Мария ШУКШИНА: «Чем можно меня шантажировать? Не какой-то недвижимостью — мне она по фигу, не драгоценностями: только ребенком. Когда с первым мужем я расходилась, он Аню взял, и я неделю ее найти не могла, и второй муж, когда я сказала, что ухожу, сразу Макара взял, и я две недели не знала, где он, с кем он, а потом, когда нашли, мне его не отдавали. Это классическая месть, чтобы тебе не было сладко, чтобы ты помучилась, пострадала...»
(Продолжение. Начало в № 47)
«В фильме «Брежнев» моя героиня представлена как последнее романтическое увлечение Леонида Ильича, но на самом деле такой любви у них не было»
— Вы знаете, когда фильмы Василия Макаровича смотришь, не чувствуешь, что это кино: в них нет никакой жеманности, натужности — перед тобой реальная жизнь...
— Органика там, конечно, потрясающая, сумасшедшая.
— Сегодня шукшинское творчество во ВГИКе, в других институтах изучают?
— Даже за границей изучают.

— Вы, хотя и не имеете актерского образования, в кадре очень естественны — сказываются, видимо, папины гены. Из запомнившихся ваших ролей я, пожалуй, сразу же назову медсестру Лизу в фильме «Брежнев» — там все на реальных событиях было основано?
— Не могу сказать, что прямо на реальных, — все-таки моя героиня в этой картине представлена как последнее романтическое увлечение Леонида Ильича, но на самом деле такой любви у них не было.
— Кстати, медсестру Нину Коровякову, послужившую прототипом Лизы, недавно в документальном фильме показывали — она вспоминала о своей работе у генсека...
— Эта женщина просто за ним ухаживала — единственная давала ему таблетки (снотворного, к которым Брежнев пристрастился в конце жизни. — Д. Г.).
— А любил ли он ее, мы не знаем...

— Думаю, что нет, — она была очень некрасивая, страшненькая на самом деле, поэтому там не в любви дело.
— Ну, когда тебя постные физиономии членов Политбюро окружают, наверное, любая сойдет...
— Как бы там ни было, думаю, в этом все-таки есть художественный вымысел.
— Признаюсь, что работа Сергея Шакурова, сыгравшего в этом фильме Брежнева, меня потрясла, да и те, кто Леонида Ильича знал, говорили мне: один в один, вот как живой...
— Да, Сергей Каюмович шикарно сыграл.
— Его актерство, когда он перевоплощался, смех у вас не вызывало?
— Было смешно смотреть, да. Шакуров же очень спортивный, подтянутый, в теннис играет, у него такая походка пружинистая, но как только ему все эти прокладки сзади и спереди надевали, он тут же начинал ножками шаркать...
— ...шамкать...
— ...да, то есть между дублями именно, как дряхлый старик, передвигался, в туалет так ходил. Выглядело это уморительно...
— Еще одна картина, мимо которой я не могу пройти, — «Похороните меня за плинтусом», снятая по книге Павла Санаева — сына Елены Санаевой, внука Всеволода Санаева и одновременно приемного сына Ролана Быкова. Бедный парень написал потрясающую автобиографическую книжку о своем несчастном детстве, да и фильм получился отличный, и ваша работа в нем превосходна. Интересно, а вы понимали, что реальный прообраз вашей героини — актриса Елена Санаева?
— Конечно, я прекрасно отдавала себе в этом отчет. Я с ней знакома, но при этом...

— Она, кстати, нормально к этой повести отнеслась?
— В книге, я читала, ей все очень нравится, более того, она очень хотела сыграть свою мать. Начнем с того, что и Павел хотел сам этот фильм снимать, но продюсеры не дали — Снежкина пригласили...
— И не прогадали...
— Снежкин — хороший режиссер, и он и Елену Санаеву на роль бабушки пробовал — ему вот этой ненависти не хватило, абсолютной какой-то паталогии, всего того, что Светлана Крючкова сделала. Тут, собственно...
— ...школа БДТ сказалась...
— Все, что ему надо было, в общем она сыграла.
— Вы после премьеры с Санаевой общались? Она вам претензии не предъявляла?
— Нет, мы не встречались, как-то судьба не сводила. Может, еще сведет...
«После «Калины красной» смерть в кадре для меня — табу»
— Я с большим удовольствием посмотрел сериал «Террористка Иванова» и признаюсь, что искренне желал удачи вашей героине, которая отчаялась найти справедливость и решила восстановить ее сама... Этот несгибаемый характер ваш или вы его сыграли?
— Конечно, сыграла — взять в заложники отделение полиции я совершенно неспособна.
— Тем не менее Полину Иванову вы понимали? Вы бы себя в большинстве случаев так же вели или нет?
— Естественно, тех, кого играю, я всегда оправдываю — даже если это отрицательные персонажи, потому что людей однозначно отрицательных или положительных нет — все в человеке намешано. Я выгораживаю своих героинь, хорошо, уважительно к ним отношусь — тем более в этой ситуации, которая, согласитесь, в жизни абсолютно могла случиться.
— В одном из интервью вы сказали, что никогда не сыграете постельные сцены и смерть, а потом подумали и добавили: а также никогда не буду играть жену олигарха. Почему вы заведомо загоняете себя в жесткие рамки?

— Ну, с постельными сценами, по-моему, все понятно.
— Нет, абсолютно — почему красивая женщина перед кинокамерой раздеться не может?
— Ну просто нет таких режиссеров, которые бы все это красиво сделали...
— Но Владимир Меньшов снял же Веру Алентову, свою супругу, в «Зависти богов»...
— Знаете, я, наверное, не выдам секрет, если скажу, что это была дублерша.
— Допустим, но если бы был хороший режиссер, вы бы ему доверились?
— Нет, и потом зачем это? Все должно быть в глазах (я очень люблю в кино крупные планы), и раздевание тоже можно в глазах показать, а не натурой, тем более обнаженной. Мне возразят, что это нужно для драматургии, для какой-то роли, но я не знаю ни одной роли, для которой это действительно необходимо. Может, у Бертолуччи — там все замечательно, но у него молодые девочки, а, например, фильм Ренаты Литвиновой, где снялась актриса из «Бриллиантовой руки»...
— ...Светлана Светличная...
— Да... Не помню, как он называется...
— Криминально-мистическая мелодрама «Богиня: как я полюбила»...
— Ну, это выше моего разумения — я поняла Ренату...

— ...но не Светличную...
— Абсолютно, хотя и ее можно понять, потому что ролей нет. Да хотя бы уж так... Всех, в общем, понять можно, но...
— ...простить нельзя...
— И простить можно, просто есть какие-то вещи, через которые я, например, переступить не могу.
— Ясно, а почему вы никогда не согласитесь играть смерть?
— После «Калины красной» смерть в кадре для меня просто табу, но если это вне съемочной площадки происходит, играть можно... В фильме «Правосудие волков» моя героиня умирает, но это не на глазах у зрителей происходит — просто ее сын, мальчик, узнает, что мамы больше нет, а если бы это в кадре было, я бы сниматься не стала. Третий пункт — жены олигархов...
— Но тут-то что? (Внезапно погас свет). А вот что...
— Слышите, гремит? Это гром, наверное? (Свет включается). Нет, жены олигархов мне просто неинтересны.
— Вы достаточно хорошо этот типаж знаете?
— Практически с ними не знакома — черпаю информацию, как и большинство, из документальных каких-то фильмов.
— Они вам заочно противны, наверное...
— Не то что противны, просто... Знаете, вот не могу жену олигарха назвать, которая стала бы хорошей певицей, артисткой, художницей, дизайнером — проявила бы себя в любой творческой профессии, то есть нет среди них ни одной, которая стала бы выдающейся личностью, человеком, который что-то стоящее в своей жизни сделал, и чтобы заодно она была бы женой олигарха... (Опять отключился и тут же включился свет)...
«Слезы градом полились, и я убежала — ну че перед камерой плакать?»
— До 2014 года вы вели на Первом канале замечательно душевную программу «Жди меня» — на мой взгляд, она приобрела такую популярность не в последнюю очередь благодаря вам и Игорю Кваше. Вы так искренне сопереживали в кадре, настолько глубоко были в теме, в материале — и зрители это чувствовали... Нервных клеток эта передача вам стоила?
— Конечно. Мне не раз задавали вопрос: «Вы столько лет ведете эту программу, наверняка зачерствели уже и все эти беды, несчастья мимо пропускаете?». — «Как? — удивилась. — Я даже не понимаю, если честно, о чем вы спрашиваете». Как можно к боли, слезам, страданиям привыкнуть и относиться равнодушно?
— Хотя патологоанатомы привыкают...
— Ну, они же с мертвыми дело имеют, а мы-то с живыми. Если вот, допустим, о ребенке пропавшем мы говорим — это, знаете, держите меня семеро просто. Вообще, когда речь о детях идет, я... (Пауза). Привыкнуть к этому невозможно, сердце каждый раз разрывается....
— Плакать часто приходится?

— Ну, в кадре особо не поплачешь...
— ...грим потечет...
— Если слезы у меня наворачиваются, сразу сморкаться начинаю, а это брак по звуку, по гриму, по всему. Всплакнуть в перерывах ты можешь — например, когда сюжет идет, потому что успеешь высморкаться, вытереться, подбежать к гримеру, и он все поправит, но когда человек говорит, надо всячески держаться и стараться не начать реветь.
— Тем не менее моменты бывали?
— Единственный за все время в начале работы был, когда не выдержала, слезы градом полились и я убежала. Ну че перед камерой плакать? Пошла в чувство себя приводить...
— В программе наверняка были случаи, которые больше всего накалом эмоций, невероятной какой-то человеческой самоотверженностью вас поразили...
— Вот тот, когда я не выдержала и убежала, захлебываясь слезами, — это было после взрыва дома в Москве на улице Гурьянова. Пришла бабушка, у которой там дочь и зять погибли, а четырехлетний внук пропал — она долго его искала...
— Игорь Владимирович Кваша сильно вам помогал?
— Мне с ним было очень хорошо, комфотрно, но что значит помогал?...
— Ну он же был более опытным партнером все-таки... Может, какие-то вещи подсказывал?
— Как нужно себя вести?
— Конечно, тем более что эта программа требует особого подхода, безукоризненного такта...
— Нет, такого у нас не было, но мне было с ним очень хорошо. Так же, как и с Мишей Ефремовым потом.
— Прекрасный актер, правда? Тонкий, понимающий...
— Великолепный! Мало того, у нас тоже иногда технические накладки бывали, особенно когда телемосты идут, связь через спутник обеспечивается, и он эти паузы заполнял — острил, смешил, веселил. Юмор, конечно, у него искрометный, и это очень разряжает: ты не просто пережидаешь стоишь (иногда какую-то проблему и 20 минут, и полчаса устраняют) — Миша все это берет на себя и просто разгружает. Игорь Владимирович так, конечно, не поступал, и я тоже, потому что ты на это очень много энергии тратишь. А у Ефремова заряда на все хватает...
«Я была в браке. Ничего хорошего там нет»
— Я фотографии помню: вы, ваша сестра Ольга, мама и папа — счастливая семья. Чем Ольга сейчас занимается — слышал, вы почти не общаетесь...
— Она уединенный образ жизни ведет, не светский: Оля — воцерковленный человек и в суете не участвует.

— Она ушла в монастырь?
— Нет, просто при монастыре помогает...
— Но мысли такие у нее были?
— Не знаю, может, они ее и посещали, но она же постриг не приняла.

— Признаюсь, что очень вас уважаю, и прежде всего не за актерскую игру, а за то, что у вас четверо детей. Не каждая женщина, а тем более актриса, решится стать многодетной матерью — примеров таких я, пожалуй, больше и не знаю. Вы, вижу, тоже задумались...
— Да, задумалась. Может, кто-то и есть.
— Среди актрис? Чтобы не приемные дети, а свои? Никого не могу назвать...
— Ну да.
— У вас старшая дочь Анна, сын Макар, названный в честь дедушки, который во время коллективизации в 33-м был арестован и расстрелян, и двое близнецов — Фома и...
— ...Фока...
— Почему вы дали младшим сыновьям такие редкие, даже экзотические имена?
— Когда я была беременна, моя сестра поехала по своим вопросам к старцу в Старый Оскол и произнесла одну фразу: «Маша беременна», на что тот ей сказал: Фома и Фока. Не уточняя ни пол, ни количество детей в животе...
— Близнецов рожать тяжело было?
— Конечно. Я все время беременности лежала...
— Сильно поправились?
— Очень, но эти 20 килограммов в первые полторы недели ушли.

— Знаю, что в отношениях с мужчинами вы придерживаетесь необычной модели — вас вполне устраивает гражданский брак в отличие от девушек, которые рвутся во что бы то ни стало иметь штамп в паспорте...
— И правильно делают, я тоже мечтала... Мечта каждой девушки — выйти замуж, и чтобы была свадьба, была фата. Нельзя такие иллюзии разрушать, каждая должна это пройти. Ты очень себя обделишь, если этого в твоей жизни не будет — у меня вот несколько раз было, но я...
— ...поняла, что достаточно...
— Для меня действительно достаточно. Короче, я была в браке, но ничего хорошего там нет, поэтому...
— С мужчинами вам трудно? Они в вас прежде всего лицо из телевизора видят?
— Ну нет — с такими я вообще не общаюсь...
— А как вы их вычисляете?
— Это очень чувствуется.
— Серьезно?
— Конечно. Корыстное отношение как со стороны женщин, так и со стороны мужчин ощущаешь сразу, его не скроешь...
— И вы всегда можете это определить?
— Да, сразу видно, влюблен человек бескорыстно, просто как в личность, как в женщину, или ему что-то нужно...
— Возвращаясь к женам миллиардеров и прочих господ, входящих в список Forbes: наверняка были олигархи, которые очень хотели заполучить вас если не в жены, то...

— Я с олигархами не общаюсь, на тусовки не хожу... Раньше, в 16 лет, было дело: этому способствовало снятие железного занавеса, отмена цензуры — одним словом, перестройка. Свобода хлынула во все щели, и пошли кинофестивали, вечеринки, причем в каком-то огромном количестве. Я этим насытилась, скажем так, в возрасте с 16 до 27 лет, когда такие вещи меня увлекали — все-таки можно было и пообщаться...
— ...и людей интересных больше было...
— Тогда — да! Сейчас они на эти ярмарки тщеславия не ходят, и ты только бесцельно свои редкие свободные часы на тупое времяпрепровождение тратишь, поэтому последние 10 лет ни на каких тусовках, особенно таких, где бывают олигархи, модели и так далее, меня не увидишь — мне там скучно.
— Счастливый, свободный человек...
— Да.
«Думаю, что я крепко западала в душу всем, с кем у меня были отношения, — все-таки крови мамы и папы не просто так во мне смешались»
— Помнится, одно время газеты писали, что бывший ваш муж вашего сына Макара то ли пытался выкрасть, то ли выкрал — что это за леденящая душу история?
— На самом деле, она стандартная, зачастую типичная для всех мужчин, с которыми женщина по своей инициативе разводится. Мужчины, наверное, этого не терпят — так у меня с первым мужем было...
— То же самое?
— Абсолютно! — а чем можно меня шантажировать? Не какой-то недвижимостью — мне она по фигу, не драгоценностями — их у нас тогда и не было. Вот чем меня можно взять? Остается одно: ребенком. Когда с первым мужем я расходилась, — опять же по своей инициативе! — он взял Аню, и я неделю не могла ее найти. Это же было и со вторым мужем, когда я сказала, что ухожу, — он сразу Макара взял, и я две недели не знала, где он, с кем, а потом, когда нашли, мне его не отдавали. Это классическая месть, чтобы тебе не было сладко, чтобы ты помучилась, пострадала — ну, то есть какая-то такая история... После этого ни о каком третьем замужестве слышать, конечно же, не хочу: слишком больно было то, через что я прошла.

— Сейчас отношения с бывшими двумя мужьями, которые пытались детьми шантажировать, у вас нормальные? Все утряслось или...
— Я с ними не общаюсь, и они со мной тоже.
— Но детей хоть они проведывают?
— Нет, и даже с днями рождения не поздравляют, поэтому и говорю, что это именно шантаж, а не какая-то зашкаливающая любовь к своим детям. Сейчас, когда страсти поутихли, эмоции ушли, никто не запрещает отцам с ними встречаться: ты можешь брать их на отдых, куда-то за границу — пожалуйста! Проводите вместе время, ходите куда-то в кино, на какой-нибудь фитнес, но нет...
— Крепко запали вы бывшим мужьям в душу...
— Думаю, что крепко западала всем, с кем у меня были отношения, — все-таки, знаете, крови мамы и папы не просто так во мне смешались.
— От генов куда денешься...
— Никуда! В моей жизни все происходит достаточно темпераментно и эмоционально, поэтому модель гражданского брака для меня...
— ...идеальная...
— ...и очень спокойная. Можно разойтись, и никто тебя донимать не будет, преследовать, хотя и тут, в принципе, шантажировать могут, но в данном случае это проще решается.
— Сейчас вы свободны?
— Нет, я в гражданском браке.
— И вас все в нем устраивает?
— На самом деле, всякая девочка за эталон отца берет — мне похожего найти невероятно сложно. Чтобы тяжелый по характеру был, но очень талантливый — я таких, может, и встречала, но все они были женаты, а для меня романы с женатыми людьми неприемлемы. То есть ты всю жизнь папу ищешь...
— ...и не находишь...
— Увы, а этот мой брак держится благодаря какому-то бесконечному терпению моего третьего гражданского мужа — меня привязывает его абсолютное обожание и любовь к детям, ко мне и всепрощение издержек моего характера.
— Он по профессии кто?
— Загородным строительством занимается — он не актер.
— Слава богу!
— Ни один из моих мужей никогда не был актером — к счастью, потому что профессия, как я уже понимаю, всегда отпечаток накладывает, и очень сильный.
— Маша, а вы по-прежнему папу ищете?
— (Задумалась).
— Ну, идеала-то нет, понимаю...
— Я вообще не в поиске — никогда не ищу, просто этим не занимаюсь. Отчет себе отдаю: такой человек либо встретится, либо нет.
— А если, наконец, хотя бы отдаленно отца напоминающий встретися, опять в омут с головой?
— В принципе, я для себя такую возможность не исключаю... Наверное, если Богу такая встреча будет угодна (потому что Бог знает, что я ее жду), это произойдет, но критериев отбора очень много, они просто многоэтажные... Это просто какой-то идеальный человек должен быть, поэтому...
— Своим детям, кем был их дедушка, вы рассказываете?
— Ну так... Если, допустим, какой-то его фильм идет, мои дети никогда их не смотрят — точно так же, как и я в их возрасте. Мы с Олей никогда не бежали к телевизору и не припадали к экрану, когда кино с папой и с мамой показывали, и точно так же мои дети к экрану не припадают, когда там я или тем более бабушка. Буквально позавчера «Сверстницы» шли, где она главную роль сыграла. Я говорю: «Это бабушка Лида ваша» — ноль эмоций.
— Воспитали детей...
— Ну, потому что...
— ...другие интересы...

— Даже не в том дело, просто они воспринимают это спокойно: ну и что? — и вы знаете, слава богу, что ажиотажа такого нет. Это очень хорошо, потому что я знаю другие примеры, когда нос задирают: вот мой папа — звезда или моя мама — значит, и я тоже... Совершенно не хочется, чтобы так с моими детьми было, но с ними уже никогда и не будет, потому что в их воспитании тот же сценарий повторяется, который в своем детстве я проходила, а у нас этой звездной истории никогда не было.
— Маш, мне очень приятно было с вами общаться — умной, красивой, обаятельной... Желаю вам самореализации и ролей, наверное, — не сомневаюсь, что все у вас впереди...
— Да, я тоже так думаю.
— Дай Бог только, чтобы кино выпускали...
— Дай Бог! — это самое важное. Спасибо!

Российский политолог Станислав БЕЛКОВСКИЙ: «Обезьян из Вьетнама, завезенных в Россию с целью повышения общего интеллектуального уровня окружения Путина, уже украли, возбуждено уголовное дело»
Народный депутат Украины Виктор БАЛОГА: «Путин мне говорил: «Не спешите вы в ЕС, давайте вместе туда войдем, безвиз и все остальное получим»
Известный российский экономист, экс-советник Путина Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Чтобы обеспечить сохранность сбережений украинских пенсионеров, лучший путь — это переход страны на евро»
Мария ШУКШИНА: «Чем можно меня шантажировать? Не какой-то недвижимостью — мне она по фигу, не драгоценностями: только ребенком. Когда с первым мужем я расходилась, он Аню взял, и я неделю ее найти не могла, и второй муж, когда я сказала, что ухожу, сразу Макара взял, и я две недели не знала, где он, с кем он, а потом, когда нашли, мне его не отдавали. Это классическая месть, чтобы тебе не было сладко, чтобы ты помучилась, пострадала...»
Каждому следует заниматься своим делом
А что сказал бы о президенте Вакарчуке Робинзон Крузо?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги