В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Наша служба и опасна, и трудна

Исполнитель роли Ларина "мент" Алексей НИЛОВ: "В день своего рождения генерал Лебедь мне сказал: "Леха, через девять дней я взорвусь!"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 6 Июня, 2006 00:00
История Нилова-младшего - классический пример того, как благодаря одной роли человек стал знаменитым. Даже если он больше ничего не сыграет, его будут любить как "мента Ларина".
Людмила ГРАБЕНКО
Когда питерский актер Геннадий Нилов снимался в фильме "Три плюс два" (помните Сундукова, увлекающегося детективами о шпионе Джексоне?), он еще не знал, что в следующем году у него родится сын, который не только унаследует отцовскую профессию, но и прославит его фамилию. История Нилова-младшего - классический пример того, как благодаря одной роли человек стал знаменитым. Даже если он больше ничего не сыграет, его будут любить как "мента Ларина".

"НА УБИЙСТВА И РАСЧЛЕНЕНКИ НАС НЕ БРАЛИ"

- Алексей, однажды вы признались: любите своего Ларина уже за то, что он кормит вас целых...

-...12 лет. Сериалы "Менты" и "Опера" - постоянная работа, которая дает мне средства к существованию. Конечно, за это время многое изменилось. Поначалу был какой-то запал и мы были моложе, азартнее. Самое забавное, что работаем по-прежнему в тех же званиях, носим ту же одежду. Это неправильно! Мне кажется, что Ларину совершенно необязательно ходить в одной куртке все 100 серий. Вообще, на мой взгляд, нашим картинам не хватает достоверности.

- У ваших персонажей есть реальные прототипы?

- Принято считать, что да. На самом деле, они были только в самом начале съемок. Мой Ларин - сам Андрей Пименов, которого зрители знают под псевдонимом Кивинов, бывший опер, а нынче писатель. Сначала я пытался ему подражать, снимал пластику. Ребята в настоящем убойном отделе смеялись: "У тебя Андрюшка получился один в один!". Но невозможно же все время работать под кого-то, поэтому со временем мы стали играть самих себя.

- С актерами, с которыми все эти годы снимаетесь, вы, наверное, давно уже стали одной семьей?

- В общем, да. Мы все время вместе, плюс постоянные поездки по стране, за время существования сериала мы объехали городов 70, у нас, как у летчиков, по 248 часов налета в год. Сережу Селина знаю уже 25 лет, мы еще в институте вместе учились. С Мишей Трухиным познакомились в 1994 году, с тех пор и дружим. Настя - единственная женщина среди нас, поэтому мы всегда стараемся ее как можно лучше подать.

- Недавно в "Операх" появился еще один персонаж - Кондаков в исполнении Ивара Калныньша.

- Ивар - суперчеловек! Мы его называем "Иварушка-братушка". Никогда не думал, что Калныньш окажется таким душевным мужиком, он всегда производил впечатление прибалтийского сноба. Оказалось, что у него просто убойное чувство юмора!

Мы познакомились на "Киношоке", так на пятый день я просто взмолился: "Ивар, прекрати шутить, у меня уже от смеха живот болит!". Мы тогда везде ходили вчетвером: Виктор Мережко, Никас Сафронов и мы с Иваром. Смеялись над анекдотами, которые рассказывал Мережко. Вообще, наша профессия хороша еще и тем, что мы встречаем очень много хороших людей.

- На места преступлений выезжать приходилось?

- На убийства с огнестрелами и расчлененки, где много кровищи, нас, конечно, не брали. А на задержания с погонями выезжать приходилось.

- Тяжелая у вас работа!

- Самое трудное на съемках - ждать. Когда вызывают на площадку раньше времени, а ты ходишь из угла в угол, куришь и не знаешь, куда себя деть. Иногда такое тупое времяпрепровождение вызывает желание... расслабиться, после чего возникают слухи, что все актеры - алкоголики.

Вот Влад Галкин - молодец, купил "тетрис" и в паузах играет. Говорит, руки и голова заняты, а значит, нет времени психовать и волноваться. Можно, правда, читать или спать. Некоторые умудряются в любую минуту упасть и уснуть, а потом, когда их будят, абсолютно свеженькие встают, поправляют грим и идут в кадр. Но у меня так не выходит.

- Трюки самим делать не приходится?


Съемочная группа сериала "Улицы разбитых фонарей". В центре - один из режиссеров, второй слева - Алексей Нилов



- Нам не разрешают, да мы и сами не стремимся. С одной стороны, не хочется отбирать хлеб у каскадеров, а с другой - если я покалечусь, на следующий день придется отменять съемки и платить неустойку за простой. Зато очень часто нам приходится работать в ужасных условиях - в холодных, сырых подвалах или, наоборот, в душных помещениях. А еще надо драться, бегать, стрелять...

-...с крысами сниматься!

- Вот к этому как раз прекрасно отношусь! Просто обожаю рептилий - крокодилов, варанов, змей, ящериц, удавов. А крысы вообще очаровательные существа! Еще в самом первом сезоне "Ментов" была серия, которая называлась "Целую, Ларин!". И там моим партнером была очень умная крыса. Мы с ней даже подружились.

Люблю животных, у меня много таких друзей в Анапе. Например, мартышка Джоник - совершенно удивительный зверек. Три года подряд мы встречаемся, он меня уже узнает. Сразу прыгает на плечо, сдирает очки и начинает целоваться. А когда мы с женой отдыхали в Турции, в дельфинарии совершенно случайно встретил двух своих знакомых - Мобика и Филю. Они меня тоже узнали, у дельфинов вообще память хорошая. Мы с ними поплавали - я и жену уговорил. Совершенно непередаваемое ощущение!

- В ходе работы у вас появились какие-то ментовские повадки?

- Какие-то вещи возникают непонятно откуда! В первой серии у меня есть любимый момент: Ларин выдвигает ящик стола, там лежит ПМ, а к нему подкатывается граненый стакан. Этот эпизод потом во всех рекламных роликах использовали! А ребята-менты смеялись и говорили: "Один в один!". Стакан обычно задвигают назад, а пистолет берут и идут с ним на дело.

А в серии "Королева бензоколонки" Ларин гнался за преступником. Увидев, что не догонит, стрелял сначала в ноги, а после небольшой паузы - в воздух. Выстрелов должно быть два: первый предупредительный, а второй - на поражение. Но зачастую, чтобы не упустить преступника, делают наоборот. В любом случае уходит два патрона, а уж какая у них очередность, не столь важно. И опять ребята смеялись: "У кого вы это подглядели? Откуда знаете, что у нас в отделении так было?".

"РАЗВЕ ВОЗМОЖЕН БЫЛ 15 ЛЕТ НАЗАД КОНЦЕРТ "МЕНТЫ В КРЕМЛЕ"?"

- Признайтесь, популярность вас уже достала?

- Это издержки профессии, мы же знали, на что шли.

- За темными очками от поклонников не прячетесь?

- Упаси Бог! Я просто хожу, глядя в землю, да еще и с таким каменным выражением лица, что мало кто решается подойти. Хуже, если приходится ездить в общественном транспорте, потому что там некуда деться. Народ у нас в Питере воспитанный, так что особых эксцессов не бывает. Но стоит одному подойти за автографом, начинается цепная реакция - тут же кидаются все. Кто-то понимает, что каждому что-то нацарапать просто физически невозможно, кто-то обижается. И только если человек позволяет себе быть слишком навязчивым или хамит, другой разговор.

- Какой?

- Вообще-то, пытаюсь все решить мирно. Но пару раз я послал хама в нокаут. И честно говоря, был доволен: значит, не потерял навыка.

- Наверное, вся российская милиция ходит у вас в друзьях?

- У нас просто нет времени постоянно со всеми дружить, мы же очень много снимаемся. Но, естественно, встречаемся. А вот пользуемся их расположением редко. "Если где-то человек попал в беду", я могу позвонить кому надо и попросить: "Такое дело, никакого криминала, пособите!". Если он виноват, все равно заплатит штраф, просто это произойдет гораздо быстрее и без нервотрепки. Паспорт взамен утраченного сделают не за месяц, а за два дня. Точно так же, если нужно помочь кому-то с больницей или кладбищем, не дай Бог, конечно. Придешь, в хорошем смысле слова поторгуешь лицом, а человеку помогут. Что тут плохого?

- Как-то вы признались, что дружите не только с ментами, но и с братками.

- Мне кажется неправильным делить наших зрителей на ментов, братков, учителей и космонавтов. Действительно, во многих городах нас встречали представители теневых структур, так называемые бизнесмены. Иногда их очень трудно бывает отделить от братков. Во всяком случае, в нашей стране. А бывало, что я спрашивал настоящих братков: "Как вам "Опера"?". И они отвечали: "Конкретный фильм! Если бы все менты были такими, как вы, у нас в стране все было бы хорошо". Да и сами менты говорят, что мы подняли их рейтинг, очистили имя - люди по-другому начали относиться к милиции.


Личная жизнь Алексея насыщенна. С четвертой женой актрисой Ириной Климовой (на фото) Нилов развелся. Сейчас женат в пятый раз

- А слово "мент" перестало быть ругательным.

- За это не нас надо благодарить, а Витю Алисова, который выпустил наши первые кассеты на студии "Союз" и рискнул дать фильму такое название. Оно прижилось! Достаточно вспомнить концерт "Менты в Кремле". Можно было представить такое 15 лет назад?

- Как и у всех детей артистов, у вас, наверное, с детства не было другого пути - только в театральный?

- Не поверите, но в актерскую профессию я попал совершенно случайно! В школе мне было абсолютно все равно, куда поступать, поэтому выбрал институт легкой промышленности. Но когда узнал, что там надо сдавать математику и физику, затосковал и обломался. Мама посоветовала: "Сходи в театральный, попробуй!".

Я пошел, что-то на вступительных экзаменах прочитал и поступил. Видимо, ребята, которые поступали по нескольку лет подряд, сильно волновались, и это мешало им по-настоящему раскрыться. А я показал все, на что способен. Отрывок играл со своей будущей первой женой, мы с ней поженились на третьем курсе. Она - мать моей старшей дочери Лизки, которая сейчас сама учится на втором курсе все того же театрального!

Если честно, я иногда жалею, что стал актером. Одно время, уже будучи студентом ЛГИТМиКа, хотел поступать в Педагогический институт имени Герцена на факультет английского языка - мечтал стать переводчиком. Сидел бы сейчас спокойно дома, занимался литературой. Актерская профессия - коллективная, и, будь ты хоть семи пядей во лбу, конечный результат зависит не только от тебя. Поэтому я всегда завидовал людям, которые могут работать в одиночестве, - художникам, писателям, сольным музыкантам. Там, как ты сам сделаешь, так и получится. Здесь же, если у тебя недалекие партнеры и дурак-режиссер, толку не будет.

- А почему бы вам сейчас писательством не заняться?

- Вообще-то, я люблю тыкать в клавиши, что-то вытирать, потом переписывать. У меня написаны три либретто - спектакли по ним идут сейчас в Минском театре оперы и балета. Сусанна, моя вторая жена, работала там вторым режиссером и организовала детский театр для ребятишек до 12 лет. Она и попросила меня написать для них "Питера Пена", "Кота в сапогах" и "Кентервилльское привидение". Сказала, сколько ей нужно партий, дуэтов и трио. Я взял бутылку портвейна, пачку "Беломора" и за пару ночей все написал.

Потом мы кое-что подправили, композитор все свел, а Сусанна начала с ребятами репетировать. Самое смешное, что для одной арии я никак не мог придумать размер, поэтому написал слова на знаменитую песню Синатры "Путники в ночи". Композитор осерчал: "И как я могу это переделать?! Что написать?! Все равно все узнают Синатру!". В результате ария так и исполнялась на эту мелодию.

Еще у меня были задуманы сценарии и инсценировка чеховской "Палаты N 6", которую мы с моим одноклассником хотели сыграть в антрепризном спектакле. К сожалению, время ушло, играть в театре я теперь не хочу. Кино мне гораздо ближе.

- Обычно актеры говорят наоборот!

- Я ушел из Минского драматического театра имени Горького еще в 1991 году и ни разу с тех пор об этом не пожалел. Во-первых, среди режиссеров развелось слишком много гениев, с которыми по причине их невиданной гениальности просто невозможно работать. Во-вторых, я просто физически не могу все время повторять одно и то же на репетициях, а уже на 10-15-м спектакле просто начинал дуреть! В кино гораздо проще: вышел, отыграл (даже если режиссеру нужно 10 дублей, все равно можно отмучиться!) и свободен.

"НАКАНУНЕ ГИБЕЛИ ЛЕБЕДЬ ОТПРАВИЛ ВСЕХ ОХРАННИКОВ В МОСКВУ"

- Вам часто удается отдыхать?

- Наши сериалы - жесткий конвейер, поэтому времени на отдых почти не остается. Сейчас вот ребята снимали в Египте, так мы с моей женой Леной за свои деньги поехали туда же, чтобы отдохнуть. Они вкалывали по 16 часов в сутки, а мы валялись на пляже, ездили в Хургаду. Я очень люблю все виды отдыха, связанные с водой, особенно дайвинг. Мы там погружались пару раз - чудо чудное! Вообще же, это был чуть ли не единственный случай, когда я поехал просто отдыхать. Обычно мы отдыхаем там, где снимаем: в Сочи, в Израиле, в Красноярске.

- Как же вас в Красноярск занесло?

- Там нас принимал сам Александр Иванович Лебедь, царство ему небесное! Мы поднимались по Енисею на катере, варили из только что пойманной рыбы настоящую уху по всем правилам - в ведре. Я купался в Енисее, когда там вода была всего + 5 С0 (причем абсолютно трезвый - не пил тогда ни капли!). Разделся и с разбега в воду, два гребка туда и сразу же обратно. Ощущение было такое, будто в кипяток окунулся! После меня и ребята стали в воду прыгать. Еще мы там много ездили по городам, общались с самыми разными людьми.

- А какое впечатление на вас произвел Лебедь?

- Настоящий солдат и мужчина, хороший человек, попавший в очень сложную ситуацию. Он решил, что и в политике можно действовать военно-полевыми, армейскими методами. Генерал отдавал приказ и не понимал, как его можно не выполнить. Но не выполняли! И он, могучий мужик, чувствовал себя совершенно беспомощным. У него как губернатора не было настоящей, большой команды. Была Люся Селиванова, которая ему очень сильно помогала, еще пара-тройка человек да ребята с телевидения, которые никакого влияния в политике не имели. Все! Еще у него были очень хорошие телохранители, ребята-спецназовцы, преданные ему еще с Приднестровья. Кстати, Александр Иванович накануне всех охранников отправил в Москву на своем бронированном "форде": мол, надо отвезти автомобиль в починку. Они удивились: "Батя, зачем же всем ехать? Там двоих человек за глаза хватит!".

- Думаете, чувствовал?

- Я ведь звонил ему 20 апреля, в день рождения. Леха, охранник, сказал: "Перезвони, батя тост говорит!". Я снова набрал номер через полчаса, он смеется: "Батя еще недоговорил". Потом, наконец, подошел. "Александр Иванович, дорогой, - говорю. - Поздравляю вас с днем рождения, желаю удачи во всем!". А он уже поддатый был. "Леха, - отвечает, - сейчас все нормально, а через девять дней я взорвусь!". Я тогда подумал: "Видать, много генерал выпил!". Но 28 апреля он действительно погиб...

А ведь мы должны были лететь с ним на разбившемся злосчастном вертолете! Как раз сняли очередную серию и 26 апреля должны были махнуть в Красноярск, где планировалась презентация нескольких серий. Мы собирались остаться у Лебедя на пару дней, и 28 апреля полетели бы с ним на открытие этой трассы. Но в последний момент нам назначили очередные съемки, и поездку пришлось перенести на 6 мая.

На похоронах вдова Александра Ивановича рассказывала, что он нас очень ждал. Просил не назначать на эти дни никаких мероприятий и встреч: "Ребята прилетят, я хочу побыть с ними!". Мечтал, как мы будем разговаривать, петь песни, рассказывать анекдоты, играть на бильярде. Не довелось...

- Думаете, его убили?

- Мне кажется, это просто судьба. Ведь он в последнее время был на пределе человеческих сил. Понимал, что сражается с ветряными мельницами, но не мог выйти из борьбы...

- А Михаил Евдокимов?

- Тоже судьба. Что, мы не знаем, как носятся машины чиновников высокого ранга? Каким бы асом ни был шофер, на скорости 140 км/ч, да еще на скользкой дороге, практически невозможно избежать аварии. Думаю, правды мы никогда не узнаем... Может, оно и к лучшему.

Киев - Санкт-Петербург - Киев


Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось