Экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей КУЧЕРЕНКО: «Гей-парады и прочее — это хорошо, но давайте ЖЭКами займемся, диспетчерскими!»
(Продолжение. Начало в № 39)
«Бизнес и политика несовместимы — это аксиома!»
— Вот вы говорите, что люди сами должны заниматься управлением своих муниципальных компаний и «давить снизу». А если они не хотят организовываться в ОСМД, кто это будет делать? И кто должен надавить сверху, чтобы «не было команды давать взятки»?
— Скажите, что вам мешает избрать старшей по дому свою Нонну Мордюкову? И сказать: «Нонна, ты у нас первая...». Или в старых домах обратиться к полковнику-отставнику: «Стань нашим старшим, мы тебе бутылку будем ставить, молиться на тебя и еще по тысяче гривен в месяц доплачивать. А ты следи, как ЖЭК к зиме готовится, как убирает, поливает. Акты с ним подписывай, например, о том, что пришли уборщики, не весь подъезд подмели, а только часть». Сегодня это промежуточный этап для многих домов.
Мы избираем мэра и депутатов местных советов. Если говорить о Киеве, народных избранников у нас 120 человек. Архимного! И когда они рассказывают, что не справляются с плохим ЖЭКом, с плохим коммунальным предприятием — муниципальной управляющей компанией, у меня вопрос: «Вы идиоты или вы нас за идиотов держите? Ну почему вдруг вы не можете нормально управлять своей муниципальной компанией?!». Точно так же, как своим пастрансом, парковками.
Если вы дебилы и хотите воровать, вас легче переизбрать. Или вы свое предназначение видите только в одном — ездить на велосипедах, делать шоу, марафоны, гей-парады? Гей-парады и прочее — это хорошо. Но давайте ЖЭКами займемся, диспетчерскими! Кстати, при всем при том, что мы с Пантелеевым, замом Кличко (Петр Пантелеев — заместитель главы Киевской городской госадминистрации. — «ГОРДОН»), очень сильно дискутируем, в Киеве есть позитивные сдвиги. Например, моя родственница говорит мне: «Алексей, а я довольна своим ЖЭКом «Михайловский», у меня нет к нему претензий!».
Говорю это для тех, кто сейчас не может быстро зайти в ОСББ, как нарисовали себе депутат от «Самопомочі» Алена Бабак и прочие авторы этого закона (Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». — «ГОРДОН»). Главный же вопрос для жильцов старых домов, которые движутся в сторону ОСББ: «А кто нам поможет сделать капитальный ремонт?».
— Но пока у владельцев квартир, не создавших ОСМД, переходный период продолжается?
— Да, потому что 14 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла законопроект № 4680, хотя это не исправление Бабак и другими депутатами своей ошибки, а оттягивание расплаты.
По сути, это отсрочка. Если «Батьківщина» подавала законопроект-дубль с предложением все на год отложить, то авторы принятого закона сказали: «Мы разрешаем вам объявить конкурс по назначению управляющего домом. И пока конкурс не закончится, ЖЭКи будут продолжать предоставлять вам услуги». Правда, еще засунули в документ хорошую норму: кооперативам разрешили быть кооперативами. Это мы настояли, потому что я сказал: «Я приведу к вам кооперативы».
— Мы — это кто?
— Мы — те, кто проводили встречи по Киеву, писали, организовывали. В Киеве 15 процентов домов кооперативные. Кто сказал, что они должны ликвидироваться?
Но отсрочка и попытка сохранения хорошей мины при плохой игре не решает проблему принципиально и не убирает ключевого противоречия — принудительность передачи в управление. То, что заложено в закон, аморально, неконституционно, эта норма была протянута в нарушение регламента.
Поэтому конкретный совет киевлянам и всем жителям Украины — немедленно домами пишите заявления: «Категорически запрещаем вам передавать наши дома частным управляющим на ваших так называемых открытых тендерах — мы знаем, какие это открытые тендеры!».
— Кому писать?
— Мэру города — главному начальнику ЖЭКа! В столице Виталий Владимирович Кличко заключает контракт со всеми коммунальными предприятиями. Он — главный начальник ЖЭКа. Поэтому личное заявление киевлян должно звучать так: «Виталий Владимирович! Тебя будут разрывать на части твои городские депутаты, рассказывать тебе о своих управляющих — не отдавай нас никому. Если ты нам покажешь, что управляющая компания — это хорошо, только мы сами можем принять решение, кому отдаться». «Изнасилование» должно быть по согласию, а если без согласия — это статья. Вот такая идеология: если уже вас насилуют, то пусть это будет в удовольствие и только по взаимному согласию!
Представляете, я ему, бедолаге, уже год об этом рассказываю, — у него мозги кипят. Виталий Владимирович говорит: «Я не понимаю». На что я отвечаю: «Тебе не надо понимать — делай, как я тебе говорю» (смеется).
— Вы советник мэра Киева и так его критикуете!
— Да! Я пришел к нему раз, второй, Кличко говорит: «Никонов, забери этого советника!». (Игорь Никонов — бывший первый заместитель главы Киевской городской госадминистрации, советник столичного мэра на общественных началах. — «ГОРДОН»). Пошел к Никонову. Он классный бизнесмен, застройщик, менеджер. Сам себя сделал. Начинаю с ним говорить о реформе, о госуправлении и понимаю, что он на том уровне, где я был 10 лет назад. Ну, мы с ним и поругались. А до этого 20 лет хорошими товарищами были. Дети романы крутят. Теперь придется мириться за бутылкой.
Прочитал, кстати, недавно умную статью Никонова, где он делает гениальный вывод о том, как аппарат не дает развиваться бизнесу. Хочется ответить: «А ты не понимал, куда шел? Или, может, не застройщики коррумпировали и развращали киевский «гадюшник» десяток лет. Кстати, вы уже два года при власти. Что-то изменилось в лучшую сторону, кроме парадов, велосипедов и такси Uber?». Не верю я в эти походы бизнесменов во власть. Вот не верю. У меня нет сомнений, что он искренне хотел как лучше. Пусть теперь как нормальный амбициозный мужик мучается, голову ломает, ночами не спит: почему не получилось?
— Но вы же тоже в свое время пришли во власть из бизнеса?
— Пришел. Давно. Когда «молодые реформаторы» еще только дипломы себе покупали или учились за бугром на деньги, честно заработанные мамами-папами на рынках или в кооперативах 90-х годов.
Не скажу, что никогда не жалею об этом. Но я сам выбрал этот путь. Сам совершил свои ошибки. Сам исправил часть, часть не исправил. Сам накопил и обобщил свой опыт, во многом бесценный. Как пафосно получилось! Горжусь! И произошло это в далеком 1998 году. Именно поэтому сегодня мне очень многое понятно и многие вещи могу предсказать за секунду. Но понятно далеко не все. Поэтому работаю над собой. Общаюсь вот с вами... Повторюсь — бизнес и политика несовместимы. Это аксиома!
«Если вы не сидите на субсидии, значит, в состоянии платить за газ и тепло»
— Вернемся к ОСМД и управляющим компаниям. В чем выгода тех, кто лоббирует создание ОСМД в массовом порядке?
— Есть разные течения. О первых мы говорили — это фанаты, общественники, для которых ОСББ стало смыслом жизни. Они последние 10-15 лет провели в борьбе за выживание и хотят состояться не только в своих домах, но и в масштабе своих регионов или даже страны. Я перед ними снимаю шляпу, хотя их бешеная энергия часто вредит. Сегодня они стали более прагматичными и, наконец, поняли, что «оэсббизацию» значительно эффективнее проводить методом кнута и пряника. В качестве пряника — государственная поддержка.
В новых домах, да и в старых тоже, предвижу появление, скажем так, не вполне добросовестных председателей, идущих туда больше решать свои проблемы, чем общественные. Надеюсь, что положительных примеров будет намного больше. Хотя призываю жителей к бдительности: постоянно и любыми методами контролировать свои правления.
Еще важно понимать: категорически нельзя собранием отдаваться управляющей компании — это вообще авантюра. Это инициатива Бабак — «Самопоміч» лоббирует управляющие компании. Суть в том, что собранием вы не напрямую отдадитесь, а должны будете избрать полномочного представителя, но в дальнейшем вы его не сможете контролировать. Он от вашего имени может такого наподписывать! И это будет легитимно. А назад вы уже его не отзовете, потому что вам очередное собрание надо созывать. В итоге это ловушка.
— А как же, если не собранием?
— А вот так. Или ОСББ, если это step by step и money-money, о которых мы сейчас поговорим. Или пусть все остается как есть — городское муниципальное. У ЖЭКа есть одно огромнейшее преимущество: он вас не обворует, не заберет у вас квартиру по беспределу. Потому что над ЖЭКом мэр и депутаты, публичный процесс.
А войдя в отношения с частной управляющей компанией, куда бы вы потом ни обратились — в суд, прокуратуру, милицию, ООН, Европейский суд по правам человека, — вам скажут: «Мужики, у вас напрямую с частной компанией договоры». Поэтому, когда эти глупые, далекие от практики «реформаторы» рассказывают, что вы сможете разорвать договор, извините, мне хочется крикнуть: «Дура!». Да если бы могли сейчас многие люди разорвать такие соглашения! Частная компания судиться может три года и в итоге не даст тебе разорвать договор, а все эти три года будет тебя доить. Не советую сегодня вступать в какие-либо отношения с частными управляющими компаниями. Назад не вырветесь.
— Какими бы полюбовными ни были договоренности?
— Ну не надо! Не защититесь вы в этой системе координат. Вам привести десятки примеров, когда государство отдало в аренду заводы и не может их выдрать годами? Идут суды. У нас не та сейчас ситуация, чтобы отдаться полюбовно частной компании. Она же приходит на вас за-ра-ба-ты-вать! Она не приходит инвестировать. И мы плавно переходим к деньгам. Деньги откуда возьмутся?
— Фонд энергоэффективности в том числе под эти нужды создается?
— Да, идея неплохая. Запоздавшая — страшно! Еще мы начинали над ней думать, но у нас был вагон времени. Я понимал, что Тимошенко и ее правительство никогда не пойдет на повышение тарифов, цен на газ и тепло, не сделав соответствующих компенсаторов, не создав систему учета. Мы понимали, что повышение неизбежно, но реформа должна быть комплексной, и начинать ее нужно с энергомодернизации домов, а также модернизации ТЭК и сетей путем внедрения альтернативной генерации.
Нынешняя власть уже объявила о повышении тарифов, и только сейчас Зубко обсуждает концепцию Фонда энергоэффективности. Хотя идея создания фонда должна опережать эти радикальные меры! Министр энергетики Игорь Насалик и делегация наших депутатов в середине июня ездили на встречу с Европейским энергетическим сообществом. Вердикт европейцев оказался очень жестким: «У вас полностью провалена реформа энергорынка, рынка оптового газа, а также энергоэффективности и энергосбережения. У вас здесь конь не валялся». Это заявил господин Копач, директор секретариата Европейского энергетического сообщества.
И в этих условиях идти на эксперимент с повышением цен на газ! Этот эксперимент демонстрирует одно: около 60 процентов собственников жилья в Украине будут нуждаться в субсидии. Это и есть тот источник, который должен зайти в фонд. По оценке министра финансов, 3,5 процента от ВВП — 80 миллиардов гривен — понадобится на субсидии после последнего повышения тарифов.
— Вице-премьер-министр — министр Минрегиона Геннадий Зубко заявил, что в 2016 году Украина как одна из сторон финансирования Фонда энергоэффективности наряду с международными финансовыми донорами готова направить в него 800 миллионов гривен.
— Может быть. Зубко осознал, что как министр обязан бороться с последствиями опоздания. Он голосовал за повышение цен, а сейчас понял, что должен бороться за эти бабки. По моей информации, сейчас идет очень жесткая борьба между Гройсманом и Зубко за Минрегион и Госэнергоэффективности, потому что там сошлись интересы винницких и житомирских. И это еще больше меня удручает, потому что в условиях противостояния Гройсман будет заинтересован вообще ничего не дать сделать Зубко.
«Субсидии — это убийство»
— Реформы, задуманные вице-премьером и министром Минрегиона Геннадием Зубко, не позволит осуществить премьер?
— То, что Зубко со своим слабым министерством называет реформами, ему и это не дадут сделать. Он не случайно озвучил то, о чем Тимошенко говорила не раз: из 153 миллиардов гривен общих субсидий энергосектора только 25 миллиардов гривен — это субсидии населения, остальные средства исчезли в «Нафтогазе». Поэтому политика Гройсмана: «Я повысил тарифы, но я вам субсидиями это все компенсирую» — вызывает вопросы.
— Субсидии — эффективный метод?
— Ну а где берутся субсидии, в какой тумбочке? Гройсман, великий реформатор, говорит: «Вы мне в цене на газ заплатите 52 процента налога, а я вам эти же бабки дам как субсидии». Вот реформа от Гройсмана. Обложил налогом тех, кто еще может заплатить, кто еще шевелится. Если вы не сидите на субсидии, значит, в состоянии платить за газ и тепло. Вы платите, Гройсман забирает у вас 52 копейки с каждой гривны и пускает на субсидии. И выступает дедом морозом, благотворителем, обвиняя кого-то в популизме.
Так у меня вопрос: кто популист? Тот, кто просто тупо купил больше половины населения субсидиями, или тот, кто предлагает разобраться с реальной ценой на наш газ и с тарифами на тепло? Это диверсант, а субсидии — это убийство. Поэтому Зубко делает робкие попытки что-то изменить, но ему не на кого опереться. Потому что, насколько я понимаю, его движение весьма запоздалое.
Почему я акцентирую внимание на субсидиях? Потому что значительная часть в этих средствах — живые деньги, а часть — прогоночные, клиринговые — неживые. Так вот, именно живые деньги надо было бы пустить на софинансирование утепления, на учет, на реконструкцию теплосетей. И, я убежден, если цену на газ установить на уровне 3600 гривен за тысячу кубов для населения, примерно 3200 гривен — для теплокоммунэнерго, то у нас субсидиями было бы охвачено всего 10-15 процентов населения.
— Чем обоснованы ваши расчеты?
— Опытом и знаниями. Кибернетическим образованием и аналитическим складом ума! Я очень быстро считаю. Если серьезно — просто поверьте. И все!
— Допустим. А пока украинцы, как говорят в Европе, находятся в рамках энергетической бедности?
— Да, сегодня 60 процентов населения попадают в рамки энергетической бедности. Именно это обсуждалось в июне на уровне Европарламента. Главный тезис — современный европеец не может стоять перед выбором: купить еду или обогреть свое жилье. У нас же получается, что власть больше половины населения загоняет в тупик — и оно становится энергобедным. А потом Розенблат (Борислав Розенблат — депутат ВР от БПП. — «ГОРДОН») говорит: «Ну, они возьмут кредиты под 25 процентов». Вы идиоты натуральные! Какой банк даст кредиты заемщику, у которого нет возможности оплатить текущие платежи?! Кто он после того, как заявил в эфире: «Мы сделали европейскую реформу. Цены на газ и тепло у нас уже европейские. Осталось малое — европейские зарплаты. Но мы сейчас это сделаем»? Ну не космонавт ли!
Задаю вопрос ему как застройщику: «А какие зарплаты в твоей компании?». Говорит: «У меня — большие». Мне звонят из Житомира: «Ну, примерно четыре тысячи гривен». Вот вам и ответ на вопрос.
В чем трагедия эксперимента с субсидиями? Как правильно пишет профессор Евгений Головаха, этот эксперимент — социальный: больше 50 процентов населения охвачено своеобразной депрессией. Причем зайти на субсидию легко — уйти сложно. И приводит пример с матерями-одиночками в США, которым выплачивались вэлферы (социальное пособие. — «ГОРДОН»). Им говорили, желая помочь: «Если у вас дети и нет мужа, мы вам будем платить». Они перестали выходить замуж, в 16 лет девушки рожают, отлично себя чувствуют — и уже не могут отыграть назад. В Штатах это катастрофа! Причем есть и другие вэлферские программы.
— По схожей причине в нашей стране количество матерей-одиночек за 10 лет выросло в 22 раза, как сообщил недавно министр соцполитики Андрей Рева. Но получается, украинская программа субсидий тоже вэлферская?
— Конечно! Теперь работники бегут к своим работодателям и говорят: «Как угодно нам снижайте официальные зарплаты, доплачивайте в конвертах, чтобы мы сели на субсидию». А знаете, что такое сниженная зарплата? Это прямое недонаполнение местных бюджетов.
«Теплый» кредит — это не кредит для бедных, а механизм компенсации для богатых»
— Государственная программа термомодернизации жилья, я так понимаю, заключается в первую очередь в том, что три государственных банка выдают так называемые «теплые» кредиты, от 20 до 40 процентов тела которых погашается за счет государства и местной власти. Много ли собственников, чьи жилища требуют терморемонта, уже воспользовались этой возможностью?
— Правильно, «так называемые». Власть же лукавит — никакой программы нет. Есть ключевейшие околопрограммные проблемы. Во-первых, при выдаче кредитов не проводится верификация результата. Результатом должна стать не покупка рамы, окна, котла, а абсолютно конкретный экономический эффект от энергосбережения. Для этого надо принять закон об энергосбережении и заложить в него понятие энергосбережения как экономической категории. В итоге можно будет говорить предметно: конкретный кредит привел к уменьшению энергопотерь, соответственно, экономический эффект налицо, поэтому премию давать имеет смысл. Так рассуждают те, кто понимает суть дела. У нас же кредиты выдаются направо и налево без всякой проверки результата.
— Ну почему же? По словам главы правления «Ощадбанка» Андрея Пышного, и ОСМД, и физические лица-заемщики проходят три степени проверки того, на что берется кредит.
— Нет верификации — они кредитуют сметы, а не результат! Пышный проверяет сметы, это нормально, я понимаю, он задницу себе прикрывает. Но нет главного результата — энергоэффективности.
И второе. Я обратился через Facebook ко всем экспертам: давайте сделаем публичные слушания по анализу этой так называемой программы. Я вам даю голову на отсечение, что подавляющее большинство «теплых» кредитов — это кредиты физических лиц, которые покупают котел, окна, стройматериалы. Им компенсируют расходы в течение двух-трех месяцев на 20-40 процентов, и они тут же погашают остаток. Ни один нормальный человек кредит под 25 процентов годовых держать не будет! В результате это государственная премия на покупку стройматериалов или котла. Пусть они сказки не рассказывают!
Более того, это на самом деле не кредит для бедных, а механизм компенсации для богатых. У вас и так есть бабки на котел. Но вы его купили посредством взятия кредита, чтобы вам 20 процентов компенсировали. Браво! (Аплодирует). Бедные заплатили за богатых. Если я ошибаюсь, я громко извинюсь. Но я знаю, что не ошибаюсь.
— Наряду с мероприятиями для снижения энергопотерь жилья Немецко-украинский форум инициирует частичную модернизацию хрущевок. Есть предварительные договоренности на местах, например, в Запорожье, Львове. Мне известно, что инициатива продвигается немцами с большим трудом. Почему?
— Модернизация хрущевок — это типовые проекты. Но они будут окупаться, только если придут «длинные и дешевые» деньги. Скажем, на 10-15 лет под 4-5 процентов годовых. Именно так обеспечиваются долгосрочные инфраструктурные проекты везде в мире. В Украине их немного из-за непрозрачности энергетического сектора.
В свое время, кстати, был принят очень интересный Закон «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда». К сожалению, он не имел прямого действия: решение принимали мэры. Например, Киеву не нужна была комплексная реконструкция. Киев интересовала только точечная застройка. Это то, что погубило столицу. Мэры других городов не отреагировали по тем же самым причинам: под модернизацию нужны деньги.
Что мы наблюдаем у нас? Есть, например, луцкий эксперимент, который Зубко очень хорошо пиарит вместе с ОСББ «Лучани». Эксперимент заключается в том, что это объединение собственников для термомодернизации дома взяло два миллиона гривен кредита на 10 лет под 25 процентов годовых, но орган местного самоуправления обязался погасить эти проценты.
Теперь я вам как выпускник физматшколы и факультета кибернетики посчитаю, хотя задача для седьмого класса. Два миллиона кредита на 10 лет с равномерным погашением под 25 процентов — получается... (Подсчитывает). Грубо говоря — нужно будет заплатить около 3 миллионов гривен процентов.
— То есть вернуть придется в два с половиной раза больше средств?
— Да, но «Лучани» говорят: «Нам же город возвращает». Они все такие наивные: «Вот мы ОСББ — остальное нас не интересует». Я говорю: «Ребята, а где город возьмет средства? Кто-то же налоги эти должен заплатить?». Местная власть же должна живьем в «Ощадбанк» эти деньги принести. Почему «Ощадбанк» заинтересован? Это его спасение — такие сумасшедшие проценты. Получается, мы два раза заплатим. Потому что в городе бабки откуда-то должны взяться. А что такое бюджет города? Это на 80 процентов налог на доходы физических лиц. Это наши зарплаты.
А если в городе Луцке тысяча домов подпадает под программу «теплых» кредитов? Умножаем на 2 миллиона — получаем 2 миллиарда гривен. Ну пожалуйста, задайте вопрос мэру: видит ли он 2 миллиарда гривен, которые он должен из городского бюджета перекачать под эту идиотскую программу в «Ощадбанк»? Ну это же чушь, просто дурь. И вот тут «грантоеды» сдуваются.
Я жду возможности на какой-нибудь медиа-площадке задать вопрос Геннадию Зубко, Сергею Савчуку, главе Госагентства по энергоэффективности, что же это за программа такая!
Но все равно: начинать надо не с поиска того, кто облегчит бремя по кредиту, а с анализа собственных возможностей. Я всегда объясняю крестьянской логикой: смотрите, если у вас дома холодно, вы что сначала делаете? Идете и добавляете газа в котле?
— Определяем утечки тепла.
— Вы щели, окна, крышу проверяете! Дом проинспектировали — потом в трубе разобрались, чтобы тепло не терялось. В итоге понимаете, что вам котел, может, и не такой мощный нужен. Прикидываете, может, лучше два котла: ночью — электрический...
А потом что — начинаете газ добывать, которого якобы не хватает? Потому что эти мальчики при власти сказали, что нам один менеджер за зарплату в 1 миллион гривен в месяц увеличит добычу газа на 5 миллиардов кубов в год, главное — за пять лет загатить в «Укргазвидобування» 150 миллиардов гривен!
«Когда я узнал, что у сотрудников группы сопровождения проектов Всемирного банка требуют откаты с зарплаты, я понял, что это паранойя»
— Вы имеете в виду Олега Прохоренко, главу «Укргазвидобування»?
— Да, я именно о Прохоренко говорю. Давайте лучше загатим половину этих денег на утепление и сэкономим эти 5 миллиардов кубов!
— Геннадий Зубко еще во времена правительства Яценюка говорил, что Украина взяла курс на снижение использования природного газа в быту.
— Говорил, так чего же не делаем?
— Не знаю, у вас хочу спросить.
— Зачем же нам тогда на наши деньги увеличивать добычу? А вот Алена Осмоловская, прекрасная девушка, пресс-секретарь «Нафтогаза», со мной втянулась в дискуссию в Facebook и в запале — она очень любит меня подкалывать со своими подружками — проговорилась. Ей задали вопрос: «Какова функция «Нафтогаза»?». И она написала: «Подготовить приватизацию». Фото переписки в интернете — я его тут же вывалил: принимайте, уже готова позиция пресс-службы. Получается, на свои деньги мы авансируем «Укргазвидобування», инвестируем в нее, а «Нафтогаз» готовит предприятие к приватизации! Ну не дебилы?
Поэтому, однозначно, в намерении наполнить Фонд энергоэффективности Зубко хоть как-то надо поддержать. При всем том, что он наделал массу ошибок, министерство дохоронил, хотя это не его вина — Гройсман этот процесс начал, а Зубко от него по эстафете получил. И конечно, нужно поддержать жильцов, людей.
В чем у меня принципиальное столкновение с «грантоедами»? Я пять лет говорю, мол, ребята, без денег модернизация жилья не пройдет. А они твердят, что денег нет и не надо. Но я в 25-й раз повторяю: деньги есть, и за них надо бороться. Сегодня в борьбе за финансирование мы с вами как собственники жилья проигрываем другим лоббистским группам, каковыми являются «Нафтогаз», энергетики, Ахметов и прочие. Конечно, им лучше деньги в свои предприятия загатить, а нам говорить: «У вас на руках 60 миллиардов долларов». Я понимаю: у трех процентов населения, наверное, 57 миллиардов долларов, а у всех остальных что?
— В наполнении Фонда энергоэффективности Украине планируют помогать западные инвесторы. Какая им выгода от этого?
— Мы пришли к геополитическому вопросу — что такое энергонезависимость и энергобезопасность. В моем понимании энергонезависимость и энергобезопасность — это не когда мы собственным газом способны обеспечить свои потребности, а когда мы диверсифицированы и можем регулировать свое потребление. Кстати, я прочитал, что «Нафтогаз» впервые у «Укргазвидобування» начал покупать газ и закачивать в хранилища.
— Нужно разложить яйца в разные корзины?
— Конечно, конечно! И когда у нас будет собственная добыча и реверс, то, понятно, что с Россией разговаривать будет легче в 150 раз. Но для этого надо разобраться с реальной стоимостью «Укргазвидобування» и реальной платежеспособностью населения. Энергосбережение должно опережать на шаг, а не догонять. Но что чиновники собираются делать, чтобы догоняло, и сколько населения доживет до этого? А также сколько людей лишатся своих квартир, потому что из-за долгов придут частные исполнители, частные коллекторы?
— О чем конкретно Украина сможет договориться с Россией, если появятся условия, о которых вы говорите?
— Рано или поздно Украина о чем-то договорится с Россией. Ну мы же понимаем, что парада Победы ВСУ на Красной площади в Москве не будет! Но и они по зубам получат и получают постоянно. Мы бьемся сегодня, и лучшие украинцы гибнут, если хотите, за свою землю и за свою позицию для будущей конфигурации мира. В рамках этой конфигурации будет решен и вопрос газа. И не только газа.
— Что заставило предприятия энергетической сферы возобновить закупку угля с оккупированных территорий Донбасса?
— Деньги, что же еще! Только запомните: возобновили закупку угля не предприятия! Возобновили абсолютно конкретные люди: политики, олигархи, аферисты, депутаты. «Кому война, а кому мать родна». Не я это придумал.
— По данным «Укрэнерго», запасы угля, в том числе антрацитов, на складах украинских теплоэлектростанций с начала года сократились в два с половиной раза. Какой запас угля может стать для Украины критичным и почему?
— Спросите у министра Насалика. Он точно лучше меня знает. Для меня украинский уголь всегда был сферой темной и непрозрачной. С миллиардными бюджетными аферами, теневыми потоками, откатами, сумасшедшими завышениями цен, манипуляцией с качеством, приписками, шахтерскими «генералами», шахтерскими вдовами, работягами-пахарями, «проффесорами» и, конечно же, футбольным клубом «Шахтер».
— А когда изменится качество коммунальных услуг? В ряде стран Европы воду можно пить из-под крана, например.
— Да, в Японии, в Германии. В любой стране практически.
— Реально ли это для Украины?
— Нет пока. Я исхожу из того, что водопроводная вода в Украине точно не годится для питья. Более того, я вам открою тайну: у нас есть два ГОСТа под одним и тем же названием, под одним и тем же номером — разные абсолютно! Это Яценюк в силу своего великого ума допустил. Так вот, если сейчас включить более жесткий ГОСТ, то вся вода у нас будет объявлена непитьевой. Но тогда она не может столько стоить, понимаете?
«Коммуналка без «длинных и дешевых» денег, особенно инфраструктурные проекты, не выживет»
— Внештатный эпидемиолог Минздрава Украины Ирина Колесникова недавно заявила: чтобы заменить канализационную и водопроводную систему по всей стране, нужно потратить 80 миллиардов евро. Стране это под силу?
— Не знаю, насколько обоснована эта цифра, но денег необходимо немерено! Положить это все на тариф невозможно. Значит, должны быть другие источники, инвесторы, инвестиции, длинные и дешевые кредиты, средства местных и государственного бюджетов. Поэтому я бы подумал, что важнее: дороги или вода? Вода — это качество жизни, от качества потребляемой нами воды зависит наша продолжительность жизни.
Я никому не рекомендую пить воду из крана — это аксиома. Ну, мыться, наверное, пока еще можно. На самом деле, ситуация с питьевой водой у нас катастрофическая. В тех странах, где пьют водопроводную воду, это дорогое удовольствие. Более того, в Германии в домах, где воду из крана хотят пить, это отдельная труба, отдельная услуга.
— А чем закончился эксперимент с питьевой водой мэра Киева Виталия Кличко в микрорайоне Оболонь?
— Его надо спросить. Но в любом случае, даже если на очистительной станции воду очищают, питьевой она не становится. Потому что в дом или квартиру она поступает по трубам. Показать вам фото труб? Я на все эфиры хожу с фотографией магистральной водопроводной трубы.
— И какой выход вы предлагаете?
— Если сегодня вовремя не инвестировать в инфраструктуру доллар, через три-четыре года придется вложить три-четыре доллара. Чуть прорвала труба, и вы вовремя ее не модернизировали, пошла цепная реакция, и трубу нужно будет не ремонтировать, а полностью менять. Нет системы верификации, публичного контроля над состоянием коммунальных коммуникаций.
Приведу наглядный пример: дороги — это такая же инфраструктура, как и трубы. Только дороги у нас на глазах, поэтому мы чаще возмущаемся. Канализация в Киеве и других городах тоже на грани, свидетельством тому прошлогодний прорыв коллектора в столице. Не являются исключением и теплотрассы: вы видели два недавних серьезных прорыва возле метро «Лыбедская» и на улице Прорезной.
— Но существуют же предельные сроки эксплуатации жилого фонда, водо- и теплокоммуникаций...
— У меня есть таблица со степенью износа этого фонда. Я не до конца верю ей, потому что опять-таки это междусобойчик тепловиков, муниципалитета и регулятора. Они сегодня скрывают реальное положение вещей, но оно ухудшается и ухудшается.
— Именно поэтому в городах уже меньше строят. Пытаются расстраивать пригород.
— Это правильно.
— Но есть новостройки в пригороде, которые содержимое канализации сбрасывают в лесную зону, оно всасывается в грунт и попадает в водоносный слой уже на глубине 30 метров. И какой выход?
— Надо строить локальные очистные сооружения — это затратное направление, но правильное. Да, нужно вкладываться. Дополнительные затраты так или иначе отразятся на себестоимости инфраструктуры, на тарифе в конечном счете. По-любому все зависит от платежеспособности населения.
— Эти расходы нужно закладывать в цену квадратного метра, чтобы он дорожал?
— Конечно. Но это связано с окупаемостью проектов, с длиной и стоимостью кредитов. Коммуналка без «длинных и дешевых» денег, особенно инфраструктурные проекты, не выживет. Существуют быстро окупаемые проекты по утеплению, в них, условно говоря, какую-то часть можно почти бесплатно сделать. Элементарные вещи: окна, дыры. Но трубы, магистрали — это долго окупаемые мероприятия.
— А зарубежные инвесторы не спешат давать Украине «длинные и дешевые» деньги?
— Я не знаю. Они нам не верят. Пока дают под госгарантии. Но все равно не видят окупаемости, а видят коррупционные схемы. Сейчас именно из-за Минрегиона, из-за конкретного заместителя министра Чуприненко (Роман Чуприненко — заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины по вопросам европейской интеграции. — «ГОРДОН») программа сотрудничества со Всемирным банком на грани срыва. Додуматься взять после Майдана на должность профильного зама бывшего главу патронатной службы и «кошелька» беглого министра финансов Колобова — поистине «винницкий размах» надо иметь (Юрий Колобов — министр финансов Украины с февраля 2012 года по 27 февраля 2014 года. — «ГОРДОН»).
— То есть Украина сама себе перекрывает источники оптимальных кредитов?
— Источники есть, западные инвесторы готовы работать. Но ЕБРР и Всемирный банк не хотят, чтобы у них украли. Работа со Всемирным банком по кредитным линиям фактически затормозилась, деньги катастрофически не выбираются. Банк требует полной прозрачности во всех процедурах. А наши требуют откатов. Когда я узнал, что у сотрудников группы сопровождения этих проектов требуют откаты с зарплаты, я понял, что это паранойя. Более того, СБУ сообщала об этих фактах в официальном письме Яценюку еще полтора года назад — ноль реакции.
Кстати, все уже забыли пойманного на огромной взятке в 400 тысяч долларов «винницкого» главу одного из департаментов министерства Руслана Анфилова, спешно «эвакуированного» из страны. Поверьте, мне меньше всего хочется ворошить это белье — там сильно смердит. Просто во мне увидели борца и из всех источников передают всевозможную информацию. Я уже не знаю, куда от нее прятаться!
«Там, где бомжи, там обязательно бандиты — должен же кто-то бомжами командовать»
— Когда у нас будет европейский подход к сортировке мусора?
— А можно вам вопрос задать? Именно в Киеве находится единственный в Украине мусоросжигательный завод. Столица могла бы показать пример всей стране. Это был бы самый окупаемый и самый эффективный проект — в силу географии, в силу платежеспособности населения. Но почему в Киеве, как и везде, конь не валялся?
Здесь можно уповать на государство, но мэры — как собаки на сене: выгодна им, гадам, и тем, кто кормится вокруг них, существующая система. И во Львове, и в Киеве. Загорелся львовский полигон, но точно так же мог загореться в любом другом месте, потому что на рынке мусора большие черные потоки.
— Есть страны, в которых рынок мусора контролирует мафия, в прямом или переносном смысле. В Украине тоже?
— В какой-то мере да. И не хотят навести порядок. Мусор мы сдаем с метра квадратного, по нормам, придуманным и утвержденным в городе. Потом он в контейнерах в кубы перерастает, эти кубы — в тонны. Нигде никто не учитывает, сколько раз приезжает машина. По дороге из мусора извлекается самое лакомое: пэт-бутылки, бумага, стекло. Нечто доезжает до полигона, мы не знаем, сколько тонн, соответственно, неизвестно, сколько списали на солярку, амортизацию. Сдается-принимается без весов и растворяется на безмерном полигоне. Дальше тоже никто ничего не контролирует.
— В октябре 2015 года на полигоне твердых бытовых отходов Николаева открылась электростанция, которая работает на биогазе самого полигона, обеспечивая город электроэнергией. Даже «Ощадбанк» был партнером этого проекта. Почему опыт перенимают единицы?
— Потому что к рынку мусора не хотят никого подпускать. Есть позитивные примеры с биогазом в Запорожье, Кременчуге. Но в основном не могут договориться, все, видимо, под контролем местных — они садятся на эти потоки. Там, где бомжи, там обязательно бандиты — должен же кто-то бомжами командовать. Там, где неучтенка, обязательно появляются бандиты и какие-то силовики.
— А нужно ли вообще в Украине Министерство по вопросам ЖКХ?
— Функционально, наверное, министерство лишнее. Но у нас власть так устроена, что если не будет статуса министра, проталкивающего свои вопросы, то вообще ничего не будет. Надо понимать, как Кабмин работает, вернее, не работает. Это зависит от того, какая команда придет.
Порошенко и компания лично отвечают за то, что убили НКРКУ. Если бы этот регулятор действовал, он бы курировал коммунальную инфраструктуру, воду, тепло, даже тот же мусор, черт с ним. Он бы все эти функции забрал у министерства, писал бы отраслевую нормативку, инвестпрограммы, технические регламенты.
А жилищной политикой занялось бы, например, Минэкономики, а может, Минсоцполитики. Потому что в жилье масса других проблем — право собственности, прежде всего земля, гражданский кодекс. А Госагентство по энергоэффективности могло бы взять на себя вопросы энергосбережения — строительные нормативы, контроль над энергопотерями в жилье.
Но в любом случае необходима координация со стороны мощного, авторитетного вице-премьера, который напрямую работает с мэрами и стимулирует их. Поскольку, чтобы конструкция без специального министерства могла заработать, она должна замкнуться на мэрах. Но для этого власти нужно иметь стратегическое видение.