В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Особое мнение

Дым Отечества

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 29 Января, 2010 00:00
Председатель редакционного совета «Бульвара Гордона» размышляет о нынешних выборах Президента Украины.
Виталий КОРОТИЧ
Большинство из тех, с кем мне за последние месяцы пришлось разговаривать в Украине, вздыхают с облегчением - завершается процесс выборов Президента. Усталость накапливалась не только от того, что ситуация неимоверно ответственна. Было трудно выдерживать обвалы ненависти и нетерпимости, которые рушились на людей отовсюду. С одной стороны, вроде бы пора и привыкнуть, но с другой - все равно трудно. Впрочем, трудно везде, и у каждых выборов свои правила. Американские кандидаты, например, определяют стратегию двумя терминами: «go positive» или «go negative», то есть «иду с позитивной программой» или «сосредоточусь на поношении соперников».

Украинские кандидаты, как правило, шли «негативно», то есть разоблачали друг друга изо всех сил, не всегда понятно объясняя, зачем это делают. Набор компромата был таким густым, что сейчас не могу представить, как эти люди станут не то что работать вместе, а жить в одной стране. Не знаю, изучали или нет недавние президентские кандидаты чужестранные методики выборов, но один из приемов они освоили виртуозно: выяснить, чего люди боятся больше всего, и пригрозить, что они получат именно это, если победит конкурирующий кандидат.

Если бы в Украине существовала независимая судебная система, способная начать серьезное расследование всех обвинений, многих ведущих политиков пришлось бы пересажать, несмотря на парламентскую неприкосновенность: одних - за их преступления, а других - за клевету. К сожалению, ничего такого не произойдет, и это один из горьких результатов демократического процесса по-украински - власти не работают. Все три власти: законодательная, с буксующим, блокирующим трибуны, радиорубки, туалеты и законы парламентом, исполнительная - со много обещающим правительством и судебная, неспособная навести порядок. Может быть, поэтому единственный из ведущих кандидатов, выступивший с программой сугубо позитивной и не призывавший к немедленной расправе ни с кем, Сергей Тигипко, так высоко поднялся в списке претендентов на президентство.

Люди устали. Сегодня у нас, как сказка, воспринимается сообщение о том, что сразу после относительно недавних президентских выборов в США новоизбранный президент Обама устроил в Белом доме обед для бывших президентов страны и своего недавнего соперника, поблагодарив их всех за идеи, уроки ответственности, за помощь, и попросил быть и дальше вместе с ним в переустройстве Америки. Это работает. Отставные президенты Соединенных Штатов ездят по всему свету, как личные представители руководства страны. Каждого из них следует называть Mister President и относиться к нему соответственно. А что у нас? Если вы едете в Кончу-Заспу, то обязательно минуете по пути высоченный забор, за которым расположены дачи всех трех бывших президентов Украины. Возможно, они гуляют по тамошним соседним аллеям, даже здороваются...

На телепередаче, проходившей за день до первого тура выборов, я спросил у Президента Виктора Ющенко (перед тем, как по нашей традиции на него обрушится ливень «добивающих» вопросов), почему бы ему однажды не напомнить Леониду Кравчуку и Леониду Кучме, что они трое - единственные, кого за все годы своей независимости народ Украины избирал всеобщим голосованием? С тех пор ответственности с них никто не снимал и не снимет.

Почему бы трем украинским президентам не объединиться в помощь четвертому и не продемонстрировать, что есть в жизни нечто выше личных обид и амбиций - интересы страны и народа (третий Президент Украины все время говорит об интересах не народа, а нации, но речь все-таки идет именно о многонациональном народе).

Президентов - бывших и будущих - надо уважать. На упомянутой передаче все участники обращались к Президенту сидя, даже развалясь в креслах, а Президент отвечал им стоя. Только я и моя давняя приятельница, испанская корреспондентка, вставали, обращаясь к первому лицу государства. Почему? У испанки Пилар сработало хорошее воспитание и память про знаки уважения к королю, а у меня, должно быть, обида за наше неумение чтить чужое достоинство. Если молодое украинское государство не может научить своих президентов поддерживать друг друга, граждан - уважать результаты своего выбора, а ведущих политиков - культуре дискуссий, что-то у нас не так.

В XX веке мы жили в трех непохожих цивилизациях: российской имперской, большевистской имперской и нынешней. У каждой цивилизации были свои учебники истории, собственные мифологии с памятниками в придачу. Теперь все это всмятку, все перепутано. Каждая из цивилизаций оставила след в народном сознании, иногда - шрам. Считается, что традиции ушедшего времени живут в течение двух поколений, третье уже ищет новых учителей.

Сегодня у нас многое спуталось - времена, поколения, учителя, ученики, обещания и прожекты, правды с неправдами. Оказалось, что одно из самых заметных следствий такой неразберихи - ненависть, проросшая из несовместимых систем, разделяющая времена и людей. В эту выборную кампанию она взрывалась, как землетрясение на Гаити.

Украина не имеет общенародного лидера - чтобы его обрести, надо сращивать программы, репутации, регионы, памяти, истории. Мы научились разделять все, что угодно, а умение соединять никак не приходит. Считается, что у государства есть немного способов объединить свой народ. Один способ хорош для развитых демократических стран и держится на социальных программах, на том, что граждане уверены в повседневной заботе о них, в том, что границы защитят, голодных накормят, бездомных приютят, а вороватых посадят. Другой популярный способ используют государства, не умеющие дать своим гражданам уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. Это насаждение страха - или перед властями, или перед бесчисленными врагами, подступающими со всех сторон. Разница в моральном климате Украины и, скажем, Швейцарии, именно в этом. Я могу представить себе охочих до захвата швейцарских банков, гор, озер и часовых заводов, а желающих заграбастать нынешнюю Украину с тем, чтобы обустраивать ее, кормить, налаживать жизнь и работу граждан, вообразить трудно. При этом Швейцария в НАТО не рвется, а Украина время от времени просит защиты у блока.

Мы нечасто делали массовый независимый выбор. При всей парадоксальности такой фразы, она обоснована историей, согласно которой начальство не раз уже выбирало за народ. Князь Владимир избрал нам религию, гетман Богдан Хмельницкий - отношения с единоверной Москвой, которые другой гетман, Иван Мазепа, чуть не взорвал. В последующие столетия тоже немало зависело от воли начальства, и так называемые судьбоносные (модное сейчас слово) повороты Украины почти никогда не определялись народной волей. Нынешний выбор главы государства - событие чрезвычайное. Очень важно, чтобы у нас появилась, наконец, идеология успеха, сплоченная команда лидеров. Чтобы главная идея, движущие силы и лозунги были ясными и доступными. Нам пора уже научиться жить как следует и выстроить общество, где умение ненавидеть не может являться главной движущей силой. В который раз мы рассуждаем на эту тему?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось