«Спасибо, что живая...»


СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА ЯВНО СПУТАЛИ БАЛКАНЫ С РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКОЙ
Честно говоря, мне как-то слабо верится, что юные сербы, болгары и македонцы в 20-е годы прошлого века штудировали в классе Есенина. Но что поделаешь, если, по мнению режиссера Сергея Борчукова и российского Первого канала, чей заказ он выполнял, снимая сериал, это именно так? Иногда кажется, что о Балканах - не только первой половины XX столетия, но и вообще - создатели фильма знают так мало, что путают эту местность с какой-то российской губернией, столь отдаленной и забитой, что о ней нечего и почитать. Как, собственно, и о Ванге, о которой и при жизни, и после смерти выходило и выходит множество книг, статей, документальных фильмов... Ведь команда, снимавшая сериал, умудрилась допустить столько ляпов, что по ним пора писать научный труд.
Начнем с простейшего, элементарного, с того, что есть во всех справочниках и Википедии в придачу, - с фамилии бабы Ванги (полное имя, слава Богу, в картине звучит правильно - Вангелия). Я не знаю и не берусь гадать, кто придумал некую гражданку Пандову, но в девичестве Ванга была Димитрова. Пандева - не фамилия, а отчество, образованное от имени ее отца Панде. Все равно что Пандевна, если уж совсем по-русски. А вот Пандова, через «о», - это, видимо, что-то зоологическое, с пандами связанное...
Фамилию провидицы по мужу - Гуштерова - тоже исказили, превратив в Гущерову и совершенно не подумав, что у болгар этого не может быть, потому что не может быть никогда: «щ» они произносят практически как старославянское «шт». Детально, подробно, научно и занудно вам объяснит это любой филолог-славист, и очень странно, что над таким мощным, заранее анонсированным и хорошо распиаренным проектом, как сериал «Вангелия», он как следует не поработал.
Можно было, конечно, поинтересоваться еще и историей медицины, в частности тем, как и чему учили слепых в спецшколах того времени, потому что вряд ли учительница водила детей, находящихся в страшной депрессии оттого, что они стали калеками, и думающих о самоубийстве, в сад и говорила им, незрячим: «Видите, это такой цветок, а это - вот такой...». Или же давала в руки ножи и вилки, чтобы учились сервировать стол. Ну, или хотя бы над таким вопросом стоило задуматься: а не странно ли, что болгары и сербы в кино общаются по-русски, причем почему-то совсем без акцента, а немцы ужасно кривляются, делая искусственный акцент и изо всех сил пытаясь показать, что этот язык для них не родной? Пускай бы уж тогда и балканские жители на свой лад коверкали...
Весьма «правдоподобно» также то, что пресс-секретарь президента Ельцина Сергей Медведев едет к бабе Ванге в компании с простой студенткой Варежкиной, и эта самая Варежкина звонит ему, как своему родному дяде. И что в день смерти Сталина Ванга всю ночь не спала - так мучилась и металась, предчувствуя вселенскую катастрофу. И что Гитлеру прямо в лицо, стоя в своем сельском домике (в фильме, кстати, упорно делают из болгарских сел «деревни», что тоже веселит душу и радует слух), сказала: «Оставь Россию в покое! Ты проиграешь эту войну» - и фашисты не только не расстреляли и не арестовали провидицу, но и, возглавляемые самим фюрером, помчались по ее «наводке» на другую улицу конюшню искать. «Там рожает кобыла, у нее будет рыжий жеребенок с белым пятном на лбу», - пророчит Вангелия, и Гитлер воодушевляется: «Посмотрим, что там за кобыла!». Жеребенок и вправду оказался рыжим и с белой «звездой». А вот кобыла, судя по всему, была сивая...
В ГРИМЕ НЕЛЬЗЯ УЗНАТЬ ЯКОВЛЕВУ, НО НЕЛЬЗЯ УЗНАТЬ И ВАНГУ
Никаких свидетельств того, что глава Третьего рейха посещал Вангу, нет, и сцена эта от начала до конца выдумана сценаристами - наверное, уж очень нужно было показать, что ясновидящая верила только в победу русских, даже когда нацистская Германия с ними еще не воевала. И называла возглавляемую любимым Сталиным страну исключительно Россией, когда весь мир знал ее как Советский Союз. Старый прием, кстати. Избитый. Вдоль и поперек применен в «Тарасе Бульбе» Бортко, где атаман запорожских казаков воюет за Русь (еще Киевскую, что ли?) и «товарищей»...
Отнюдь не новье и пресловутый пластический грим Елены Яковлевой, сыгравшей Вангу 50-85 лет: такое уже проделывали с Безруковым, когда снимали «Высоцкий. Спасибо, что живой». Так же, как и Сергей Витальевич, Елена Алексеевна несколько часов в день мучилась, когда этот сложнейший, в течение трех месяцев разрабатываемый, грим накладывали, так же жила по 12 часов в сутки в чужой маске, рискуя нанести непоправимый вред собственному лицу, и даже с завязанными глазами по площадке бродила, чтобы лучше понять, как ясновидящая прожила больше 70 лет с закрытыми...
Но результат, к сожалению, получился ничуть не лучше, чем у Безрукова: спасибо, что живая... В гриме действительно нельзя узнать Яковлеву, но нельзя узнать и Вангу: какое-то страшное, испещренное шарпеевскими складками лицо, ненормально большое, отталкивающее, искусственное, будто перед нами не человек, а робот, говорящая восковая фигура в натуральную величину. Причем говорящая не как Ванга в документальных фильмах, а как бабушка из скетчкома «Одна за всех», которую играет Анна Ардова.
ПОЛУЧИЛИ ТО, ЧТО ПОЛУЧИЛИ
Ходят слухи, что на роль пожилой провидицы приглашали Римму Маркову и Инну Чурикову, однако первой играть «бесовщину» запретил духовник (церковь до сих пор не признает ни Вангу, ни храм, который был построен на ее деньги в Болгарии), а со второй накануне съемок произошел несчастный случай: сломала обе руки. Вот и утвердили Яковлеву, и придумали ей жуткую маску, и получили то, что получили. Но это, к сожалению, далеко не единственный просчет создателей фильма.
Если уж продолжать о роли Ванги говорить, то совершенно непонятно, зачем понадобилось задействовать пять актрис. Ну ладно две девочки - одна играла совсем маленькую, вторая - 12-летнюю, это как раз тот возраст, когда Ванга попала в вихрь и потеряла зрение. Но потом аж три раза меняется взрослая героиня! Сперва ее играет 27-летняя Наталья Николаева, затем - 32-летняя Ирина Рахманова, которую постепенно заменяет 52-летняя Яковлева. Причем Николаеву Яковлева почему-то озвучивает, Рахманову - нет. Николаева, представлявшая Россию на конкурсе «Мисс Вселенная-2005», на Рахманову совершенно не похожа и явно на голову, если не на две, выше. А вот разница в возрасте у них несущественная, и можно было бы вполне обойтись одной актрисой, которая сыграла бы Вангу и в 20, и в 30-40.
Точно так же непонятно, зачем вообще нужны в сериале Варежкина, Медведев, Ельцин, русская подруга Ольга с мужем-разведчиком, которого играет востребованный, но очень средний актер Анатолий Белый, и Гитлер в исполнении Игоря Ливанова со съехавшими набок усами. Неужели, чтобы зрителю хотелось встать и их поправить, дабы солидный, в общем-то, человек не выглядел совсем уж как Чарли Чаплин в немом кино?
...По легенде - судя по всему, такой же, как о приезде фюрера, - Ванга якобы предупредила: не снимайте, мол, обо мне кино, люди добрые, все равно ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Или даже запретила это делать - точно никто не скажет. А на съемочную площадку сериала однажды рой пчел прилетел. И покусал лишь одного человека - режиссера Борчукова. «Это тебе от бабы Ванги привет», - шутили его коллеги...