Василий АКСЕНОВ: "Из СССР меня вышвырнули, а до этого угрожали. Вполне конкретно - обещали убить"
Василий Павлович Аксенов родился в 1932 году в Казани. Его родители были репрессированы. Многие хорошо помнят "Крутой маршрут" - роман матери Аксенова Евгении Гинзбург о сталинских лагерях.
"ОКЕАНОЛОГ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА КУПИЛ ЗА РУБЕЖОМ "ОСТРОВ КРЫМ", В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ЕГО ПОСАДИЛИ НА ТРИ ГОДА"
- Василий Павлович, об этом уже много написано, но я не могу не спросить: что вас заставило эмигрировать?
- Я никогда не был эмигрантом. Меня просто вышвырнули из СССР. А до этого угрожали, причем не так, как многим, а вполне конкретно - убить обещали.
- Эти гонения были вызваны вашей причастностью к изданию альманаха "Метрополь", вокруг которого в конце 70-х разгорелся скандал?
- Дело не только в "Метрополе"... Альманах стал серьезной вехой для всех его участников: для Беллы Ахмадулиной, Андрея Битова, Фазиля Искандера, Виктора Ерофеева, - однако они в стране удержались. И ладно бы я там оказался главным зачинщиком - нет, я был лишь одним из его создателей. Но с репутацией неблагонадежного мои романы "Ожог" и "Остров Крым" выходили исключительно в самиздате и были запрещены цензурой. А тут еще мои произведения начали появляться за рубежом, альманах издали в Штатах. В 1979 году меня исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов. А 22 июля 1980 года мы с женой уехали в США. Вскоре нас лишили советского гражданства. Вернулись через 10 лет.
- Когда покидали родину, с чем труднее всего было расстаться в СССР?
- Со средой московской интеллигенции. И главное - была ностальгия по уходящему времени.
- Тогда ностальгия, а сегодня что вас особо волнует?
- Исключительно писанина. Между прочим, я графоман и жить не могу без писательства. Когда закончил "Кесарево свечение" (для меня это оказался итоговый роман ХХ столетия), постановил: "Все, хватит. И так навалял - будь здоров. Пора завязывать". Так что вы думаете? Даже не заметил, как через несколько месяцев засел за "Вольтерьянцев".
- Это правда, что в 80-е годы за хранение вашего "Острова Крым" давали три года?
- Правда. Я лично знаком с океанологом из Владивостока, который за рубежом купил в русской лавке этот роман, на него стукнули, в квартире устроили шмон. В результате человека посадили именно на три года. Не так давно мне рассказали, что после одной из пресс-конференций в Киеве меня назвали русским агентом. Уверен, когда вернусь из Севастополя в Россию, меня объявят уже украинским агентом. А все потому, что я совершал утренние пробежки по крымским дорожкам в футболке с надписью: "Ukraine".
- Пресса не раз сообщала о попытках экранизировать ваш роман "Остров Крым". Мы когда-нибудь увидим хоть одну из версий?
- В работу действительно были запущены аж пять проектов. Каждый из них доходил до какой-то критической отметки, а затем увядал и разваливался. Судя по всему, камнем преткновения стали финансы. Хочешь не хочешь, но, учитывая специфику романа, фильм получится дорогой. В съемках нам здорово могли бы помочь два флота, базирующиеся в Севастополе, - украинский и российский, увы... Приглашать надо серьезных актеров, а вы знаете, какие у них сегодня гонорары. Ежели рассчитывать на коммерческий успех на Западе, необходимо участие зарубежных звезд, а это суммы и вовсе запредельные. И все-таки я надеюсь на лучшее. Сценарий экранизации написал так, словно заново роман переписал. Мне даже кажется, он получился лучше первоисточника, хотя я совершенно не настаиваю, чтобы в основе фильма лежало именно мое сочинение.
![]() Фото Василия БАТАНОВА |
- Кто режиссеры несостоявшихся проектов?
- Один из них - классик российского кинематографа Владимир Наумов, который в свое время в соавторстве с Аловым снял "Бег", "Скверный анекдот". Были и другие, не самые плохие варианты. Но найти режиссера легче, чем деньги...
- В свое время автор знаменитых "Окопов Сталинграда" Виктор Некрасов рассказывал, что западные издатели требовали от литераторов, покинувших СССР, писать исключительно о прошлом страны Советов. Мол, наше мнение об их образе жизни никому там не интересно. Вы с таким отношением сталкивались?
- Постоянно! У них выработалось некое странное клише: дескать, все русские грубы, неотесанны, недоделаны. На Западе совершенно не интересуются культурой современной России, представления о русской литературе остались на уровне "Братьев Карамазовых" и "Войны и мира" - по таким сюжетам они в охотку снимают свое кино. Правда, сегодня этот перечень пополнился за счет "русской мафии". Здесь обязательно показывают страсти-мордасти, резню, как кто-то кого-то придушил, стакан сожрал, вдали - фоном! - бренчат бубенцы. Все русские мафиози пьяные, страшные, цепями обвешанные и думают об одном - кого бы зверски зарезать. На Западе таких элементарных вещей, как превращение полуострова Крым в остров, не понимают. Поэтому нужно хорошо подумать, стоит ли нам со своей культурой пробиваться в их мир или лучше туда не соваться.
- Сколько лет вы преподавали в американском университете?
- 24 года. Приехал в 80-м и сразу же начал работать. Университет - моя главная удача на Западе и лучшая часть американской эпопеи. Я всегда начинал учебный год с колоссальным наслаждением. Каждый семестр передо мной усаживалась новая группа студентов. По грубым подсчетам, через мой класс за это время прошло три тысячи молодых американцев - совсем не мало.
- Какие дисциплины преподавали?
- В Америке с меня никто ничего не требовал. Я сам придумывал темы, сам их менял. Одна называлась "Современный роман. Упругость жанра", другая - "Гоголиана". Для младших курсов ввел курс под названием "Образы утопии в русской культуре начала ХХ века".
"РУССКИЕ ОЧЕНЬ БЛИЗКИ К НЕГРАМ"
- Вы, когда начинали писать на английском, в совершенстве владели языком?
- На английском я написал ровно один роман - "Желток яйца". В этом плане все сложилось стихийно. Понятное дело, в университете приходилось разговаривать только на английском. С целью самоусовершенствования начал сам для себя записывать в отдельный альбомчик некие воображаемые диалоги, затем словесные изображения. И вдруг с удивлением обнаружил, что получилось нечто вроде законченного конспектика. Вошел в раж и... написал роман. Для прочтения давал его местным друзьям. Они поправляли, редактировали. Я что-то принимал, от чего-то категорически отказывался. В результате вышла англоязычная книга.
- Многие писатели, вернувшись из эмиграции, с трудом привыкают к российской действительности. Как проходил этот процесс у вас?
- Я вернулся и неплохо себя чувствую. Правда, в Москве работать невозможно - постоянно звонит телефон, осаждают журналисты, поэтому приходится частенько летать во Францию, в Биарриц. Там нет отвлекающих факторов. Сажусь и пишу, на полную катушку тружусь. У меня уютный садик, океан метрах в 600 от дома, если по прямой.
Что касается других эмигрантских писателей, они действительно со скрипом привыкают к родине. К примеру, чех Ежеф Шковерецкий (настоятельно советую вам его прочесть) - один из беглецов 1969 года, живет в Торонто. Так вот, он до сих пор не может переступить через себя и вернуться домой. Хотя, с другой стороны, этот вопрос сейчас не стоит столь остро, как раньше. Какая разница, где живешь, куда возвращаешься? То, что с нами сейчас происходит, не эмиграция - миграция. Многие едут за рубеж в поисках работы, мужа, и окружающие ничего предательского в этих обычных человеческих поступках и желаниях не усматривают.
- Какое у вас гражданство?
- У меня их два - российское и американское. Во Франции 11 лет жил вообще без всякого гражданства. С собой была лишь грин-карта и проездные документы. Бюрократия есть везде, но во Франции она развита особо сильно. Неслабые чиновники обитают в Америке, и все равно они не столь лютые, как на Лазурном побережье.
В нашей группе профессоров служил чернокожий историк Роджер, в прошлом член правительства. Как-то я не выдержал: "Роджер, ты здесь всех знаешь. Будь другом, устрой мне американское гражданство". - "Ноу проблем". Вскоре меня вызвали в комиссию по визам и в торжественной обстановке вручили сертификат о том, что я являюсь гражданином Америки. Проходит ровно неделя, раздается звонок из агентства: "У нас приятная новость. Мы решили дать вам американское гражданство (это они наконец-то удосужились рассмотреть мои многострадальные документы)". Я и объяснил популярно, что гражданство мое уже несколько дней как существует. Так что следующее по счету они вправе отдать любому жаждущему.
- В Америке не угасло ваше давнишнее увлечение джазом?
- Нет, конечно. Джаз - это мои рассказы. Саксофонист Леша Козлов, мой старинный друг, на полном серьезе утверждает, что русские очень близки к неграм. И впрямь, мы с ними практически в одно и то же время получили свободу от гнета и крепостного права, с помощью импровизации всегда стремились к свободе. Джаз - это колоссальный творческий толчок для моего поколения. Недаром в романе "Москва-ква-ква" я описал первых джазменов, их фанаток. Это мое прошлое. Звуки и ритмы джаза, которые мы тогда вылавливали из загрязненного эфира, как бы втолковывали и обещали: "Ребята, не надо готовиться к лагерям. Готовьтесь к другой, нормальной, нетюремной жизни".
"СЫН НА ВСЕ ВОПРОСЫ В КАРТИНЕ "МОСКОВСКАЯ САГА" ОТВЕЧАЛ ТРЕХЭТАЖНЫМ МАТОМ"
- Недавно по телевидению с успехом прошла экранизация вашей "Московской саги". Вам картина понравилась?
- Для тех, кто не читал роман, это кино хорошее, для тех, кто читал (а я к ним тоже отношусь), - плохое. Там упущено огромное количество романных возможностей. Но во всех промахах присутствует моя вина. Когда начались съемки, я преподавал в Америке и был крайне занят. Если бы всерьез занялся сценарием "Саги", не написал бы ни "Сладостного стиля", ни "Кесарева свечения". Надо было выбирать: либо отдать права, либо писать сценарий самостоятельно. Я выбрал первое. Права у меня купили, причем заплатили очень мало. (Смеется).
Каюсь, наведываясь в Москву, я редко заходил на съемки. Пока однажды не заметил, что они, оказывается, снимают вообще без сценария. Заподозрив неладное, поинтересовался: "А где, собственно, рукопись?". Тут же на площадке начался обычный хипеш: "Где сценарий? Кто его видел последним? Так вот же она пришла, эта женщина. Сейчас допишет пару диалогов для новой сцены". Мой сын Алексей - он работал в картине арт-директором - на все вопросы насчет съемочного периода отвечал исключительно трехэтажным матом.
- Это правда, что вы сами написали музыку к фильму, а композитор Журбин ее переиначил?
- Специально ничего я не придумывал - так, напевал что-то для себя... И написал на листочке: "В ритме вальса-бостона". Журбин не обратил на пометочку внимания и создал свою народную штучку. Говорят, получился хит.
- А какова судьба экранизации по вашему рассказу "Жаль, что вас не было с нами".
- Картину собрался снимать Евгений Гришковец. Шуму в прессе наделали немало, но ничего не вышло. Между прочим, я к таким вещам привык. Сегодня частенько наведываюсь в Россию. Гляжу - один с наполеоновскими планами приходит, другой, третий... А затем они куда-то бесследно исчезают. Не ловить же мне их по всей Руси великой, правда? Из категории неуловимых режиссеров оказался и Женя Гришковец. Приехал в гости вместе с другом-олигархом. Дескать, познакомьтесь, он нас будет субсидировать, ну и так далее. Я согласился: "Дерзайте, ребята". После чего они, как и другие, растворились в неизвестном направлении.
- В прошлом году вы были председателем жюри известной литературной премии "Букер". Правда, что остальные члены ареопага "прокатили" предложенного вами номинанта?
- Отечественные литераторы долгое время демонстративно не принимали меня за своего: дескать, уехал на Запад, живет там на всем готовом, имеет открытый счет в банке. Мне, если честно, не привыкать - Аксенова всегда опустить старались: мол, исписался, потерял чувство слова... В свое время мои товарищи пробовали выдвинуть меня на всевозможные писательские премии, так их заявки даже не рассматривали. И все равно я чувствую себя в России комфортно. Тут все до боли знакомо, даже интриги. А "Букер", полученный мной пару лет назад, символизировал возвращение блудного деда на родину. Мое дальнейшее участие в его жюри - некое алаверды за признание своим.
Так вот, за прошлое лето я прочитал 68 романов, выдвинутых на соискание этой премии. В большинстве своем номинанты оказались слабые, и только "Каблуков" Анатолия Наймана потряс меня до глубины души. Члены жюри вступили в нечто вроде сговора против меня - назвать это заговором как-то слишком. В результате я проиграл со счетом 4:1.
"Каблукова" дружно потопили и дали первую премию Денису Гуцко за роман "Без пути-следа". Этот Гуцко мне активно не понравился, хотя первая треть романа написана неплохо. Дальше идет сплошное разжижение. Он вроде бы вывел свою крепкую формулу, а затем начал ее разбавлять. Причем не "Боржоми", а водой без газа. Название вполне соответствует действительности - нет у этого бестолкового произведения ни пути, ни следа в литературе. И язык какой-то не наш. Я лишь потом понял, что автор - некий репатриант, сам русский, но выходец из Грузии.
Говорят, он имеет военный опыт, но я его вещи про Афган не читал. Возможно, они лучше...
"ВЫСОЦКИЙ ОБСУЖДАЛ СО МНОЙ ВАРИАНТЫ СВОЕЙ ЭМИГРАЦИИ"
- Вы были дружны с Венедиктом Ерофеевым... Отношение к нему и сегодня, через много лет после его ухода, противоречивое.
- Веничка Ерофеев - человек величайшего таланта, но, к сожалению, несостоявшейся писательской судьбы. Он был одарен от Бога и при этом целенаправленно себя сжигал. В нем тикал механизм, заведенный на самоуничтожение. Он никак не мог остановиться, продолжал жизнь своего героя. О Ерофееве трудно говорить как о классике, поскольку все Веничкино наследие умещается в книгу с палец толщиной. Это несерьезно. Хотя его вещи талантливы и здорово подхвачены людьми пьющими. Произведения вдохновляли таких граждан на новые подвиги. А я тогда тоже был человеком здорово злоупотребляющим, тем не менее без ложной скромности скажу: к главным работам Ерофеева подтолкнула моя повесть "Затоваренная бочкотара".
- Что можете сказать по поводу Сергея Довлатова?
- У Сережи, увы, тот же случай. Веничка, он ведь никогда никого в жизни материально не обеспечивал, не поддерживал, жил только для себя. А Сереге надо было содержать две семьи. В Америке он работал на радио "Свобода", постоянно что-то писал. Потенциально мог стать грандиозным писателем. Когда я прочел довлатовский "Заповедник", понял: этот человек в одном шаге от написания большущего романа. К сожалению, сделать такой шаг он не успел.
Сергей был у меня за полгода до смерти. Собралась компания, все выпивали. Но не по-русски, по-европейски - немного вина. А Сергей ни разу даже не пригубил вина. Шепнул тихонько на ушко: "Врач предупредил - если в течение полугода хоть раз развяжу, сам себя убью на месте". Так оно и получилось. Сейчас в России стало модно носиться с его рассказами. А когда Сергей жил на родине, никто его не знал, не печатал. Почему - непонятно: в свет выходили куда более жесткие вещи. Судя по всему, у какого-то чиновника в голове отключилась определенная кнопка. А вот в Америке, неожиданно для всех и даже для себя, он вдруг стал известным.
У Довлатова была американская переводчица, вхожая в журнал "Нью-Йоркер". Напечататься там - все равно что в СССР получить Героя Соцтруда. И в этом издании один за другим стали выходить его рассказы. Он быстро приобрел известность, ему выплачивали большие гонорары. Судя по всему, стиль Сергея точно совпал с минималистическим трэндом в американской литературе. Иными словами, это было то, что в России когда-то писал Михаил Зощенко. Им нравилась довлатовская недоговоренность, острый, ненавязчивый юмор.
Я его очень любил и никогда не видел пьяным. В моей памяти Сережа остался большим питерским интеллигентом, преданным литературе. Без нее его не существовало. Он был беременен колоссальным романом, четко двигался к нему навстречу. Но эта ужасная история прервала движение. Я не понимаю сегодняшнего истерического раздувания его имени в России. Из Довлатова лепят топорный, халтурноватый монумент. Кому и зачем это нужно?
- Вы были дружны и с Владимиром Высоцким. Как думаете, почему он не эмигрировал?
- Володя не стал эмигрантом лишь потому, что умер раньше времени. Ему надоели бесконечные унижения, собственная однобокая слава, когда, с одной стороны, народ кричит о своей любви, а с другой - ему запрещено самое элементарное - выпустить афишу концерта. Со мной Володя всерьез обсуждал варианты своей эмиграции. У Высоцкого была идея фикс - создать в Нью-Йорке Культурный центр и русский клуб.
- Вы обмолвились, как в эмиграции зарабатывал Довлатов. А сами могли бы прожить в чужой стране исключительно литературным трудом?
- Это сложный вопрос. Помню, Лимонов, когда он еще в Америке жил, хвастался: дескать, все здесь заделались учителями, бизнесменами, один я правильный - живу исключительно на гонорары. Правда, Эдичка не уточнил, сколько человек находилось у него на иждивении. Думаю, ни одного. Скорее всего, ему самому кто-то помогал. А мне всю жизнь приходилось поддерживать близких, поэтому я активно преподавал в университете. Но один, безусловно, прожил бы и на гонорары.
- По вашему мнению, какая литература пользуется сейчас особым спросом в России?
- В начале 90-х казалось, что люди больше никогда и ни за что не будут читать ничего достойного. Слава Богу, сегодня крен пошел в сторону настоящей прозы. Само собой, по продаже лидирует коммерческая литература. Так ведь и для серьезных произведений все равно остается место. Сужу хотя бы по своим книгам - тех же "Вольтерьянцев" продано 70 тысяч. Это нормально.
- Детективы Устиновой, Донцовой, Марининой, Дашковой покупаете?
- Поймите, я не ханжа, просто не люблю детективы. Даже Акунина не в состоянии осилить, хоть он отлично пишет. Читал "Турецкий гамбит" и ловил себя на том, что по ходу сочиняю собственный сюжет. Но моя нелюбовь к этому жанру ни о чем не говорит. К примеру, моя жена, большая поклонница классической литературы, философских трактатов, детективы читает запоем. Говорит, это действует умиротворяюще. Кстати, она далеко не первая так утверждает. Значит, Устинова, Маринина и Дашкова - писатели-терапевты. Детективы успокаивают, а серьезная литература будоражит.
- Раньше вы везде и повсюду ездили со своей супругой Майей Афанасьевной. Почему сейчас она не с вами?
- Да потому, что она немолодой уже человек. К тому же собачка наша породы тибетский спаниель тоже находится не в самом юном возрасте. Если ехать всем вместе, значит, опять тащить за собой несчастного пса. А он и так вечно с нами по всем странам и континентам разъезжает. К примеру, 15 раз пересек Атлантику. В самолетах к нему обязательно цепляются стюардессы, дескать, пес тяжелый, на два килограмма больше нормы. Предлагают засунуть его в багаж. Ну уж нет, дудки. В таком случае лучше я один буду от вас, журналистов, отстреливаться!


Василий АКСЕНОВ: "Из СССР меня вышвырнули, а до этого угрожали. Вполне конкретно - обещали убить"
Певицу Жасмин могут посадить на шесть лет, а ее мужа, бизнесмена Семендуева, - на два года
Ротару требует принудительного лечения поклонницы
Кармен Электра прогнала мужа-изменника
Внуку Пугачевой подарили остров
Маргарет Тэтчер жива, а в Британии спорят, за чей счет ее хоронить
Мелу Гибсону грозит тюремное заключение
"Мать" Гарри Поттера Джоан Роулинг уже миллиардерша!
Наташа Королева боится голодать после того, как модель Луисель Рамос умерла от истощения прямо на подиуме
Софи Лорен не стареет благодаря ваннам с оливковым маслом, а Дэвид Копперфилд - багамскому фонтану вечной молодости
Валерия знает, что добилась бы успеха в порно
Наталью Крачковскую подвело сердце, Андрея Соколова - желчный пузырь
Дженнифер Энистон обвенчается на пляже
Хуже всех звезд одет сын Бритни Спирс
Человек или голая обезьяна?
Нелли Уварова стала украинской телеведущей
"Татушка" Юля Волкова потеряла ребенка
Лидер "Браво" Евгений ХАВТАН: "То, как я уживался с Агузаровой, - тема моей диссертации"
"Варвара-краса" Татьяна КЛЮЕВА: "На рынке я с утра до вечера сидела на корточках: помогала покупателям завязывать шнурки, и вдруг женщина злобно бросила мне в лицо: "Ну что, Варварушка, докатилась?"
Бывший "блатной" Виталий К.: "Уголовники - люди чести"
Король вальсов, композитор Яков ЦЕГЛЯР: "В передовом колхозе имени Сталина Хрущев решил сделать музыкальную студию. Мы привезли штук пять фортепиано. "О, якесь картопляно привезли", - встретили нас сельские жители"
Актриса Театра имени Франко Людмила СМОРОДИНА: "Галкин заметил: "Полюбуйтесь, Алла Борисовна: звезда - вы, а на руках Смородину носят"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги