Вдова Андрея РОСТОЦКОГО Марианна: «Водопад «Девичьи слезы», у которого сорвался Андрей, так называется неспроста: там и раньше гибли люди. В этом месте очень много подвижных, просто висящих в воздухе камней, — на один из таких он и наступил...»
«Я ПРОСИЛАСЬ В ИХ КОМПАНИЮ, НО РОСТОЦКИЙ СКАЗАЛ: «ТЫ ЕЩЕ МАЛЕНЬКАЯ ДЛЯ ГУСАРСКИХ ВЕЧЕРИНОК!»
- Марианна, историю вашего с Андреем знакомства можно описать строками знаменитой песни: «Мы жили по соседству, встречались просто так»...
- С Ростоцкими мы жили не только в одном доме, но и в одном подъезде - на седьмом этаже. Наши родители дружили, у них было много общего - и те, и другие относились к советской элите. Мое детство связано с космонавтикой: мой папа был одним из основателей и первым руководителем Центра управления полетами, на работе пропадал сутками. Станислав Иосифович, отец Андрея, шутил: «Если у соседей ночью хлопает дверь, значит, готовится новый полет в космос». Все праздники наши семьи отмечали вместе.
Со второй супругой Марианной и дочерью Олей |
- Когда вы в первый раз обратили внимание на Андрея?
- Это случилось на Новый год, который мы встречали у Ростоцких. Мне тогда было 12 лет, а Андрею - 18, но он отнесся ко мне, как к своей ровеснице: поцеловал руку, называл на вы, повел знакомиться с бабушкой и показывать кошку. Потом спросил, пью ли я шампанское. Мне очень хотелось выглядеть девушкой опытной и искушенной, поэтому я ответила утвердительно, хотя на самом деле никогда до этого вина не пробовала.
Спустя какое-то время он пригласил меня на премьеру своей первой картины «Это мы не проходили», чем я была несказанно горда. Мы стали встречаться чаще, но все-таки реже, чем мне бы хотелось. Помню, как он снимался в фильме «Эскадрон гусар летучих» и приезжал домой в гриме Дениса Давыдова - ему для этой роли каждый день завивали волосы. Если не было родителей, в их квартире собирались большие компании. Я просилась к ним, но Андрей только посмеивался: «Ты еще маленькая для гусарских вечеринок!».
- Выходит, занимался вашим воспитанием?
- Но делал это весьма своеобразно, у Андрея было хорошее чувство юмора. Первой книгой, которую он дал мне почитать, была «Манон Леско» аббата Прево - образчик фривольной литературы галантного века. Потом он стал часто бывать у нас в школе. Андрей потрясающе читал стихи, и я немного задирала нос: мол, из-за меня в школу приходит выступать известный актер.
Первая жена Ростоцкого актриса Марина Яковлева |
- Вы уже тогда были в него влюблены?
- Нет, у меня и в школе, и в институте были романы с мальчиками моего возраста. Рядом с Андреем я себя не представляла, мне казалось, что его женой должна быть актриса. Хоть мы и жили практически одной семьей, у них была своя особая, кинематографическая среда.
Потом мой галантный сосед действительно женился на актрисе, я вышла замуж за своего сверстника. Приглашала Андрея на свадьбу, но он не пришел. А Нине Евгеньевне, через которую я передавала ему пригласительный, сказал: «Ничего, все равно мы будем вместе». Откуда он об этом знал?
- Как Ростоцкий-младший сделал вам предложение?
- А предложения как такового и не было. В то время я развелась, а Андрей формально был еще женат. Когда стало понятно, что отныне мы с ним вместе, самой большой проблемой было - как сказать обо всем его родителям. Мои-то родители о наших отношениях знали и верили, что все у нас будет замечательно.
- Неужели Станислав Иосифович и Нина Евгеньевна ни о чем не догадывались?
- Конечно, догадывались, хотя мы старались от них это скрывать. Но Станислав Иосифович очень боялся, что Андрей просто закрутил очередной роман, и это, когда мы с ним расстанемся, испортит хорошие отношения между нашими семьями. Но признаваться все-таки пришлось, мы сделали это после Нового года - 2 января. «Идиоты! - сказал Станислав Иосифович. - Что вы делаете?!». С одной стороны, он, конечно, шутил, с другой - очень серьезно поговорил с Андреем, объяснил, насколько все серьезно и ответственно.
«Андрей как-то сказал: «В кино нас убивают, но мы продолжаем жить. Не дай Бог в жизни так же ошибиться со смертью, подумав, что ты в кино». «Они сражались за Родину», 1975 год |
«В ФИЛЬМЕ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» АНДРЕЙ ФАКТИЧЕСКИ ПОВТОРИЛ ФРОНТОВУЮ СУДЬБУ ОТЦА»
- К тому времени вы уже стали кинокритиком и по статусу соответствовали этой знаменитой кинематографической семье?
- Я выбрала профессию под влиянием семьи Ростоцких. Станислав Иосифович и Нина Евгеньевна уделяли мне очень много внимания, за что я им безмерно благодарна. Не секрет, что родителей мы слушаем далеко не всегда, поэтому если появляются рядом люди, обладающие для нас таким колоссальным авторитетом, это настоящий подарок судьбы. Я днями пропадала у них: общалась с Ниной Евгеньевной, слушала истории Станислава Иосифовича - он был гениальным рассказчиком. Под его влиянием начала много читать (в основном классику - Бальзака, Золя), научилась разбираться в кино.
- О чем мог рассказывать соседской девочке ее будущий свекор?
- О своей жизни прежде всего. Он ведь родом из обеспеченной семьи, рос избалованным, эгоистичным ребенком: до школы все свои желания формулировал исключительно словами «Стася хочет» и «Стася не хочет». И родители очень волновались из-за того, как такое поведение воспримут в школе.
Но одновременно он был очень талантливым. Его способности разглядел сам Эйзенштейн и очень переживал, когда Станислав Иосифович ушел на фронт. Хотя в то время он учился не во ВГИКе, а в ИФЛИ (было такое отделение МГУ) - престижном институте истории, философии и литературы. Там ему дали прекрасное образование, но такие его качества, как патриотизм и любовь к людям, конечно же, сформировались на войне.
Уже после смерти Станислава Иосифовича я разбирала его военный архив и была просто потрясена письмами, которые он писал другу, - вдова того передала их Нине Евгеньевне.
«Конец императора тайги», 1978 год |
- Чем они вас так поразили?
- В них вся история человека, попавшего на фронт. Сначала он испытывал растерянность и жуткую униженность: их там налысо брили, раздевали догола. Стать таким, как все, - для человека творческого это ужасное ощущение. Ежедневно видя вокруг себя смерть, Станислав Иосифович пришел к очень важному пониманию: если он останется в живых, то это будет не случайно - значит, ему на роду написано сделать в этой жизни что-то очень важное. Иначе как понять тот факт, что остальные погибли, а ты нет?
- Он ведь был тяжело ранен под Дубно?
- Непонятно, как Станислав Иосифович выжил: попав под танк, он потерял ногу плюс у него было повреждено легкое. Кстати, в фильме «Они сражались за Родину» Андрей сыграл роль ефрейтора Кочетыгова, фактически повторив фронтовую судьбу своего отца, с тем только различием, что герой Андрея в кино гибнет. Станислав Иосифович умирал в овраге, когда проходящий мимо солдат услышал стон и вытащил израненного парнишку.
Его трое суток волокли в медсанбат. Он много раз просил его бросить, потому что уже не мог выносить нечеловеческую боль, от которой его на время спасала только потеря сознания. И все-таки каким-то чудом его донесли. Правда, ногу пришлось ампутировать. В полевых условиях сделали это не очень удачно - всю последующую жизнь его мучила фронтовая рана, но никто, кроме Нины Евгеньевны, об этом не знал. То, что Станислав Иосифович жил, ежедневно превозмогая боль, им удавалось скрывать даже от нас, близких им людей. Он никогда ни на что не жаловался. Напротив, считал, что в людей надо вселять веру в жизнь вопреки всем тяготам.
- Это касалось и его творчества!
- Вкладывать такой смысл в свои произведения способны только люди, которые сами прошли через многое.
Андрей был единственным ребенком актрисы Нины Меньшиковой и режиссера Станислава Ростоцкого и мог вообще не появиться на свет — из-за перенесенного туберкулеза Нине Евгеньевне категорически запрещали рожать |
Иногда очень интересно бывает поинтересоваться биографией человека, снявшего очередной мрачный фильм. Как правило, он оказывается очень благополучным, не испытавшим в жизни горечи и потрясений. А вот те, кто знает, что такое боль и горе, чаще всего сильны духом и оптимистичны. Таким же был и Георгий Жженов, с которым Станислав Иосифович дружил, - тоже человек колоссальной силищи.
- Как знаменитые родители воспитывали Андрея?
- Они хотели, чтобы их сын вырос настоящим мужчиной, у которого было бы развито чувство ответственности, который никогда бы не жаловался на удары судьбы и сам определял свой жизненный путь.
Но поскольку родители были много заняты на работе, в основном Андрея воспитывала бабушка, мама Нины Евгеньевны. Она его безмерно любила и баловала. Жила бабушка в Богородском, в частном деревянном доме (сегодня это чуть ли не центр Москвы). Помню, поженившись, мы поехали в «свадебное путешествие» к месту, где когда-то стоял бабушкин дом - для Андрея оно было очень дорогим. Там он воду носил, дрова колол - вообще, очень о ней заботился.
- Как-то даже не верится, что речь идет о мальчике из знаменитой и обеспеченной семьи!
- Андрей умел делать абсолютно все, чем, кстати, выгодно отличался от своего отца, который всегда называл себя Епиходовым. У меня сохранились записки, которые он оставлял нам с Андреем на даче под Выборгом. Мог, например, написать: «Хотел сделать яичницу, поставил горячую сковородку на стол и прожег клеенку». А если Станислав Иосифович пытался что-то починить, то разбивал или доламывал вещь окончательно, поэтому вреда от его помощи было больше, чем пользы.
А вот Андрей очень любил все делать своими руками. Мы, например, никогда не звали мастеров ремонтировать квартиру - он справлялся сам. Правда, все делал по своему вкусу, я же могла только восхищаться результатом. Как правило, это было мужское пространство, я бы сказала, дом воина - аскетичный интерьер с оружием на стене.
«ДЛЯ МУЖА БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ИМЕННО Я ГОТОВИЛА ЕМУ ЕДУ, - ОН СЧИТАЛ, ЧТО ЧЕРЕЗ НЕЕ Я ПЕРЕДАЮ ЕМУ СВОЮ ЛЮБОВЬ И ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ»
Станислав и Андрей Ростоцкие |
- Слышала, что вся мебель в вашем доме была сделана его руками?
- В то время в магазинах трудно было что-то купить, а «доставать», как тогда говорили, пользуясь своей известностью, Андрей не очень любил. Считал, что коль скоро у него есть руки, можно и самому смастерить. Сначала он сделал кухню, которая мне очень понравилась, потом спальню. Иногда появление новой вещи в интерьере задерживалось, потому что работа у Андрея зависела от вдохновения, а оно присутствовало не всегда. Когда дело дошло до столовой, в магазинах появилось достаточно много мебели, но я сказала ему: «Нет уж, доделывай все сам! Квартира должна быть в одном стиле».
Конечно, сегодня все это уже не так красиво смотрится. Хотя наша дочь Ольга, которая сейчас живет в квартире, где мы с Андреем когда-то были так счастливы, обстановку меняет избирательно - для нее очень важно, что это сделано папиными руками. Оля вышла замуж за актера, и поэтому, когда я к ним прихожу, мне кажется, что попадаю в прошлое - веселое, шумное и многолюдное.
- Правда, что ваш муж считал себя домостроевцем?
- Андрей был абсолютным приверженцем такой модели семьи, но благодаря присущему ему чувству юмора это не выглядело грубо и кондово. Он вообще был очень легкий, азартный человек, но с абсолютно четкими представлениями о роли мужчины и женщины в семье.
Моя жизнь была подчинена ему, но происходило это без какого-либо насилия с его стороны. Он ничего мне не диктовал, просто был настолько ярким человеком, что иначе я не могла.
- Наверное, каждой женщине хочется подчиняться мужчине, вот только не все представители сильного пола этого достойны.
- Андрей не хотел, чтобы я в нем растворялась без остатка. Наверное, как очень тонко чувствующий человек, он в такие моменты ощущал мое давление и стремился сохранять какую-то дистанцию. По натуре своей он все-таки был одиночкой. Несмотря на огромное количество друзей, он ни с кем, в том числе и со мной, не обсуждал свои внутренние переживания. Муж меня берег и ограждал от своих проблем, все трудности брал на себя.
С родителями. «Они хотели, чтобы их сын вырос настоящим мужчиной, который никогда бы не жаловался на удары судьбы и сам определял свой жизненный путь» |
- А как же его репутация гусара и ловеласа?
- Андрей ни разу не спровоцировал во мне чувство ревности. Я совершенно четко знала, что этот человек никогда меня не предаст. Было у него внутреннее благородство, воспитанное родителями и бабушкой.
- Ваш супруг любил домашний уют?
- У нас, например, был обязательный ритуал совместного ужина. Он очень часто ездил в экспедиции, поэтому, когда находился дома, хотел, чтобы вся семья обязательно собиралась за столом. Такая же традиция существовала и у его родителей, мне это очень нравилось. Если Андрей уставал, мы могли даже не разговаривать, просто сидеть рядом и молчать, но это тоже было общением.
Еще для Андрея было очень важно, чтобы именно я готовила ему еду, - считал, что через нее я передаю ему свою любовь и положительную энергетику. Ни полуфабрикатов, ни чужих рук не признавал. Кстати, он и сам хорошо готовил. Когда мы только поженились, я еще далеко не все умела, поэтому часто муж готовил сам. Через какое-то время я удивленно спросила: «А почему теперь я все время стою у плиты?» - и услышала в ответ: «Ну я же тебя всему научил!».
- И как проходил процесс обучения?
- Когда мы поженились, Андрей снимался в фильме «И на камнях растут деревья», поэтому сразу улетел в Норвегию. А летом мы с ними поехали в Выборг, фактически это и был наш медовый месяц - незабываемое время! Однажды он решил сделать мне сюрприз: «Сегодня мы отправимся на необитаемый остров!».
Вдова Марианна с дочерью Ольгой. «Пока человека помнят, он жив» |
Помню, что мы очень долго плыли туда на лодке, а когда, наконец, добрались, он сказал: «Ну, давай готовить ужин! Доставай, что ты взяла». - «Я ничего не взяла», - растерялась я. «Как, даже чая нет?! - он был в шоке. - На ком же я женился - какая же ты хозяйка?!». Андрей сам поставил палатку, наловил рыбы, поджарил ее тут же на костре, посолил золой и заварил чай из трав. Но для меня это было уроком на всю жизнь: с тех пор я знала, что женщина должна заранее обо всем думать и заботиться.
- Какие блюда ваш супруг особенно любил?
- Из супов - рыбную солянку, он же был заядлым рыбаком. Мог сварить и уху, но почему-то ее не жаловал. Андрей очень вкусно готовил мясо, во время выездов за город шашлык делал только он. Однажды на Пасху Нина Евгеньевна, у которой получались просто потрясающие куличи, куда-то уехала, и Андрей показал мне, как их печь по ее рецепту. Еще он научил меня делать сациви, ну и, конечно, пельмени - пожалуй, самое любимое его блюдо. Андрей очень любил ездить на охоту. Правда, как я впоследствии узнала, не мог выстрелить в живое существо - ему просто нравилась сама атмосфера. Но мясо он всегда привозил...
- Можно сказать, что вы жили душа в душу?
- Что вы, ссорились, конечно! Андрей был человеком очень темпераментным, взрывным, я по натуре более спокойная, но не переношу, когда на меня кричат, - на этой почве мы с ним могли очень сильно разругаться.
Еще я очень уставала из-за того, что у нас в доме всегда было много людей, такую жизнь - на виду - не каждый выдержит. Как-то, когда к Андрею в очередной раз приехали друзья, я не выдержала и уехала к родителям. На следующее утро Андрей примчался и забрал меня обратно. Вообще же, память устроена очень странно - сейчас вспоминается только хорошее.
- По поводу воспитания дочери часто спорили?
- Наверное, это был единственный серьезный повод для ссор, поскольку наши взгляды на многие моменты серьезно расходились. Скажем, когда дочь заболевала, я считала, что надо вызывать врача.
«Конечно, на судьбе актера отражаются его роли...». Ростоцкий в пяти картинах сыграл последнего русского императора Николая II |
Андрей был сторонником нетрадиционных методов: если ангина, значит, надо глотать лед, если температура - принимать холодный душ, а насморк вообще лечить не нужно - пусть организм сам справляется.
Никогда нельзя было предугадать, как он поступит в той или иной ситуации. Как-то Оля принесла из школы двойку. Так знаете, что сказал ей Андрей? «Сегодня самый прекрасный день в твоей жизни - ты заработала первую двойку! Сейчас мы будем это отмечать!». И устроил праздник. Отец старался воспитывать Ольгу так, чтобы она была внутренне свободна, общался с ней на равных, не допускал сюсюканья и называл Ольгой Андреевной - воспитывал в ней достоинство.
Основные его принципы можно выразить в нескольких словах: не жалеть ребенка, готовить его к жизни и тренировать. Андрей учил дочь ездить на лошади, рыбачить. А в последнее время даже брал ее с собой в клубы - он очень любил играть на бильярде.
«КОГДА АНДРЕЙ УПАЛ, ЕГО ПЫТАЛСЯ СПАСТИ ЛИШЬ СОЛДАТ ИЗ МЕСТНОГО ПОГРАНОТРЯДА»
- Андрей и сам увлекался спортом?
- Он был кандидатом в мастера спорта по конному спорту, что очень часто в своих фильмах использовали режиссеры. Для роли в картине «Непобедимый» учился большому самбо и впоследствии профессионально владел этим видом борьбы. Он тренировался каждый день и держал себя в хорошей спортивной форме.
- Насколько я знаю, актер Ростоцкий все трюки в кино выполнял сам...
- В том числе и те, что были связаны с высотой. Дело в том, что Андрей очень боялся высоты и в преодолении своей слабости находил особое удовольствие. Но он никогда не был безрассудным и не рисковал понапрасну.
У него была хорошо развита интуиция: если чувствовал, что трюк делать не надо, ни один режиссер не мог его заставить. Олег Фомин рассказывал мне, как они снимали сцену, во время которой Андрей на веревке спускался с высотки на улице Баррикадной. Сделали пять дублей, и когда Олег предложил сделать шестой, категорически отказался: «Хватит!».
Поэтому произошедшая с Андреем трагедия никак не связана с тем, что он не подстраховался или полез куда не надо.
- Что же все-таки случилось около злополучного водопада «Девичьи слезы» - говорят, Андрей потянулся за красивым цветком?
- Это эффектная легенда, совершенно не соответствующая истине. Думаю, ему просто понравилось красивое место, которое он хотел использовать в картине.
С Владимиром Басовым, Сергеем Ивановым и другими на съемках фильма «Дни Турбиных», где Андрей Ростоцкий сыграл одну из лучших своих ролей — Николку, 1976 год |
А водопад так называется неспроста: там и раньше гибли люди. В этом месте много подвижных камней - кажется, что валун прочно лежит на земле, а на самом деле висит в воздухе. На один из таких Андрей и наступил.
После его смерти там поставили какое-то ограждение и повесили предупреждающую табличку...
- У вас не было никаких тяжких предчувствий?
- К сожалению, нет. Но у Андрея, видимо, были, потому что он уезжал из дома в экспедицию в тот раз не так, как всегда. Муж улетал в пять утра. Я хотела встать, чтобы накормить его завтраком, но он отказался: «Спи, я сам». И все никак не мог уйти, два раза подходил и целовал меня. А утром дочка сказала: «Мам, папа со мной прощался три раза». Это было странно, потому что вообще он прощаться не любил.
- Больше вы его не видели?
- Нет... Накануне его гибели мы с ним долго разговаривали по телефону, и разговор был какой-то светлый, легкий. Жалею, что не попросила его ничего завтра не делать, поскольку была Пасха. Спрашивала, как идет работа, он ответил, что все нормально, но, к сожалению, продвигается не так быстро, как ему бы того хотелось.
Андрей очень долго простаивал без работы и, начав снимать эту картину, по сути, впервые столкнулся с новой съемочной системой, когда нужно выдавать очень много метража за день.
Это были уже телевизионные, сериальные нормы, а он продолжал работать, как в большом кино, - искал правильные точки съемки, долго думал, как выставить свет. Видимо, не укладывался в план, нервничал и торопился. Поэтому в выходной день поехал подготавливать площадку для съемки. Второй режиссер пыталась его отговорить: «Может, отложим на завтра?». Но он не послушал. И сам пошел той тропой, по которой на следующий день должны были пройти актеры.
- Неужели ему нельзя было помочь?
- Никто не видел, как он упал. С актером - его другом они вместе поднялись наверх, но потом разошлись и спускаться начали с разных сторон. Внизу стояли друг Андрея, его двоюродный брат Феликс Ростоцкий, который был на картине художником-постановщиком, и второй режиссер.
Когда Андрей упал, у них был шок. Спасти его пытался только мальчишка-водитель, солдат из местного погранотряда. Он один не растерялся и бросился к нему - попытался поднять, привести в чувство. Впоследствии друзья Андрея поехали в часть, где тот парнишка служил, уговорили начальство демобилизовать его на два месяца раньше срока. Потом привезли его в Москву, накупили каких-то вещей, потому что у него, кроме формы, ничего больше не было. Приезжал он тогда и ко мне, но я была в таком состоянии, что плохо все это помню. Хотя для меня очень важно как-то его поблагодарить.
«ОН СЧИТАЛ, ЧТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИ САМОЕ СЛОЖНОЕ - НЕ ПЕРЕЙТИ ГРАНЬ, ОТДЕЛЯЮЩУЮ ЖИЗНЬ ОТ КИНО»
- Когда происходит такая трагедия - умирает молодой, талантливый, полный сил человек, всегда хочется понять, почему так случилось. Бытует мнение, что есть роли, которые не проходят для актера безнаказанно. Невольно вспоминаешь, что Андрей Ростоцкий в пяти картинах сыграл последнего русского императора Николая II.
- Конечно, на судьбе актера отражаются его роли, и Андрей считал, что психологически самое сложное - не перейти грань, отделяющую жизнь от кино. Он как-то сказал: «В кино нас убивают, но мы продолжаем жить. Не дай Бог в жизни так же ошибиться со смертью, подумав, что ты в кино». Возможно, что-то подобное с ним и произошло.
Кстати, Андрей очень хотел сыграть Николая II у Глеба Панфилова в картине «Романовы. Венценосная семья». И ужасно расстроился, когда пригласили другого актера. Ему казалось, что он про Николая знает абсолютно все. Муж много об этом размышлял, перечитал все, что когда-либо было написано об этой личности. Хотя мне кажется, он расстрелянного императора романтизировал. У нас было очень много портретов Николая II, материалов о нем. Есть даже фотография, где мы - Андрей, Ольга и я - на фоне портрета царской семьи в Ливадии. Когда Андрея не стало, я все это убрала.
- Одна из лучших ролей Андрея - Николка в «Днях Турбиных»...
- Потому что Николка - это тот Андрей, каким он был в жизни. Его одноклассница рассказывала мне, что в детстве он был очень интеллигентным, трогательным. Поэтому его мужицкое начало, даже некая брутальность совершенно не вязались с образом мальчика, которого она знала. Дело в том, что его грубоватость была сознательно наработана, а по натуре своей Андрей был очень тонким, светлым, нежным человеком. Андрей - романтический герой, поэтому, мне кажется, не вписался в перестроечное время.
- Что было самым тяжелым, когда вы остались без него?
- Андрей создавал вокруг меня сказку, в ней я и жила, считая, что так же живут все остальные. А когда его не стало, я вдруг с удивлением поняла: а мир-то, оказывается, другой!
- После всего, что случилось, вы еще больше сблизились с его мамой - Ниной Сергеевной?
- Мы с ней, конечно, практически не расставались. Так случилось, что она уехала в Высоцк. Я должна была через три дня приехать туда к ней, но за это время у нее случился инсульт. До сих пор корю за это себя: думаю, если бы мы были вместе, все бы обошлось. Два с половиной года она была в тяжелейшем состоянии, даже говорить не могла. И знаете, что самое страшное? Накануне, 5 мая, в день памяти Андрея, она сказала: «Когда у человека отнимают все, в том числе и надежду, у него остается единственное - память». И через несколько дней у нее происходит инсульт с полной потерей памяти...
Нина Евгеньевна за короткое время потеряла всех своих мужчин - брата, мужа и сына, а потом еще и эта болезнь. Но она была сильнейшей женщиной: до последнего дня занималась (пыталась писать и говорить), слушала классическую музыку и молитвы, делала гимнастику и придерживалась строжайшей дисциплины. Такими же цельными людьми были и Станислав Иосифович с Андреем.
- Вам не кажется порой, что Андрей где-то рядом?
- Вначале я это очень сильно чувствовала. У меня не было ощущения его смерти, потому что пока человека помнят, он жив. Я поражаюсь тому, какое количество людей приходят к его могиле на Ваганьковском кладбище. А один мотогонщик рассказывал мне, что приезжает туда перед ответственными соревнованиями и получает у Андрея благословение.
На место его гибели, как к Вечному огню, приезжают новобрачные - оставляют там ленточки и цветы. Казалось бы, мрачное место, а они хотят побывать там в один и самых счастливых дней своей жизни. Значит, для этих людей он тоже жив.