В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Что наша жизнь? Игра...

Актриса Марина ЯКОВЛЕВА: "Для Ростоцкого я сохранила невинность, но должна была безропотно терпеть его многочисленные измены"

Ольга КУНГУРЦЕВА 17 Января, 2007 00:00
Заслуженная артистка России Марина Яковлева в ее чуть за 40 имеет столь открытую душу, что люди злые и завистливые норовят в нее смачно плюнуть.
Ольга КУНГУРЦЕВА
Заслуженная артистка России Марина Яковлева в ее чуть за 40 имеет столь открытую душу, что люди злые и завистливые норовят в нее смачно плюнуть. Несмотря на регулярные подножки и удары судьбы, Яковлева остается светлым, жизнерадостным человеком. Энергии, стойкости и оптимизма у этой женщины хоть отбавляй. Она из тех, кто из любого испытания всегда сумеет выйти победителем. Даже оставшись одна с двумя маленькими сыновьями без копейки денег и поддержки экс-супруга, Марина умудрилась не сломаться, не опуститься...

"ПОСЛЕ ТОГО КАК Я ЗАСТАЛА В НАШЕЙ КОМНАТЕ ПАРОЧКУ, ЗАНИМАЮЩУЮСЯ ЛЮБОВЬЮ, Я УШЛА ИЗ ОБЩЕЖИТИЯ И СНЯЛА КОМНАТУ"

- Один ваш коллега с улыбкой вспоминал, каким, оказывается, борцом за общественную мораль и целомудренность слыла в общежитии студентка ГИТИСа Марина Яковлева: "Умру, но не дам поцелуя без любви". Вы действительно были столь категоричны?

- Это не резкость, а гипертрофированная стеснительность. Когда, к примеру, разговаривала со взрослыми, красными пятнами покрывалась и заикалась. Ничего не попишешь - я такая от природы, к тому же воспитали меня, как в Сибири принято, в строгости. Поэтому, с одной стороны, от волнения всегда тряслась, а с другой - если молодые люди невзначай клали мне руку на плечо или за талию приобнимали, могла двинуть больно.

Помню, снималась я в "Сценах из семейной жизни". Параллельно в соседнем павильоне Марк Захаров трудился над "Тем самым Мюнхгаузеном". Как-то вечером исполнитель одной из главных ролей (не хочу называть его фамилию) подкараулил меня около лифта и... набросился с поцелуями. От подобной наглости у меня дух перехватило. Рука тяжелая, вот я и зарядила ловеласу. Да так, что звезда кубарем пролетела пару метров и рухнула на ступеньки. Наблюдающий за происходящим Александр Абдулов лишь за голову схватился, потом помог приятелю побыстрее подняться и увел от греха подальше. А я еще долго в себя приходила - разве можно себе такое позволить без предварительных ухаживаний и букетов, без вставаний на колено и пылких признаний?!

- Для студентки богемного вуза поведение, мягко говоря, ископаемое. Неужели в школе ни с одним мальчиком не целовались?

- Представьте себе, нет. Наша таежная романтика такого не допускает. Меня из дома в Москву словно на фронт провожали. Дескать, пойдешь, Марина, по рукам, там романы у всех и со всеми. Я восстала: "Ни за что, никогда, ни с кем!". И, кстати, клятву не нарушила, хотя мои жертвы были явно никому не нужны (хохочет). Ну а ежели руками без спросу трогали, брыкалась. Скажу больше - после того как я застала в нашей комнате парочку, занимающуюся любовью, ахнула и, чтобы больше подобного безобразия не лицезреть, сняла у бабульки комнату.

- Отдельное жилье в Москве больших денег стоило...

- Правильно. Поэтому я устроилась уборщицей во МХАТ. Жила самостоятельно, хотя это оказалось непросто. Когда комнату нашла, не знала, что у моей хозяйки год назад умер муж. Ей было одиноко. Вот и брала старушка квартирантку исключительно для того, чтобы та с ней все время разговаривала. Я же домой мертвая возвращалась - лекции, отрывки, репетиции, съемки. Плюс во МХАТе - ведра да швабра...

- Может, не стоило так напрягаться? Проще было вернуться в общежитие.

- Да дура я была несусветная! Мне казалось, что соитие влюбленных - момент весьма высокий, неприкосновенный, можно сказать, святой. Он принадлежит двоим и никому более. А тут - трах-бах у всех на глазах! Не-ет, подобное падение нравов моя ранимая психика выдержать не могла...

В Андрея Ростоцкого Марина влюбилась сразу и всерьез. Сам же Андрей к любви относился философски, не брезгуя крепостными девками


- Судя по всему, Андрей Ростоцкий стал вашей первой любовью?

- Конечно. Правда, до этого я была безответно влюблена в однокурсника. Но на четвертом году обучения встретила Андрея... Влюбилась до беспамятства. Помню, стояли мы в коридоре киностудии Горького с ассистенткой режиссера и обговаривали сценарий фильма "Однажды, двадцать лет спустя". Мимо пробежал молодой человек с прекрасными голубыми глазами. С улыбкой бросил: "Привет, Марина!". По иронии судьбы ассистентка была моей тезкой. Меня словно молния пробила. Сразу поняла, что пропала...

Андрей снимался в роли Дениса Давыдова в знаменитом "Эскадроне гусар летучих". Меня пригласили туда в массовку - поручили сыграть провинциальную барышню, танцующую на балу с гусарами. По идее я должна была отказаться - негоже так опускаться, когда за плечами шесть главных киноролей. Но узнала, кто главный герой, и согласилась безоговорочно.

Мы начали встречаться. Опять-таки по старой доброй традиции я ничего, кроме поцелуев, не позволяла. Кто еще себя так ведет в конце ХХ века? Вырисовывалась следующая картина: с одной стороны, вроде бы дура дурой, а с другой - словно Павка Корчагин, Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, вместе взятые, мужественно выдержала натиски и выстояла в боях. Я безумно собой гордилась.
"МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ОТДАЮ ЛЮБИМОМУ САМОЕ ЦЕННОЕ - ДЕВСТВЕННОСТЬ"

- Не стушевались, когда Андрей познакомил вас со знаменитыми родителями?


- Наоборот. Вела себя гордо и независимо. Я, кстати, совершенно не рассчитывала на продолжение нашего романа. Однажды позвонила Ростоцким, оказалось, что Андрей уехал на съемки, будет не скоро. "Ну и ладно", - подумала, - пройдет год-другой, все забудется, я выздоровею, освобожусь от этой ненормальной любви". Но вскоре мне позвонила его мама: "Мариночка, куда вы пропали, почему в гости не заходите?". Если бы не тот ее звонок, скорее всего, у нас бы ничего не сложилось. Но случилось так, как случилось. В 1980 году мы поженились. Я даже в титрах фильмов "Сашка", "Люди на болоте", "Цыганское счастье" значилась как Марина Яковлева-Ростоцкая.

- Как в рафинированный уклад семьи Ростоцких вписались вы - улыбчивая пышечка из крохотного сибирского городка?

- Год мы жили вместе с его родителями, затем начали строить кооператив. Скажу честно: обстановка была крайне непростая. Я должна была безропотно все терпеть и в первую очередь измены мужа. Конечно, пребывала в шоке - с какой стати? Мне казалось, любовь - чувство равных, которое означает стопроцентное доверие друг к другу. К тому же, извините за интимные детали, для мужа я сохранила невинность. Все произошло честь по чести - в первую брачную ночь. Мне, наивной дурехе, искренне казалось, что отдаю любимому самое ценное, что есть у девушки, - девственность.

- Оценил?

- Да какое там! Надо мной все похохотали, и только. Особенно потешалась его мама. Вскоре мы оба поняли, что оказались людьми разными, начали отдаляться друг от друга. В семье Ростоцких женщины прежде всего занимались домом, бытом, и это не обсуждалось. А мужчины сверкали, парили, обольщали и творили. Я на многое закрывала глаза, оставаясь безоглядно влюбленной в своего супруга. Андрей демонстрировал свое превосходство. Как-то выдал: "Во все времена, дабы улучшить породу, господа вливали в свой род свежую кровь крепостных девок". Словом, не совпадали у нас взгляды на жизнь. Через полтора года мы развелись.
"У АНДРЕЯ "КОНДУЛАЙНЕНОВ" ПО СОТНЕ В КАЖДОМ ГОРОДЕ НАСЧИТЫВАЛОСЬ"

- После трагической гибели Андрея Ростоцкого пресса писала, что вы чуть ли не на могиле помирились с главной разлучницей - актрисой Еленой Кондулайнен.


- Полнейшая ерунда. Журналисты запустили очередную утку, фотки непонятные опубликовали. Да у Андрея таких "кондулайненов" по сотне в каждом городе насчитывалось! Если всех перечислить, газетных страниц не хватит. Извините, не хочется ворошить былое, все-таки человек, царствие ему небесное, на том свете. Да и гибель у него какая-то страшная, ранняя, непонятная...

- Смерть Андрея вас сильно подкосила?

- Это был шок. Сама от себя такой реакции не ожидала, все-таки после нашего развода более шести лет минуло. Не знаю, с чем это связано, но после его гибели в моей жизни случилась череда крайне неприятных событий.

- С его матерью отношения поддерживаете?

- Ни к чему. После нашего расставания Андрей быстро женился, почему-то на соседке, что для меня было странно вдвойне. Понятно, его мама сейчас больше общается с той семьей.

Марина с отцом и сыном Ростоцкими. Станислав Иосифович - режиссер культового советского фильма "А зори здесь тихие..."


- Невооруженным глазом видно: человек вы открытый, доверчивый, искренний, в душу к себе легко впускаете. Женское чутье подсказывает: именно ваши подруги "помогли" расстаться с Ростоцким...

- Чтобы вы даже в этом не сомневались! Уводили в открытую, не стесняясь, иногда я их заставала. Одна, которую самой близкой считала, все успокоиться не могла: "Да зачем он тебе нужен? Разводись побыстрее!". Так настаивала, что впору было о скрытых замыслах подружки задуматься (царствие ей небесное - она тоже погибла). Наверняка на моем месте прозорливая, мудрая женщина быстро бы поняла, чем обусловлено столь бурное участие в чужой личной жизни. Любая другая, но не я. Дуреха - всем верила! Теперь несложно догадаться, что стояло за этими ее стараниями. Но опять-таки не хочу лишний раз тревожить память Андрея. Не стоит жарить факты на чужих костях.

Ну а всем подругам после случившегося сказала: "До свидания!". К тому же его мама не раз повторяла: "Марина, раз и навсегда запомни: никаких подруг".

- Извините, последний вопрос на эту тему. Андрей никогда не хотел восстановить с вами отношения?

- Даже не знаю... Шесть лет я жила совершенно одна, без каких-либо романов. Сейчас, оценивая ситуацию как бы со стороны, за голову хватаюсь: "Боже, как я тогда вытерпела? Второй раз подобное точно бы не сдюжила". Наверняка я сильная, хотя на 99 процентов меня спасли зрители. Много снималась, картины, причем удачные, одна за другой выходили на экраны. Часто ездила с творческими встречами по стране, видела, как хорошо относятся ко мне люди, - их искренность оказалась лучшей психотерапией.

Возможно, Андрей был очень удивлен, что я без него не сгинула, не спилась, не пошла по рукам. Наверное, в глубине души он этого и хотел, только я такого удовольствия Ростоцкому не доставила. В кино меня рвали на части, порой приходилось отказываться от выгодных предложений - не успевала совместить одни съемки с другими. В общем, спасла работа.

- Ваш второй брак с актером Валерием Сторожиком тоже оказался неудачным?

- Увы... Двум артистам сложно уместиться в одной берлоге - конкуренция, ревность, непонятные подсчеты, кто больше заработал, следовательно, более востребован. В этом я не одинока. Храню все номера журнала "7 дней" за 10 лет (когда-то поклонники кино точно так же собирали подшивки "Советского экрана"), частенько перелистываю и поражаюсь: на обложке - очередная гламурная свадьба, сияющие жених и невеста, именитые гости, шикарные подарки, жизнь в роскошном особняке, отдых на дорогущем курорте. Впереди - фейерверк из любви, детишек, престижной работы, богатства. И вдруг - трах-бах! - куда менее пафосное сообщение о разводе, дележе имущества, куче гадостей, вываленной друг на друга.

У нас с Валерой все начиналось отлично. Он сам актер, поэтому понимал мою работу, обещал, что спокойно будет отпускать на съемки и гастроли. Вначале так оно и было, но идиллия продолжалась только до рождения первого сына Федора. Затем все резко повернулось на 180 градусов: "У нас ребенок, значит, ты будешь сидеть дома и носа никуда не казать". Объясняла мужу, что из Сибири специально приехала моя мама, которая спокойно справится со всеми домашними хлопотами, посидит с Федором. "Нет!" - и точка.

- Как же через два года вы решились родить второго?

- Наверное, на нервной почве. Что-то я тогда круто взяла - сама не понимаю, как отважилась. Для актрисы иметь двоих детей тяжело. Ну а в то время я посчитала: коль Бог дал, значит, так тому и быть... Наши отношения с Валерой обострялись все больше и больше. Он не хотел, чтобы я ездила на съемки, ревновал к успеху, злился, если иногда его представляли как мужа актрисы Марины Яковлевой. Когда Феде было три года, а Ване не исполнилось и годика, мы развелись.
"БЫВАЛИ ДНИ, КОГДА НЕ ХВАТАЛО НЕСКОЛЬКИХ КОПЕЕК, ЧТОБЫ КУПИТЬ ГАЗЕТУ"

- Как выживали одна с двумя малюсенькими детьми?

- Вот именно, не жила - выживала. Много работала, при этом в душе поселилась зияющая пустота. О любви и романах речи не велось. Как только чувствовала, что у человека ко мне поверхностное отношение, прерывала связь. Так было и после первого развода, и после второго.

Вдвойне сложно жилось еще и потому, что началась пресловутая перестройка со всеми вытекающими последствиями. Раньше я получала неплохие гонорары и в прямом смысле сорила деньгами. Не поступала так, как делали умные люди, - не вкладывала средства, которых было выше крыши, в квартиры, автомобили, драгоценности. С купюрами поступала с точностью до наоборот - тратилась на дорогие книги, деликатесы, такси, шмотки. Ни в чем себе не отказывала, поскольку знала: завтра заработаю не меньше, а жизнь одна. И вдруг в одночасье все рухнуло. К тому же я тогда на время завязала с кино, пошла работать в театр, что для матери-одиночки - непозволительная роскошь. Но из-за мальчишек уезжать надолго в киноэкспедиции не могла, поэтому отказалась от ряда серьезных проектов и отправилась на подмостки. Сказать, что было трудно, - значит, не сказать ничего. Денег не водилось вообще. Раньше я не знала, что такое нищета, и вдруг столкнулась с ней лоб в лоб.

- Экс-супруг совсем не помогал?

- Помогал. Но алименты театрального актера - это сущие гроши. Да Бог с ним, не хочу о грустном...

В театре, чтобы скоротать время до выхода на сцену, надо чем-то заняться. Грызть семечки, вязать ни в коем случае нельзя - примета плохая. Лучший выход - читать прессу. Уткнешься в какое-нибудь издание и не заметишь, как позовут. Верите, бывали дни, когда мне не хватало нескольких копеек, чтобы купить газету. Надо было выбирать - или проезд в метро, или киоск "Союзпечать". При этом я ни о чем не жалела - идейная была, жуть! В театре мне все очень нравилось. Частенько по старой памяти звонили ассистенты с киностудий, предлагали поучаствовать в проектах, сулили 500 долларов за съемочный день - сумма по тем временам запредельная. Но я гордо отказывалась: "Не могу. У меня в театре репетиция". Вскоре звонить прекратили.

Начался страшный период - меня перестали снимать. И не потому, что плохая актриса, а потому, что всю себя принесла в жертву театральным подмосткам. За спиной часто слышала: "Зачем приглашать Яковлеву? Она все равно сниматься не может - плотно занята в театре". И я, как полная идиотка, пахала за две копейки и была тому безмерно рада.

Но ни о чем не жалею. Судьба свела с величайшим мастером, живым классиком - Борисом Львовым-Анохиным. Начинал он в Театре Советской Армии, затем был Театр имени Станиславского. Борис Александрович - актерский режиссер, давший путевку в жизнь многим моим коллегам. В голодное перестроечное время мы с ним не халтурным искусством занимались, а тщательным, настоящим.

- Вряд ли ваше искусство заменяло сыновьям вожделенный "Сникерс" или семейный выход в диковинный на то время "Макдональдс".

- Совершенно верно. Поэтому, получив в театре свои законные гроши, не колготки бежала покупать, а новомодные конструкторы "Лего" или красиво запечатанные гамбургеры из того же "Макдональдса". Денег катастрофически не хватало, и я, наступив на горло собственной песне, трудилась на утренниках да вечеринках Снегурочкой. И что вы думаете - исхитрилась даже прикупить малюсенький участок для дачи и построить там "снегурочкину избушку", как мы ее называем. Не потому, что я такая великая дачница, просто надо было на лето куда-то сплавлять детей. Там свежий воздух, природа - красота. Они, кстати, эту дачу до сих пор ненавидят лютой ненавистью. Когда мы осваивали участок, им скучно было - ни соседских детишек, ни развлечений.

- Наверное, тогда вы научились своими руками чудеса творить? Помнится, о секретах рукоделия много рассказывалось на страницах газет, журналов и в телепередачах...

- Я и сегодня, распустив старый шарфик, легко могу связать шапочку и рукавички, потертую сумочку превратить в новую - вышить, разукрасить камушками. С детства отлично шила. Собирала выкройки из модных журналов "Кобета", "Бурда моден" и сама создавала наряды. А вот рассказывать о том, что все сделала сама, стыдилась: боялась - засмеют. Дескать, родители ей ничего не покупают, нищая. Вот и придумала легенду о том, что сестра подарки мне делает - наряды шьет. Во многих фильмах, включая "Сцены из семейной жизни", я снималась в своем гардеробе. Правда, готовить долгое время не умела. Зато сейчас выпечку делаю отменную. Дети одобряют. А уж как я сладкое люблю... Стараюсь не объедаться, но так, чтобы без пирожка и булочки чаек попить, никак не получается. Это святое. Когда голодаю, очень мучаюсь. Поэтому недавно сама себя убедила: "Да сколько той жизни? Хочешь себя хорошо чувствовать, съешь пирожное и успокойся" (хохочет).

- Форму потерять не боитесь?

- Помните ту страшную осень, когда в Осетии лавина накрыла съемочную группу Сергея Бодрова-младшего? Через месяц мы с коллегами ехали в те же места на кинофестиваль "Легко ли быть молодым". Судя по всему, дорога там роковая, жуткая, несущая смерть. Наша машина перевернулась. Я получила сложные переломы, долго была прикована к постели. Конечно, набрала вес, похудеть не удавалось. Что характерно, никто из-за моих лишних килограммов не повесился и от разрыва сердца не помер. Наоборот, стали активно приглашать на веселые острохарактерные роли симпатичных пышечек. О таких работах я всегда мечтала.

- Чем сегодня занимаются ваши сыновья?

- Они до мозга костей технари-программисты. Младшему, Ване, 17, в этом году он поступил в институт. А 19-летний Федя работает в солидной компьютерной фирме.

- Муж имеется?

- Нет... Еще недавно, когда было трудно, не переставала ловить себя на мысли: "Боже, какое счастье, что вдобавок ко всем имеющимся кошмарам хоть очередной супруг мне на голову не свалился!". Столько времени уходило на детей и работу, что клянусь: мужика бы точно не потянула. Ну а сейчас, когда жизнь наладилась, позиции не сдаю: по-прежнему остаюсь максималисткой - верю в настоящие чувства. Вот когда пробьет молния, тогда все и получится. Не вижу смысла растрачивать себя на ерунду.
"ТАКИХ, КАК Я, ПРАВИЛЬНЕЕ НАЗЫВАТЬ "МАТЬ-ХОЛОСТЯЧКА"

- Так не бывает - красивая, сексапильная блондинка в соку - и одна...


- У меня все не как у людей. Летом отдыхала в Турции, там ко мне клеился директор отеля. Однажды пригласил к себе в ресторан на вечернее шоу. Я вежливо покивала головой: "Да-да, приду обязательно". В результате никуда не пошла. И так постоянно - обещаю, но в последнюю минуту съезжаю.

- Динамите?

- Ага!

- Сегодня в Москве вы служите в театральной труппе или работаете в антрепризе?

- 13 лет проработала у Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Но после его смерти не видела смысла оставаться в этом коллективе - ушла в свободное плавание. Два года служила у Иосифа Райхельгауза в театре "Школа современной пьесы". Сейчас плотно занята в антрепризах, работаю с хорошими актерами.

- Не так давно вы приезжали в Киев вместе с Ниной Руслановой.

- Несмотря на ее сложный характер, я эту актрису обожаю и всегда ей все прощаю. Нина Ивановна бывает крайне резкой, даже невыносимой, но она знает, сколько я пережила, поэтому хорошо ко мне относится. Ценю ее за жесточайшую требовательность, за то, что никому не дает расслабиться. Она может наорать, причем матом. Так ведь за дело! А вот если с Нины Ивановны снять колючую внешнюю оболочку, то она окажется человеком добрым, ранимым, творческим, обладающим бешеной энергией. Зритель к ней относится с огромной благодарностью, Руслановой всегда кричат: "Браво!". И нам аплодисменты за компанию перепадают.

- После всех ужасов, связанных с разводами, перестройкой, безденежьем, проблемами в творчестве, когда вы почувствовали, что жизнь наконец-то налаживается?

- В 2000 году Александр Стриженов пригласил меня в свою картину "Упасть вверх". За нее я получила приз на вашем фестивале "Стожары", хотя изначально от этой работы категорически отказывалась. Мало того что моя героиня оказалась стопроцентной стервой, так она еще как по нотам повторила ситуацию, в которой я сама долгое время находилась. Только теперь уже я на экране должна была уводить (и таки увела) мужа у лучшей подруги. Поверьте, даже в кино мне было трудно еще раз пережить подобное. Не умею я быть подлой. Видимо, роль удалась на сопротивлении.

- Сейчас вы снимаетесь в Киеве - в сериале "Сестры по крови" (производство компании "Стар Медиа" и канала "1+1"). Нравится?

- Еще как! Группа замечательная, красавец Киев ни с какими городами не сравнится! Я играю подружку главной героини по имени Анжела Ламбада. Роль из тех, в которых купаюсь, - яркая, характерная. По складу Ламбада в чем-то Нину Русланову напоминает - внешне грубоватая, резкая, далеко не утонченная особа, но честная и добрая. Она запросто может напиться, нагрубить, в глаз зарядить. Но это все больше для понту. Главное, она человек хороший. Остальное, как говорится, приложится.

- Многие женщины, оставшись после развода с ребенком на руках, получают унизительный статус матери-одиночки. Соответственно, озлобляются, опускаются и, что самое страшное, впадают в длительную депрессию...

- Мне кажется, что таких, как я, правильнее называть матерями-холостячками, поскольку у нас есть прекрасные детки. Разве мы одиноки? В любом случае женщина, имеющая ребенка, уже выполнила свое предназначение на земле - состоялась как мать.

Конечно, изо всех сил нужно стараться не опускать руки - в первую очередь ради ребенка. Трудностей не избежать, но выход найдется всегда, причем из самой непроглядной, как кажется, ситуации. Звучит банально, но необходимо верить, что рано или поздно все наладится. Наши мысли имеют огромную силу. Я хочу, чтобы понятие "семья" восторжествовало. И чтобы женщина, как это заложено природой, была хорошей мамой, любимой женой. А мужички наши - сильными, надежными, чтобы на них можно было опереться и чувствовать себя защищенной...

P.S. "Бульвар Гордона" благодарит компанию "Стар Медиа" за помощь в организации интервью.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось