Кто даму ужинает, тот ее и танцует
Только что наткнулся в архиве на директиву ЦК большевистской партии от 8 февраля 1944 года: «...В произведениях украинского писателя и кинорежиссера Довженко А. П., написанных в последнее время («Победа», «Украина в огне»), имеют место грубые политические ошибки антиленинского характера. Ввиду этого ЦК обязывает вас не публиковать произведений Довженко без особого на то разрешения Агитпропа ЦК ВКП(б)».
Вот и все - начальство скомандовало чиновникам: «Фас!», и директива была тут же принята к исполнению редакциями всех газет и журналов, а также направлена партийному руководству всех областей Украины и начальству всесоюзной и украинской цензуры, чтобы Довженко нигде не возник. Так великий режиссер был изъят из профессии на долгие годы - вожди повелели, а ретивые подчиненные исполнили.
Можно цитировать много документов, подобных этому циркуляру. Немало посочиняв и поредактировав за свою жизнь, я мог бы дополнить их случаями из личного опыта, вспоминая, как наши чиновники прибирают к рукам искусство с литературой. Почему бы и нет, если наши литература с искусством столь зависимы от прикорма со стороны власти? Союз писателей, например, получает два с половиной миллиона гривен ежегодно - ну как без этого? Как говорится, кто даму ужинает, тот ее и танцует - чиновники по-хозяйски бдительны, они огорчаются критикой, прижимают непослушных, заклинают не обижать начальников, умученных трудами во славу отчества.
Шелестя бюджетными ведомостями, чиновники отстаивают свое право сортировать информацию на негативную, позитивную, моральную, аморальную и всякую другую. Только они имеют право на произнесение знаменитых фраз: «Народу это не нужно!», «Народ не поймет!». Президенты рекомендуют, а чиновники воплощают эти указания по своему разумению уже много десятилетий подряд.
Недавно американский президент Барак Обама попросил кинодеятелей сократить сцены насилия в фильмах, повысить «содержательную миссию» Голливуда. В унисон с ним Владимир Путин заявил: «Крайне важно обеспечить киноискусству достойную содержательную миссию». Все сказанное верно - в кино действительно стали стрелять слишком часто и во все стороны, но я думаю, кого у нас первым подстрелят после полученных указаний. До Америки мне дела нет, но прекрасно помню, как при прежнем киевском телеруководстве реализовался правильный тезис о том, чтобы отдавать предпочтение передачам на государственном языке. Из эфира изъяли даже интервью Дмитрия Гордона с выдающимися русскоязычными иностранцами...
В России, чья кинопродукция в Украине повседневна, поддакивание пошло немедленно. Услужливый Никита Михалков подчеркнул, что видит кино «государствообразующей отраслью», а министр культуры России дополнил, что надо двигать «нормальные ценности». Так всегда: начальством произносятся общие слова, а за ними следует ретивое чиновничье толкование. Рассуждаю об этом во время, когда украинское кино подрагивает в вечном ожидании денег и полезных реформ, а я в сотый раз задумываюсь, перечитывая старый циркуляр про «антиленинского Довженко», размышляя о том, насколько важно, чтобы не только верховные руководители изрекали верные мысли, но и чтобы за ними шли умные исполнители. У вас есть кто-нибудь на примете?