В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Стреляли...

Судьба барабанщика

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 11 Июля, 2008 00:00
В украинский прокат вышел фантастический триллер Тимура Бекмамбетова «Особо опасен», который российский режиссер снимал в Голливуде
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

«КАК ВЫЖИТЬ В ОФИСЕ И ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»

Кроткий хлюпик Вэсли Алан Гибсон (Джеймс МакЭвой) работает рядовым финансистом в огромном офисе и барабанит по клавишам компьютерной клавиатуры. Да так, что у него болят мышцы рук. Тем не менее он все равно не успевает сдавать вовремя отчеты малосимпатичной и толстой начальнице Дженис, которая с удовольствием третирует и без того затюканного Вэсли, упиваясь своей неограниченной властью. В офисе царит абсолютная монархия. Все страдают от самодурства Дженис, все ее ненавидят, сплетничают у нее за спиной, но в ее присутствии боятся молвить слово в простоте.

На этом самое интересное в фильме заканчивается. А жаль... Если бы Бекмамбетов пошел по непроторенному пути, сняв психологический ужастик на актуальную тему «Как выжить в офисе и остаться человеком», он мог бы открыть новую страницу в своей творческой биографии. Но он не пошел, и Вэсли человеком, к сожалению, так и не стал. Зато он стал сверхчеловеком и вместо клавиатуры начал барабанить из пистолета, а также других видов огнестрельного оружия.

Как известно, художники в своем творчестве обязательно реализуют собственные страхи, обиды и комплексы. Именно навязчивые психические состояния и разнообразные фобии сделали когда-то Альфреда Хичкока величайшим режиссером, Эдварда Мунка — величайшим художником, а Федора Михайловича Достоевского — величайшим писателем. Но фобия фобии рознь. Одно дело — страх смерти или ужас перед раздвоением личности, а другое — унизительный трепет перед начальником.

Если отбросить невнятные сюжетные хитросплетения относительно устройства мироздания, то «Особо опасен», по сути, представляет собой воплощенную мечту униженного и оскорбленного офисного раба, к которому фортуна не только внезапно повернулась лицом, но и поцеловала его взасос.

«ЛЕЛИК, ТЫ БЫ УШЕЛ ОТ ТАКОЙ ЖЕНЩИНЫ?»

Вэсли повезло так, как может повезти лишь раз в жизни. Его взяли на поруки кровожадные убийцы, поддерживающие сложный баланс добра и зла на планете. С целью охмурить и окончательно выкурить Гибсона из офиса киллеры перевели на его счет три миллиона долларов, чего оказалось вполне достаточно, чтобы отчаявшийся неудачник встал наконец с колен. Первое, что сделал Вэсли, поднявшись, — при всем честном народе объяснился со своей начальницей: «Дорогая Дженис, а не пошла бы ты в жопу!»...

О том, какие метаморфозы могут произойти с заурядным офисным клерком, если неожиданно перевести на его счет три миллиона долларов, по-моему, кино еще никто не снимал. На протяжении веков судьба маленького человека в мировой культуре рассматривалась крайне однобоко. Бекмамбетов первым изменил устоявшийся формат, максимально раскрепостив своего героя и наделив его столь внушительной степенью внутренней свободы, что к концу фильма герой просто не знает, что с ней делать.

Гибсон обрел свободу совершенно случайно, повстречав в супермаркете Анджелину Джоли. Сногсшибательная во всех смыслах красавица научила его драться, попадать в цель не целясь, не плакать по пустякам и прыгать на крыши проходящих поездов. Под чутким руководством Джоли Вэсли здорово возмужал, хотя на первых порах ему пришлось несладко, как армейскому салабону. Поначалу Вэс даже пробовал сопротивляться и объяснять, что «не привык резать людей», но в итоге он все-таки подчинился своей пуленепробиваемой наставнице. Во-первых, идти Гибсону было особенно некуда, а во-вторых, как говорил прекрасный Папанов: «Лелик, ты бы ушел от такой женщины?».

Эта женщина меня тоже поражает... Вроде бы активно пропагандирует семейные ценности, разъезжая по всему миру с мужем Брэдом Питтом, обвешавшись своими и чужими детьми, но в то же время постоянно всех убивает и дерется в кино. Непонятно, чему верить...

Джоли и ее ужасные друзья поведали Гибсону, что в нем течет кровь убийцы. Оказывается, папа Вэсли, которого тот никогда в жизни не видел, входил в некое таинственное братство киллеров и погиб при исполнении служебных обязанностей...

Киллеры, свято блюдущие мировое равновесие, тесно связаны с не менее загадочным ткацким станком, дни и ночи напролет ткущим судьбы человечества. Если станок решает, что кому-либо пробил час отойти в мир иной, убийцы берутся за работу. Работы у них невероятно много. Мне показалось, они практически не отдыхают... За все время Джоли всего раз приласкала Джеймса МакЭвоя, и то между делом, впопыхах, чтобы насолить его бывшей подружке.

Честно говоря, после незабываемого продолжения «Иронии судьбы» я наивно полагала, что Бекмамбетов уже мало чем сможет удивить массового зрителя. Разве что вместо Константина Хабенского начнет приглашать к себе на главные роли Константина Эрнста. Но Бекмамбетов пригласил Анджелину Джоли и еще раз удивил.

По большому счету, пытаться анализировать этот специфический российско-голливудский экшн — все равно что пробовать объяснить поведение человека, пришедшего на шахматный турнир с шашками и решившего сыграть в Чапаева... Видимо, наступил момент, когда Тимур Бекмамбетов, как и его горячий парень Вэсли Гибсон, способен позволить себе все, послав весь современный кинематограф туда, куда Вэсли послал свою начальницу Дженис.

ВОТ ТАК И ПОГИБАЮТ ХОРОШИЕ АРТИСТЫ...

Когда крысы с датчиками на спине побежали взрывать логово киллеров, которые, на самом деле, вовсе не поддерживали равновесие добра и зла, а занимались обычными убийствами, я вспомнила старый глупый голливудский фильм про вурдалаков. Противные кровопийцы нападали на людей, зверски выпивая их кровь и заедая внутренностями, и спасу от них не было никакого. Никто не знал, как избавиться от жизнестойких монстров, пока кому-то не пришло в голову палить в них из водяного пистолета...

В непостижимом зрелище Тимура Бекмамбетова особо опасному Вэсли Гибсону, пожалуй, только водяного пистолета не хватает, чтобы одержать сокрушительную победу над злом.

Кто бы мог подумать, что мелкий офисный служащий заткнет за пояс мафию профессиональных убийц? Кто бы мог подумать, что взрослые люди всерьез способны заниматься подобной чепухой? Кто бы мог подумать, что одного из лучших российских актеров Константина Хабенского будут использовать на подтанцовках у очень плохой актрисы Анджелины Джоли и она станет делать ему искусственное дыхание рот в рот, дабы спасти от тяжелого пулевого ранения? Искусственное дыхание при тяжелых пулевых ранениях не помогает. И рот Джоли не вернул к жизни героя Хабенского. Вот так и погибают хорошие артисты...

Сперва их выманивают из театра, затем очаровывают монтажными склейками, потом склеивают из склеек звезду, после чего поверх звезды напяливают серую шапочку и пускают горлом кровь...

В отличие от Хабенского, которого Бекмамбетов последние годы повсюду возит с собой, словно визитную карточку в портмоне, у Джеймса МакЭвоя есть шанс уцелеть. Америка не Россия, и в Голливуде хорошим актерам шанс остаться в живых выпадает девять раз из десяти. Пока же МакЭвой засел на чердаке с очень мощным оружием. Он больше никогда не вернется в офис к своим финансовым отчетам, никогда не станет доверять людям и вообще с ними связываться. Он просто будет их отстреливать по мере надобности. «А что ты сделал для себя полезного в последнее время?!» — угрожающе обращается к зрителям в финале бывший офисный барабанщик Вэсли Гибсон. Даже не знаю, что ему ответить... Просто пойду и куплю водяной пистолет.




Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось