О бедном соседе замолвите слово...
Героиня пьесы Александра Островского «Гроза» Катерина интересовалась: «Отчего люди не летают так, как птицы?..». Проще всего когда-то отшутился на этот вопрос мудрый Максим Тадеевич Рыльский: «Ластiвки лiтають, бо лiтається». Впрочем, это к слову, поскольку подобный вопрос — не единственная проблема из волнующих нас сегодня. Я уже писал о многом, чего не могу понять в событиях куда более будничных, вроде работы украинской кинопромышленности или издательского дела. А сейчас задумался, перелистывая одну из любимейших своих книг.
Впервые такой том издали в Германии, только что пережившей самый страшный разгром и самый горький позор своей истории. В 1946 году немецкий ученый Werner Stein представил книгу Kulturfahrplan, то есть «Расписание культуры» (я нарочно привожу оригинальные названия и имена, чтобы желающие могли ими воспользоваться).
В книге были сведены воедино исторические события из судеб многих стран, выстроены в одну строку одновременные достижения географически удаленных культур. В годы послевоенной разрухи книга подчеркивала культурное единство народов, выстоявшее во всех передрягах, и необходимость это единство развивать.
С тех пор подобные издания вышли на многих языках мира (я пользуюсь сейчас огромным томом американского издательского дома Simon and Shuster The Timetables of History и не меньшим фолиантом международного издательства Little, Brown and Company «Timelines of the XX Century», посвященным нашему времени). Мне кажется, что в Украине крайне необходима такая книга или участие в ней как факт международного признания и авторитета. Сейчас, когда страна стучится во все европейские двери, очень важно, чтобы ее видели и слышали, чтобы украинская судьба становилась соизмерима с европейской, чтобы мы не выглядели бедными соседями, которые заглядывают через забор незнакомого дома, а нас там не то чтобы не ждут, а еще не знают как следует и поэтому не решаются пригласить...
Открываю наугад 1774 год, тот самый, когда последний гетман Украины Кирилл Разумовский сдал свои клейноды. Об этом в «Расписании истории» нет ни слова. Зато есть о том, что последний польский король Станислав Понятовский был коронован в Польше, в России конфисковали церковные земли, а во Франции разгоняли орден иезуитов. В Париже и Лондоне открылись литературные клубы, Вольтер издал свой «Философский словарь», а в Англии еженедельными выпусками начала выходить «Британская энциклопедия».
Информации море — вплоть до количества концертов, которые дал тогда в Лондоне Иоганн Себастьян Бах, сообщения о том, что восьмилетний Моцарт обнародовал свою первую симфонию, и сведении о кончине знаменитой любовницы французского короля мадам Помпадур в возрасте 43 лет. Но об Украине ни слова. То же самое и в дальнейшем — мы слишком медленно врастаем в мировые исторические распорядки, а порой кажется, что и не очень стараемся — больше машем руками и шумим по этому поводу.
Еще в 1925 году в № 3 журнала «Життя i революцiя» мудрый Максим Рыльский призывал Украину увереннее идти в мир, соизмерять свою историю и культуру с европейской, «якщо й надалi не хочемо залишитись «простаками» й провiнцiалами, творцями цiнностей виключно «для домашнього вжитку» чи навiть зовсiм для вжитку негодящих...». Поиск своей соизмеримости с миром — дело непростое. Но необходимое.