Крупный план
Оператор Вадим САВИЦКИЙ: "Я попросил Гурченко: "Можно с вами в новом костюме сфотографироваться?". - "Что, только из-за костюма?!" - нервно отреагировала она"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 18 Октября, 2005 00:00
Как правило, зрители хорошо знают актеров, снимавшихся в любимых картинах, меньше - режиссеров и практически совсем не знают операторов.
"КОГДА АЛЛА БОРИСОВНА ПОЗВАЛА, У МЕНЯ ОТ УСТАЛОСТИ И ВОЛНЕНИЯ ОТКЛЮЧИЛСЯ СЛУХ"
- Вадим, на съемочной площадке вы - само спокойствие.
- Криком ничего не решишь, он только создает ненужное напряжение: люди обижаются и делают ошибки. Хотя был в истории кино оператор, который перед съемками ругал актеров матом. Мужчины злились, женщины рыдали... Получалось, что он отключал людей от всего бытового и концентрировал на творчестве. А потом извинялся и говорил: "Иначе ты бы так на сыграла!". Вот такой своеобразный метод. Но мы с режиссером Максимом Паперником уже много лет работаем в спокойной обстановке. Потом - в поезде, в машине - можем высказать взаимные претензии (хотя их у нас практически нет, мы понимаем друг друга с полуслова).
- Как сложился творческий тандем режиссера Паперника и оператора Савицкого?
- С Максимом мы оканчивали один курс в Театральном институте имени Карпенко-Карого - наши творческие мастерские находились рядом. Сначала были совместные студенческие работы, потом рекламные ролики и видеоклипы. В 1998 году сняли клип Ирины Билык "Я пливу", за который получили дипломы на трех фестивалях. Следующие проекты - "Мiсяць" Наташи Могилевской и "Лагiдна-прилагiдна" Саши Пономарева.
Мы с Максимом долго собирались снимать кино и, наконец, не без помощи ТА "Мелорама" и телеканала "Интер" получили возможность попробовать себя в непростом деле. Случилось это в позапрошлом году, когда в рекордно короткие сроки мы сделали две картины - "За двумя зайцами" и "Снежную королеву". Конечно, было трудно. Во-первых, в главных ролях снимались звезды первой величины. Во-вторых, пришлось выдержать напряженный график съемок, который измерялся не съемочными днями, а съемочными сутками, - например, на "Зайцах" их было 23. Киевские актеры успевали еще и спектакль отыграть в своем театре, вернуться на площадку и работать до утра. Конечно, очень уставали.
С другой стороны, может, и нужно начинать с таких проектов, чтобы обрести уверенность в своих силах. И я безумно благодарен Алле Борисовне за добрые слова, сказанные ею в последний день съемок, в том числе и в мой адрес.
- С этого места, пожалуйста, подробнее. Что именно сказала вам Пугачева?
- Честно говоря, я не все слышал.
- ?!
- Это было в клубе "FreeДом", после съемок финальной сцены, которая сама по себе требовала серьезной подготовки. К тому же мы вылетали из графика, было занято большое количество массовки. В общем, напряжение невероятное! Когда все отсняли, тут же решили это и отпраздновать. Но я еще не успел как следует отключиться и расслабиться.
Вообще-то, был шведский стол, но у Пугачевой болели ноги, поэтому она сидела. Когда Алла Борисовна меня позвала, все расступились, я сделал шаг вперед, и у меня, очевидно, от усталости и волнения... отключился слух.
Как мне потом сказали, она говорила, что второй раз в жизни попала в столь приятную атмосферу на съемочной площадке, что ей было легко работать.
"ОДНО НЕОСТОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ - И БАСКОВ ПОЛЕТЕЛ БЫ ВНИЗ"
- Мюзикл "За двома зайцями" был первым блином, но получился не комом. Видимо, работать над "Снежной королевой" было легче?
- Рабочий график все равно был очень напряженным. Играли у нас, как вы знаете, в основном эстрадные исполнители, но они отработали на таком уровне, который по плечу только хорошим драматическим актерам. Особых слов благодарности заслужили исполнители главных ролей - Орбакайте и Басков. Например, Кристина, игравшая Герду, работала с невероятной нагрузкой. Она снималась круглыми сутками, успевая при этом уезжать на концерты и даже на гастроли в Америку.
Мы работали одновременно на трех студиях - имени Довженко, "Укртелефильм" и Студии научно-популярных фильмов. Порой из-за того, что Кристина должна была улетать, мы меняли по две площадки в сутки: в два часа ночи заканчивали съемку на одной студии, а уже в четыре должны были включить камеру на другой. И, несмотря на усталость, Кристина оставалась приятным и доброжелательным человеком. Басков удивил своей склонностью к экстриму.
- Какой эстрим возможен на съемках новогодних мюзиклов?
- Песню Николая пришлось снимать в крайне сложных условиях. Я с камерой находился на одной стороне операторского крана, а он - на противовесе. Там для него специально привязывали площадку. Мы с ним оказывались, как на весах: одно неосторожное движение, и Басков мог полететь вниз. Мы очень осторожно предложили ему это, но певец на удивление легко согласился. Сказал: "Ребята, не переживайте, я в Москве в одном клипе так уже снимался. Да и высоты не боюсь!".
А Геннадий Хазанов настолько перевоплощался на площадке, что узнать его можно было только по голосу. Когда он появился на площадке в костюме Ворона, многие спрашивали: "Кто это?".
- Говорят, что работать с ним непросто.
- Накануне съемок мы отправились в Москву, чтобы познакомиться с Геннадием Викторовичем. Поначалу он действительно отнесся к нам настороженно, но вскоре уже увлеченно рассказывал о своей работе в Театре эстрады, о творческих планах.
В Киеве Хазанов практически не уходил со съемочной площадки. Мы, видя, как он устал, просили: "Геннадий Викторович, отдохните немного, у нас все равно пока перестановки!". Но артист оставался на месте, чтобы, когда понадобится, никто его не искал. Он всегда был готов к работе, всегда в образе: даже сидел не как Геннадий Хазанов, а как Ворон. Вот что значит настоящая актерская школа и профессионализм.
- В последнем мюзикле "12 стульев" критики особо отмечали работу Ильи Олейникова, сыгравшего Кису Воробьянинова...
- Как он переживал за свою роль, как пропускал через себя все, что происходило на съемочной площадке! А любимица нашей съемочной группы - Нина Усатова, она же мадам Грицацуева! Простой, искренний человек без комплексов. Если что-то не понимала, обязательно подходила, переспрашивала, советовалась: как лучше сыграть, будут ли при таком ракурсе хорошо видны ее костюм и украшения? У всех было такое впечатление, что Нину Николаевну мы знали 100 лет!
- А как работалось с родными украинскими звездами? Кстати, в двух ваших картинах снимался Андрей Данилко.
- Андрей - настоящий генератор идей и шуток. Как иногда бывает: пошутил человек на съемочной площадке, все посмеялись: вот здорово получилось! А когда это переносится на пленку, на экран, оказывается, что шутка была смешной только для людей в студии, а для массы телезрителей она непонятна. Но Андрей в этом смысле молодец: он упорно добивается, чтобы его приколы были смешными для всех.
Давным-давно мы снимали для него клип "Контролер". Действие происходило в салоне троллейбуса, установленного в одном из цехов завода имени Антонова. Стремясь показать пыл своей героини, Данилко творил такие чудеса! Ему нужно время, чтобы определить, какой должна быть роль. В таких случаях он говорит: "Подождите, я не понимаю!". Но уж коль он нашел нужную краску и вошел в раж - все, держитесь!
- А вы, когда глядите в камеру, смеетесь над тем, что вытворяют на площадке актеры?
- Бывает, что "раскалывают" актеры. Юра Гальцев такое мог отмочить, что ребята-механики из операторской группы просто срывались, и приходилось останавливать съемку. Когда камера брала его крупным планом, не рассмеяться было невозможно.
"ВАЙКУЛЕ ОТРЕЗАЛА: "Я ЖЕНЩИНА И ХОЧУ БЫТЬ КРАСИВОЙ!"
- Опытные актеры считают оператора главным человеком на площадке, говорят: "Как он снимет, так и будет!". Вы действительно можете при помощи камеры изуродовать человека?
- Есть множество изобразительно-выразительных средств, которые позволяют достичь этого эффекта. Другое дело, что такие вещи делаются лишь для того, чтобы образ был более выразительным.
- Никто на такие "изобразительно-выразительные средства" не обижался?
- На съемках "Снежной королевы" щекотливая ситуация возникла с Лаймой Вайкуле. Ей уже надо было улетать в Москву, к тому же это был последний съемочный день... Время буквально сквозь пальцы уходило, все торопились, нервничали. И тут ее окружение (а певица прилетела со своим балетом), посмотрев на монитор, заметило тень на лице Лаймы...
- Признавайтесь, зачем навели "тень на плетень"?
- Мы хотели при помощи цвета подчеркнуть ее характер, ведь Снежная королева должна быть холодной по определению. И в сцене, когда они с Басковым сидят за столом, на лица действительно падают резкие тени. Басков не возражал. А Лайму "доброжелатели" подвели к монитору и буквально пальцем ткнули в изображение. Естественно, она вспылила. Мы попытались объяснить, почему это необходимо, но она отрезала: "Я женщина и хочу быть красивой!".
- А вы что же?
- Другой на моем месте, может быть, и обиделся бы, но я понял: она имеет на это право. На площадке возникло секундное напряжение, но потом я сказал ребятам: "Абсолютно спокойно бегом все исправить!".
Последний съемочный день совпал с днем моего рождения, и, уходя, Лайма поздравила меня и... извинилась за каприз. Но какие могут быть обиды? Позже, на стадии монтажа, мы с Максимом особо тщательно корректировали именно этот эпизод. И все же полностью отказаться от цветового решения образа не смогли, просто сделали его мягче. Мне рассказывали, что Вайкуле очень понравился и фильм, и сама она себе в нем понравилась. Для меня это было очень важно.
- А вообще, актеры на площадке часто "взбрыкивают"? У вас снимались исполнители с такой (!) репутацией, например, Наталья Ветлицкая и Николай Фоменко.
- Ветлицкая на "Снежной королеве" приятно нас удивила. Нас действительно пугали: говорили, что она ужасно капризная и работать с ней будет сложно. Но она очень быстро почувствовала атмосферу на площадке и нашла со всеми, и прежде всего с Максимом, общий язык. А что касается Фоменко... Он относился к нам с осторожностью, хотел понять: действительно ли в Киеве могут сделать картину на высоком уровне? Но когда нам поверил, все наладилось.
Мне вообще кажется, что его тяжелый характер - не что иное как защитная реакция. Фоменко ведь родом из Санкт-Петербурга, и "шипы" в более жесткой Москве нужны ему для самообороны. По-моему, Николай является Остапом Бендером не только на экране, но и в жизни.
- На съемочной площадке "12 стульев" побывала одна суперзвезда.
- Людмила Марковна Гурченко, она играла Елену Станиславовну Боур. Потрясающая актриса! А как прекрасно выглядит! Не будем говорить о возрасте, но больше 35-ти ей дать нельзя. Мне кажется, она в такой замечательной форме потому, что все время находится в движении. Ей очень приятно было работать с молодой группой, она, по сути, относилась ко всем нам, как к детям, все время хвалила: "Молодцы, ребята!".
У нас с ней был очень забавный эпизод. Как только Людмила Марковна в гриме и костюме появилась на площадке, к ней ринулась вся группа и началась фотосессия. Но на следующий день она была совсем в другом костюме! В перерыве между съемками я подошел и попросил: "Можно с вами в новом костюме сфотографироваться?". И она достаточно нервно отреагировала: "Что, только из-за костюма?!". - "Конечно же, - говорю, - нет!". Надо сказать, ей хватило чувства юмора, чтобы тут же перевести все в шутку.
А каким смешным был их эпизод с Ильей Львовичем, во время которого Елена Станиславовна и Киса встречаются после долгой разлуки! Познакомились актеры на съемочной площадке, поэтому не сразу нашли контакт. Особенно Илья Львович стеснялся. А потом они так разыгрались, что получился эротический эпизод: Гурченко от страсти готова была буквально порвать Олейникова на куски!
- Как наладить контакт с исполнителями, если на съемки отводится заведомо мало времени?
- Каждый раз это происходит по-разному. Но поскольку снимаются у нас настоящие профессионалы, им удается сконцентрироваться и сыграть как надо. Рекордсменами по краткости пребывания на съемочной площадке стали Владимир Винокур (главарь шайки разбойников из "Снежной королевы") и Анжелика Варум (Эллочка-людоедка из "12 стульев").
Винокур пробыл в Киеве всего сутки и прямо со студии уезжал в аэропорт. С ним очень интересно общаться. Никогда не поймешь, шутит он или говорит серьезно, поэтому к нему надо привыкнуть. На съемки сцен с Варум тоже отводились сутки, но мы сделали все за четыре часа. Поверьте, это очень сложно! Не дай Бог подведет техника: малейшая оплошность по свету могла очень дорого стоить. Поэтому люди выжимали из себя последние соки, работали на пределе возможностей.
- Интересно, вы смотрите свои картины?
- Конечно! Причем не один, а с родственниками. У нас очень большая семья по линии жены, и Новый год мы встречаем вместе. Но я, конечно, воспринимаю происходящее на экране не со зрительской, а с профессиональной точки зрения. Не зря мой преподаватель в театральном институте говорил, что операторы с женами в кинотеатр ходить не могут. Замечаю все проколы: там шнур попал в кадр, здесь что-то забыли. Но такие ляпы и в мировом кино есть. Случалось, Петр I забывал снять наручные часы или, к примеру, в средневековом пейзаже ясно просматривались опоры линии высоковольтных передач. Вот для того, чтобы в будущем избежать таких оплошностей, и приходится смотреть.
- Жалеете, когда съемки заканчиваются?
- За время работы как-то втягиваешься и в ритм, и в режим, забываешь обо всем на свете, даже о семье. Близких практически не видишь. Помню, в прошлом году жена просила, чтобы я, приходя домой, будил ее в любое время и говорил: "Вот он - я!". На съемках приходится очень сильно выкладываться - и физически, и морально. Но когда все заканчивается, становится грустно. И утром следующего дня просыпаешься с мыслью о том, что тебе срочно надо бежать на работу.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter