В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Отрекаясь от старого мира, отказываемся от себя?

Виталий КОРОТИЧ 17 Октября, 2006 00:00
В каком-то англоязычном романе я читал, как шпиона готовили к заброске в бывший Советский Союз.
Виталий КОРОТИЧ

В каком-то англоязычном романе я читал, как шпиона готовили к заброске в бывший Советский Союз. Его учили пить чай, не вынимая ложечки из стакана, и тому, что кусковой сахар из общей сахарницы берут руками. При этом советские манеры не критиковались. Шпиону внушали, что таков чужой обычай и о вкусах не спорят.

Это представление подтверждено множеством вкусовых расхождений знаменитостей. Известно, что Лев Толстой презирал Шекспира, а Никита Хрущев - Пастернака. Бывают вкусовые сдвиги помельче. Актер Александр Ширвиндт любит вареный лук. Те самые мягкие луковицы, которые обычно вылавливают из супа и выбрасывают, он ест с удовольствием. Я, например, обожаю борщи, закусываю бычками в томате, а помидоров "в чистом виде" не ем. Зато как-то за столом у казахов съел вареный бараний глаз - оказалось съедобно. Кроме вопроса о том, что есть, можно еще порассуждать на тему, как есть.

Миллиарда два с половиной землян едят палочками, миллиард с чем-то - пальцами. Мы, потребляющие пищу вилками-ложками, составляем меньшинство в человечестве. О вкусах не спорят...

И все равно фраза эта не всеобъемлюща. Как быть со вкусами, ставшими привычкой, традицией? В годы моей молодости насаждался этакий простецкий стиль, когда за столом можно было громко разговаривать и так же во всеуслышание сморкаться, курить, стряхивая пепел в тарелку и не спрашивая мнения соседа на этот счет, не различать разновидности спиртного или посуду, из которой оно пьется.

Вам кажется, что сегодня стало построже? Но ведь не возбраняется пить пиво из бутылки на улице, курить на ходу, разговаривая при этом с дамой. Почему бы и нет, если это не запрещено законом? Может быть, все условности устарели?

Вас не забавляет при взгляде на шагающих женщин, что несколько десятилетий назад немецкий классик писал: приличная девушка должна ходить так, будто она зажала между ягодицами небольшую монету и денежка эта ни за что не должна выпасть? Чтобы привыкнуть правильно сидеть и беседовать за столом, раньше рекомендовали какое-то время держать газеты под мышками. В процессе беседы эти газеты ни за что не должны были вываливаться - так человека отучивали размахивать руками.

Это правило сложилось в давние времена, когда люди у стола сидели на лавках и человек, жестикулирующий при разговоре, создавал неудобства для многих сразу. Раньше считалось не очень приличным подносить руки к лицу. Если человек заслонял лицо ладонями, все умолкали. Не полагалось при всех чесать нос, ковырять в нем или в ухе, подпирать подбородок ладонями. Если даже муха села на лоб, ее полагалось согнать усердной мимикой и никак не иначе...

Мы едим не так, как ели когда-то, ходим и разговариваем иначе. Кроме того, что каждый хранит собственные привычки общения, есть еще правила, сложившиеся до нас и во многих местах уважаемые доныне. На Кавказе - я не раз видел это - детей приучают помогать в сервировке стола, затем разрешают наблюдать, как старшие совершают трапезу. Позже для молодежи накроют соседний стол, затем мальчикам позволят посидеть за столом со взрослыми и лишь потом допустят к застолью на равных. Это дисциплинирует всех - я не видел, к примеру, в Грузии, чтобы молодой человек ввязался в застольную беседу старших, а уважаемый взрослый сел к столу голым до пояса или в майке даже у себя дома. Нужны ли эти обычаи сегодня? В России создано движение "Оставьте нас в покое!", требующее полной свободы поведения и вкусов. Где порог, у которого надо остановиться, поскольку спор о вкусах переходит в споры со временем? Когда, "отрекаясь от старого мира", мы отказываемся от себя?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось