Актриса, участница комик-труппы «Маски» Наталия БУЗЬКО: «Я перед Муратовой трепещу, и был лишь один случай, когда решилась задать ей вопрос: «Кира, а почему мы в таких платьях будем сниматься?». — «Считайте, что это бред сивой кобылы», — ответила она. С тех пор я ей вопросов не задаю»
Наталия Бузько снималась в большинстве фильмов Киры Муратовой, единственная женщина в комик-труппе «Маски». Она делила съемочную площадку с такими звездами, как Богдан Ступка, Рената Литвинова, Виталий Линецкий, Георгий Делиев. Наталия живет в Одессе, работает в местном Доме клоунов, время от времени снимается в кино. Мастер пантомимы в жизни оказалась не особо разговорчивой — местами наше общение напоминало диалоги героев Киры Муратовой.
«ОДЕССИТЫ ШУТЯТ ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ, НО В ЦЕЛОМ НАЗНАЧЕНИЕ СААКАШВИЛИ ВОСПРИНЯЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО»
— Наталия, сейчас лето, пора театральных каникул. Куда поедете отдыхать?
— Это у нормальных людей каникулы. Мы как раз больше работаем летом. Выступаем в Доме клоунов в Одессе.
— А в России гастролируете?
— Нет.
— Коллег, которые гастролируют там, осуждаете?
— Я не хочу комментировать подобные вопросы и говорить, кому куда ездить. Знаете, у китайцев есть поговорка: «Никому не пожелаешь жить в эпоху перемен».
Раньше я размышляла над тем, что пришлось пережить нашим предкам. Мой прадедушка участвовал в войне с Японией, в Первой мировой, Финскую войну прошел. На фронт во время Второй мировой его уже не взяли по возрасту. Его семья пережила революцию, голод, коллективизацию, раскулачивание. И при всем пережитом дедушка оставался адекватным человеком. Я думала, в какое время прекрасное мы живем. И вот, пожалуйста, снова война... Но я не хочу говорить ничего на эту тему.
— Как одесситы приняли назначение Михаила Саакашвили Одесским губернатором?
— Одесситы шутят по любому поводу: кто-то по-доброму, кто-то — с сарказмом. В целом, похоже, восприняли положительно.
— Вас лично удивило такое назначение?
— Конечно. Но у нас много удивительного...
— Сейчас вы готовитесь к съемкам. Что это за проект?
— Это сериал. Пока я только готовлюсь к кастингу. Подробности раскрывать рано.
— Все знают вас как звезду артхаусного кинематографа, вы снимаетесь у Киры Муратовой. И вдруг — сериал. Для вас игра в сериалах — это просто способ заработать или способ находиться в тонусе, оставаясь в профессии?
— Актера хлебом не корми — дай поиграть. Хотя потребность в пище никто не отменял — вот так природа что-то не продумала. Независимо от того, в фильме получил роль или в сериале, ты стремишься сделать все наилучшим образом.
— Кира Муратова не так давно сказала, что больше не будет снимать фильмы. Действительно ли у нас уже нет надежды увидеть новую картину режиссера?
— После этого заявления я слышала, будто Кира сказала, что, если бы ей дали достаточное количество денег, она бы еще снимала.
— А вы сами не спрашивали у Киры Георгиевны о ее планах, возможностях? Вы ведь столько лет вместе работали, живете в одном городе...
— К сожалению, мы редко видимся...
— Но с праздниками друг друга поздравляете?
— Поздравляем.
— А в гости ходите?
— Крайне редко. Такая суета в последнее время... Все куда-то мчишься, а для интересного общения не остается времени.
«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА ОТКРОВЕННЫЕ КАДРЫ С МОИМ УЧАСТИЕМ ВЫРЫВАЮТ ИЗ КОНТЕКСТА»
— Кира Муратова производит впечатление человека жесткого. У вас долгий совместный путь. Как вы нашли взаимопонимание?
— Мне кажется, Кира — человек справедливый и открытый, к ней не нужно искать подход. Мне это очень близко. Ее критика — это помощь, от которой огромная польза. И меня не смущает, если Кира говорит резко.
— А вы спорили с ней на площадке?
— Нет. А чего с Кирой спорить? Я перед ней трепещу. Потому просто слушаю. Я вообще по характеру молчаливая, у старших по возрасту и званию лишний раз ничего не спрошу. Но был лишь один случай на съемках фильма «Астенический синдром», когда я решила задать Кире вопрос.
У нас с моей партнершей по площадке были очень странные платья. И я спросила: «Кира, а почему мы в таких платьях будем сниматься?». На что она ответила: «Считайте, что это бред сивой кобылы». С тех пор я вопросов не задаю.
— В одной сцене фильма «Два в одном» есть эпизод, когда Богдан Ступка срывает с вас трусы. Вы сразу согласились на такую откровенность?
— Еще в школе я мечтала стать оператором. Поэтому думала, что снимут таким образом, что ничего лишнего не будет видно. А когда дошло дело до этой сцены и позади было полфильма, я узнала, что кадр будет таким, как есть. Но в контексте фильма эта сцена оправдана, хотя я не люблю обнаженку. Мне не нравится, когда кадры вырывают из контекста и выставляют в интернете, в отрыве от сути фильма. Это печально.
— Как обычно вы отмечали окончание съемок?
— «Шляпой» — так в киношных кругах называется банкет в честь окончания съемок. У Киры всегда очень сплоченный коллектив. И как правило, он переходит из фильма в фильм. Мы привязываемся друг к другу за время работы, и потом нам грустно расставаться. Поэтому по окончании съемок хотим наговориться. Помню, когда закончили снимать фильм «Второстепенные люди», вышло так, что банкет совпал с днем рождения Киры Георгиевны. Было очень весело. И Кира сказала такую фразу: «Я заметила, что когда человек влюбляется, он становится глупым». И ведь правда, на первой стадии влюбленности перехватывает дыхание, речь отказывает, человек становится неадекватным...
«ГЕНИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ НИКОГДА НЕ СТАВЯТ СЕБЯ ВЫШЕ ДРУГИХ»
— В фильмах Муратовой вы часто снимались с Ренатой Литвиновой. Как вам с ней работалось?
— У нее своеобразное чувство юмора. Она довольно спокойная. Очень трудолюбивая. Когда снимали «Два в одном», прилетала специально на ночную съемку. Помню, Рената ходит по коридору рядом с гримеркой, а наша гримерша Вика говорит: «Ренаточка, вы же устали. Присядьте в кресло, отдохните. Ну что же вы все ходите?». А Рената говорит: «Зерно ищу», — в смысле, «зерно роли»... Она очень милая и славная, но при этом характер в этой женщине чувствуется сильный.
— Когда вы играете с Литвиновой в одном фильме примерно равное количество эпизодов, ваши гонорары отличаются?
— Я никогда не думала об этом. Наверное, отличаются. Обычно актеры такой информацией не делятся. Все финансы проходят через продюсера.
— В работе с Богданом Ступкой чувствовалось, что он мэтр, сложно было?
— Было комфортно. Гениальные люди никогда не ставят себя выше других.
— Вас в искусстве может что-то шокировать?
— Да, конечно. Мне не нравится, когда человек, чтобы быть оригинальным, ведет себя искусственно. Люблю фразу про две крайности: пошлость и искусственность. Пошлость — это когда не смешно и не талантливо. А искусственность — когда сделано неискренне.
— Вы в прекрасной физической форме. В том же фильме «Два в одном» с легкостью демонстрируете растяжку у балетного станка. А ваши коллеги-мужчины по «Маскам» вообще считают, что вы изобрели эликсир молодости. Из чего он состоит?
— Есть такое слово «надо». Каждый день я спортом не занимаюсь: иногда нет времени, бывает, ленюсь. Но дело в том, что я не люблю много есть, иногда просто забываю. Не люблю мясо, редко ем рыбу. Пью чай раз пять в день.
— Алкоголь себе позволяете?
— Примерно раз в полгода граммов 50.
— Как вы относитесь к возрасту (Наталья родилась в 1963 году. — «Бульвар Гордона»)?
— Спокойно. Но иногда думаешь: блин, как-то это неправильно — недомогания, морщины, выглядишь и чувствуешь себя хуже. А потом думаешь: ну и что, ну и ладно. Побыл молодым, дай другим побыть. В каждом возрасте есть свои прелести. Моя знакомая говорила: «Девочки, вы ничего не понимаете, в 65 жизнь только начинается!». Когда ей исполнилось 64, она впервые прыгнула с парашютом. Проще людям, которые верят в реинкарнацию: сейчас старенький, а спустя время снова будешь как огурчик.
— А вы верите в переселение душ?
— Мне очень нравится эта идея.
— Кем вы были в прошлой жизни, кем хотите стать в следующей?
— В прошлой я была шумным и веселым индусом. А в следующей хочу стать голландцем. В Голландии родился Ван Гог. Обожаю этого художника!
— Даете ли вы вашей дочери Гане сугубо женские советы по жизни?
— Да, иногда она прислушивается, поэтому не ест майонез и не пьет кофе.
— У нее строптивый характер?
— Да. Но я думаю, что это у нее от меня.
— А сын Антон более спокойный?
— Да. Но его тоже не заставишь делать то, что он не хочет.
— Вас раздражает такое упрямство детей?
— Да. Я принимаю близко к сердцу. И бывает, сильно раздражает, когда они не слушают меня, но успокаиваюсь я быстро.
— Возможно, такая их позиция — это реакция на ваш развод с супругом Александром Постоленко?
— Тошке на момент развода было два с половиной года, Гане — 15. Развод в любом случае болезненный процесс. Но он возник не на пустом месте. У нас не получалось мирно сосуществовать друг с другом, и Ганя приняла факт развода как закономерность.
— За те годы, что вы не вместе, муж пытался возобновить отношения?
— Одно время он был не против, но я не была готова к этому. Я довольно строптивая, и заставить меня делать то, что я не хочу, сложно. Наверное, можно уговорить, но нужно приложить большие усилия.
— А сейчас ваше сердце занято?
— Свободно.