«Мыло» особого значения, или Почему запрет большинства сериалов «made in Russia» не лишен смысла
Известие о том, что Госкино Украины запретило к показу еще 34 российских фильма и сериала, можно воспринимать по-разному. С одной стороны, запрещать какой-либо информационный продукт в эпоху пиратских торрентов — дело хлопотное и не очень-то эффективное. С утра запретили — а днем внучек зашел в интернет и скачал запретный плод в течение полутора минут. Вечером бабушка уже смотрит очередную серию и восклицает, обращаясь к подколодной подруге героини сериала: «Ах ты ж гадина! Ты зачем спрятала письмо Николая? Они ж со Светой любят друг друга».
И потом — ну не про силу же русского оружия это кино. Простое незамысловатое «мыло» «за жизнь». Одни только названия запрещенных опусов чего стоят: «Слишком красивая жена», «Золотая невеста», «Исцеление», «Мама, я женюсь», «Манекенщица», «Мой белый и пушистый», «Не отпускай меня», «Ненавижу и люблю», «Некрасивая любовь», «Однажды и навсегда», «Сила любви», «Хорошие руки», «Крестный», «Цена любви»...
В стране Великих Духовных Скреп запретительную меру Госкино тоже не понимают. Одни недоумевают, другие — хихикают. На днях слушал прямой эфир на «Эхе Москвы» с Дмитрием Глуховским. Вроде и радиостанция либеральная, с критическим подходом к происходящему в России; и писатель вдумчивый, сопереживающий украинскому народу — а только ведущий ернически спрашивает: «Разве это не смешно? «Вы у нас Крым забрали, а мы ваше кино смотреть не будем»?».
И Глуховский объясняет, что эффективность этих мер нулевая, а посыл — популистский. И добавляет: «Глупо ли это? Мне кажется, это просто бессмысленно. Но происходит это именно от продолжения вектора на национализацию и изоляцию Украины от культурного воздействия России. Вот такая аналитика...».
Ну что тут можно сказать? Хреноватая аналитика, Дмитрий. И опровергается она простым словосочетанием: «страна-агрессор». Возьмите себе за правило подставлять его в любую аналитику по украинско-российским отношениям — и будет вам счастье.
Например: «В ходе переговоров в Минске сторона-агрессор заявила, что...». Или: «В киевских магазинах стали меньше покупать горчицу производства страны-агрессора...». А также: «Госкино Украины запретило к показу еще 34 фильма и сериала производства страны-агрессора...». И смысла становится все больше, правда? Это, конечно, если посмотреть на ситуацию с киевского боку.
Я не сторонник тотального запрета всей российской продукции: лучшее из того, что снято не по путинским лекалам, должно доходить до рядового украинца. И консультировать государство по этому вопросу должны мудрые и хорошо разбирающиеся в кинематографе люди.
Что до остальной продукции «made in Russia»... Мне вспоминается апрель 2014-го, когда конфликт на Донбассе только разгорался. Автор этой колонки приехал тогда в Донецк — делать репортаж про «Русскую весну». И, подойдя к захваченному зданию обладминистрации, сначала наткнулся на истерические листовки про английский спецназ из Чернигова.
А затем — на пожилую женщину в пальто. Женщина надрывно голосила: «Ребята, русский спецназ! Витязи наши, защитники! Спасите нас от этих бандеровских убийц!..». И «витязи» спешили на помощь. Сначала местные зомби, не менее 15 лет прожившие под информационным зонтиком Рината Ахметова: российские каналы + «Интер» + ТРК «Украина».
Затем российские пассионарии и «солдатики удачи», все свое детство и юность смотревшие сериал «Спецназ», «Морские дьяволы. Смерч», «СОБР», «Спецотряд «Шторм», «След-52», «Отдел С.С.С.Р», «Группа «Зета», «Морской патруль» и т. д. и т. п. А потом и сами спецназовцы, двое из которых недавно получили 14 лет лишения свободы от Голосеевского суда.
Понятно, что главный информационный укол в головы этих отважных ребят делали командиры вкупе с выпусками новостей на федеральных российских каналах. Однако основу закладывали сериалы — про наших разведчиков и ихних шпионов, про гнусных «чехов» и убийц-пиндосов. А также про подлых хохлов, стрелявших в спину советским воинам-освободителям.
Одного из таких персонажей — жестокого коварного старосту-бандеровца Артеменко — сыграл в сериале «Диверсант» гордость российского кинематографа Олег Табаков.
Тут иной читатель почешет лоб и недоуменно спросит: «Ну, про спецназ понятно — но при чем здесь «мыло» про любовь?».
А при том, отвечу я, что все это «мыло за жизнь» — это такой же информационный наркотик производства РФ, как и сериалы про спецназ. Только целевая аудитория — не молодежь, а пенсионеры. Те самые пенсионеры, которым уже внушили, что на западе Украины живут бандеровцы, на западе Европы — геи и педофилы, а Майдан случился по указке Белого дома.
И смотрят эти мамы и папы, бабушки и дедушки «мыло» про то, «как в России люди живут». И нет в этом кино ни подводной лодки «Курск», ни Беслана с Кущевкой, ни Болотной площади с путинскими офшорами и друзьями его из кооператива «Озеро». И Политковской нет, и Немцова со Щекочихиным. И фильма Звягинцева «Левиафан», и документалистики про выкрутасы семейства генпрокурора Чайки... Нафига расстраивать свой народ, а также тех, кто приобщается к «Русскому миру» через телеантенну за рубежом?
А есть — только бесстрашные чекисты, удачливые фирмачи, мужественные следаки, обаятельные дачники, мудрые сельские деды. Неприятности и убийства в этих фильмах-сериалах тоже случаются, но как бы походя, для того чтобы все в итоге закончилось хорошо.
Недавно, добираясь из Киева в Сумы на маршрутке, имел возможность наблюдать за тем, как это работает. Пока ехали, публика в салоне авто имела возможность просмотреть три российских фильма. Как будто на подбор, все были про бизнесменов и их семьи: охоту за акциями, интриги, завещания с миллионными суммами.
Ехавшая рядом со мной женщина лет 60, в очках и платье в цветочек, смотрела на экран безотрывно, охала и ахала, глядя на хорошо одетых, ухоженных людей, их разговоры о виллах на Сардинии, на шикарные авто в кадре.
Когда же в визуальный ряд неспешно въезжали трехэтажные загородные дома героев, женщина закрывала ладонью открытый в изумлении рот, поворачивалась ко мне и спрашивала: «Нет, ну поглядите, как они в России живут, правда?». Сидевший неподалеку мужичок средних лет в штормовке кивал головой: мол, да, живут же люди!
И только молодой парень, на вид студент, услышав эту фразу в энный раз, зевнул, нацепил наушники, открыл планшет и принялся смотреть свое кино. Я пригляделся. На экране планшета появились Майкл Мэдсен и Ума Турман. Кажется, это был Тарантино.

Дочь Владислава ЛИСТЬЕВА Валерия: «Спустя три дня после гибели папы его третья жена Альбина Назимова стала переписывать на себя все его имущество. Это не дележка была, а хапанье, причем очень активное»
Владимир ВОЙНОВИЧ: «В 75-м году сотрудники КГБ меня отравили и сказали, что жизнь моя кончена»
Экс-повар Кремля Виктор БЕЛЯЕВ: «Повар Сталина научил меня делать малиновое парфе, рубить зелень двумя ножами и разделывать селедку без ножа»
Дмитрий ГНАТЮК: «Тост наш за Родину, тост наш за Сталина, выпьем и снова нальем!» — спел я и весь зал за мной подхватил. Мне, с утра не евшему, Сталин сказал: «Садыс, пакушай» — и я сел. Пирожочек взял, откусил, а проглотить не могу. От испуга...»
Киевлянка Ирина ХОРОШУНОВА в дневнике 1942 года: «Никогда не ждали мы столько бед. В Германию забирают детей»
«Мыло» особого значения, или Почему запрет большинства сериалов «made in Russia» не лишен смысла
Смеялся ли Христос?
Концерт песен Александра Вертинского
Творческий вечер Дины Рубиной
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги