Зеркало души
Да и каждый из нас знает, что, встречаясь с человеком, мы считываем первую информацию о его настроении с внешности (хотя в наше время она становится все более переменчивой — по многим причинам).
Не так давно в самолете мое место оказалось рядом с креслом кинозвезды. Звезда (я случайно знал это) на год старше меня, но внешне была прекрасна, я любовался ее профилем и гладкой, бархатной кожей лица. А затем случайно опустил взгляд на поручень кресла и увидел руку, с которой была снята перчатка: старушечью, в коричневых пятнышках, морщинистую. И тут же вспомнилось (тоже случайное знание), что недавно звезда дважды делала пластические операции, изменившие и омолодившие ее внешность.
Все было почти по старинной поговорке, согласно которой до 30 лет человеческое лицо формирует природа, а позже человек создает его себе сам. Правда, авторы этой истины имели в виду, что у каждого своя мимика и за годы эта мимика формирует складки на щеках и лбу, морщины вокруг рта и глаз.
Древние физиономисты по этим складкам умели определять характер и предсказывать судьбу. Сегодня за нашими лицами бдительно наблюдают разве что пограничники, которые определяют не судьбу, а соответствие человека его фотографии в паспорте. Пограничники бросают на человека три взгляда — на лоб, затем на среднюю зону лица — от бровей до кончика носа, а в конце на нижнюю зону — от губ до подбородка, проверяя их соответствие паспортному фото. Это древнейший способ, на такие же зоны разделяли наши лица в незапамятные времена.
Древние японцы уточняли, что лица можно наблюдать в покое и в процессе беседы: информация, полученная от беседующего человека, считалась более достоверной. Много столетий назад на Востоке считали, что верхняя часть лица дает информацию о молодых — до 30 лет — годах и о старости человека. Средняя зона отражает изменения среднего возраста — до 50 лет, а нижняя может многое сказать о преклонных годах. Считалось, что все эти зоны должны меняться сбалансированно, если жизнь человека проходила «без трещин», лицо и тело должны быть гармоничны и соответствовать своему возрасту. По лицу определяли не только судьбу, но и намерения человека (отсюда и восточная традиция маскообразных лиц, не отражающих никаких эмоций, не выдающих планов своего обладателя. Японцы различают «внешнее лицо» — для чужих и «внутреннее» — для своих).
Наука о лицах развивалась не только на Востоке. Первый трактат по физиогномике сочинил грек Аристотель за три с половиной века до нашей эры, древние киевские врачи ставили диагнозы по внешнему виду пациента, а в середине позапрошлого века видный терапевт Захарьин создал целую отечественную клиническую школу, где наблюдение за внешностью пациента возводилось на уровень высокой науки.
С возникновением модного бизнеса и пластической хирургии лица стали уродовать и украшать, снабжать татуировками или делать подтяжки. Если говорить честно, мне жаль людей, которые меняются хирургически (кроме тех, кто спасается от шрамов, полученных при ранении либо после пожара). Мне кажется — и здесь я согласен с предками, — что лицо человека есть зеркало его души, а прячут свои души не всегда хорошие люди. Впрочем, и здесь возможны уточнения: знаменитый хирург-офтальмолог Святослав Федоров рассказывал мне, как к нему на операцию привезли мусульманку, не пожелавшую открыть лицо перед незнакомым мужчиной. А как вы обращаетесь со своим лицом?