Михаил ШЕМЯКИН: «Сегодня словом «художник» называют не только живописцев и скульпторов, но и писателей, режиссеров, операторов — да мало ли кого... На правах старшего и более опытного считаю Дмитрия Гордона настоящим художником и не сомневаюсь: от этой прекрасной книги читатели получат массу удовольствия, потому что здесь все настоящее — герои, их истории, мысли и чувства»
Распространенное мнение, что нынешний артбизнес (какое слово поганое!) по прибыльности не уступает торговле оружием и бриллиантами, я не разделяю - думаю, это большое преувеличение, и слава Богу, но, учитывая очень сильную художественную мафию, которая так и обозначается нынче в газетах, рынок это громадный и, наверное, миллиардный. Зачастую там нечестные игры идут, искусственно цены вздуваются, время от времени дельцы попадают за махинации под арест, но, с другой стороны, криминалом попахивает всюду, где солидные деньги крутятся.
Не знаю, как кого, а меня скандал, который вспыхнул недавно вокруг «Одалиски» Кустодиева, купленной российским олигархом на аукционе Christies почти за три миллиона долларов, но оказавшейся подделкой (напомню, что дело дошло до Высокого суда в Лондоне), не удивил. Олигархи - народ не всегда образованный, поскольку заняты преимущественно накоплением капитала, и это, кстати, характерно не только для России - для всех стран, поэтому богатых легче всего обмануть. Самое печальное, что участвовали в этом ведущие эксперты Реставрационного центра имени Грабаря, Третьяковской галереи и так далее, которые за солидную мзду выдавали на фальшивки сертификаты, удостоверяющие их подлинность как произведений искусства.
В этом смысле особенно не повезло антиквариату, но все больше в орбиту криминального артбизнеса втягивается современное искусство. Зачем далеко ходить: сейчас Генеральная прокуратура России, сыщики и следователи разыскивают аферистов, которые создают и продают подделки «под Михаила Шемякина» - дошло до того, что по приезде в один город меня поздравили с прошедшей незадолго до этого персональной выставкой, а когда я увидел документацию, понял, что она состояла целиком из фальшивок: такое возможно только в России!
Я не в восторге от того, что меня называют самым подделываемым современным художником России, да и копируют мои работы не только там - пару лет назад у меня состоялся большой судебный процесс с французским галерейщиком Карпантье, который изготовил 12 серий якобы моих скульптур небольшого формата и успешно ими торговал (трудно сказать, что для него было более серьезным наказанием - штраф на большую сумму или позорище, когда все это показали по телевизору)...
Чтобы не подвергать таких людей искушению, готовлю книгу о фальшивках с фотографиями таких акварелей, картин и скульптур. Надеюсь, она поможет снизить вал подделок, по крайней мере, после ее выхода ценители прекрасного будут знать, что, покупая ту или иную работу, надо обратиться к специалистам или галереям, с которыми я сотрудничаю (чтобы получить сертификат или подтвердить подлинность), либо в мой фонд в Санкт-Петербурге на Садовой, 11.
Помимо всего прочего, я хочу показать, как создается «фальшак». Обычно его авторы берут пять-шесть оригинальных произведений: из одного заимствуют, допустим, фигуру, из второго - голову, из третьего - руки или предметы, а потом все это компилируют на одном холсте (или, когда это акварель, гуашь, на листе бумаги) и то, что в результате получилось, выдают за подлинную работу Шемякина. К сожалению, это не только затрагивает мой карман и бьет по моим финансам, но еще и, как говорят в Украине, наводит тень на плетень, иными словами, позорит меня как художника, поскольку выполнено, увы, плохо.
Фальшивки расплодились во многих сферах российской, да и украинской, жизни: люди едят суррогатные продукты, одеваются в вещи поддельных марок... Даже журналистику эта напасть не миновала - например, недавно корреспондент санкт-петербургской газеты «Смена» опубликовала большое интервью с заголовком «Михаил Шемякин: «Всем бы таких друзей, как я», а в нем якобы моя прямая речь с такими сентенциями, которые у меня бы язык не повернулся произнести (самое главное - эта горе-журналистка интервью у меня не брала).
Что это, если не «фальшак», как говорят художники, в журналистике? Увы, газетная политика в России сегодня довольно грязная - я сталкиваюсь сплошь и рядом с такими ляпсусами, что волосы дыбом встают. Стараюсь уже статей о себе не читать, потому что в каждой из них, даже если попадается иногда и хвалебная, что-то непременно переврано, перекручено...
Чем больше, однако, вокруг халтуры и примитивности, тем выше ценишь подлинную журналистику, которую исповедует автор этой замечательной книги Дмитрий Гордон. Все интервью, не только мое, он подает с большим тактом и одновременно с освещением наиболее любопытных, острых моментов, которые могут заинтересовать, заинтриговать читателя. Поражают его отточенное мастерство и чуткость, которой его коллеги лишены зачастую напрочь, а мне Дмитрий и как человек очень понравился, и то, что у нас получилось, несказанно порадовало - вот чью работу должны взять за образец журналисты, которые хотят работать в непростом жанре интервью.
Пусть это прозвучит банально, но не могу не напомнить: журналистика - профессия исключительно важная и серьезная. Учитывая влияние телевидения, массовой прессы и интернет-изданий, каждый ее представитель может повернуть общество к добру, а может и к злу, и осознание своей личной ответственности за это есть, бесспорно, у нашего чудного Дмитрия Гордона.
Сегодня словом «художник» называют не только живописцев и скульпторов, но и писателей, режиссеров, операторов - да мало ли кого... На правах старшего и более опытного скажу, что считаю Дмитрия настоящим художником, а пожелать ему хочу не только новых выдающихся собеседников, но и заботиться о здоровье, чтобы как можно больше творить и радовать нас своим творчеством.
Не сомневаюсь: от этой прекрасной книги вы получите удовольствие, потому что здесь все настоящее - герои, их истории, мысли и чувства. Напомню лишь в заключение знаменитые слова Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!» и от себя добавлю: остерегайтесь подделок!