В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Взятки словом и делом

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 22 Апреля, 2010 00:00
Разнообразные виды трепета перед начальством столь же разно и выражаются, поскольку этот обряд отстоялся во времени, стал традицией.
Виталий КОРОТИЧ
Разнообразные виды трепета перед начальством столь же разно и выражаются, поскольку этот обряд отстоялся во времени, стал традицией. Старинный крестьянин, привозивший князю, помещику или кому-то еще из бывших владык часть урожая, в большинстве случаев считал, что так положено, что происходит его приближение к барину, почти возвышение, и они с барином на короткий миг даже сближаются жизнями. Бабуля, сующая чиновнику из нынешней сельской власти часть своих несчастных копеек в качестве оплаты за должностную услугу, зачастую тоже испытывает положительные холопские эмоции, сообщнически приближаясь к кормилу и кормильцу.

И не надо ехидничать о рабской психологии. Многие из нас, кто постарше, тоже издавали радостные вопли перед трибуной с начальством на Крещатике в дни советских праздничных демонстраций, а позже столь же громко, в том же месте, но уже заодно с представителями новых поколений приветствовали начальство постсоветское, сохранив при этом весь наработанный за столетия почтительный энтузиазм.

Убежденность, что «вот приедет барин - барин нас рассудит», воспитывается в веках и не зависит от формы государственного правления. А во времена, когда во власть легче всего войти не по способностям, а по личной преданности, опыт этот нарабатывается, не устаревает, пороки не исчезают, а совершенствуются. Тем более что нравственные устои традиционно крепки не у всех граждан и государств.

При царях одно время чиновников назначали на должности с мотивировкой «на кормление», которая откровенной строкой прописывалась в указах. Чиновник правил, что-то оставляя себе, а побольше отправляя «наверх», под неутихающие разговоры об искоренении казнокрадов. Бывшая советская власть тоже не раз пускалась во все тяжкие, обещая истребить коррупцию. Но и при большевиках, до них и после них, погоня за взяточниками тормозит, упираясь в подъезды правительственных зданий.

Помню, давным-давно в бывшей газете «Правда» я напечатал статью о «взятке словом», вызвавшую тогда много откликов. Дело в том, что холопские комплименты так же, как холопские «барашки в бумажке», направлены к одной цели - доказать начальству полное подчинение и готовность служить лично ему, покрыть его любые грехи, если надо - поперек всех законов. Это суровое правило. Когда разоблаченные секретари советских обкомов грозились назвать адреса, по которым взятки отправлялись наверх, их назначали замминистра, как краснодарского вождя Медунова, или они скоропостижно гибли от сердечных приступов...

К чему я об этом? К тому, что мы полюбили рассуждать, как нам навязали целый ряд вредных советских привычек, подлежащих искоренению. На самом же деле проблема гораздо глубже. Мы не любим и не умеем каяться и не хотим понять, что происходим не только из недавней, но из всей своей истории. В нашем прошлом красуются не только замечательные горшечники и храбрые, национально сознательные казаки в шароварах, но и взяточники. Не только те, кто создавал Запорожскую Сечь, но и те, кто предавал ее. Наследственный наш террариум не менее многочислен, чем стаи райских птиц, машущих нам крылышками из прошлого.

Современная коррупция многолика. Это и откаты чиновнику при запуске бизнес-проекта, это и купюра в ладони контролера пригородной электрички, это судья, получающий пачку таких купюр за нужный кому-то приговор, это и вся ситуация в обществе, при которой взяточничество не считается социальным злом, а входит в обычай и взяточник точно знает, что у него не спросят о происхождении особняка и лимузина.

Вечная тема: столько проговорено о ней - и что толку?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось