СЕБЕ ДИКО АЗАРТНЫЙ И НЕ ЗАВОДИТЬ ЭТИМ НЕ МОЖЕТ»
- Из созданных вами экранных образов мне особенно нравится роль Алексея Жгута в фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман»...
С Владимиром Ильиным в фильме «Заяц над бездной», 2006 год Фото «ИТАР-ТАСС» |
- Она, я замечу, отлично написана. Я долго до этого не снимался, в Художественном театре работал, и за эти шесть лет в кино появился лишь дважды - в «Королеве Марго» и картине «Мужской зигзаг».
- Выброшенные из жизни годы...
- Ну, нет - я же на сцене Художественного весь мировой репертуар переиграл.
- Накопление шло...
- Нет, я просто основной профессии соответствовал - театральный актер. Для кино ничего не копится, кино - это уж как пойдет, и оно, к сожалению, очень много времени отнимает.
- От куража успех там зависит?
- В каких-то случаях мог и на кураже выезжать - вот в «Границе. Таежный роман» кураж был. С Мариком Башаровым только тогда подружились - оба мы люди веселые, но там вообще хорошая группа была, мне Александр Наумович очень помог (тогда Олег Николаевич только ушел). Когда сценарий читал, было понятно, что Жгут станет народным любимцем, и Александр Наумович об этом говорил. Он выбирал, кто будет играть: отец Иоанн Охлобыстин, который тогда еще не был священником, или я. Мы с ним вообще на одни и те же претендуем все время роли, но Ванька в религию в ту пору ударился...
«Бешеная балерина» Варенька в фильме «Кошечка», 2009 год |
- ...а вы - в кино: кстати, в фильме «12» играли в очень приличной, даже, я бы сказал, рафинированной компании...
- О да, все артисты - великие.
- Каково было с Михалковым работать?
- Здорово! Он на площадке - все, и что бы ты ни захотел: чаю там или еще чего, - сделает.
- Правда?
- Мало того, и по роли все объяснит, и кадр выстроит. Никита Сергеевич - удивительный режиссер, я таких не встречал: это любой актер, который работал с ним, вам подтвердит, а кто не подтвердит, тот врет. Михалков - очень эмоциональный, пацан такой, сам по себе дико азартный и не заводить этим не может.
- В фильме «Охота на Вервольфа» вы сыграли Гитлера...
- Да, Женя Митрофанов, старинный приятель мой и очень хороший режиссер, предложил, и мне стало интересно. Это не так много времени заняло, как кажется, - два дня всего...
С Александром Башировым в фильме «Робинзон» |
- ...но размышлять над таким образом надо было все равно...
- В первый день, где много текста, смотрел кадры с Гитлером и снимался - на ВДНХ в Киеве. «А вот во второй, - Женька говорит, - можно поспокойнее, потому что текста у тебя нет, будешь только на поезде проезжать». Приехали мы на Киев-Товарный, меня одели, загримировали: усы, челка, железный крест - все честь по чести - и говорят: «Сейчас будем свет ставить...». Ну, я так понял, это часа на два, и Андрею Гоголеву позвонил - моему приятелю, главному редактору журнала «Коммерсант-Украина». «Гоголев, как же так? Я тут на Киев-Товарный, а ты где-то в редакции? Немедленно бери Jameson - и ко мне!». Ну, он приехал, мы покурили... Нет, выпили, потом покурили...
- Ага, сначала все-таки выпили...
- ...да, и пошли курить на перрон. Я - Гитлер, а народу-то нет, только какие-то работяги в оранжевых робах что-то копают да перекладывают. Заметили и та-а-ак смотрели! - это не ужас, не удивление было, а как бы ступор. Я Гоголеву типа похвастался: «Видишь, мама звонила, говорила, что по Первому каналу идет сериал «Тяжелый песок» - вот меня и узнают», на что он ответил: «Ты что, обалдел? Тут не тебя узнали - люди просто не понимают, в каком времени оказались!».
«САМОЕ СМЕШНОЕ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ, - КОГДА МУЖИК ЖЕНСКОЕ ПЛАТЬЕ НАДЕЛ И ЧТО-ТО ИЗОБРАЗИТЬ ПЫТАЕТСЯ»
- Иногда вы, стопроцентный натурал, играете женские роли - удовольствие сам процесс доставляет?
- Конечно - это ж прикол! Самое смешное, что может быть, - когда мужик женское платье надел и что-то изобразить пытается.
Левкин, «Робинзон», 2010 год |
- Часто от предложений сниматься отказываетесь?
- Бывает.
- А с чем это связано?
- С нехваткой времени, недостаточным финансированием или с тем, что предлагают дерьмо, из которого нельзя сделать конфетку.
- Любимый ваш фильм какой?
- Наверное, надо сказать: «Когда я стану великаном», потому что с него все началось.
- Сегодняшнее актерское поколение слабее того, которое вы застали в юности?
- Ничего подобного - они просто разные. У нас в России вообще актерская школа невероятно сильная - даже не потому, что ею занимаются (а ею занимаются!), а потому что жизнь просто такая. Не сыграешь - не проедешь, все время кого-то хотим наколоть, пытаемся жульничать, разводки какие-то придумываем... Очень актерская, театральная страна...
- ...причем политики - самые сильные актеры, по-моему...
Банкир, «Антикиллер», 2002 год |
- Конечно! - все умеют, молодцы. Англия и Россия, замечу, наиболее мощные по актерским школам страны: так считалось всегда, и так считаю и я, ну а Америка и то взяла, и другое.
- Русская школа там в основном...
- Нет, почему? Английская тоже имеет место быть, и она хорошая, ни в коем случае не хуже русской - просто иная.
- Среди актеров - ваших ровесников (может, чуть помоложе или постарше) назвать выдающихся можете?
- Конечно - четыре «М».
- Меньшиков, Машков, Маковецкий, Миронов?
- Да, а еще Хабенский, Пореченков, Гоша Куценко...
- Это по гамбургскому, так сказать, счету?
- Думаю, да: привезите нам этих американцев и покажите, что же они умеют, - то, что я видел, просто несерьезно, хотя Шон Пенн, по всей вероятности, нам понравится.
- Нет, я о Смоктуновском, Борисове, Евстигнееве, Гафте, о вашем отце...
- А, вы такой имеете в виду уровень...
Адольф Гитлер, «Охота на Вервольфа», 2009 год |
- Да, давайте его примем за точку отсчета...
- Если так, то, я думаю, что Никита Сергеевич Михалков именно такой актер.
- Он тем не менее не молодой...
- А, вам молодых надо... Тогда Меньшиков, Маковецкий.
- Себя вы талантливым человеком считаете или больше?
- Я? Меньше.
- То есть скромным?
- Нет, просто не очень понимаю, что же такого делаю...
- ...что за шевеление вокруг, да?
- Страшно себя анализировать, не хочется - когда начинаешь, грустно становится.
- В «Современнике» вы поставили пьесу Платонова «Шарманка» - вам был интересен еще и этот опыт, режиссерский?
Отец Иннокентий, «День выборов», 2007 год |
- Ну, еще до «Шарманки» поставил спектаклей пять во МХАТе и семь - в «Современнике», просто до «Шарманки» ничего не ставил семь лет - снимался в кино. До этого в «Современнике» в 2000 году поставил «Еще раз о голом короле» Леонида Филатова, к тому же у меня был Театр-студия «Современник-2» - там тоже ставил. Во МХАТе выпустил два спектакля по Ване Охлобыстину - «Злодейка, или Крик дельфина» и «Максимилиан Столпник», и два по Мольеру - «Урок женам» и «Урок мужьям», а Платонов первый раз попался мне в руки в 85-м...
- ...его только начали издавать...
- Нет, издали как раз позже. Олег Павлович Табаков послал наш спектакль «Пощечина» по «Зависти» Олеши в Берлин (спектакль этот его ученики делали, выпускники Школы-студии МХАТ), и там ко мне подошли знакомые моей мамы и передали пьесу «Шарманка», которая в СССР опубликована еще не была. Мы прочли ее, она нам понравилась... Полгода спустя эта пьеса вышла в журнале «Театр», мы даже пытались ее репетировать - помню, играли спектакль на старой Таганке, и первый акт даже продумали. Потом я хотел это предложить кому-то во МХАТе, Александру Анатольевичу Ширвиндту показывал - мы с Машей Голубкиной его уговаривали, но он сказал: «Все, что угодно, только не эту пьесу».
- Да?
- Ну, потому что она действительно сложнейшая, не очень публикой догоняемая, тем более что публика у нас такая, которая просит: «Ну-ка развлеките меня!», а Платонов - это все-таки совсем другое. В общем, я не могу не снять шляпу и не поклониться Галине Борисовне Волчек, которая...
- ...на это решилась...
Чапаев в спектакле Павла Урсула «Чапаев и Пустота» по роману Виктора Пелевина |
- ...просто из доверия ко мне, за что ей спасибо огромное. Очень хорошо, что был этот опыт и этот Платонов - как была она гениальная пьеса, так такой и осталась.
- Совершенно необычный писатель, правда?
- Великий! Планета отдельная...
«ХОДОРКОВСКИЙ И ЛЕБЕДЕВ ВЫГЛЯДЯТ, КАК КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ. ВЕРНЕЕ, НЕ ВЫГЛЯДЯТ - ОНИ ИМИ ЯВЛЯЮТСЯ»
- Вы, знаю, на суде над Ходорковским присутствовали...
- Да.
- Зачем же туда пошли?
- Ну, если отвечать серьезно, то это процесс исторический, а если профессионально - мама посоветовала. Она до этого ходила туда и сказала: «Пойди посмотри, тебе как актеру полезно будет». Вообще-то, я ничего там не знаю - кто виноват, кто невиновен, но, кто прав, а кто нет, видно по лицам. Читал об этом процессе в «Новой газете» и очень хотел на нем поприсутствовать, потому что писали, что прокуроры ведут себя...
- ...неадекватно...
- ...ну действительно,
Капитан баржи в «Белом песке», 2010 год |
и я думал: «Как так? Человек надел форму и такие говорит вещи?». Пришел, чтобы на прокуроров взглянуть, но, к сожалению, в тот же день пришел Греф, а поскольку все мы клиенты его банка, и прокуроры тоже, вели они себя тихонечко (улыбается), но процесс все равно удручающее производил впечатление.
- Греф говорил интересно?
- Особо интересного там ничего не было - он отвечал на вопросы, которые ему задавали Михаил Борисович и прокуроры. На вопросы прокуроров отвечал, немного удивляясь их постановке, правда, один раз Михал Борисыч сказал: «Вы извините, пожалуйста, но так уж составлено обвинительное заключение, что я должен спросить: вы знали, что я руководитель «ЮКОСа»?» (смеется).
- Что вас больше всего поразило там или потрясло?
- Утвеждать, что что-то меня поразило или тем более потрясло, не стану, потому что был в курсе того, что там происходит. Неприятно кольнуло, что ли, то, что цвет лица у подсудимых белый - это значит, они сидят без воздуха, и раздражала недоделанная театральность всего этого действа - такие небольшие везде лажи. Какая-то вредность во всем чувствуется: вот вредят!
- Вредители!
- Ну, не вредители, но все же...
Со второй супругой Евгенией Добровольской, ее сыном Степаном от первого брака и их общим сыном Колей |
- Почему вы назвали этот процесс историческим - в чем его историчность?
- В том, что Ходорковский - первый супербогатый человек, которого судят. Мы же знаем, что «все большие состояния...
- ...по Ильфу и Петрову...
- ...нажиты нечестным трудом», но, к сожалению, Михал Борисыч и Платон Лебедев выглядят, как козлы отпущения. Вернее, не выглядят - они ими являются, а почему не все, почему хотя бы не 20 процентов, и почему именно «ЮКОС» (я ж не слепой, не в безвоздушном живу пространстве!), если именно эта компания первая сделала себя прозрачной? Ну, если сделал себя прозрачным, ты и сел, потому что другие не успели еще натырить и прозрачными себя не делают: логика-то простая - каменная, железная.
- Легко вам, такому умному, на свете живется?
- Очень, потому что на самом деле не умный, а в умного просто играю - где-то этот текст услышал и повторяю вам.
- После того как на этом суде побывали, стали любить больше родную страну?
- А я не сравнивал бы любовь к родной стране с отношением к государственным институтам: Родина - это одно, а государственные институты - совершенно другое.
С третьей женой Ксенией Качалиной |
- Меня (да и не только меня) впечатляет ваше проникновенное исполнение на «Дожде» стихотворений Дмитрия Быкова в рамках проекта «Гражданин поэт», а вам эти стихи нравятся?
- Какие-то нравятся, какие-то нет.
- Любопытно, а вы понимали, что когда станете это читать, у вас могут возникнуть в отношениях с государством определенные осложнения?
- Нет.
- Почему?
- А из-за чего?
- Ну, взять хотя бы стихи про судью Данилкина...
- ...и его помощницу Наташу Васильеву, прекрасную женщину?
- Да-да...
- Не понимаю тогда, почему до сих пор Александр Васильевич Масляков на свободе. Ну как это? - если уж и на эту тему шутить не будем, тогда, действительно, все в кухни!
- Подождите, но там же была фраза о крабе Путине: «Все мы сегодня задавлены крабами с тяжких кремлевских галер...».
С сыном Николаем от второго брака и дочерью Анной-Марией (живет в Индии) от Ксении Качалиной Фото «ИТАР-ТАСС» |
- А вот этот вопрос - к Дмитрию Быкову. Где-то я видел надпись: «Правда ли, что Путин - краб?». Не знаю, разбираемся...
- По слухам, вы человек резкий, привыкший резать правду-матку в глаза, - это так?
- Подтвердить не могу, да и правда-матка лишь в определенных нужна случаях - либо чтобы остановить кого-то (только ей это под силу), либо чтобы все замолчали, но я не думаю, что проект «Гражданин поэт» - правда-матка: это прикол.
- Рассказывают, что когда Путин гостил у Никиты Михалкова на даче, вы, будучи подшофе, подбежали к нему и крикнули: «Покайтесь!»...
- Нет, это неправда - ну абсолютная! (Улыбается).
- Откуда же этот слух возник?
- Есть такая творчески продуктивная компания - Гармаш и Стоянов: они и придумали.
С четвертой женой Софией Кругликовой, дочерьми Верой, Надеждой и племянницей актрисой Ольгой Ефремовой |
- То есть вас на этом празднике жизни не было?
- Никита Сергеевич отмечал день рождения в картинг-центре, мы сидели за столиками, и туда действительно зашел Путин - стоял метрах в 400 от меня. Может, действительно мы шутили - не очень я помню, потому что приехал он уже поздно вечером.
«ЕСЛИ СТАНУ ВСЕХ УБЕЖДАТЬ, ЧТО Я НЕ АЛКОГОЛИК, А ПЬЯНИЦА, НИКТО НЕ ПОВЕРИТ, СКАЖУТ: «ВСЕ АЛКОГОЛИКИ ТАК ГОВОРЯТ»
- Ваше кредо, как у Остапа Бендера: «Всегда!», а политическая позиция? Или актеру она не нужна?
- Не знаю и, что такое политическая позиция, не понимаю.
- Политикой хоть интересуетесь?
- Ну как? - я все-таки сын своего отца, но при том бабле, которое общество наше накрыло, политика совсем никуда не годится, потому что все видно и понятно: кто хитрее объяснит, зачем ему эта «распилка», тот и прав. Это не политика на самом деле, потому что ни политических действий, ни призывов нет, ни движений, а может, я просто постарел: мне кажется, что раньше все это было, а сейчас испарилось.
- Бабло, накрывшее страну, ей во вред?
- Ну почему же? Россия жила в нищете, и, думаю, не во вред, конечно...
- ...но и не на пользу...
- Не на пользу в первую очередь психически невыдержанным людям - у нас слишком много жлобства, когда уж лучше бы у соседа сгорело, чем у меня было.
Со старшим сыном от первой жены Аси Воробьевой Никитой (актер театра «Современник») и мамой Аллой Борисовной Покровской |
- По национальности вы чуваш?
- Чуваш-мордвин - папа у меня из мордвы.
- Как интересно, а чувашом и мордвином себя чувствуете?
- Когда приезжаю на Волгу, конечно, хотя мордва - это все-таки не совсем Волга - она подальше, в степях.
- Ну а когда в Чебоксарах находитесь?
- Вы знаете, недавно я там был, на фестивале...
- По-чувашски Шупашкар, да?
- Замечательный город, но Иван Яковлевич, прадед мой, там не был - из деревни Тетюши он пришел в Симбирск, который был одним из наиболее просвещенных городов Российской империи...
- ...и где отец Ленина жил...
- Так Яковлев же его друг: под началом Ильи Николаевича Ульянова, руководившего народными училищами Симбирской губернии (а Иван Яковлевич за просвещение чувашей отвечал) мой прадед открыл более 300 школ чувашских и перевел на этот язык Библию. Еще и отец Керенского в местной гимназии преподавал - там такая...
С Александром Абдуловым Фото «ИТАР-ТАСС» |
- ...собралась банда...
- Ну, банда не банда, но думаю, что хороший Симбирск был город - культурный.
- По-чувашски вы понимаете?
- Нет.
- По-мордовски тоже?
- Знаю только, что мокша и эрзя - две разные ветви мордовского народа.
- «Алкоголь, - признались однажды вы, - черное пятно на моей репутации», и добавили: «До 30 лет я позорил родню, а теперь успокоился - свою цистерну водки уже выпил»...
- Та-а-к...
- Был момент, когда решалось: или алкоголь вас, или вы его?
- Этот момент - каждое похмелье, когда понимаешь: сейчас еще рюмочку - и алкоголь меня, а если в душ - тогда я его.
«Отношения с алкоголем складывались весело, но непросто — а у кого в России простые отношения с алкоголем?» Фото «ИТАР-ТАСС |
- Отношения с ним складывались у вас непросто?
- Весело, но непросто - да, а у кого в России простые отношения с алкоголем?
- Сегодня вы можете сказать, что остановились?
- Я не хотел бы это говорить - зачем? Я и остановился, и не начинал совсем. Дело вот в чем: если стану всех убеждать, что я не алкоголик, а пьяница, никто не поверит, скажут: «Все алкоголики так говорят», так что лучше уж промолчу.
«ПЕРВОГО ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Я ПОЛУЧИЛ ЗА ТО, ЧТО ВЗОРВАЛ АТОМНЫЙ АРСЕНАЛ НАТО В АФРИКЕ, ВТОРОГО - ЗА ТО, ЧТО В ВАШИНГТОН ВЪЕХАЛ НА ТАНКЕ, НУ И ТРЕТЬЕГО - КОГДА В ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ МЫ ПОБЕДИЛИ...»
- Вы как-то признались, что потеряли невинность в 13 лет с проститутками...
- Да полчаса назад вам и признался.
- Где их, простите, нашли?
- В городе Ялта.
- И как это получилось - в 13-то лет?
- Ну, понимаете, мы артисты были, в кино снимались...
С Дмитрием Быковым. «Я не думаю, что проект «Гражданин поэт» — правда-матка: это прикол» |
- Но вы-то мальчик!
- Да, а они - девочки.
- Сколько раз вы были женаты?
- Официально? (Задумался). Четыре.
- Долго считали! А неофициально?
- Ну, неудобно об этом...
- Долго искали?
- И искал, и жизнь так шла, но не думаю, что всем это интересно.
- Ваши шестеро детей наверняка совершенно разные...
- Ну почему же? - они похожи.
- Как вы их воспитываете?
- Политикой невмешательства. Пускай мама воспитывает: мамы, они лучше, чем папа, а я в случае чего помогу. Иногда и нотации читать приходится, но это не самое приятное в наших с детьми отношениях.
- Не жалеете, что у вас нет звезды Героя Соцтруда, чтобы пойти и за кого-то из них заступиться?
С Дмитрием Гордоном. «Я на самом деле не умный, а в умного просто играю» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Ой, мне недавно сон такой снился! Рядом с нашим домом у Никитских Ворот была металлоремонтная мастерская, и мама мне в полдевятого или без 20-ти девять вечера говорит: «Пойди сделай ключ - я потеряла». Иду, значит, я в мастерскую, уже без пяти, думаю: «Ну, ключ-то успею сделать», и вдруг ветеран подходит, герой. Вопросов нет - очередь я уступил и, не сделав ключа, пошел домой и лег спать, но настолько распереживался, что приснился мне сон: первого Героя Советского Союза я получил за то, что взорвал атомный арсенал НАТО в Африке, причем как? Спичку кинул, сам белой простынкой накрылся, и мимо меня все прошло. Второго Героя дали за то, что в Вашингтон въехал на танке, ну и третьего - уже когда в Третьей мировой войне мы победили, и вот в этом же сне захожу я в металлоремонт...
- ...с тремя звездами...
- ...да, и у меня три ключа, а еще когда-то приснилось, что я Муссолини и меня за мизинец повесили. Хотя его же за ноги повесили - я, наверное, где-то об этом прочел, и вот снилось мне, что я Муссолини, еду куда-то в машине, спасаюсь от итальянских партизан, но меня все равно ловят и вешают за палец. Проснулся вот так (прикусывает палец. - Д. Г.), зубами его зажимал - дикая боль! (Смеется).
- Слушайте, вам надо когда-нибудь сны свои описать...
- Честно говоря, когда их рассказываю, сам удивляюсь: вот сейчас интервью закончим - внизу карета «скорой» уже ждет...
- И Никита, и Николай, ваши дети, тоже в кино снимаются - работы их смотрите?
- Да, все нормально пока. Какие-то замечания делать им я не вправе, потому что сыновья в самом начале творческого пути, и если что-то говорить, можно им жизнь сломать. Никита вот в сериале «Баллада о бомбере» сыграл главную роль, Николаша в «Белой гвардии» снялся - в роли Николки.
- Задам вам последний вопрос: на детях гениев природа, говорят, отдыхает - вас это не расстраивает?
- Андрей Кобзон ответил на этот вопрос замечательно: «На детях гениев природа отдыхает, а дети гениев отдыхают на природе» (смеется).
Киев - Москва - Киев