Исполнитель роли Ларина "мент" Алексей НИЛОВ: "В день своего рождения генерал Лебедь мне сказал: "Леха, через девять дней я взорвусь!"
"НА УБИЙСТВА И РАСЧЛЕНЕНКИ НАС НЕ БРАЛИ"
- Алексей, однажды вы признались: любите своего Ларина уже за то, что он кормит вас целых...
-...12 лет. Сериалы "Менты" и "Опера" - постоянная работа, которая дает мне средства к существованию. Конечно, за это время многое изменилось. Поначалу был какой-то запал и мы были моложе, азартнее. Самое забавное, что работаем по-прежнему в тех же званиях, носим ту же одежду. Это неправильно! Мне кажется, что Ларину совершенно необязательно ходить в одной куртке все 100 серий. Вообще, на мой взгляд, нашим картинам не хватает достоверности.
- У ваших персонажей есть реальные прототипы?
- Принято считать, что да. На самом деле, они были только в самом начале съемок. Мой Ларин - сам Андрей Пименов, которого зрители знают под псевдонимом Кивинов, бывший опер, а нынче писатель. Сначала я пытался ему подражать, снимал пластику. Ребята в настоящем убойном отделе смеялись: "У тебя Андрюшка получился один в один!". Но невозможно же все время работать под кого-то, поэтому со временем мы стали играть самих себя.
- С актерами, с которыми все эти годы снимаетесь, вы, наверное, давно уже стали одной семьей?
- В общем, да. Мы все время вместе, плюс постоянные поездки по стране, за время существования сериала мы объехали городов 70, у нас, как у летчиков, по 248 часов налета в год. Сережу Селина знаю уже 25 лет, мы еще в институте вместе учились. С Мишей Трухиным познакомились в 1994 году, с тех пор и дружим. Настя - единственная женщина среди нас, поэтому мы всегда стараемся ее как можно лучше подать.
- Недавно в "Операх" появился еще один персонаж - Кондаков в исполнении Ивара Калныньша.
- Ивар - суперчеловек! Мы его называем "Иварушка-братушка". Никогда не думал, что Калныньш окажется таким душевным мужиком, он всегда производил впечатление прибалтийского сноба. Оказалось, что у него просто убойное чувство юмора!
Мы познакомились на "Киношоке", так на пятый день я просто взмолился: "Ивар, прекрати шутить, у меня уже от смеха живот болит!". Мы тогда везде ходили вчетвером: Виктор Мережко, Никас Сафронов и мы с Иваром. Смеялись над анекдотами, которые рассказывал Мережко. Вообще, наша профессия хороша еще и тем, что мы встречаем очень много хороших людей.
- На места преступлений выезжать приходилось?
- На убийства с огнестрелами и расчлененки, где много кровищи, нас, конечно, не брали. А на задержания с погонями выезжать приходилось.
- Тяжелая у вас работа!
- Самое трудное на съемках - ждать. Когда вызывают на площадку раньше времени, а ты ходишь из угла в угол, куришь и не знаешь, куда себя деть. Иногда такое тупое времяпрепровождение вызывает желание... расслабиться, после чего возникают слухи, что все актеры - алкоголики.
Вот Влад Галкин - молодец, купил "тетрис" и в паузах играет. Говорит, руки и голова заняты, а значит, нет времени психовать и волноваться. Можно, правда, читать или спать. Некоторые умудряются в любую минуту упасть и уснуть, а потом, когда их будят, абсолютно свеженькие встают, поправляют грим и идут в кадр. Но у меня так не выходит.
- Трюки самим делать не приходится?
Съемочная группа сериала "Улицы разбитых фонарей". В центре - один из режиссеров, второй слева - Алексей Нилов |
- Нам не разрешают, да мы и сами не стремимся. С одной стороны, не хочется отбирать хлеб у каскадеров, а с другой - если я покалечусь, на следующий день придется отменять съемки и платить неустойку за простой. Зато очень часто нам приходится работать в ужасных условиях - в холодных, сырых подвалах или, наоборот, в душных помещениях. А еще надо драться, бегать, стрелять...
-...с крысами сниматься!
- Вот к этому как раз прекрасно отношусь! Просто обожаю рептилий - крокодилов, варанов, змей, ящериц, удавов. А крысы вообще очаровательные существа! Еще в самом первом сезоне "Ментов" была серия, которая называлась "Целую, Ларин!". И там моим партнером была очень умная крыса. Мы с ней даже подружились.
Люблю животных, у меня много таких друзей в Анапе. Например, мартышка Джоник - совершенно удивительный зверек. Три года подряд мы встречаемся, он меня уже узнает. Сразу прыгает на плечо, сдирает очки и начинает целоваться. А когда мы с женой отдыхали в Турции, в дельфинарии совершенно случайно встретил двух своих знакомых - Мобика и Филю. Они меня тоже узнали, у дельфинов вообще память хорошая. Мы с ними поплавали - я и жену уговорил. Совершенно непередаваемое ощущение!
- В ходе работы у вас появились какие-то ментовские повадки?
- Какие-то вещи возникают непонятно откуда! В первой серии у меня есть любимый момент: Ларин выдвигает ящик стола, там лежит ПМ, а к нему подкатывается граненый стакан. Этот эпизод потом во всех рекламных роликах использовали! А ребята-менты смеялись и говорили: "Один в один!". Стакан обычно задвигают назад, а пистолет берут и идут с ним на дело.
А в серии "Королева бензоколонки" Ларин гнался за преступником. Увидев, что не догонит, стрелял сначала в ноги, а после небольшой паузы - в воздух. Выстрелов должно быть два: первый предупредительный, а второй - на поражение. Но зачастую, чтобы не упустить преступника, делают наоборот. В любом случае уходит два патрона, а уж какая у них очередность, не столь важно. И опять ребята смеялись: "У кого вы это подглядели? Откуда знаете, что у нас в отделении так было?".
"РАЗВЕ ВОЗМОЖЕН БЫЛ 15 ЛЕТ НАЗАД КОНЦЕРТ "МЕНТЫ В КРЕМЛЕ"?"
- Признайтесь, популярность вас уже достала?
- Это издержки профессии, мы же знали, на что шли.
- За темными очками от поклонников не прячетесь?
- Упаси Бог! Я просто хожу, глядя в землю, да еще и с таким каменным выражением лица, что мало кто решается подойти. Хуже, если приходится ездить в общественном транспорте, потому что там некуда деться. Народ у нас в Питере воспитанный, так что особых эксцессов не бывает. Но стоит одному подойти за автографом, начинается цепная реакция - тут же кидаются все. Кто-то понимает, что каждому что-то нацарапать просто физически невозможно, кто-то обижается. И только если человек позволяет себе быть слишком навязчивым или хамит, другой разговор.
- Какой?
- Вообще-то, пытаюсь все решить мирно. Но пару раз я послал хама в нокаут. И честно говоря, был доволен: значит, не потерял навыка.
- Наверное, вся российская милиция ходит у вас в друзьях?
- У нас просто нет времени постоянно со всеми дружить, мы же очень много снимаемся. Но, естественно, встречаемся. А вот пользуемся их расположением редко. "Если где-то человек попал в беду", я могу позвонить кому надо и попросить: "Такое дело, никакого криминала, пособите!". Если он виноват, все равно заплатит штраф, просто это произойдет гораздо быстрее и без нервотрепки. Паспорт взамен утраченного сделают не за месяц, а за два дня. Точно так же, если нужно помочь кому-то с больницей или кладбищем, не дай Бог, конечно. Придешь, в хорошем смысле слова поторгуешь лицом, а человеку помогут. Что тут плохого?
- Как-то вы признались, что дружите не только с ментами, но и с братками.
- Мне кажется неправильным делить наших зрителей на ментов, братков, учителей и космонавтов. Действительно, во многих городах нас встречали представители теневых структур, так называемые бизнесмены. Иногда их очень трудно бывает отделить от братков. Во всяком случае, в нашей стране. А бывало, что я спрашивал настоящих братков: "Как вам "Опера"?". И они отвечали: "Конкретный фильм! Если бы все менты были такими, как вы, у нас в стране все было бы хорошо". Да и сами менты говорят, что мы подняли их рейтинг, очистили имя - люди по-другому начали относиться к милиции.
Личная жизнь Алексея насыщенна. С четвертой женой актрисой Ириной Климовой (на фото) Нилов развелся. Сейчас женат в пятый раз |
- А слово "мент" перестало быть ругательным.
- За это не нас надо благодарить, а Витю Алисова, который выпустил наши первые кассеты на студии "Союз" и рискнул дать фильму такое название. Оно прижилось! Достаточно вспомнить концерт "Менты в Кремле". Можно было представить такое 15 лет назад?
- Как и у всех детей артистов, у вас, наверное, с детства не было другого пути - только в театральный?
- Не поверите, но в актерскую профессию я попал совершенно случайно! В школе мне было абсолютно все равно, куда поступать, поэтому выбрал институт легкой промышленности. Но когда узнал, что там надо сдавать математику и физику, затосковал и обломался. Мама посоветовала: "Сходи в театральный, попробуй!".
Я пошел, что-то на вступительных экзаменах прочитал и поступил. Видимо, ребята, которые поступали по нескольку лет подряд, сильно волновались, и это мешало им по-настоящему раскрыться. А я показал все, на что способен. Отрывок играл со своей будущей первой женой, мы с ней поженились на третьем курсе. Она - мать моей старшей дочери Лизки, которая сейчас сама учится на втором курсе все того же театрального!
Если честно, я иногда жалею, что стал актером. Одно время, уже будучи студентом ЛГИТМиКа, хотел поступать в Педагогический институт имени Герцена на факультет английского языка - мечтал стать переводчиком. Сидел бы сейчас спокойно дома, занимался литературой. Актерская профессия - коллективная, и, будь ты хоть семи пядей во лбу, конечный результат зависит не только от тебя. Поэтому я всегда завидовал людям, которые могут работать в одиночестве, - художникам, писателям, сольным музыкантам. Там, как ты сам сделаешь, так и получится. Здесь же, если у тебя недалекие партнеры и дурак-режиссер, толку не будет.
- А почему бы вам сейчас писательством не заняться?
- Вообще-то, я люблю тыкать в клавиши, что-то вытирать, потом переписывать. У меня написаны три либретто - спектакли по ним идут сейчас в Минском театре оперы и балета. Сусанна, моя вторая жена, работала там вторым режиссером и организовала детский театр для ребятишек до 12 лет. Она и попросила меня написать для них "Питера Пена", "Кота в сапогах" и "Кентервилльское привидение". Сказала, сколько ей нужно партий, дуэтов и трио. Я взял бутылку портвейна, пачку "Беломора" и за пару ночей все написал.
Потом мы кое-что подправили, композитор все свел, а Сусанна начала с ребятами репетировать. Самое смешное, что для одной арии я никак не мог придумать размер, поэтому написал слова на знаменитую песню Синатры "Путники в ночи". Композитор осерчал: "И как я могу это переделать?! Что написать?! Все равно все узнают Синатру!". В результате ария так и исполнялась на эту мелодию.
Еще у меня были задуманы сценарии и инсценировка чеховской "Палаты N 6", которую мы с моим одноклассником хотели сыграть в антрепризном спектакле. К сожалению, время ушло, играть в театре я теперь не хочу. Кино мне гораздо ближе.
- Обычно актеры говорят наоборот!
- Я ушел из Минского драматического театра имени Горького еще в 1991 году и ни разу с тех пор об этом не пожалел. Во-первых, среди режиссеров развелось слишком много гениев, с которыми по причине их невиданной гениальности просто невозможно работать. Во-вторых, я просто физически не могу все время повторять одно и то же на репетициях, а уже на 10-15-м спектакле просто начинал дуреть! В кино гораздо проще: вышел, отыграл (даже если режиссеру нужно 10 дублей, все равно можно отмучиться!) и свободен.
"НАКАНУНЕ ГИБЕЛИ ЛЕБЕДЬ ОТПРАВИЛ ВСЕХ ОХРАННИКОВ В МОСКВУ"
- Вам часто удается отдыхать?
- Наши сериалы - жесткий конвейер, поэтому времени на отдых почти не остается. Сейчас вот ребята снимали в Египте, так мы с моей женой Леной за свои деньги поехали туда же, чтобы отдохнуть. Они вкалывали по 16 часов в сутки, а мы валялись на пляже, ездили в Хургаду. Я очень люблю все виды отдыха, связанные с водой, особенно дайвинг. Мы там погружались пару раз - чудо чудное! Вообще же, это был чуть ли не единственный случай, когда я поехал просто отдыхать. Обычно мы отдыхаем там, где снимаем: в Сочи, в Израиле, в Красноярске.
- Как же вас в Красноярск занесло?
- Там нас принимал сам Александр Иванович Лебедь, царство ему небесное! Мы поднимались по Енисею на катере, варили из только что пойманной рыбы настоящую уху по всем правилам - в ведре. Я купался в Енисее, когда там вода была всего + 5 С0 (причем абсолютно трезвый - не пил тогда ни капли!). Разделся и с разбега в воду, два гребка туда и сразу же обратно. Ощущение было такое, будто в кипяток окунулся! После меня и ребята стали в воду прыгать. Еще мы там много ездили по городам, общались с самыми разными людьми.
- А какое впечатление на вас произвел Лебедь?
- Настоящий солдат и мужчина, хороший человек, попавший в очень сложную ситуацию. Он решил, что и в политике можно действовать военно-полевыми, армейскими методами. Генерал отдавал приказ и не понимал, как его можно не выполнить. Но не выполняли! И он, могучий мужик, чувствовал себя совершенно беспомощным. У него как губернатора не было настоящей, большой команды. Была Люся Селиванова, которая ему очень сильно помогала, еще пара-тройка человек да ребята с телевидения, которые никакого влияния в политике не имели. Все! Еще у него были очень хорошие телохранители, ребята-спецназовцы, преданные ему еще с Приднестровья. Кстати, Александр Иванович накануне всех охранников отправил в Москву на своем бронированном "форде": мол, надо отвезти автомобиль в починку. Они удивились: "Батя, зачем же всем ехать? Там двоих человек за глаза хватит!".
- Думаете, чувствовал?
- Я ведь звонил ему 20 апреля, в день рождения. Леха, охранник, сказал: "Перезвони, батя тост говорит!". Я снова набрал номер через полчаса, он смеется: "Батя еще недоговорил". Потом, наконец, подошел. "Александр Иванович, дорогой, - говорю. - Поздравляю вас с днем рождения, желаю удачи во всем!". А он уже поддатый был. "Леха, - отвечает, - сейчас все нормально, а через девять дней я взорвусь!". Я тогда подумал: "Видать, много генерал выпил!". Но 28 апреля он действительно погиб...
А ведь мы должны были лететь с ним на разбившемся злосчастном вертолете! Как раз сняли очередную серию и 26 апреля должны были махнуть в Красноярск, где планировалась презентация нескольких серий. Мы собирались остаться у Лебедя на пару дней, и 28 апреля полетели бы с ним на открытие этой трассы. Но в последний момент нам назначили очередные съемки, и поездку пришлось перенести на 6 мая.
На похоронах вдова Александра Ивановича рассказывала, что он нас очень ждал. Просил не назначать на эти дни никаких мероприятий и встреч: "Ребята прилетят, я хочу побыть с ними!". Мечтал, как мы будем разговаривать, петь песни, рассказывать анекдоты, играть на бильярде. Не довелось...
- Думаете, его убили?
- Мне кажется, это просто судьба. Ведь он в последнее время был на пределе человеческих сил. Понимал, что сражается с ветряными мельницами, но не мог выйти из борьбы...
- А Михаил Евдокимов?
- Тоже судьба. Что, мы не знаем, как носятся машины чиновников высокого ранга? Каким бы асом ни был шофер, на скорости 140 км/ч, да еще на скользкой дороге, практически невозможно избежать аварии. Думаю, правды мы никогда не узнаем... Может, оно и к лучшему.