Алексей ГОРБУНОВ: «Сколько денег за эти три с половиной года я потерял, только Господу известно, но в 53 года приобрел гораздо больше — родину, которой не знал, и поколение, которое было мне незнакомо»
«В 90-е я бухал, таксовал, папины коронки продавал... Грамм отрезал, относил барыгам и на эти 10 долларов мог прожить неделю»
— Леша, знаешь, я вспомнил, как несколько лет назад брал интервью у прекрасного русского писателя Даниила Гранина, который, слава богу, до сих пор жив, ему уже около 100 лет, и он с грустной улыбкой мне сказал: «Время такое настало — любить некого». Да, любить и вправду некого, но я тебя люблю — ты выдающийся актер и замечательный мужик: с позицией, со стержнем, подаешь пример всем, как надо любить свою родину и всегда оставаться человеком...

— Спасибо.
— Твой отец родом из Сибири, мама — из Луганской области, а ты родился в Киеве, на старой Дарнице, и все детство провел на Русановке. Скажи, пожалуйста, Киев твоего детства и юности — какой он?
— Очень солнечный, как и вся юность, зеленый — он буквально утопал в зелени. Когда отец лет с пяти, наверное, водил меня по Киеву (он тоже очень любил пешком ходить), мы часто с Русановки до Гидропарка гуляли. Во время этих прогулок разговаривали, он обращал мое внимание на красоту города. Подходя к Гидропарку, останавливались на мосту, отец показывал мне купающуюся в зелени Русановку и сверкающие в пышных кронах деревьев купола Киево-Печерской лавры — все остальное было закрыто зеленью!
— И куда эта зелень сейчас делась?
— Не знаю, вроде осталась, но теперь больше домов, чем деревьев. Помню, как на Русановку мы переехали — район на наших глазах достраивали, канал прорыли — тогда же там хотели Венецию сделать (смеется), а у меня отец — инженер, он крупные объекты проектировал, стройки любил и мне о них рассказывал. Про гостиницу «Лыбидь» говорил, что под ней грунтовые воды и возводить ее будут долго, так вот, я помню, как этот канал рыли, песка много было... Солнце, зелень, песок — и мы пацанами в этот канал прыгали.
— Сегодня многие пытаются Киев испортить, и я не могу у тебя не спросить: смотри, напоминающее крематорий или какой-то склад здание Театра на Подоле, которое на Андреевском спуске построили, — жуткое, на мой взгляд, потому что эта архитектура стилю Андреевского совершенно не соответствует...
— Театр на Подоле — это старинный киевский театр, и Виталий Малахов, Виталий Ефимович, заслужил право на свой театр очень давно! Все в Киеве знают, что этот театр строили лет 20, а то и больше. Я видел в новостях репортажи о массовом возмущении киевлян: дескать, почему черный куб, он ломает всю картинку Подола и Андреевского спуска, где все, в общем-то, в едином архитектурном ансамбле, но понимаешь, какая штука...
Я, когда первый раз этот проект увидел, тоже немного ужаснулся, и сейчас объясню, почему. После такого общественного резонанса я начал смотреть фотографии и читать, отчего люди протестуют, что не так? Всех не устраивал внешний вид, но, как ни странно, никто не говорил, какой театр изнутри, а я как артист, хотел знать, как все внутри сделано. Я догадывался, что это современный театр, и вот побывал там недавно, и Виталий Малахов провел меня по зданию, все показал.
Могу сказать: черный фасад закрыли кирпичом, его сделали, на мой взгляд, отлично, и этого черного квадрата теперь нет, хотя я за черный квадрат был тоже, потому что много поездил по Европе и по миру, как и ты, кое-что видел. В Амстердаме самый лучший музей Ван Гога абсолютным таким кубиком сделан, и это никого не возмущает — почему?! А ведь голландцы — признанные архитекторы: и со стилем у них все хорошо, и со вкусом, и они, наверное, умеют в городе с архитектурой XVI века построить современный музей, который будет от остальных зданий очень отличаться, но это что-то такое крутое окажется!
— Театр на Подоле будет красивым?
— Он уже очень красивый, Дима! Внутри шикарная компактная сцена, роскошный репетиционный зал, прекрасные коммуникации. Это современный театр, о котором мечтает не только Малахов и артисты его труппы, но и киевлянам это понравится. Я очень хочу, чтобы открытие Театра на Подоле поскорее состоялось и настоящий театральный зритель пришел туда и увидел: все очень круто!
— Леша, а это правда, что в 90-е, из-за кризиса кино, ты, уже известный к тому времени актер, просто таксовал, потому что денег не было?
— Заслуженным артистом Украины уже был... Да, бухал, таксовал, папины коронки продавал...
— Коронки?!
— Да, папа, умирая, коронки оставил. Он тогда тяжело болел и сказал: «Смотри, это на самый крайняк!». Жил я на папины золотые коронки — хорошо, что они были, а многие мои друзья уже ничего не имели. Это страшное было время: кто-то сразу поднялся, а кто-то — наоборот, как многие учителя, врачи, на рынок пошел йогуртом, гречкой и всякой ерундой торговать. Я вынужден был что-то делать, и еще до того, как таксовать начал, папины коронки продавал — грамм отрезал, относил барыгам. Тогда грамм золота 10 долларов стоил, принимали его везде, и на 10 долларов в 92-м году я мог прожить неделю.
«Молодежь — это уже не рабы, это поколение, которое родилось в свободной стране»
— Из Киева в результате ты уехал, а почему Киеву, в котором столько талантливых людей родилось и столько талантов его покинуло, никто никогда не нужен?
— Не знаю, хотя все, конечно, меняется. Раньше было именно так, но тогда был Советский Союз, и ты прекрасно помнишь, что это не только в Киеве было — едва ли не все студенты театральных вузов из Риги, Таллинна, Ташкента, Душанбе, Харькова, Львова, Днепропетровска, Новосибирска, Перми хотели в Москву попасть и потом, если повезет, в Театре на Таганке работать, о котором часто при встрече мы вспоминаем. Легендарные театры, знаменитые режиссеры — все лучшее аккумулировалось в Москве, и только мой папа сопротивлялся. Мама его все время долбила, потому что все его друзья уже...
— ...уехали...
— Да, а он, сибиряк, живший в Киеве, говорил: «Запомни, из Киева никуда не поеду!». Папа мог бы атомные станции строить в Алжире, Дакаре... Все его однокурсники уже кооперативные квартиры, черные «Волги» купили, ковры и хрусталь домой привезли, детям джинсы возили, жвачку, а папа наш — никуда, и все. При этом его звали на постоянную работу в Москву, в Питер, он многих людей по всему Союзу знал и всегда своим друзьям говорил: «Не, ребята, я уже старый, я здесь останусь. Мне лодка нужна, рыбалка, Гидропарк» — вот это мой папа!
— 2013 год, ты — состоявшийся актер, позади у тебя огромное количество запоминающихся ролей, твое лицо знает каждый человек на постсоветском пространстве, но ты приезжаешь в Киев и с первого дня, с самого начала, поддерживаешь Майдан, причем заявляешь об этом громогласно. «Во время Майдана, — ты сказал, — я понял, что моя родина здесь, что только тут надо жить и умирать» — почему ты это сделал?
— Ну я же взрослый человек, много чего повидал, поступки совершал разные, а тогда эмоции зашкаливали, и было больно — это такая боль была. Я понимал, что мне нужно все увидеть собственными глазами, потому что в телевизоре — это совсем другое, и когда встретил на Майдане одноклассников, однокурсников, учителей, преподавателей, студентов... Новое поколение уже появилось, молодежь замечательная — на первом Майдане такого не было.
— Хорошие лица увидел?
— Просветленные, и это очень сильно на меня повлияло.
— Это уже не рабы были...
— Не рабы, конечно, — это поколение, которое родилось в свободной стране. Мы как угодно можем обсуждать теперь последствия Майдана, но это с нами случилось, и перемены происходят, и молодежь уже свою состоятельность доказала.
— Тебя лично, в твоем возрасте, Майдан изменил?
— Безусловно, ведь я тоже радикально жизнь поменял, многое оставил и уехал. Я много снимался, я очень благодарен судьбе, что именно в Москве в этот период — в самый тяжелый период для всех — оказался. Я у режиссера Владимира Михайловича Попкова в сериале «Графиня де Монсоро» снимался, а продюсером был Сергей Жигунов, с которым мы вспоминали потом, что это были первые костюмированные сериалы 90-х, — «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». Наш киевский режиссер Владимир Попков его снимал, оператор-постановщик — Паша Небера и ваш покорный слуга главную роль исполнял...
— ...шута Шико...
— Да. Я благодарен Попкову и, конечно же, Жигунову, потому что это одна из лучших моих ролей, самая, может, большая удача. К тому времени в Москве, Дима, на моих глазах начинали снимать новое кино, стали появляться деньги, а потом я попал к Валере Тодоровскому, и дальше — 10 лет самой плодотворной творческой жизни. Я играл в лучших театрах, работал с Олегом Меньшиковым, снимался у лучших режиссеров России и просто счастлив, что именно в это время попал...
— ...в золотой период российского кино...
— Да, развития и просто больших возможностей.
«В Москве друзей у меня стало меньше, но они остались»
— После начала российской агрессии ты официально отказался сниматься в российских фильмах...
— Поначалу я думал, что это не так серьезно, что это все-таки не война, поэтому своего отношения не афишировал, хотя меня часто подобными вопросами провоцируют. У меня, кстати, в Москве друзья остались, и я об этом говорю — их стало меньше, но они остались!
— Итак, ты просто перестал сниматься в российских фильмах...
— Я просто взял паузу, это звучало так: «Я беру паузу».
— Сколько денег за эти три с половиной года ты потерял?
— Ну, слушай, это только Господу известно. А может, я, наоборот, приобрел?! Безусловно, финансовая сторона пострадала, потому что все-таки с серьезных гонораров ушел.
— Ну, миллион-полтора долларов не заработал?
— Не знаю, да и зачем травмировать людей, когда мы так тяжело живем?! Потерял я много, да.
— А что приобрел?
— Приобрел я гораздо больше! В 53 года я приобрел родину, которой не знал, поколение, которое было мне незнакомо, какие-то вещи, которых от людей не ожидал. Я увидел, что такое волонтеры, которые действительно просто на своих плечах, жилах, зубах первый год войны вытянули, — я это очень хорошо помню. У нас было огромное количество концертов, мы много тогда ездили, волонтерили, как и вся страна, и вместе со своей группой «Грусть пилота» я это все видел своими глазами.
— Как оценили твое решение не сниматься в российских фильмах коллеги в Москве?
— По-разному. Близкие люди старались понять, хотя все равно не понимали — никто ведь не представлял, куда все это рулится, что дальше будет... Мы же в первый раз в такой обстановке, впервые с нами такое произошло, когда жизни разрушились, семьи поразлетались, огромное количество людей погибло, а мы не знаем, сколько это будет длиться и как выживать завтра.
— Ничего не знаем...
— Мы, правда, не одни такие, наверное, — многие в мире сейчас так живут...
— Ты со своими российскими коллегами общаешься?
— Общаюсь. С близкими...
— Что выдающиеся актеры, режиссеры тебе говорят, что об этой ситуации между Украиной и Россией думают?
— Ну, все по-разному думают, но знаю одно: у многих со временем мнение меняется, потому что... Помнишь 2014 год? Мы же телевизор боялись включать, мы к этому не привыкли — к такому потоку...
— ...гадости...
— ...и лжи, мы ошарашены были. Мы, по сути, наивными детьми являлись, и вдруг на нас стали все это выливать. Потом, через год, мы освоились и начали свой телик включать, но это была защита — нам надо было отбиваться, потому что это был кошмар! За эти годы взгляд на происходящее у людей очень изменился, и все равно: пока не увидишь сам, что здесь происходит, либо пока твои очень близкие люди тебе не расскажут, как это на самом деле есть, понять это невозможно.
— Давай я тебе о себе скажу: у меня очень много друзей среди российской элиты — писателей, режиссеров, актеров, спортсменов и так далее, и один из них (не буду фамилию называть и даже не намекну, чем он занимается), выдающийся человек, приближенный к Путину, позвонил мне из другой страны, не из России, и сказал: «Ничего мне не говори, я все понимаю, я с вами»...
— Это самое начало, 2014 год был?
— Да, самый разгар событий, а у тебя были такие ребята, которые тебе говорили: «Мы все понимаем»?
— Безусловно, были, но я тоже фамилии называть не буду.
— И не надо — не будем их подставлять, но не все, получается, так однозначно?
— Не все, и человек неоднозначен. Черного и белого нет, так людей делить мы не можем. Наверное, мы имеем право за что-то свое биться, о чем-то своем говорить с болью, но не имеем права судить других так отчаянно, что ли, когда столько вокруг перемалывается, когда каждый день что-то меняется.
«Я, народный артист Украины, снимаясь в кино 32 года, имею право сказать: «Молодые украинские артисты вправе работать там, где хотят»
— Одна из самых любимых твоих ролей для меня — это роль директора кладбища в прекрасном, на мой взгляд, фильме Никиты Михалкова «12». Никита Сергеевич — выдающийся режиссер, замечательный актер и в то же время, увы, человек, который так обгадился ненавистью к Украине. Вот, с одной стороны, он такой творец, суперстар, а с другой — мерзавец: как это в нем уживается и как ты к нему сегодня относишься?
— Не знаю. Повторяю еще раз: я очень благодарен Михалкову за то, что был утвержден, причем в очень таких быстрых обстоятельствах, и это одна из лучших, наверное, ролей в моей творческой биографии.
Это большое счастье — с такими актерами сниматься, с которыми судьба дала мне возможность сесть в кадре, и не забывай: для моего поколения Михалков — лучший режиссер. Это мечта всех актеров: попасть когда-нибудь к Михалкову в кино, и она — мечта моей юности — осуществилась: мало того, он позволил каждому из нас огромные импровизационные куски сделать!
— Ну да, весь твой кусок — импровизация...
— Да, но если бы Михалков не разрешил, этого бы не было, а Никита Серегеевич сказал: «Пробуй». Это шикарная картина, я ее раз в год пересматриваю, и, знаешь, хорошее кино со временем все лучше становится, да и обстоятельства делают эту картину еще лучше.
Многие спрашивают, как хороший режиссер может быть подонком? — но это будут определять уже там, на Суде, а я ничего сказать не могу. Вот в Харьков еду, у меня целый круг проблем моего города и моей страны, и он гораздо сложнее.
— По поводу Харькова: рожденный там блестящий, на мой взгляд, писатель Эдуард Лимонов, с которым неоднократно встречался, твой любимый автор. Тоже занявший по отношению к Украине жуткую позицию, и как ты к нему сегодня относишься?
— Не знаю, как отношусь, — очень многие взгляды у меня поменялись. Меня сейчас больше заботят спектакль «Черная шкатулка» и запуск кино с Виктором Придуваловым (украинский режиссер. — Д. Г.) о Киеве, а также еще масса каких-то проблем. Скажу тебе честно: я уже больше года вообще как-то мало смотрю то, что раньше мне нравилось.
— А в Россию сейчас сниматься зовут, оттуда звонят?
— Последние полгода — нет, а год назад — да, и я благодарен, что меня, по крайней мере, первые два с половиной года, не так часто, как раньше, но звали и хорошие сценарии предлагали.
— Как ты относишься к запрету в Украине целого ряда российских фильмов?
— Плохо отношусь — я вообще против запретов. Двоечник, я не любил учителей, ненавидел все запреты с детства, поэтому мое отношение ко всем запретам очень отрицательное изначально. С другой стороны, я согласен: наверное, кого-то не пускать надо — да, какие-то одиозные актеры есть, но нельзя же всех не пускать, Дима! Это списки влекут за собой... Я лично знаю многих актеров, которые никогда в жизни об Украине слова плохого не сказали.
— Хорошо, Лолита недавно к дочке ехала, в Киеве у нее ребенок, но она выступала в Крыму, причем попала туда незаконно, с территории России...
— Ну, понятно, да...
— Надо ее пускать или нет?
— Если у человека дочь, это уже совсем другая история, ну и второй момент: да, она выступала в Крыму, но я не слышал, чтобы Лолита и масса, кстати, других актеров, которые почему-то в списке, хаяли Украину или неприлично себя вели. Думаю, половина людей просто за компанию в общий список попали, но стричь всех под одну гребенку нельзя. Да, что-то мы должны, безусловно, перекрывать и свое отстаивать, но нельзя всех огульно брать — и в списки: это неправильно, к этому индивидуально нужно подходить.
— Как ты относишься к украинским певцам, которые гастролируют по России?
— Тоже такой вопрос... Молодые, я считаю, вправе выбирать и делать то, что хотят, и если о концертных площадках или съемках мы говорим — пожалуйста, это их дело.
— А это с их стороны не предательство своей родины?
— С моей точки зрения, не предательство! Я, народный артист Украины Горбунов, снимаясь в кино уже 32 года, имею право сказать: «Молодые вправе работать там, где они хотят». Что такое артист? Сегодня он в России, завтра в Лондоне, послезавтра еще где-то, и ничего плохого я в этом не вижу. Ну что страшного в том, что мир видит талантливых молодых людей? Другое дело, когда ты на вручении какой-то стремной премии со всеми там пляшешь: с гопотой, с попсой — это, наверное, дико, но опять же это мое личное мнение. Артист сам выбирает себе путь, это, Дима, очень индивидуально. Дорн — талантливейший, он выступает, интервью дает — зачем мы цепляемся?! Он под украинским флагом работает и Украину, в которой живет и в которой состоялся, как может прославляет.
«Патриотизм — это Киев, зелень, Русановка и пляж моего детства»
— Хорошо, Леша, я вот всю Россию вдоль и поперек объездил, у меня там много друзей, и много вещей в России есть, которые я люблю...
— Высоцкий, Шукшин, Вампилов — пожалуйста, а еще великие актеры, которые меня учили, и я за это судьбе благодарен.
— Тем более что многие из них живы, и мы их любим по-прежнему, но смотри, Россия как государство повело себя по отношению к нашей родине по-скотски. Государство Россия убило более 10 тысяч молодых ребят, у которых есть родители, дети, жены, то есть простить это невозможно, но, с другой стороны, многое в России мы любим. Как с этим быть? У тебя есть что-то в России, что сегодня ты любишь?
— Много чего есть, но опять же тривиально об этом не скажешь... Я очень просто ответил: песни Высоцкого, пьесы Вампилова, Шукшина...
— ...места какие-то?
— Петербург — мой любимый город, один из любимейших, у меня там много друзей. Мы можем подолгу не разговаривать, но когда кто-то из них приезжает в Киев или в Одессу, общаемся.
— В России Майдан, на твой взгляд, возможен?
— Скажу так, Дима: сегодня в мире возможно все, что угодно, — каждую минуту! Вот сейчас мы общаемся и не знаем, что происходит, понимаешь? Мы, повторяю, живем четвертый год в мире (даже не в стране), где все рушится, меняется, и это происходит не только у нас и не только с нами.
— То, о чем тебе на Майдане мечталось, в результате сбылось?
— Разочарований, конечно, много, и мы это переживаем, но, повторяю, самое главное — самоидентификация: откуда ты, почему здесь родился. Для меня, как для взрослого человека, это большое осознание, и потрясение — особенно поколение молодых, 1991-1992 годов рождения...
— ...детей Независимости...
— Да, детей Независимости!
— Когда ты приезжаешь в АТО или в госпиталь, где искалеченные ребята лежат, о чем потом думаешь?
— Это сложно, особенно в первый раз — потом ко всему привыкаешь, но первый раз я очень эмоционально переживал. Я видел это в кино, я пытался это играть, но в жизни все по-другому выглядит, и, конечно, это большой стресс.
— Страшно?
— Психологически — очень, но эти пацаны знают, что такое сила духа.
— Патриотизм для тебя — это что?
— (Задумался). В двух словах сложно сказать.
— Ну хорошо, Русановка — патриотизм?
— Да, Киев, зелень, Русановка, бульвар Давыдова, 19/1, пляж моего детства — вот это и есть настоящий патриотизм!
— Нужен ли Киеву, на твой взгляд, проспект Бандеры?
— Ой, не знаю — столько об этом говорят! Наверное, нужен, но всему свое время. Мне кажется, у нас гораздо больше проблем сегодняшних, сиюсекундных, которые мы никак не можем решить, но, наверное, надо, наверное, придет время — всему придет время.
— Кто для тебя сегодня в Украине моральные авторитеты?
— Лина Костенко — безусловно, а если о молодых говорить, то Ломаченко Вася, Александр Усик и теперь еще Александр Гвоздик, конечно! Просто поразил меня, такую радость всем подарил, а три таких боя победных в один вечер — вот настоящая радость! Это был день Украины в Америке, это тоже патриотизм, наверное.
«Да, я выступаю за смертную казнь для чиновников, которые воруют, но кто казнить будет?»
— Футболисты киевского «Динамо», на которых мы когда-то молились, образца 70-80-х годов...
— ...Лобановского команда!..
— ...по-прежнему твои кумиры?
— Да, я кумирам юности верен. На то они и кумиры, чтобы появляться в юности и оставаться на всю жизнь.
— Когда этих ребят видишь, какие у тебя ощущения возникают?
— Во-первых, они хорошо выглядят, форму спортивную, несмотря ни на что, держат, а какими футболистами были! Эта команда — и счастье, и родина, и патриотизм! Помнишь, как Блохин «Баварии» забил...
— ...в Мюнхене, а потом дважды в Киеве...
— Да, и «Золотой мяч» тогда получил! Господи, 75-й год, когда Суперкубок динамовцы выиграли! Советская команда взяла Суперкубок, Блохин — это же наш Марадона, это мирового класса футболист!
— А может, это Марадона — их Блохин...
— Да-да, может, ты прав, это Марадона — Блохин! (Смеется). Вот это эмоции были, и я это ни на что не променяю. Это невозможно передать, я своим детям не могу объяснить, что это такое! Или когда с канадцами в хоккей играли... Я до сих пор помню, как весь двор ночью на улицу выбегал каждый матч обсуждать...
— Ты сказал, что выступаешь за смертную казнь для чиновников, которые воруют...
— О да, и что теперь? А кто казнить будет?
— Кто миловать, знаем...
— ...а кто казнить?
— Какими должны быть украинские политики?
— Ой, я не знаю — лучше пусть на мой спектакль «Черная шкатулка» приходят. Я к политикам обратиться хочу: «В театр, ребята, ходите?». Ну придите, купите билеты.
— В политику тебе самому не хочется?
— Нет, ты что, ты что, ты что! Нет-нет-нет! Neun! Neun!
— Где ты сейчас живешь — в Киеве или в Одессе?
— Я в дороге живу, Дима, — как жил в машине, так и продолжаю, все время между городами мотаюсь. Грубо говоря, полжизни в Одессе провел, полжизни — в Киеве, но постоянно в движении, в пути. Теперь в Киеве больше живу, потому что буквально на днях мы должны начать фильм снимать, которым сейчас активно занимаемся: пишем сценарий, деньги ищем...
Рабочее название картины «Май», режиссер — Виктор Придувалов. Авторы идеи — сам Виктор, ваш покорный слуга и Андрей Хохолкин — мы придумали историю о любви и о Киеве, есть два главных героя, которых играем я и молодая актриса Виктория Токманенко. Она много снимается, очень талантливая, способная девушка — это история молодой актрисы и взрослого дяди...
— ...дяди Леши...
— ...дяди Леши, да. Они играют любовь, она влюблена в моего героя в кадре и вне кадра, а он, поскольку дядя взрослый и занят, сыграть про любовь умеет, а в жизни наоборот — закрывается. Она же вся любовью окутана, и все это хочется увидеть на фоне залитого солнцем Киева, куполов Лавры, каштанов, сирени и обязательно школьников, которые пойдут в конце мая на последний звонок, — помнишь, ленты, фонтаны?
«Важны не деньги — важно, к кому они придут»
— Деньги на запуск собрать удалось?
— Параллельно ищем. Деньги небольшие нужны, потому что аппетиты настолько сейчас скромными стали... Пытаемся форму найти, когда за минимальные средства, но профессионально, имея идею и мотивацию, можно кино снять.
Я всегда говорю: важны не деньги — важно, к кому они придут, и люди, которые меня знают, могут дать их мне просто так, уважая меня. Кстати, на этих людей-то я и рассчитываю, которые говорят: «О, Леха, тебе деньги нужны? А мы не знали. Сколько?», потому что для них — это отказаться от двух банкетов.
— Можно я обращусь со страниц газеты к тем, кто может дать дяде Леше деньги?
— Не дать, а помочь снять картину о Киеве.
— Ты сыграл более 110 киноролей, а какие любимые?
— Шико, а еще, конечно же, Александр Лиховол в сериале «Курсанты». Это личная история Тодоровского-старшего, Петра Ефимовича, продюсировал картину уже Валера Тодоровский — сын, а снимал мой любимый режиссер Андрей Кавун. Ну и дальше, если о Кавуне говорить, один из последних сериалов его — «Шерлок Холмс», где мне очень нравится и картина, и моя роль профессора Мориарти. Считаю, эта лента пока недооценена, но ее время еще придет. «Красная капелла», естественно, мне по душе, где я оберштурмбаннфюрер СС Карл Гиринг, причем удивительно: я параллельно в «Красной капелле» снимался, где эсэсовца играл, и тут же — Героя Советского Союза в фильме «Курсанты»! Такого, со звездой героя, вояку, который все время на войну рвется, и никто, даже жена, его остановить не может. Он весь покалеченный, контуженный, но воевать хочет. Потом я все-таки назову картину Михалкова «12», о которой мы говорили, а еще фильм Кристиана Кариона «Прощальное дело» — у меня там небольшая роль офицера КГБ, в 2009 году я во Франции снимался. Кстати, благодаря Михалкову после фильма «12» меня французы и пригласили — главную роль там Кустурица играл, а также Гийом Кане, Уиллем Дефо и другие звезды.
— Ничего себе!
— Да, мне повезло.
— Леша, в Украине сегодня для актера твоего масштаба работа есть?
— Не только моего масштаба — работы сейчас вообще мало: я же в этих сериалах, которые за копейки снимают, участвовать не хочу. Я наслушался, как молодые артисты нынче живут, но пока они молодые, надо бегать — что там говорить. Я сам бегал, высунув язык, и я нормально к этому отношусь, но там же ни денег, ни «кина» — ничего нет, понимаешь?! Ни сценария, ни бабок, ни профессиональных людей.
— ...ни глаз горящих...
— Да какие горящие глаза?! Пластик, пластик...
«Тупой я стал, видать, уже песок из меня сыплется, мозг атрофирован. Выпьешь — быстро пьянеешь, тупишь»
— Очень интимный вопрос: у тебя хоть на что жить есть или опять таксовать надо?
— Та ну ладно! Ну что ты прямо?! Нормально все, ты же видишь. Деньги я не себе ищу — на кино! Тяжело, безусловно, но в сытые времена мы пожили — ну и хорошо. Я столько наездился, столько увидел, что сейчас могу посидеть чуть-чуть поскромнее, и потом, понимаю свой возраст. Знаешь, я много сыграл, мне на хороших людей повезло, я две эпохи застал. На Киностудии имени Довженко за 11 лет (кусок жизни молодого артиста) всех стариков, великих актеров наших увидел!
— Степанкова, Олялина...
— Степанков Кость Петрович — это мой учитель! Брондукова, Гринько!
— Ух ты!
— Миколайчука, Дубровина Юру, Парфенова Леву — это такие актеры были!
— Счастливый ты человек!
— Я если как-нибудь соберусь — мемуары напишу, дай Бог! (Смеется).
— Леша, раньше ты сильно пил, помню — да, было дело?
— Ну, было здоровье, печень свежая, без замены деталей по Украине. Знаешь, как говорят: «Машина откуда? Из Германии без пробега по Украине». Да, я новенький был, все работало.
— Сейчас пару капель иногда принимаешь?
— Очень редко, потому что здоровья, честно говоря, нет, и потом, столько всяких забот, я за рулем все время. Ну и тупой стал, понимаешь, — видать, уже песок из меня сыплется, мозг атрофирован. Бах-бах, выпьешь — быстро пьянеешь, тупишь. Как моя старшая дочь Настя говорит: «Папа, не тупи», поэтому значительно реже себе позволяю.
— Ты выступаешь за легализацию марихуаны — почему?
— Кто-то хорошо сказал: «Я массу людей видел, которые по буху много вреда нанесли окружающим, травмировали их, а вот от тех, кто косяк забивает, проблем не было», и потом, ее весь мир уже легализует, это тоже смена поколений. Хотим мы или нет — это все равно произойдет, и я хочу это время застать, кроме того, Амстердам — мой любимый город, Голландия для меня лично — самая свободная страна.
— А сам ты марихуану пробовал?
— Ну что за вопросы?! — не могу же я прямо в газете взять и... Понимаешь, быть за легалайз и пробовать марихуану — это две разные вещи.
— В Киеве, в Пассаже, жил замечательный Виктор Платонович Некрасов, автор книги «В окопах Сталинграда»...
— ...один из моих любимейших писателей.
— Эмигрировавший в советское время во Францию, там, в Париже, и умерший...
— Я был у него на могиле.
— Ты записал аудиовариант книги «В окопах Сталинграда» — почему?
— Я это 12 лет назад сделал, и сегодня она такая актуальная. У меня уже диски закончились — на подарки раздал и прочее, а на концертах их все время просят. Я постоянно езжу, и у меня в машине один диск остался. Я его давно, полгода, наверное, не слушал, и вот начал, и вдруг эта война 41-45-го, и как Некрасов, молодой лейтенант, просто об этом пишет... Он же не писатель был, просто студент, который ушел на фронт...
— ...трагический человек...
— ...и начал записи в дневнике делать, и вот все это до наших дней дошло, и книга удивительная получилась, она у меня с детства была. Мой отец «В окопах Сталинграда» очень любил, у него эта книга на ночном столике лежала, он часто ее перечитывал. Она на века — любая хорошая книга от времени не зависит.
«Все мы о мире мечтаем, все очень устали»
— Скажи, пожалуйста, а эта вот страшная, уносящая жизни война между Россией и Украиной закончится?
— Должна закончиться — все когда-то начинается и когда-то заканчивается. Когда? Дима, не знаю — при этой интенсивности событий вообще прогнозы какие-то делать сложно. Повторяю: каждую секунду что-то меняется, но столько потеряно, столько боли и крови вокруг, и как это остановить, одному Богу известно. Все мы о мире мечтаем, все очень устали. Что такое счастье? Это когда не стреляют, когда у тебя ничего не летает над головой — все же просто.
— Дорогой Леша, я хочу тебе спасибо, простое человеческое спасибо, сказать за то, что ты такой настоящий, классный и искренний. За то, что сделал в своей жизни столько, что можешь уже смело сказать: «Я в своей работе был честен»...
— Да, и пошел на пенсию! (Смеется).
— Ты знаешь, я несколько раз слышал, как замечательно ты поешь — на сцене, в компании, и напоследок попросил бы тебя что-нибудь акапелльно спеть...
— Я бы не спел, я бы стихотворение как раз из «Черной шкатулки» прочел — будет повод все-таки людям посмотреть, что такое «Черная шкатулка». Маленький фрагментик из Людвика Ашкенази (чешский писатель и поэт. — Д. Г.).
На земле нет радиостанции,
которая бы передавала
Надежды и страхи бессонной ночи,
голову, взметнувшуюся
над подушкой,
босые ноги, опускающиеся
на холодный пол,
жаркий ночной шепот,
скрип двери,
щелчок выключаемого ночника,
вопросы, обращенные
во мрак за окном:
«Когда ты вернешься? Где ты?
Почему ты не ешь?
Что с тобой?».
У радио своя программа:
духовая музыка, потом —
«Героическая»,
и снова духовой оркестр.
Эти слова были написаны Людвиком Ашкенази давно. Спасибо тебе большое, Дима!
Записала
Виктория ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Бывший народный депутат и советник экс-президента Украины Виктора Януковича Анна ГЕРМАН: «Янукович должен возродиться из пепла, и если будет найден компромисс, может вернуться на Донбасс и стать губернатором»
Алексей ГОРБУНОВ: «Сколько денег за эти три с половиной года я потерял, только Господу известно, но в 53 года приобрел гораздо больше — родину, которой не знал, и поколение, которое было мне незнакомо»
Евгений ЕВТУШЕНКО: «Кончаются войны не жестом Фемиды, а только, когда, забывая обиды, войну убивают в себе инвалиды, войною разрезанные пополам»
Кашу, которую сварим, придется хлебать самим
Выжить в Дахау. История советского генерала Тонконогова
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги