Актер Юрий СТЕПАНОВ: "Я и плотничать умею, и плитку класть, и тракторист отменный, и в пчеловодстве разбираюсь... Могу копать, могу не копать"
"КОГДА МНЕ СТУКНУЛО 20 ЛЕТ, ОТЕЦ СКАЗАЛ: "ВСЕ, ОТНЫНЕ САМ СЕБЕ НА ХЛЕБ ЗАРАБАТЫВАЙ"
- Юрий! У меня уже зуб на зуб не попадает. А вы не боитесь простудиться, слечь после таких водных процедур?
- Так я же сибиряк, родился и вырос в селе. Отец - он, кстати, был председателем совхоза - воспитывал нас так, что ой-ой-ой. Вы, наверное, и представить себе не можете, что значит корову два раза в день подоить, хлев почистить, свиней накормить, убрать за ними. А еще есть овцы, куры, огромный огород. Я с детства и плотничать умею, и в пчеловодстве разбираюсь, и тракторист отменный.
Когда мне стукнуло 20, отец постановил: "Все, отныне зарабатывай на хлеб сам. Домой приедешь - накормлю, напою, с собой в дорогу дам сала и меда. И все". Так что, учась в Иркутском театральном училище, я ежевечерне подрабатывал плотником, каменщиком. Себя обеспечивал, родителям помогал.
- Ваш отец действительно был суров? Ремнем бил по попе?
- И не только. Пару раз так от него по затылку получил, что метра на три отлетел да радугу в глазах поймал.
- Наверное, что-то по хозяйству не сделали?
- Первый раз он мне врезал за обман, а второй - в сердцах, потому как сильно испугался. Он взял меня, пятилетнего, с собой на охоту. Я отстал, заблудился в тайге, бродил больше суток - меня всем миром искали. А дело было в феврале.
- О Боже, и что же вы один в дебрях делали?
- То же, что любой заблудившийся в лесу сибиряк, - искал дорогу. Когда меня наконец-то нашли, первое, что я увидел, - слезы в отцовских глазах. Ну а потом получил по полной за непослушание и невнимательность. Но ведь отец был прав. Я бы на его месте тоже врезал.
- Как же вы решились не в сельхозакадемию или строительный вуз поступать, а в театральный?
- За это спасибо чете Абсандульевых: Людмиле Николаевне, к счастью, она жива, и ее покойному мужу Анатолию Владимировичу. В нашем Доме культуры имени Дзержинского он служил директором, а Людмила Николаевна была художественным руководителем. Там существовало множество кружков, агитбригад. Я вначале занимался спортом, затем Анатолий Владимирович заставил нас освоить танцы. Причем жанры были всевозможные - народные, бальные, спортивные. В составе агитбригад с этим репертуаром мы объездили все близлежащие районы.
Не могу сказать, что мне очень понравилась кочевая жизнь, но мама, при том что день и ночь занималась хозяйством и работой, была влюблена в Лермонтова. Отца я часто заставал за чтением пьес Островского. Словом, все как-то одно на другое наложилось, и я, особо не теша себя иллюзиями, поступил в Иркутское театральное училище. Хотя, если честно, сегодня понимаю: то было не столько желание актерствовать, сколько побег из дома.
- Как отец отнесся к вашему решению?
- После того как я закончил училище, мы с ним откровенно поговорили. Дескать, побаловался, сынок, и хватит. "Пора серьезным делом заняться. Поступай в сельскохозяйственный институт". Но я твердо ответил: "Нет". Поймите правильно: папа против занятий искусством ничего не имел. Он ведь не был темным человеком. Приезжая в Иркутск, любил посещать спектакли. Просто хотел, чтобы из меня вырос крепкий хозяин, мечтал передать сыну свой опыт.
На то время мой средний брат Коля учился в Высшем летном училище гражданской авиации, сестра Лена окончила мединститут. И папа посоветовал мне - отнюдь не в приказном порядке! - сменить профессию. На что я доходчиво объяснил, что меня уже пригласили в Москву на учебу в ГИТИС.
- Разве такое было возможно? В этом вузе на каждое место минимум 100 претендентов!
- В то время кураторы из Москвы специально ездили в регионы, смотрели выпускные курсы в театральных вузах и отбирали для дальнейшей учебы наиболее даровитых ребят. Мой будущий педагог Ольга Васильевна Фирсова, побывав в Иркутске, рассказала мне про Петра Наумовича Фоменко. А я был - как чистый лист, понятия не имел, кто такой Фоменко, что он за режиссер. И вдруг услышал: "Если хочешь развиваться дальше, отправляйся к нему на курс. Он лучший".
"НЕМЕЦКИЙ ПУЛЕМЕТЧИК СОШЕЛ С УМА, УВИДЕВ, КАК ШТРАФБАТ ИДЕТ В АТАКУ"
- Сегодня вы служите в его театре, воистину лучшем в Москве?
- Да, наш курс, набранный в 1988 году, составил костяк фоменковской мастерской. Сегодня нас называют стариками-основателями.
- Но вы сейчас весьма востребованы в кино и на телевидении. Успеваете играть в спектаклях?
- Слава Богу, Петр Наумович меня пока отпускает. Но если скажет: "Стоп", послушаюсь беспрекословно. Кстати, долгое время театр снимал мне квартиру, затем помог купить собственную, за что я тоже очень благодарен руководству.
- Одна из сильнейших ваших работ - Антип Глымов, бывший вор в законе, затем штрафбатовец из многосерийной картины "Штрафбат". Правда, что во время съемок к вам на площадку с благословением приезжал батюшка?
- Да. Он объяснил, что души этих людей-штрафников, стали для военного руководства разменной монетой, их никто даже не оплакивал. Мол, теперь, через нашу картину, они наконец-то смогут получить успокоение. После этих слов я понял: "Штрафбат" - по-настоящему правильное кино. Мне казалось, что это не картина, а большое дерево у их братской могилы. Глупо, конечно, утверждать, что именно штрафные батальоны выиграли войну, но ведь и их усилиями ковалась победа.
- Страшно было сниматься?
- Намного страшнее готовиться. Я был допущен к историческим материалам, которые никогда нигде не публиковались и вряд ли будут опубликованы. Да и ни к чему это теперь. Достаточно того, что снят фильм. Дальше человек сам, своим умом должен понять, что и как все было на самом деле. Когда читал документы, мороз по коже пробирал.
Вот, к примеру, далеко не самый ужасный эпизод, о котором я имею право рассказать. Немецкий пулеметчик пристрелял свой "NG" на дальность стрельбы два километра. Видит - в атаку бегут люди. 100 из них он убил сразу, потом 200... 300... 400... Он закричал: "Куда, зачем, остановитесь! Я же вас всех сейчас уложу!". Но те бежали, бежали... Он бросил пулемет и сошел с ума. Человек лишился рассудка из-за того, что ничего не понял. Оказалось, в атаку шел советский штрафной батальон.
"Уже и сын родился, и квартиру мы купили, а с женитьбой я все тянул" |
- Ваш герой - бывший вор в законе. Правда, что вы консультировались с таким реальным человеком?
- Меня к нему подводили, но разговор не состоялся.
- Он не захотел?
- Не захотел. Мы беседовали на отвлеченные темы, а вот о том, какой по идее была довоенная криминальная жизнь моего персонажа Глымова, ни слова. На мои вопросы собеседник отвечал уклончиво: дескать, сам он теперь лишь теоретик данного дела, живущий скромно-бедно, без наград и орденов. А еще обмолвился, что, даже если я найду стопроцентно похожего на моего героя человека (он имел в виду вора в законе, которого определили в штрафбат смывать грехи кровью), все равно тот мне ничего не расскажет.
По его словам, после возвращения домой выжившие штрафники три месяца не могли спать ни на постели, ни дома на полу. Выходили на улицу и лишь на холодной земле засыпали. Словом, если я и понял, что такое окопная жизнь, то не более чем на полпроцента. К примеру, ползу я по болоту. Пиротехники ставят флажки и объясняют: "Сейчас вот здесь и здесь будут взрывы". А флажков этих 18. Естественно, перед съемкой опознавательные знаки убирают. Получается, что я и сам уже не знаю, где раздадутся взрывы. И неважно, что патроны холостые и мины бутафорские. Понимаю лишь одно - когда вокруг все загромыхает, необходимо пробежать столько-то метров и не упасть.
Верите, вскоре я поймал себя на мысли, что к этой канонаде привык. Кожей ощутил, что в какой-то момент и штрафникам, которые все время жили бок о бок со смертью, тоже становилось все равно. Им было плевать, что их ели вши, что у них ноги гнили, а пальцы не чувствовали курок, что в желудке неделями не было куска хлеба и дома их не ждали ни родные, ни близкие... Понимаете, вор в законе, подобный моему герою, не должен никогда брать в руки оружие. Если уж он убивает себе подобного, как мой Антип бандита Цыпу, с него "сбивают шапку", в лучшем случае "отправляют на пенсию". Но когда враг пришел на его землю, Глымов пошел ее защищать.
- Говорят, специально для этой роли вы похудели на 33 килограмма.
- Похудел, хотя никаких диет не придерживался. У меня же и сестра, и двоюродный брат, и тетя - врачи. Они чуть ли не на пальцах объяснили: когда человек сидит на диете, организм пожирает мышцы. Нужно постоянно держать тонус - вот и весь секрет. Поэтому я повесил дома боксерскую грушу и начал тренироваться. Еще каждый день по 25 минут бегал кросс. Этого вполне достаточно, чтобы разогреть тело. 20 минут разогреваешь, а за последующие пять сжигается твой жир.
"МОЙ ГРАЖДАНИН НАЧАЛЬНИК - ЧЕЛОВЕК ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ"
- Не могу обойти вниманием ваш звездный сериал "Гражданин начальник", посвященный нелегкой жизни справедливого и неподкупного следователя по особо важным делам Павла Пафнутьева. Сами-то верите, что такие персонажи бывают в жизни?
- При нашей первой встрече с режиссером Николаем Николаевичем Досталем я спросил: "Кто этот человек?" - и услышал в ответ: "Это уникум из Красной книги".
После просмотра "Гражданина начальника" нас часто останавливали люди в погонах... Почему-то ни один ни разу не сказал: "Я такой же, как Пафнутьев". Зато все до единого утверждали: "Мой лучший друг - один в один".
- Думаете, это правда?
- Нет, неправда. Но верить в существование Пафнутьевых надо, потому что к этому надо стремиться. Иначе к чему все разговоры?
- Сами имели дело с органами?
- Как все нормальные мужики, периодически попадал в отделение за драку. Но я предпочитал локальные разборки. Когда идет толпа на толпу, мне это неинтересно.
- Ваши родители застали успех сына-артиста?
- Отец в полной мере не успел, да и мама тоже. Папа видел лишь мой первый фильм "Время танцора". А мама умерла, когда я снимался в "Гражданине начальнике". Мне об этом на площадке сообщили. Режиссер Николай Досталь сразу предложил остановить съемку, но я отказался: мы снимали сцену в расстрелянном кафе, которую было бы крайне сложно потом возобновить. В общем, эпизод досняли, и я тут же помчался в аэропорт.
"Жмурки". Герой Степанова - чисто конкретный пацан, живет по понятиям |
- Ваши экранные герои либо долгое время не женятся, либо доживают свой век в холостяках. Сами-то женаты?
- Обязательно. Мы с будущей женой Галей познакомились больше 10 лет назад. Она шила костюмы для мастерской Петра Фоменко, и как-то сразу она мне очень понравилась. Помню, погода была чудесная, липы цвели. Я набрался храбрости, позвонил, объяснил, что в такую погоду спать негоже, пригласил прогуляться. Прогулялись... Сегодня сын уже школьник.
Хотя с женитьбой я почему-то тянул. Уже и ребенок родился, и квартиру мы купили, правда, Галину там почему-то не прописывали. Вот она и уболтала меня сходить с ней в загс. Я до последнего держался, отбрыкивался, на нехватку времени ссылался. Она в ответ: "Машина у подъезда". Как выяснилось, все было заранее хитро спланировано, друзья ждали нас на двух авто за углом.
- На двух - это чтобы вы деру не дали?
- Именно.
- Я понимаю, что мужчина вы хозяйственный, в отличие от некоторых?
- Конечно. Могу сам и мебель смастерить, и плитку положить, могу копать и не копать. Я, кстати, теперь хорошо понимаю цель отцовского воспитания. Уходя из жизни, родитель должен быть спокоен за своих детей.
- У вас есть время дом обустраивать?
- Нет. Вот мы с вами сейчас под Бояркой в лесу на съемках мерзнем, а в Подмосковье в это время строители мне дачу возводят. Правда, я сам как профессионал внимательно слежу за процессом. Мой отец дома появлялся крайне редко. Приезжал, раздавал ЦУ и вновь на работу, но в доме был полнейший порядок. Как-то я взбунтовался: "Ты сейчас снова в машину сядешь и уедешь. А нам только и остается, что твои указания выполнять". На что папа ответил: "Пойми, сынок, главное - не выполнить, главное - организовать".
- Сейчас вы снимаетесь в фильме "Внеземной" (режиссер Сергей Крутин, производство компании "Стар Медиа"). О чем картина?
- Это будет полнометражный телевизионный фильм в жанре фантастической трагикомедии. Сценарий основан на реальных событиях, которые произошли в Челябинской области лет 10 назад. Жительница села нашла на кладбище странное существо - то ли младенца, то ли неведомое животное (как впоследствии выяснилось - гуманоида). Оно подавало признаки жизни, и сердобольная бабушка завернула его в платок, забрала к себе домой, начала выхаживать, назвала его Алешенькой.
Зажили они вместе, но вот беда - бабуля стояла на учете у психиатра, соседи и сообщили о ее странном поведении врачам. Те приехали, не разобравшись, вкололи бабке укол, увезли в психушку. А беспомощный Алешенька остался один и умер голодной смертью. После проведенной экспертизы выяснили, что это действительно был гуманоид. И дело тут вовсе не в мистике. Вопрос в том, имеем ли мы право называться людьми, если по сюжету двое так называемых гомосапиенсов по пьяни сели малюсенькому инопланетянину на голову и попросту его задавили?
P.S. "Бульвар Гордона" благодарит компанию "Стар Медиа" за помощь в организации интервью.