Человек или голая обезьяна?
Недавно, когда английская королева праздновала свое 80-летие, лондонские газеты отмечали многие подробности ее жизни, в том числе последовательную любовь к собакам. Последовательную в том смысле, что за свою долгую жизнь Елизавета II содержала дома 30 собак, но все они были строго одной породы. Королева не раз высказывалась о поучительности любви к собакам, но воплощает эту любовь в отношении к той породе, к которой успела привыкнуть и с которой научилась общаться. Собаки и вообще звери способны научить нас многому. Не только британские монархи вырабатывают уважительные системы общения с хвостатыми друзьями.
Я тоже получал уроки справедливости от собак. Недавно друзья уговорили меня взять к себе на дачу их терьера - доброго и ласкового, несмотря на устрашающий вид. Дома у меня собаки живут издавна - и сейчас обитает 10-летняя немецкая овчарка со странным именем Зиттер, полученным ею при рождении и вписанным в паспорт, когда мы покупали щенка в питомнике. Зиттер давно уже член семьи, и в доме ему позволено все, в том числе ходить на второй этаж дачи, где расположены спальни и мой кабинет, спать там на лестничной площадке. А вот терьеру мы этого не разрешили. Терьер тут же обиделся, отвернулся, ушел к себе на подстилку и отказался от общения. Совершенно как человек с обостренным чувством собственного достоинства: или он в этом доме равноправен, или тотчас же уходит! То же повторилось при попытке по-разному наградить собак за послушание: терьер потребовал сосиску такого же размера, как та, что была выдана Зиттеру...
Зоологи не раз описывали подобные случаи у самых разных животных, которые возмущались при попытках наградить их по-разному за одинаковые поступки. По-ученому это называется эмоциональными основами морали и, к сожалению, отмерло у многих людей, привыкших к несправедливому распределению благ и привилегий, совершенно не страдающих от унижения. А многие животные между тем врастили в себя своеобразное представление о справедливости, принося при этом пищу заболевшим собратьям, делясь мясом с постаревшими сородичами.
Когда вожак убивает животное, он всегда делится добычей со всей стаей, даже отгоняет от мяса зарвавшихся молодых нахалов. Не раз уже отмечалось, что выражение "человек человеку волк" вовсе не однозначно, так как законы волчьей стаи бывают, если можно так сказать, гораздо гуманнее отношений в человеческом сообществе. Впрочем, люди сумели сохраниться на планете в очень трудные времена, когда они далеко еще не были царями и хозяевами природы, именно потому, что понятие справедливости развивали в себе поколение за поколением, генетически. Кое-что с течением времени стало, увы, теряться у нас. У наших же братьев меньших "зверское ощущение справедливости" сохранилось как условие выживания.
Между тем нам еще в школьные годы внушали дарвиновские представления о происхождении людей от животных, а значит, поведение зверей - часть нашей исторической памяти. Голландский зоолог Франс де Вааль пишет: "трудно удержаться от соблазна изречь, что мораль человека густо сдобрена кровью зверей". И он же: "Когда мы подаем деньги бродягам, посылаем продовольствие голодающим или заботимся об улучшении условий жизни беднейших слоев населения, мы лишь повинуемся импульсам, зародившимся в ту пору, когда наши далекие предки садились кружком возле охотника, раздобывшего мясо, и тянули к нему руки". Что мы утратили? Умение отплачивать добром за добро, сохранившееся у зверей? Сочувствие? У антропологов существует иронический термин "голая обезьяна" для определения человека. Если задуматься, он не так уж и обиден...