В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Коня на скаку остановит

Нина УСАТОВА: "Раньше не торопились в постель, поэтому и были друг другу интересны. А сейчас женщины все с себя поснимали, но разве мужчину этим приворожишь?"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 10 Ноября, 2004 00:00
Санкт-Петербургскую актрису Нину Усатову впору назвать всероссийской киномамой, уж очень хорошо она играет простых русских женщин. Трагические роли в картинах "Мусульманин" и "Барак" принесли Нине Николаевне две "Ники" подряд, а недавно появилась "Кавказская рулетка", фильм о чеченской войне.
Людмила ГРАБЕНКО
Санкт-Петербургскую актрису Нину Усатову впору назвать всероссийской киномамой, уж очень хорошо она играет простых русских женщин. Трагические роли в картинах "Мусульманин" и "Барак" принесли Нине Николаевне две "Ники" подряд, а недавно появилась "Кавказская рулетка", фильм о чеченской войне. А еще были "Мой друг Иван Лапшин", "Холодное лето 53-го", "Фонтан", "Окно в Париж", "Закон" и многие другие. Говорят, хороший актер может сыграть любую, даже самую неожиданную роль. Вот и в послужном списке Нины Николаевны стали появляться совершенно, казалось бы, несвойственные ей экстравагантные особы, как, например, в сериалах "Next" и "Зал ожидания". Но роль, которую актриса сыграла в конце лета в Киеве, превзойдет, пожалуй, все ожидания. В новогоднем мюзикле "Двенадцать стульев" Усатова стала... мадам Грицацуевой.

"КОГДА-ТО НА СЪЕМКАХ В ОКТЯБРЕ Я В РЕКЕ КУПАЛАСЬ"

- Нина Николаевна, как все-таки тяжела актерская профессия!.. Сколько вы километров за сегодняшний день набегали?

- Ну, эта беготня так, цветочки! (Cмеется). Бывает гораздо труднее. Допустим, летишь на Дальний Восток, там другой временной пояс, разница - восемь часов. Понять не можешь, утро на дворе или вечер, а тебе играть надо. И сердце, и эмоции, и психофизику свою на работу настроить. Не успеешь привыкнуть, как тебе уже обратно лететь надо, а дома все сначала.

На съемки приезжаешь, устал или нет, а должен предстать в полной боевой готовности, чтобы не было стыдно ни перед режиссером, ни перед партнерами. Мы сейчас в павильоне снимаем, в тепле. А как в картинах о войне актеры по 12 часов в болоте сидят?!

Я сейчас вернулась со съемок в Словакии, так там актрисе надо было в горное озеро нырять, а в нем температура плюс восемь градусов. Всего! Да еще и вода грязная, водолазы ее взбаламутили. На нее, конечно, надели гидрокостюм, но он ведь не все закрывает, а надо было нырять несколько дублей подряд! И ведь не думаешь о своем здоровье, снимаешься.

Я сама когда-то на съемках в октябре в реке купалась. И не потому, что режиссер такой бесчеловечный. Ну надо отснять этот эпизод, хоть умри. Вот и стоят на берегу костюмеры с полотенцами и одеялами наготове, чай в термосе для тебя держат. Но речку-то вскипятить они не могут!

А еще один момент - питание. Сейчас на съемочную площадку горячие обеды привозят, а в советские времена бутерброды за счастье были. Кто считал, сколько актеров себе таким образом язву желудка заработали? Недаром же наша профессия относится к группе риска. Но есть в ней и приятные моменты, часто такие хорошие встречи дарит! (Улыбается).

- Вы кого сейчас вспомнили?

- Многих! Женю Миронова, с которым мы вместе в фильме "Мусульманин" играли, да того же Анатолия Дмитриевича Папанова. Картина "Холодное лето 53-го" стала в его жизни последней. Если б знать, побольше бы с ним пообщалась. У нас ведь общих сцен не было, потому и встречались нечасто. Он то приезжал, то уезжал, еще как раз курс в ГИТИСе набрал, так сильно из-за этого переживал. Вот, видимо, и надорвался. А каким он был стеснительным!

Поварихи из леспромхозовской столовой, где нас кормили, его очень любили, все хотели приятное ему сделать: "Анатолий Дмитриевич, вам каких пирожков напечь: с клюквой, с творогом, с брусникой?". Он так смущался: "Ой, что же вы только ко мне обращаетесь? Спрашивайте всех". Люди к нему тянулись.

Просто из массовки подходили, чтобы поговорить. Он никак не мог побыть один, всегда рассказывал какие-то байки, истории. Уставал, конечно, не берег себя. Замечательный был человек... А фильм какой получился хороший! Даже не верится, что ему уже 15 лет исполнилось.

Я тут недавно что-то по дому делала, а телевизор работал сам по себе. Вдруг слышу: "Летят перелетные птицы!" - "Холодное лето 53-го" начинается. Бросилась к телевизору, хотела начало посмотреть, да так все полтора часа и просидела. А ведь я его уже раз 100 видела!

- Вы вообще смотрите свои картины?

- А как же! Это просто необходимо делать. Надо видеть свои промахи, чтобы в следующий раз их не повторить. В спектакле каждый вечер можно что-то исправить, а кино как вышло - все! А я по натуре самоедка, 20 раз прокручиваю в мозгах прошедшие съемки, расстраиваюсь: все мне кажется, что тут не так сделала, там недоиграла. Да и коллеги-актеры, чего греха таить, любят критические замечания делать. А я их правду-матку принимаю! Себя ведь со стороны не видишь. Вот и смотрю, учусь на ошибках. А еще съемки вспоминаю, партнеров своих. Стареют картины, уходят люди... Вот, например, Юрий Владимирович Никулин.

- А вы разве с ним вместе снимались?

- Нет, у нас с ним получилась другая замечательная история. Я как-то взяла своего сына Колю в Сочи, на "Кинотавр", ему было тогда лет пять. И мы с ним ехали обедать, уж и не помню сейчас, по-моему, на 16 этаж. Вдруг лифт останавливается и входит Никулин. Ребенок сначала остолбенел, потом разволновался. А поскольку он из того поколения, которое никулинских фильмов почти не видело, Коля знал его в основном по "Белому попугаю". И говорит: "Ой, а я знаю анекдоты, которых вы не знаете!". - "Правда? - улыбнулся Юрий Владимирович. - Приходи завтра на Набережную, я тебя в восемь утра буду ждать возле якоря. Там мне все и расскажешь!".

А фестиваль для актеров, как вы, наверное, знаете, не столько работа, сколько отдых. И я подумала: "Да разве пойдет он в такую рань, чтобы встретиться с ребенком? Наверное, просто так сказал, думая, что мальчишка до завтра все позабудет". Но Коля, конечно, не забыл. Вечером меня спрашивает: "Ты завела будильник на семь утра?". - "Завела, - говорю, - спи!". Встали утром, сын собрался за несколько минут. Идем по пляжу, на котором еще совсем никого нет, одни лежаки. Дворники подметают, торговцы ларьки открывают. Туман, солнца нет, лето в тот год выдалось холодным. Коля бежит растерянный. И так мне его жаль стало! "Сейчас, - думаю, - сорвется ребенок. И взрослому-то тяжело разочаровываться, что уж тут про него говорить?".

Уже начала придумывать, что скажу: дескать, дядя Юра позвонил и извинился, что не смог прийти. Вдруг сын как закричит: "Мама! Вон он!". Я гляжу: возле якоря какой-то человек сидит, из-за тумана даже не поймешь кто. Только по белой фуражке (он и там в ней ходил) узнала Никулина. Подошла я к нему, за спину обняла, прижалась и думаю: "Господи, дай ему Бог здоровья на долгие годы!". Он столько за этот поступок хорошего заслужил. Еще года три после этого он нас радовал, а потом все мы осиротели.
"ПРИЕХАЛА МИЛИЦИЯ, ПРЕДЪЯВИЛА НАМ НА ОПОЗНАНИЕ ПРАВА И ДОКУМЕНТЫ. ОКАЗАЛОСЬ, СТАРШАЯ СЕСТРА С МУЖЕМ РАЗБИЛИСЬ НА МАШИНЕ"

- Часто приходится слышать: "Красивая, как артистка!". А вот вы не боялись быть в кино и на сцене некрасивой, смешной?

- Никогда! В Щукинском училище у меня были очень хорошие педагоги: учительница по актерскому мастерству Людмила Владимировна Ставская и педагог курса Марьяна Рубеновна Тер-Захарова. И та и другая все время нам твердили: "Неважно, как ты выглядишь. Главное - характер, он зерно твоей роли!". Ну будешь ты ходить бебешкой-красавицей. Две минуты на тебя посмотрят, а потом - все! Надо жить ролью, тогда на тебя обратят внимание.

Знаете, бывает, Бог дает актрисе большую роль, а смотришь: она сделана одним мазком! Исполнительница больше думала о том, как на ней костюмчик сидит да как ей в нем красиво пройтись. А иногда маленькую рольку человек так сыграет, что диву даешься: как он это сделал, мне ни за что не повторить! Я и старух много играла, правда, в основном в молодости, и характер делала по своему разумению. Теперь же, когда пришел опыт, таких ролей почему-то уже не предлагают.

А внешность нужна актрисе не столько на экране, сколько в жизни. Тебя ведь узнают, а значит, обращают внимание: как ты одета, как держишься. Но опять-таки не стоит быть очень яркой, потому что вообще устанешь от жизни. Я об одежде и внешности много не думаю, поэтому хожу по земле легко, ничто меня не утруждает, не раздражает.

- Согласитесь, в кино вам всегда достаются роли сильных женщин.

- И они сделали сильным мой собственный характер. Уверили меня в том, что благодаря хорошим примерам можно формировать себя. Это как учитель, который впереди: ты хочешь быть похожим на него и сам не замечаешь, как меняешься в лучшую сторону. В молодости, когда мы еще можем себе позволить какие-то метания и сомнения, таким примером для меня была мама. Если не знала, как поступить, всегда думала: "А мама бы так никогда не поступила!". И делала так, как требовала совесть и как поступила бы моя мама.

Потом пришли роли, которые были очень глубоко прожиты, поэтому они мне тоже очень много в жизни дали. Я и с ними сверяла свою жизнь, спрашивала себя, как поступили бы мои героини в той или иной ситуации. Возможно, иногда я все-таки делала по-своему. Наверное, потому, что уже тоже могу назвать себя сильной. Когда-то я была мягкой, сентиментальной, неуверенной. А потом подумала: почему?! Жизнь очень коротка, она не дает времени на большой разбег. Каждый день надо принимать решения. И никто тебе в этом не поможет, только ты сам.

- Как узнать, что принимаешь единственно правильное решение?

- Так на то и существует мудрость. Вы не вычитаете ее в книгах, не увидите на лозунгах, ей можно научиться только у жизни. Я всегда вспоминаю своего деда Степана Федоровича, который был из тех людей, о которых говорят: мудрый от земли. Он мог так спокойно и мудро что-нибудь сказать, что все сразу же становилось на свои места. Это вообще было святое поколение. Сколько горя они пережили, какую страшную войну прошли, а не озлобились.

Но, кстати, мудрость необязательно приходит в старости. Ведь кто знает, какой ему жизненный срок отмерен... У каждого из нас наступает такой момент, когда ты должен показать, на что способен. У меня была недавно такая ситуация два года назад, связанная с трагическими для нашей семьи событиями.

Я поехала к себе на родину, на Алтай, концерты у меня там были. Перед отъездом хотела повидать свою младшую сестру, и старшая сестра сказала: "Съездим вместе, мы заедем за вами рано утром". А ночью приехала милиция, предъявили нам на опознание права и документы. Оказалось, что старшая сестра вместе с мужем разбились на машине. Все это произошло так быстро и было так страшно! Я отправила домой сына с мужем, а сама осталась там.

И все взвалила на свои плечи: принимала решения, отдавала команды, все просчитывала и за все отвечала. Понимала, что никто не сделает это за меня. И не было ни слез, ни паники. Сердце - как одно сплошное ядро, которое в тот момент держало энергию всех моих родных. Только через полгода меня начало отпускать напряжение, вдруг стало болеть сердце. Я вдруг поняла: Господи, ведь это моя старшая сестра!

Теперь я осталась старшей в роду, и не у кого попросить ни помощи, ни совета. И я вдруг поняла, что изменилась. Не постарела, нет, но у меня другими стали глаза, черты лица, да и сама я стала жестче. Поняла, как хорошо быть маленькой, когда еще так много родных - бабушек, дядюшек, тетушек, и все это твои близкие. И в доме все время весело, и радость была такой большой, что казалось: она не кончится никогда! А мы, ребятишки, бегаем счастливые, потому взрослые забывают нас домой загнать. И как потом больно, когда все эти люди один за другим уходят из жизни! И оказывается, что родни-то у тебя раз-два и обчелся!

- Но ведь у вас, наверное, есть друзья, подруги?

- Есть, и очень близкие, но никогда и ни на кого не надо вешать свои неурядицы. Друзьям ты нужен благополучным, с улыбкой. Свои проблемы решай сам! У людей собственных хватает. Только в самом крайнем случае можно к ним обратиться. А друг, если он, конечно, настоящий, когда будет необходимо, сам все увидит и почувствует.
"ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ЕСТЬ! ТОЛЬКО ВОКРУГ ЭТОЙ ЛЮБВИ СТОЛЬКО ТРУДА!"

- Но ведь каждой женщине хочется не столько быть сильной самой, сколько быть рядом с сильным мужчиной. А получается, что женщины сильнее?

- Думаю, это у каждой из нас происходит по-своему. Есть женщины сильные, которые хотят быть слабыми. И они играют эту роль, хотя на самом деле всем в семье заправляют. Мужчине же кажется, что это он сильный. В результате они живут лучше всех. И я думаю: насколько же мудры эти женщины! А я привыкла воз везти, оторвать его от себя не могу! Так всю жизнь в упряжи и бегаю, да все в гору, в гору. С другой стороны, я его уже и не ощущаю, своя поклажа не тянет. Просто знаю, что должна его тащить.

У каждой женщины свой воз. Всегда привожу в пример своих родителей. Отец был мужественным, сильным, а мама тихой и кроткой. Но все хозяйство было на ней. Сколько же у нас скота было - овцы, коровы, поросята, куры, - и всех надо было обиходить! А еды наготовить на всю семью, а обстирать всех! Раньше ведь не было автоматических стиральных машин, где только кнопку нажми, а дальше она сама за тебя все сделает. Сначала воды надо было из колодца натаскать, потом ее нагреть. Мы, дети, конечно, помогали, в большой семье отношения всегда строятся на взаимовыручке, но основная нагрузка все-таки ложилась на маму. И она со всем справлялась, настоящая русская женщина!

Когда отец умер, я хотела пойти работать. Но мама сказала: "Ни в коем случае! Вот окончишь школу, в институт поступишь!". И когда я несколько лет подряд проваливалась на вступительных экзаменах, ни словом меня не попрекнула. Не сказала: "Ты бы, дочка, поискала себе работу попроще!". Она уважала мое право на мечту. Да разве стала бы я актрисой, если бы не она! А мужчины... Как-то так издавна заведено, что женщина - она мать, должна очаг беречь, а мужчина - добытчик. Да ничего подобного!

Я очень люблю смотреть научно-популярные фильмы о животных и много интересного оттуда узнаю. Вот взять, к примеру, пару львов, так ведь там она добытчица: и детей она рожает, и корм для них добывает. Идет распределение конкретных обязанностей. А разве у людей не так? Конечно, женщины и сильнее, и выносливее, и терпеливее, и мудрее. А знаете почему? Да потому что мы мужчин рожаем, а они нам в этом только немного помогают.

- А как же великая любовь?

- Есть любовь, есть! Только вокруг этой любви столько труда! Сохранить чувства, сберечь семью - ох как это непросто! Надо ежедневно трудиться: продумывать каждый шаг, слово, взгляд, поворот головы, улыбку или проявление гнева. Ты вот только проснулся, глаза открыл, а уже должен думать над тем, как себя вести, чтобы ничем не обидеть, не задеть, не упрекнуть, не помешать. Важны не только поступки, но и слова, мысли. Если же не хочешь понять другого или гордыня голову поднимает, ничего хорошего не получится.

Стоит сделать один неверный шаг, как все посыплется, не удержишь. Есть пары, которые вдвоем умело строят свое жилье - гнездышко, шалашик. Браки, совершающиеся на небесах, не выдумка. Иногда вижу пары, которые, кажется, мыслят одним умом, понимают друг друга не то что с полуслова, а с полувзгляда. И дети у них такие же, потому что растут в атмосфере любви. Другое дело, что человек не может иметь все.

- Наверное, ради таких отношений надо чем-то жертвовать?

- Просто нельзя везде успеть. Не может быть все хорошо одновременно и в любви, и в семье, и в профессии. Приходится либо выбирать, либо бороться за что-то, но разумно, чтобы не в ущерб другим. А то, что тебе дано, надо беречь и оправдывать. А иначе Бог подумает: "Раз ты этим не дорожишь, отдам тому, кому нужнее". Поэтому, если нужна вам любовь, относитесь к ней бережно. А вообще, я вам вот что скажу: сегодня люди в любви мало понимают. Когда-то краснели не то что от прикосновений - от взглядов. Много значили слова - самые первые, робкие. Не торопились в постель, не торопились раздеваться. Наверное, поэтому и были друг другу интересны. А сейчас все с себя поснимали, только никого это не волнует. В каждом киоске висят такие журналы, что с ума сойти можно, а неинтересно! Разве этим мужчину приворожишь?
"БЫВАЛО, ПРИХОДИШЬ В МАГАЗИН И БЕРЕШЬ ТУФЛИ НЕ ТОГО РАЗМЕРА, КОТОРЫЙ НУЖЕН, А КАКОЙ ЕСТЬ"

- Ваша героиня из сериала "Закон" пыталась приворожить любимого пирожками. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок?

- Многих мужчин это высказывание касается. Голодному-то человеку вообще ничего на ум не идет, какая уж тут любовь? Помните, как русские женщины когда-то поступали? Сначала она мужчину в бане помоет, потом накормит вкусно, а потом уж и спать уложит, на перину пуховую. Вот она, многовековая мудрость народная!

Да даже животное взять. Пес-то, пока голодный, какой злющий бегает. А накорми его - совсем другое дело. Мы, конечно, не животные, но чувства и инстинкты у нас те же. Но сколько ни привораживай, любовь все равно дается от Бога.

- А в судьбу верите?

- Верю в то, что ничего случайного в жизни не бывает. И хорошее, и плохое приходит к нам не просто так. Чего ты достоин, то и получишь. Поэтому надо стараться жить хорошо. Делайте добро, если не ради других, то хотя бы ради себя. Оно к вам же потом и вернется.

- О чем-то в жизни жалеете?

- Больше всего, наверное, о том, что времени осталось мало. К тому же оно сейчас как-то сжалось, мелькает так, что не успеваешь оглянуться. Что-то происходит со звездами и нашей планетой. Ощущаешь себя лет на 18-20, а как глянешь в зеркало, испугаешься! Многое ушло безвозвратно.

Я, например, знаю, что уже никогда в жизни не научусь работать за компьютером. Никогда! У меня на это просто не хватит времени. Никогда не прочитаю те книги, которые в свое время оставила на потом. Да и усталость накопилась. И не от возраста.

Я, когда первый раз попала за границу, поразилась: там люди живут размеренной жизнью и каждый занимается своим делом: дворник подметает, садовник цветы выращивает, шофер машину водит. А мы кем были всю жизнь? Каждая женщина - и кухарка, и прачка, и воспитатель для детей, и жена для мужа. Каждая из нас была о 100 лицах, совмещала 100 профессий. Сейчас не понимаю, как все это успевала! Как юла, крутилась: стирала, готовила, убирала, потом еще и на работу бежала. В метро спала, там же и книжки читала. Спала по четыре часа в сутки, а утром бежала на репетицию. О каком полете творческих идей могла идти речь?

Вы спрашиваете, тяжело ли бегать несколько дублей подряд. Все бы ничего, но косточки на ногах болят. И тоже ведь память о советских временах. Бывало, приходишь в магазин и берешь туфли не того размера, который нужен, а какой есть. Чаще всего на размер меньше. Да так в тесных потом и бегаешь. Теперь вот экономлю время и силы, стараюсь не растрачиваться по мелочам, так ведь потраченного не воротишь. Делаю только самое необходимое, остальное просто отметаю.

Все просчитываю: вот это обязательно надо, а без этого можно обойтись. Честно говоря, о себе вообще уже не думаю. Есть люди, за которых я отвечаю, - муж, сын, родственники. Мечтаю: вот бы собрать все свое здоровье, силы, энергию, чтобы побыть с ними подольше.

- Вы, наверное, образцово-показательная мама?

- Ой, да по-разному получается. Часто ловлю себя на мысли, что все больше и больше становлюсь похожа на свою собственную маму. Я ее и в фильме "Мусульманин" вижу, о чем уже не раз в интервью упоминала. Часто вспоминаю, как она нас по голове гладила. Как слезы за смехом прятала. А я же все равно видела, что она плачет! Мне из-за ее слез всегда из дому тяжело было уезжать. И я на последний день всегда придумывала много дел, чтобы никто не успел расслабиться, а мама не сидела бы около окошка и не плакала.

Всех закручу, заверчу, а сама - раз и уехала! И нарочно что-нибудь забывала. Мама потом в письме пишет, расстраивается: "Ой, Нина! Ты курицу забыла! И пироги!". Я ей потом говорю: "Мама, так ведь это моя игра была!".

- Сколько вы интересного знаете. О мемуарах не задумывались?

- Так ведь сейчас все пишут. Наверное, им действительно есть о чем рассказать. Мои же истории простые, житейские, о простых, ничем не знаменитых людях, среди которых дед с бабкой, мама с папой, мои односельчане и одноклассники. Но есть одна вещь, о которой действительно хотелось бы сказать.

Знаете, я только сейчас понимаю, что главное - любить жизнь, не переставать ей удивляться. А сколько вокруг всего, достойного нашего удивления! Я вот до сих пор не могу понять, как самолеты летают: сейчас ты в Москве, а через час уже в Питере! Не могу понять, как скрипач из скрипки такие звуки извлекает. Это же какую душу надо иметь и сколько труда вложить, чтобы он играл, а все плакали! Не перестаю этим восхищаться. Или вот когда к морю приезжаю, вижу его цвет, ощущаю запах и думаю: "Господи, как хорошо!". Слава Богу, что у меня еще есть эти чувства. С годами человек утрачивает многие желания. Главное - сохранить их подольше.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось