Георгий ДАНЕЛИЯ: «После «Афони» какая-то дама из Омска мне написала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь с пьяным сантехником спали?». Я честно ответил, что не спал, с трезвым тоже, и не обещаю»
(Продолжение. Начало в № 44)
«Может, и сняты у нас толковые фильмы, но прокатчики сказали: «Это дерьмо никто смотреть не будет!» — как никогда ни Параджанова не пропустили бы, ни Тарковского, ни Сокурова, ни Германа»
— Сегодня в российском кино много модных кинематографических наворотов появилось: звук, свет, компьютерная графика — все это из Голливуда пришло, а если бы в ваше время это уже было, вы бы это использовали, вам это нравится?
— Мне — нет, но мало ли что старику не нравится? Не нравится, когда шумно, когда громко смеются, не нравится, как пляшут... Отцу моему джаз, например, не нравился.
— Вы как-то сказали: «Американское кино великое, а российское... Играют ужасно, снято плохо, мизансцены не поставлены, смотреть невозможно! Провинциальные любители — вот что такое нынешнее российское кино»...

— Ну, не совсем так: сейчас получится, что очень хорошее кино американцы снимают и очень плохое — россияне. Пожалуй, по режиссерам и по истории кино Россия Америки не беднее — в этой истории тоже есть фильмы, в список лучших в мире вошедшие, но дело в том, что американское кино очень плохой школой для некоторых наших режиссеров послужило, и тут уж сколько Америку, как сейчас принято, ни ругай, но она свое влияние распространила так, что избавиться от него невозможно. Даже когда «Кин-дза-дза!» мы снимали, по пустыне Каракумы едешь, солнце палящее, километров 300 проехал и 200 еще осталось, глядишь — юрта стоит, а в юрте, слышно, магнитофон играет — Рэй Чарльз поет, хотя два верблюда рядом... Все в джинсах ходят — весь мир!..
— ...но и автоматы Калашникова по миру пошли...
— Да, но не столько потому, что очень надежные, а потому, что дешевые...
Что касается кино, к нам, к сожалению, пришло то, что слишком долго в американских боевиках показывали: перестрелки, бандитские разборки и так далее, и режиссеры, которые это снимали и даже не задумывались, что американские фильмы они повторяют, на задворках этого жанра оказались, потому что, я думаю, если бы американцам дали задание партсобрание снять, у них намного хуже, чем у нас, получилось бы. Мы это снимать наловчились...
— ...а они просто не в теме...
— Ну да, зато нам трудно американцев по линии бандитов, перестрелок, погонь на машинах и так далее догнать. Очень много никчемных картин, которые зависимость создают, зрителя к тому приучают, что стрельба и убийства должны быть в кино обязательно, а в результате, когда действительно хорошие фильмы появляются (а у меня дома «НТВ-плюс», я порой на отличные американские фильмы натыкаюсь), их мало кто смотрит и мало кто знает.
Когда-то во всем Советском Союзе в год шесть-семь картин снималось, потом потепление началось...
— ...больше снимать стали...
— ...120 художественных, а вместе с документальными и научно-популярными вообще Бог знает сколько. Довженко в свое время качество сравнить попросили, и он сказал: «Раньше, когда шесть-семь фильмов в год выпускали, один-два хорошие были». — «А сейчас?». — «Ну, и сейчас один-два хорошие» (смеется). Количество выдающихся картин от общего количества снятых не зависит — думаю, и сейчас достойные есть, просто при сегодняшней системе посмотреть их невероятно трудно. Если лента на фестиваль не поехала, если «ног» или мощной «спины» у нее нет, она пропасть может. Может, и сняты у нас толковые фильмы, может, и дало на них государство деньги, но прокатчики сказали: «Это дерьмо никто смотреть не будет!» — как никогда ни Параджанова не пропустили бы, ни Тарковского, ни Сокурова, ни Германа. Я гениальную картину Германа «Двадцать дней без войны» в кинотеатре смотрел и в зале один остался: сначала неполный был зал — ползала...
— ...и те ушли?
— Ушли все! А фильм гениальный!
«От Феллини звонок раздался: «Daneliya, I’m Federico Fellini. Thank you very much!»
— Рассуждая о режиссерах, вы заметили: «Творчество Феллини очень близким мне было, но при этом я себе отчет отдавал в том, что самому мне никогда так не снять, и когда Феллини умер, для меня это значило, что кинематограф ХХ века умер, — я даже на похороны его ездил»...
— Да, это так...
— Потрясающе!

— Вы знаете, чем Феллини мне дорог? Опять-таки тем, что свой мир создал, со своими героями, и этот мир серьезен, там вопросы глобальные поднимаются, ответа на которые нет. Ну, на самые важные вопросы ответа вообще нет, потому что, какого черта мы живем и зачем, не знает никто, этого знать и не надо... При этом Феллини очень добрый и с юмором.
— Это сближает вас и роднит...
— Ну, не сказал бы, что сближает, — может, роднит, но для меня Феллини кумиром являлся, и поэтому я в Италии жил и работал, и мои друзья, Тонино Гуэрра и Родолфо Сонего — друзья Феллини. Они даже предлагали: «Давай к Федерико заедем, познакомимся», но я отказался.
— Разочароваться боялись?
— Да, думал, а вдруг он мне не понравится? Помню, как-то на биеннале в Рим я отправился: от каждой страны один-два режиссера ехали, а от нас троих пригласили — Бондарчука, Тарковского и меня. Каждый режиссер должен был свой фильм показать, а до этого — написать, кого из коллег он в мире чтит, кто на него впечатление произвел и кому в какой-то степени подражает. Я Феллини, естественно, написал, отрывок из его картины «Восемь с половиной» взял — как мальчика в вине купают, а девочка сверху сидит и виноградом бросается, и танец Сарагины, но оказалось, что, кроме меня, ни один режиссер Феллини не указал! Все каких-то неизвестных назвать старались, плюс ко всему ни один режиссер коллегу из той страны, где он работал, не отметил (улыбается). Ну, это правильно: когда у нас съезды кинематографистов проходили, куда от каждой республики делегация приезжала, эти представители республик только своих отовсюду вычеркивали — это для них было главным... Честно говоря, мне самому легко признать, что Феллини лучше меня, но сказать, что Рязанов лучше, не очень-то и охота. Словом, я Феллини назвал и единственным оказался...

Приехав в Рим, картину «Осенний марафон» решил показать, поскольку в Венеции она с огромным успехом прошла, и мы с представителем «Совэкспортфильма» коробки с фильмом уже на показ везем. Что-то во мне сработало, я спросил: «Ты посмотри, субтитры там есть?». Он: «Ну как же их может не быть, если картину уже на фестивалях показывали?». Я предложил: «Давай проверим — вот чувствую я: субтитров там нет!». Пленку достали — нет: ну как иностранцам фильм без субтитров показывать? Потом вспомнили, что где-то на складе с субтитрами «Не горюй!» есть — и его взяли, а накануне Тонино Гуэрра мне позвонил: «Феллини узнал, что ты его лучшим назвал и фрагменты его показываешь, — он обязательно придет: он тебе благодарен». Я: «Умоляю, чтобы не приходил, потому что стесняться буду, он мне мешать станет».
— Поразительно!
— Гуэрра вроде бы согласился: «Ладно, я ему скажу». Показал я, в общем, фрагменты Феллини, затем «Не горюй!» (может, и к лучшему, что не «Осенний марафон», потому что так аплодировали! — фильм с огромным успехом прошел, мне очень приятно было), а потом звонок раздался: «Daneliya, I’m Federico Fellini. Thank you very much!». Я выпалил: «I’m happy!». Дальше он что-то быстро говорить стал — я не понимаю. Признался ему: «I don’t understand». Он: «Parlez vous Francais?». — спросил». —«No». — «Sprechen sie Deutsch?». — «No». — «Maybe, Italiano?». Я не выдержал: «Fellini, I’m happy. Thank you, basta!» — и трубку положил (смеется). Потом Тонино Гуэрра рассказал, что он, оказывается, на просмотре был и «Не горюй!» ему очень понравился — он даже несколько раз эту картину смотрел.
«Я с самого начала знал, что в «Мимино» Кикабидзе сыграет»
— О ком из советских кинорежиссеров вы можете сказать, что они действительно выдающиеся?
— О многих — их немало.
— Но хоть тройку назвать можете?
— Конечно. Ну, Герман — великий режиссер, Пудовкин — мне его «Потомок Чингисхана» очень нравится. Тройку, кстати, назвать очень трудно, потому что великих больше. Шукшина люблю — за то, что совершенно ни на кого не похож, талантлив, конечно же, и Тарковский, и другие, а по стилистике мне Петя Тодоровский и Эльдар Шенгелая близки.
— Вы соавтор сценария многих картин, в которых даже режиссером не были, например, «Джентльменов удачи» — совместно с Викторией Токаревой. Думаю, мало кому об этом известно, что вы сценарий такого прекрасного фильма писали, но знаете, о чем я сказать хочу? Что все ваши картины очень актерские — в них выпукло актерские индивидуальности проявлены. У вас столько выдающихся актеров блистали — Борис Андреев, Олег Жаков, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлев, Фрунзик Мкртчян, Владимир Басов, Олег Басилашвили, Наталья Гундарева...
— ...Инна Чурикова...
— ...Марина Неелова, Валентина Талызина, Юрий Яковлев, Святослав Любшин, Олег Янковский...
— ...Александр Абдулов...
— ...конечно, и это еще далеко не весь список. Скажите, пожалуйста, как же актеров на роли вы подбирали? Заранее знали уже, кто играть будет, или пробы проводили?
— Каждый раз по-разному — вот, скажем, в «Мимино» с самого начала знал, что Кикабидзе сыграет...
— Вахтанг Константинович, кстати, очень гордится, что специально под него сценарий писали и фильм ставили...
— Под него же и сценарий «Фортуны» писали — это единственный, между прочим, сценарий, где у меня только финал был, поэтому финал мне и дорог. Вы этот фильм смотрели?
— Где Кикабидзе капитана играет?
— Да, там корабль тонет, он на мостик в парадной форме выходит, под козырек берет и так стоит...
— Красиво!
— Но оказалось, что мелковато — днище корабля дна реки коснулось, и голова капитана, с этим козырьком, на поверхности остается и с честью посреди воды торчит.
— Зато голова какая!
— Для меня этот финал очень важен был, потому что казалось, что именно это с нашим государством произошло. Старое должно было под воду уйти, что-то жизнеспособное — всплыть, но вышло так, что из-под воды одна голова торчит — без всякой основы (улыбается). Ну, это тогда, когда эту картину снимал, было.
«На актеров я никогда не кричу, это исключено, что вы?!»
— Как же вам так актеров раскрыть удавалось? Вы к ним какие-то особые ключики подбирали? Что вообще с ними делали?
— Ну, первое, что я делаю, — на площадке сам сценарий проигрываю, проверяю, где артисту неудобно может быть, некомфортно, и это исправлять начинаю. Второе — в зависимости от актера могу даже текст менять. Одному — скажем, Леонову — этот текст подходит, а другому замечательному мастеру (такому, например, как Любшин) — нет. Нельзя артиста заставлять текст произносить, который не в его органике. Актера я внимательно слушаю, общей задачей его не забалтываю...
— ...и на него не кричите...
— Ну, это вообще никогда, это исключено, что вы?! Вместе, короче, что-то мы ищем, причем не чтобы хорошо сыграть — хорошо сыграть не проблема. Ищем, как сделать так, чтобы смотреть было интересно.

Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«После «Тридцати трех» мы с Геной Шпаликовым экранизировать «Мертвые души» задумали. У Гены интересная идея была: кроме помещиков, истории крестьян также ввести — «мертвых душ», купленных Чичиковым.
Заявку написали, и я, в обход положенных инстанций, сразу Баскакову ее понес.
— Опять с «фигой»? — спросил Баскаков. — Помещики у вас на секретарей обкомов будут похожи?
— Нет, не будут.
— Ладно, с министром поговорю, но здесь торопиться не надо.
— А когда?
— Ну, через месяц, через два...
Режиссер, когда не снимает, зарплату не получает, и если у читателя впечатление создается, что между фильмами я только, задрав ноги, на диване лежал, думал и курил, — это не так. Помимо того, что на режиссерских курсах преподавал, еще и «Фитили» снимал и худруком на фильмах дебютантов был, а иногда чужие сценарии дорабатывал (существовала такая практика: принятые к постановке сценарии потом — негласно — на доработку давали).
Редактор объединения «Слово» Нина Скуйбина попросила меня сценарий начинающей Виктории Токаревой по ее же рассказу «День без вранья» доработать. Рассказ талантливый, я согласился, и Нина ко мне молодую и хорошенькую писательницу Викторию Токареву привела.
Я, хоть и грузин, пунктуальный, как немец, и Токареву предупредил: у меня в группе никто никогда не опаздывает. И она ровно к девяти приходила и ни разу не опоздала.
Работали мы примерно месяц, сценарий стал крепче, и объединение его приняло и в производство запустить решило. Руководили объединением «Слово» Алов и Наумов — я к ним пошел и попросил постановку фильма «День без вранья» моему другу Александру Серому дать, который без работы тогда маялся. Они отказали: нет, постановку своему другу Кореневу дадут, который тогда тоже был без работы. Поскольку объединением руководили они, их слово перевесило — Коренев картину снял, и ее на полку положили: «Что значит «День без вранья»? А в остальное время что, Советская власть врет?».
С Шуриком Серым мы на режиссерских курсах учились, но он не доучился — вместо дипломной работы срок получил. Свою невесту Марину к одному человеку приревновал, избил его, тот в больницу с серьезными травмами попал, и Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений шесть лет дали.
Освободился он досрочно, через четыре года. Марина ждала его, они поженились, и теперь надо было ему помочь — постановку фильма пробить. Нам с Таланкиным и другим нашим сокурсникам начальство уговорить удалось, и Серый на Одесской киностудии фильм «Иностранка» снял.
Приняли его плохо, и когда мы опять пришли, нам сказали: «У нас и так в кино много серого».
Я понимал, что если у Шурика твердый, «верняковый» сценарий будет, шанс появится, легче с начальством разговаривать будет. Когда Алов с Наумовым меня бортанули, я предложил Токаревой сценарий для Шурика написать. Она согласилась, я с Серым ее познакомил. Токарева свой рассказ «Зануда» экранизировать предложила, но я возразил: по нему сделать сценарий, который наверху понравился бы, трудно — и предложил им сюжет, который когда-то с Валентином Ежовым оговаривал: человек жуликов заставляет работать, убеждая их, что они не работают, а воруют.
Серый и Токарева обещали, что подумают, а через день пришли и сказали, что решили на мой сюжет писать, но начало никак не получается:
— Давай вместе попробуем.
Токарева села за машинку, и мы приступили:

«По желтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое в восточных халатах и тюбетейках. За рулем (то есть у шеи) восседал главарь — вор в законе и авторитете по кличке Доцент. Между горбами удобно устроился жулик средней руки Хмырь, а у хвоста, держась за горб, разместился карманник Косой».
На следующий день (ровно в девять) — звонок в дверь. Токарева.
— Я не опоздала?
Потом Серый явился. Выпендриваясь перед Токаревой, я очень старался смешное придумывать, и Вика хохотала так, что у собаки, которая воздухом на соседском балконе дышала, через неделю нервное расстройство случилось. Хозяева доктора вызвали, он собаке успокоительные капли выписал и велел на балкон ее больше не выпускать.
Мы комедию писали, и я впервые дал себе волю — в сценарий проверенные репризы вставлял, те, что всегда смех вызывают: двойники, переодевание мужчин в женские платья и т. д. Потом сценарий «Джентльменов удачи» как бестселлер расходился (кстати, во многом и благодаря Виктории Токаревой — так она лихо его записала). Восемьдесят экземпляров на «Мосфильме» для актеров напечатали, а через день уже не было ни одного — все растащили. Еще напечатали — опять растащили, а потом мне знакомый из Министерства обороны позвонил и попросил сценарий дать почитать.
— Какой?
— «Джентльмены». Сейчас у начальника был, он читает и ржет как лошадь.
— Так возьми у него!
— Там знаешь, какая очередь? Замы!
— А как сценарий в ваше министерство попал?
— А черт его знает! Принес кто-то...
Это, оказывается, Серый соседу-военному дал почитать.
Писали мы на актеров: Доцент — Леонов, Косой — Крамаров, Хмырь — Вицин, а Алибаба — Фрунзик Мкртчян, но выяснилось, что Фрунзик сниматься не сможет (у него спектакль на выходе).

Консультантом у нас полковник МВД Голобородько был, принимавший в фильме горячее участие, — ему нравилось, что он кино занимается. Каждый день звонил и спрашивал: «Как дела?», и когда узнал, что Фрунзик сниматься не сможет, сказал, что попробует этот вопрос утрясти. На следующий день Фрунзик из Еревана в истерике мне звонит:
— Гия, скажи милиции, что я не нужен! Мне ихний министр два раза звонил: очень просит. Если откажусь — обидится, и ГАИ меня на каждом шагу штрафовать будет.
И мы сказали Голобородько, что Фрунзик уже не нужен. И Радика Муратова пригласили, который прекрасно Алибабу сыграл.
На «Джентльменах удачи» я худруком был — такое обязательное условие начальство поставило, но режиссером Александр Иванович Серый был, и только он.
После «Джентльменов удачи» Шурик «Ты мне, я тебе» по сценарию Григория Горина снял, но еще во время съемок «Джентльменов» у него тяжелую болезнь обнаружили — лейкемию. Она все прогрессировала, ему становилось все хуже, и он застрелился, — чтобы не мучить близких и не мучиться самому.
А «Джентльмены удачи» до сих пор — шлягер, и я сам смотрю его каждый раз с удовольствием».
«Пастухам я сказал: «Бубе пить нельзя, у него триппер!». Они сразу: «А-а-а!» — мол, святое дело...»
— Больше всего в ваших картинах Евгений Леонов снимался — прекрасный артист и человек замечательный, а вообще, из вашей книги я вывод сделал, что у вас два любимых актера — Леонов и Кикабидзе...
— Леонов — самый удобный для меня, потому что в каждом моем фильме для него роль была, и просто какой-то шикарный номер получался. Как он соседа в «Осеннем марафоне» играет! — если бы кто другой на его месте оказался, картина намного хуже была бы, а Кикабидзе очень близок мне и невероятно органичен.
— Настоящий!..

— Да, но если «Не горюй!», «Совсем пропащий» и «Мимино» посмотреть — три разных человека! Не фильма, а именно человека, три разных героя, поэтому когда говорят, что Кикабидзе не актер, а сам себя играет, — это полная чушь и выдумки завистников.
— Что это за история, когда то ли вы с Кикабидзе к пастухам приехали, то ли они к вам с гор спустились и вы сказали: «Бубе не наливать»?
— «Мимино» мы в горах снимали, а дорог в горных деревнях — это Тушетия — тогда не было, и вдруг Кикабидзе там появился, которого все знали: не так, может, по фильмам, как по...
— ...ансамблю «Орэра»...
— Ну, он уже и самостоятельно к тому времени выступал — очень популярным в Грузии певцом был, а что такое пастухи? Они в горах, со своими баранами...
— ...и чачей...
— Кстати, чача в горах почему? Емкости для вина громоздкие, в горы возить неудобно — их либо на себе пешком, либо на лошади тащить надо, либо на вертолете, грузоподъемность которого ограничена, поэтому чачу везут (но в горах ее не делают, никакого винограда там нет). И вот пастухи, узнав, что в деревне Кикабидзе снимается, на лошадей садились и не один десяток километров преодолевали, чтобы посидеть с ним и выпить. Утром съемка, но не уважить их ему неудобно: это ж не просто человек мимо шел и за руку схватил, такой путь по горам проделать — это поступок. Ну, я этим пастухам говорить начал, что лучше ему не пить, у него печень больная, а они: «Что ты, от печени только это и помогает!». Я про сердце — та же реакция: «Ничего лучше от сердца нет! У моего дедушки сердце болело, чачу выпил...
— ...120 лет жил...

— ...и больше сердце не беспокоило!», и я тогда понял, что объяснять так надо: «Вы знаете, Бубе пить нельзя, потому что у него триппер». Они сразу: «А-а-а!» — мол, святое дело... Больше никто его выпивать не заставлял, по всем горам весть пошла, и мне кажется, он на меня обиделся (смеется).
— Георгий Николаевич, я вам несколько странный, наверное, вопрос задам: о чем «Мимино» — в двух словах?
— А черт его знает! (Смеется). Помню, в Армении фильм этот с большим успехом прошел — там же Фрунзик играет, и даже какое-то партсобрание было, где кто-то с речью выступил: мол, сколько о дружбе армянского и грузинского народов ни говорили, а эта картина гораздо больше сказала... Ну не было у меня задачи картину о дружбе армянского и грузинского народов снимать, и вообще, на национальности я в своих фильмах людей никогда не делил. Этот герой — грузин, тот — армянин, но они для меня одинаково дороги, я одинаково их люблю — так же, как и героя Леонова, который тоже там появляется. Ни в коем случае я не думал, что Леонов русский, а русского надо таким показать, в мыслях у меня этого не было. В итоге, если все мои фильмы взять, они действительно о дружбе народов — все национальности довольно-таки симпатичными там показаны.
Из книги Георгия Данелии «Кот ушел, а улыбка осталась».
«Когда в Израиле «Паспорт» снимать начали, я необдуманный поступок совершил — израильскую группу собрал и спросил, нет ли в сценарии чего-нибудь для израильтян обидного.
Мне важно, дескать, чтобы в нашем фильме этого не было.
И замечания получил.
— Все хорошо, — Эсфирь, ассистентка по актерам сказала, — только вот когда Боря Чиж из Сохнута с Америкой по телефону разговаривает, сотрудник Сохнута Давид Голд у него аппарат отбирает и в ящик стола запирает. Не надо, чтобы Голд запирал, а то подумают, что евреи жадные.
— Правильно! — поддержали ее все. — Не надо!
— А у меня принципиальных замечаний нет, — художник-декоратор Давид откликнулся, — только не надо, чтобы Сеня водку пил. Получается, что евреи — алкаши.
— Георгий Николаевич, Моше, которого Мамука играет, — механик по аппаратуре Реувен отозвался, — в Тбилиси офицером полиции был, а у нас на базаре женскими трусами торгует. Получается, что там у вас, в Грузии, евреи лучше, чем здесь, жили!
— Не получается. У нас Тенгиз, друг хромого Альберта, на «мерседесе» ездит, — парировал я.
— Хорошо, что напомнили! — обрадовался реквизитор Моня. — У этого Тенгиза на лобовом стекле портрет Сталина наклеен — можно подумать, что евреи этого тирана обожают, а это совсем не так. Портрет надо убрать.
А Саша Кляйн подытожил:
— Георгий Николаевич, никого не слушайте — если все замечания выполнить, от сценария ничего не останется! Я бы только имя героя поменял — Мераб очень напоминает «араб».
— Правильно, — согласились все. — Очень напоминает.
Но и этого я делать не стал — как было в сценарии написано, так и сняли».
«По поводу сцены из «Мимино», когда герой Кикабидзе в Телави звонит, а в Тель-Авив попадает, министр спросил: «На что тебе тот Израиль сдался, ты что, еврей?»
— Слушайте, а как вам удалось сцену протащить, когда герой Кикабидзе в Телави звонит, а в Тель-Авив попадает? Какой нужно было блат иметь, чтобы это не вырезали?
— Сейчас расскажу (смеется).
— Что, все-таки вырезали?
— (Кивает). Я себе спокойно картину монтировал, и вдруг директор студии звонит: «Через два часа министр приедет — фильм покажи». Я: «Он не готов». — «Это приказ. В том состоянии, в каком есть, покажи», а до этого наша картина «Ничего особенного» называлась, и название еще это пошло. Я потом звонил и на «Мимино» поменять просил. «А что это такое?». — «Это по-грузински сокол». — «Да кто это знает?». Потом еще разубеждали: «Мы с прокатчиками посоветовались, они тоже удивились, что такое хорошее название ты на какого-то «Мимино» менять хочешь».

А тут министр спрашивает: «Картина как называется?». — «Ничего особенного». — «Ты знаешь, мы ее на Московский кинофестиваль хотим выставить, и что же это получится? От Советского Союза — «Ничего особенного»? Другое название есть?». — «Мимино». — «Прекрасно!». Он же кино уже видел, вопросов не возникло, но сказал, что там выкинуть надо. Жалко: очень симпатичные были сцены.
— И звонок в Тель-Авив тоже выбросили?
— Там невероятно смешная сцена была, в которой Исаак, которому Мимино дозвонился, Фрунзику в Телави звонит — сообщить, что крокодила купили (он же понимает, что у Мимино деньги кончились). Звонок у часовщика раздается, тот кепочнику кричит: «Иди к телефону!». — «А кто?». — «Какой-то Исаак из Израиля». Он руками машет: «Нету меня, нету!». Это выкинули, и мне дико жаль, а назавтра решили еще и разговор Мимино с Исааком убрать: это, мол, посерьезнее. Я сказал, что вырезать это не буду, фамилию мою снимайте и все такое, и директор киностудии объяснять стал: «Понимаешь, все картины, которые мы закрыли, «Тридцать три», например, на пленке есть, а этой еще нет. Отдельно записи, отдельно музыка, но целостной — нет, а тебе отомстят, и фильма вообще не будет: ты фестивальный показ срываешь!».
Что делать? Грубо говорить: «Не выбрасывай!»? Долго снимали, трудно, в горах, и как хорошо там все играют... Я к министру пошел и спросил: «Почему вы эту сцену выбрасываете?». — «Потому что фестиваль, — он ответил, — и Израиль нам трогать не надо: дипломатических отношений у нас нет». — «А если бы не фестиваль, оставили бы?». — «Может быть». — «Будем считать, что оставили бы. Давайте так: в фестивальной версии ее не будет, а в прокат картина с этой сценой пойдет».
— Какой вы, однако, хитрый!
— Хитрый! Он до этого удивлялся: «На что тебе тот Израиль сдался, ты что, еврей?». Я: «Нет», и тут он подмигнул: «А говоришь, не еврей...» (смеется). На фестивале, когда «Мимино» без этого эпизода я посмотрел, оказалось, что лента совершенно другая, — мне плохо стало, и я убежал.
— Это правда, что на роль Афони вы Высоцкого пробовали?
— Нет, это когда картину с ассистентами и вторым режиссером мы обсуждали, Высоцкий и Даниэль Ольбрыхский названы были. С Даниэлем я даже по телефону пообщался — я хорошо с ним знаком, мы дружили.
— Такой красавец на такую роль...

— Ну, это по экранным образам мы привыкли, что красавец, а на самом деле, если забыть, что поляк, на русского парня очень похож. Стоит только озвучить — хороший такой русский парень будет, но Высоцкому, наверное, кто-то донес, потому что вдруг в группе он появился: «Как поживаете, Георгий Николаевич?». Потом еще раз зашел... (Улыбается). Караченцов пробовался, Бурков — одного Куравлева не пробовал, который все время в голове у меня был, и в итоге без проб сказал: «Куравлева снимать будем».
— Это правда, что какая-то дама из Омска вам потом написала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь с пьяным сантехником спали?»?
— (Хохочет). Я честно ответил, что не спал...
— ...и с трезвым тоже...
— ...да, и не обещаю.

Я объясню сейчас, почему Куравлева выбрал... И Высоцкий, и Ольбрыхский, и Караченцов — актеры блестящие, но все они — довольно-таки сильные личности, и все те проступки, которые по фильму Афоня совершает, им не простили бы, а Афоне все с рук сходит. Именно такой нужен был парень, которому с рук все сойдет и которого зрители не возненавидели бы, а пожалели.
«Сергей Бондарчук одну грандиозную картину снял — «Ватерлоо», но у нас ее даже не купили»
— Я вашу первую картину «Сережа» 1960 года выпуска помню: Бондарчук, Скобцева, очаровательный мальчик Боря Бархатов, главную роль игравший... Это ведь по повести Веры Пановой экранизация?
— Да.
— Сергей Бондарчук в вашем дебютном фильме, будучи народным артистом СССР, снялся — звание это причем он, минуя промежуточное народный артист РСФСР...
— ...и даже заслуженный получил, — народным Союза в 26 лет стал...
— Да, по указанию Сталина за роль Тараса Шевченко, одним махом — страшное дело! Это великий был режиссер?
— Вы знаете, он одну совершенно грандиозную картину снял — «Ватерлоо», здесь мало кто ее видел...
— Даже не «Войну и мир» вы называете?
— Все лучшее, что в «Войне и мире» есть, в «Ватерлоо» более тщательно сделано.
— И батальные сцены?
— Да, но «Война и мир» все-таки по времени растянута, а там час 45 лента длится. Наполеона Род Стайгер играл, монтаж потрясающий, но у нас эту картину даже не купили — может, из-за того, что Бондарчук на Западе ее снял.
— То есть режиссер он классный?

— Классный, конечно. Я с ним дружил: бывал у него, а он у меня, отец мой очень его любил, они подологу беседовали, а маму он вторым режиссером «Войны и мира» стать уговорил — она ее начинала. В принципе, мало кто Бондарчука знал, потому что всем он угрюмым, мрачноватым, неприступным и зазнавшимся человеком казался, а когда его ближе ты узнавал, понимал, что это легко ранимый и очень добрый...
— ...художник...
— Да. Он много добра делал, никогда этим не бравировал и еще потрясающим магнетизмом обладал — вот есть же такие актеры, которым это присуще. На сцене появляется, и даже если текста у него нет...
— ... зал держит, собой заполняет...
— ...как будто сцену перекосило, центр тяжести в его сторону сместился. Так и Бондарчук! Я с ним в Первом объединении «Мосфильма» познакомился, где мы «Сережу» снимали, — он членом худсовета был, и дела у него тогда были плохи. «Судьбу человека» еще он не снял, квартиры не имел, с Инной Макаровой разошелся — в общем, каким-то значимым и большим актером, режиссером не был, небритый приходил, мрачный... Худсовет довольно-таки большой — человек 20, но почему-то, когда что-то обсуждали, все на него смотрели: согласен с этим он или нет.
...Я как-то орден с ним получал: он — «Золотую Звезду» Героя Соцтруда и орден Ленина, а я...
— ...дважды Героя...
— ...«Знак Почета», по-моему. Мы в список попали, где министры, члены ЦК были, пришли, и нас какие-то анкеты писать заставили. Ему, правда, девушки предложили: «Товарищ Бондарчук, вы не волнуйтесь, мы сами заполним», а потом Подгорный и Георгадзе вышли и сказали: «Здравствуйте, товарищи! Здравствуйте, Сергей Федорович!».
— И все на свои места встало...
— Да, и такой еще пример. Вы помните, что машину в те годы купить трудно было, Союз кинематографистов какие-то письма направлял...
— ...чтобы «Волгу» выделили...
— Не «Волгу» — «жигули», и меня обнадежили: «В сентябре машину получите». Ну, я свою продал — чтобы новую купить, жду, а новой не дают, на полгода, говорят, все откладывается. Я к Бондарчуку: «Сергей, в автомагазин со мной съезди, пожалуйста, — тебя же все знают, директора попроси, чтобы машину продал: мне надо натуру выбирать ехать, а не на чем».
В приемную заходим, секретарша спрашивает: «Куда?». — «К нему, — Бондарчук отвечает. — Как его зовут?». — «Иван Петрович». «Здравствуйте, Иван Петрович, это Данелия — машина ему нужна. Сейчас». — «Какая?». — «Ну, список был — Союза кинематографистов». — «А, это через полгода». — «Сегодня нужна». — «Сегодня я не успею...». — «Успеете». Тот куда-то звонит: «А сегодня выделить сможем? «Жигуль», третий. Как фамилия? Данелия. Хорошо, он подъедет». И ко мне обращается: «Все, в магазин езжайте».
«Фидель рядом со Скобцевой сел и стал ее о кино расспрашивать»
— Блеск! Вот это человек!
— Слушайте дальше! Вышли мы из кабинета — в приемной задержались, кого-то встретили, — и слышим, как этот директор у секретарши спрашивает: «Тонечка, кто у меня был?». Вот вам и магнетизм — Бондарчука он не знал (смеется), а мы думали, навстречу из-за его популярности пошел.
Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«Вечером просмотр фильма «Сережа». Народу уйма — полный зал и толпа не попавших в кинотеатр на улице. Мы — первая советская кинематографическая делегация на Кубе. Рядом с нами Рауль Кастро сидел — он сказал, что Фидель вчера фильм посмотрел, но сегодня еще раз придет.
Какое-то время Фиделя ждали, потом Раулю сообщили, что охрана Фиделя его не пускает: слишком много народу, очень опасно.
— Начинаем, — решил Рауль. — Сейчас вас на сцену проводят и зрителям представят, а если из зала начнут стрелять, — вы ложитесь, а мы свет потушим.
Скобцеву мы в зале оставили. Выступал Бондарчук, переводил наш посол Алексеев (он блестяще говорил по-испански). Прожектора из зала слепили глаза, я за спиной Алексеева четко держался. Когда он перемещался, я за ним следовал, но все обошлось без выстрелов. Фильм приняли хорошо, долго аплодировали. Рауль сказал, что будет еще сеанс, поскольку люди перед кинотеатром не расходятся.
Когда зал опустел, охранники с фонариками влетели и по рядам побежали, проверяя, нет ли бомбы, а потом появился Фидель Кастро. Алексеев нас познакомил, Фидель рядом со Скобцевой сел и стал ее о советском кино расспрашивать. К нему один из охранников подбежал, что-то говорить начал, Фидель отмахивался, охранник настаивал, теребил его за плечо. Тогда, чтобы не беспокоить Скобцеву (она между ним и проходом сидела), Фидель легко через спинки кресел в проход другого ряда перемахнул и быстро ушел. Алексеев объяснил, что где-то американский десант высадился и Фидель воевать поехал.
В следующий раз на Кубу через 20 лет я попал. Ржавые машины, обшарпанные отели и пустые магазины: мы тогда говорили, что у нас в магазинах ничего нет, — и были не правы. Хотя бы веревка, мыло, гвозди, — но что-то обязательно было, а вот на Кубе действительно не было ничего. Кроме продавцов, но люди такие же приветливые и жизнерадостные.
В посольстве прием по случаю 7 Ноября, приехал и Фидель. Его сразу же работники посольства окружили — все очень высокого роста, чтобы не ниже Кастро. Ко мне мой старый знакомый Альфредо Гевара подошел.
— Куба си! Янки но! — улыбнулся он и подмигнул.
Я виновато развел руками (чуть позже расскажу почему).
— Пойдем к Фиделю, он будет рад тебя видеть, — сказал Альфредо.
— Он меня не узнает. Мы 20 лет назад встречались, и смотрел он не на меня, а на Скобцеву.
— Фиделю достаточно один раз взглянуть, и он на всю жизнь запомнит. Пошли.
И сквозь охрану к Фиделю Кастро меня провел.
— Узнаешь?
Поседевший, но по-прежнему обаятельный Фидель посмотрел на меня сверху вниз, затянулся сигарой и произнес:

— Фильм про маленького мальчика.
Узнал.
...В 1963 году в Москве я Альфредо Гевару случайно на улице встретил, и тот на прием по случаю дня Кубинской революции в ресторан «Прага» меня пригласил.
Я черный костюм надел, галстук и пошел. В вестибюле, наверху, у лестницы, гостей кубинский посол — молодой человек лет 25 — встречал — и его приближенные. Я им руки пожал и в зал вошел. Огляделся. Народу много, а знакомых, кроме Альфредо, никого. Видно, на прием не моего ранга попал — повыше. К столам не протолкнешься (на всех приемах, даже в Кремле, у столов обязательно толкучка почему-то — такое впечатление, что собравшихся дома неделю не кормили).
Вышел в вестибюль, закурил. Напротив посла стоял. Посол улыбнулся мне. Я — ему.
И тут охрана засуетилась, дверь распахнулась, и в вестибюль стремительно Маршал Советского Союза Семен Буденный вошел, а за ним высшие лица государства, члены Политбюро товарищи Микоян, Подгорный, Гришин, Фурцева...
Буденный по лестнице прямо ко мне поднялся, обнял, расцеловал и поздравил:
— С праздником тебя, камрад! Куба си — янки но!
За ним и все остальные товарищи мне руку пожали, «Куба си — янки но!» — воскликнули и в зал проследовали.
Немая сцена. Я на посла смотрю, он — на меня.
Я руками развел и слинял».
«В Америке Крамарова никто не узнавал, а тут такая радость, такие аплодисменты, что он минут 40 плакал —
сниматься не мог...»
— В «Джентльменах удачи» и в «Мимино» Крамаров у вас сыграл, и, как назло, вскоре из Советского Союза смылся. Имя его после отъезда из титров убрать хотели? И вообще, его самого из фильмов убрать?
— Какие-то разговоры были, мне звонили, но я сказал: «Что вы делаете? Вы только посмотрите, какая пропаганда: в «Мимино» его же в тюрьму сажают!». — «А, да, мы не подумали...» (смеется), и это спасло: не выкинули. Он и в «Тридцать три» у меня тоже снялся...
Когда я в Америке был, Савелий очень много мной занимался. В Россию ехать боялся, потому что в Штатах какого-то кагэбэшника сыграл или что-то в этом духе, но все-таки прилетел — когда я «Настю» снимал. Время было лихое, на улицу выйти страшно, он у знакомых черт знает где, далеко от центра, остановился... Я ему позвонил: «Савелий, снимись у меня, роль для тебя есть». — «Я выходить боюсь». — «Ничего, мы тебя привезем», и он в «Насте» бандита сыграл. Сначала видно, как квартиру обокрал, а потом в метро сцена — он в смокинге приходит, ну, как тогда зачастую и было...
Массовки много участвовало — человек 300, и вдруг они Крамарова увидели. В Америке никто его не узнавал, а тут такая радость, такие аплодисменты, что он минут 40 плакал — сниматься не мог...
— Кстати, про кагэбэшника... В советское время вас беспрепятственно в любую страну выпускали, и что — неужели без поддержки КГБ?
— Вы не поверите — без. Совершенно...
Из книги Георгия Данелии «Кот ушел, а улыбка осталась».
«Когда моего друга Евгения Максимовича Примакова директором Федеральной службы разведки назначили, внутренний голос мне шепнул: «Гия, вы с Примаковым сто лет друзья! Много должностей за это время твой друг поменял, а ты ни с какими просьбами ни разу к нему не обращался. Настала пора! Проси!».
Я к Жене пошел и сказал:
— Женя, я на фестиваль в Канны еду — какое-нибудь задание мне дай!
— Какое?
— Ну хотя бы горшок с цветком в гостинице на подоконнике переставить или на набережной Круазет жвачкой к скамейке снизу записку приклеить. Ну и ваши суточные, и на непредвиденные расходы: такси, пресса, чаевые, а то в Госкино всего три доллара в сутки дают.
Евгений Максимович ответил:
— Георгий Николаевич, когда нам понадобится в гостинице горшок на подоконнике передвинуть или жвачкой к скамейке снизу записку приклеить, мы к тебе обратимся — только к тебе и ни к кому больше. Слово даю, а пока тренируйся, — он из ящика пачку жевательной резинки достал и мне протянул.
Ну а потом его оттуда на другое место работы перевели (премьер-министром назначили), а я так неохваченным и остался...
Так что агентом КГБ я не был. К сожалению...».
«Михалкова я выдающимся актером считаю»
— В вашем фильме «Я шагаю по Москве» юный Никита Михалков сыграл — поддерживаете ли вы с ним отношения и считаете ли выдающимся художником?
— Я его выдающимся актером считаю, и некоторые его картины, здорово сделанные, очень мне нравятся. Это один из лучших наших актеров и режиссеров, а отношение к нему как к человеку очень разное — такое же и к Бондарчуку, ведь многие его не любили (может, и было за что, но я их не понимаю).
Один лишь пример, с Никитой связанный, приведу. У меня сын погиб — это главная трагедия моей жизни... К 45-летию со дня его рождения я его книжку выпустил — со стихами, с рисунками...
— Талантливый был?
— Очень. И вот Михалкову позвонил: «Такого-то числа вечер будет, пожалуйста, приходи». Никиту сын обожал, но, уточнив дату, тот сказал: «Ты знаешь, я, наверное, не смогу — на съемках в Испании буду». Я его и не ждал уже, но он вдруг появился, два часа посидел, затем попрощался: «Ты извини, я улетать должен». На один вечер прилетел, только чтобы показаться, меня поддержать — ну как к нему относиться я должен?
— Больше вопросов по Михалкову у меня нет...
— Ну вот и все.

Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«Когда перед съездом кинематографистов на пресс-конференции у меня спросили, как я отношусь к тому, что мои последние фильмы молодые режиссеры старомодными считают, я ответил, что это неправда.
— Недавно один талантливый молодой режиссер по телевидению картину «Орел и решка» посмотрел, позвонил мне, кучу комплиментов наговорил и сказал, что фильм очень современный.
— А кто именно?
— Никита Михалков.
— Вы кого имеете в виду — Никиту Сергеевича?
Я сообразил, что Никите уже за 50, а для меня он — Колька из «Я шагаю по Москве». Героя мы Колькой в честь моего сына назвали, и так до сих пор к Никите и отношусь.
Взять Никиту на роль Кольки Гена Шпаликов предложил — он с братом его Андроном Михалковым (теперь Кончаловским) дружил.
Никиту я полгода назад до того видел — подросток, гадкий утенок.
— Никита не годится — он маленький.
— А ты его вызови.
Вызвали. Верзила на голову выше меня вошел. Пока бесконечно сценарий мы переделывали, как у Маршака, вышло: «За время пути собачка могла подрасти».
Cнимать начали. Через неделю ассистент по актерам Лика Ароновна сообщает:
— Михалков сниматься отказывается.
— ???
— 25 рублей в день требует.
Актерские ставки были такие: 8 рублей — начинающий, 16 — уже с опытом, 25 — молодая звезда, и 40-50 суперзвезды. Ставку 25 рублей для Никиты надо было в Госкино пробивать.
— А он сам, Никита, где?
— Здесь, — ответила Лика. — По коридору гуляет.
— Зови.
— Георгий Николаевич, — сказал Михалков, — я главную роль играю, а получаю, как остальные артисты: это несправедливо.
— Кого ты имеешь в виду?
— К примеру, Леша Локтев, Галя Польских.
— Леша Локтев уже в главной роли снимался и Галя Польских. Они уже известные актеры, а ты пока еще вообще не актер, школьник, а мы тебе столько же, сколько им платим, так что помалкивай.
— Или 25, или я сниматься отказываюсь!
— Ну, как знаешь... — я отвернулся. — Лика Ароновна, вызови парня, которого мы до Михалкова пробовали, и спроси, какой у него размер ноги, — если не такой, как у Никиты, сегодня же туфли купите. Завтра начнем снимать.
— Хорошо.
— Кого? — занервничал Михалков.
— Никита, какая тебе разница? — ты же у нас уже не снимаешься!
— Но вы меня пять дней снимали — вам все переснимать придется!
— Это уже не твоя забота. Иди, работать мешаешь...
— И что, больше вы меня не снимаете?!
— Нет.
И тут скупая мужская слеза скатилась по еще не знавшей бритвы щеке впоследствии известного режиссера.
— Георгий Николаевич, это меня Андрон научил... Сказал, что раз уже неделю меня снимали, другого выхода у вас нет!
Дальше работали дружно.
...Когда слух прошел, что Никита Михалков будет в президенты баллотироваться (а он это не очень активно отрицал), на встрече со зрителями в Нижнем Уренгое меня спросили, буду ли за него голосовать.
— Двумя руками!
— Почему?
— Потому что фильм, где в главной роли президент великой страны в юности, все страны купят, а я всем рассказывать буду, как наш президент за водкой мне бегал.
Как-то после вечерних съемок на студийной машине мы с Никитой домой ехали, а накануне я из шланга асфальт поливал, чтобы в нем фонари отражались, промок и замерз. По дороге водку хотел купить, но все магазины и рестораны закрыты: четверть двенадцатого.
Сначала Михалкова на Воровского завезли.
— Никита, вынеси мне грамм 100 водки, — попросил я, — а то простужусь.
Самому в такое позднее время в дом заходить и водку просить было неприлично.
Никита вынес мне от души — полный стакан, а через несколько дней его папа, Сергей Владимирович Михалков, меня встретил:
— Ты соображаешь, что делаешь? У меня же инфаркт мог быть! Лежу, засыпаю — вдруг дверь открывается, на цыпочках ребенок мой входит, бар открывает, водку достает, полный стакан наливает и так же на цыпочках уходит... Я в ужасе: пропал мальчик, по ночам водку стаканами пьет...
Жалко, что в президенты Никита не баллотировался».
(Окончание в следующем номере)

Российский политолог Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: «Путин не для того наворовал 250 миллиардов долларов, чтобы самому превратиться в радиоактивный пепел»
Владимир ЗЕЛЬДИН: «Из поколения, к которому принадлежу, остались в живых единицы: не будь «Свинарки и пастуха», я бы, конечно, попал на фронт и погиб, потому что мне было тогда 26 лет, здоровый парень — таких первыми в мясорубку бросали...»
Георгий ДАНЕЛИЯ: «После «Афони» какая-то дама из Омска мне написала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь с пьяным сантехником спали?». Я честно ответил, что не спал, с трезвым тоже, и не обещаю»
Формы существования белковых тел
Боже, храни е-декларацию, или Почему стакан наполовину полон
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги