Хорошими делами прославиться нельзя?
Все лучшие футбольные клубы Украины — частные, то есть принадлежат людям, которые содержат их на свои миллионы. Украинский футбол занимает все более уважаемое место в мире — за это надо платить. От того, как распределяются в обществе огромные средства, зависит многое — одной из главных государственных функций является острая озабоченность тем, чтобы балансы социальной справедливости хоть как-то сохранялись.
Это общее дело, и многие расходуются на благотворительность, безвозмездно оплачивая ремонты церквей, больницы и еще многое. Благотворительность — норма жизни в цивилизованном мире, у нас же традиция личных пожертвований угасла с рождением пролетарского государства, уничтожившего одним махом и богатых людей, и право граждан свободно распоряжаться своим имуществом. До революции украинские богачи — все эти Терещенки с Харитоненками — содержали музеи, дома для рабочих, финансировали строительство памятников, жертвуя миллионы для общего блага. Российский меценат Морозов содержал театры, Щукин основал коллекции нынешнего Пушкинского музея, Третьяков создал галерею — такие имена надо помнить, пока мы совсем не одичали от неблагодарности.
Сегодня во всем мире существует традиция благотворительности, а также поощрения богатых людей, жертвующих деньги, как говорили в Украине когда-то, «для загального добра». В большинстве американских университетов на фасадах колледжей, библиотек, лабораторий написаны имена тех, кто пожертвовал средства на эти корпуса. Популярно общественное телевидение, живущее только за счет жертвователей. Но при этом есть и система законов, поощряющих благотворительность, потому что, честно говоря, не всякий богач соглашается расстаться со своим капиталом просто так.
Например, в США можно списать до 50 процентов налогов за счет пожертвований. Мелким жертвователям там тоже удобно — ко мне беспрерывно приходили то полицейские в форме, то какие-то дамы со значками, и я давал им деньги на помощь музею, консерватории или семьям погибших сыщиков, получая квитанцию с точным указанием суммы. Эту сумму я списывал из налогов, — иначе говоря, она возвращалась мне государством, поощряющим благотворительность, фонды которой огромны — в них накоплено около 600 миллиардов долларов. Бюджеты самых больших и знаменитых американских музеев более чем наполовину состоят из добровольных взносов. При этом жертвователи обязательно получают налоговые льготы и другие выражения благодарности, от имени на фасаде здания до звания почетного мецената или карточки, дающие право свободного входа в музей для всей семьи.
У нас ничего подобного нет. Пригласить за миллион заморскую кинозвездочку на свадьбу племянника или на корпоратив — сколько угодно. Но пожертвования на ремонт театра, издание альбома или книги — редкость. Я, увы, способен назвать несколько благородных имен украинских меценатов, способных на такие поступки, но не могу назвать законов, которыми государство поощряло бы таких людей. Государство у нас странное — оно может выложить миллиарды на какой-нибудь показушный фестиваль, но не умеет ввести в систему законов уважительное поощрение тех, кто способствует развитию национального искусства, образования, литературы. Покупать футбольные клубы — дело хорошее, но выстроить университетский корпус или отремонтировать театр — не менее почетно. Почетно, но по-прежнему редко.

Российский писатель и диссидент, автор трилогии о солдате Иване Чонкине и антиутопии «Москва 2042» Владимир ВОЙНОВИЧ: «Захват Крыма Россией — это как почку у человека вырезать и себе третью пришить: даже если она здоровая, организм ее отторгнет»
Бывший советник Авакова, экс-руководитель департамента противодействия наркопреступности Нацполиции, а теперь глава Социалистической партии Илья КИВА: «Многие процессы в Украине сдерживаются благодаря Авакову. Если он с поста министра уйдет, улицы зальются кровью»
Историк Юрий ФЕЛЬШТИНСКИЙ: «С точки зрения Путина, Трамп — завербованный им агент, и все доказательства этому предоставляет сам Трамп»
Бывший премьер-министр, экс-глава СБУ и Министерства обороны, бывший секретарь СНБО Евгений МАРЧУК: «Может ли кум Путина Медведчук интересы Украины отстаивать? Надо Петра Алексеевича спросить, хотя я догадываюсь, почему он сделал такой выбор»
Хорошими делами прославиться нельзя?
Михеил СААКАШВИЛИ: «С Украины я отступать не намерен, поскольку здесь и сейчас главное в моей жизни сражение разворачивается, которое проиграть нельзя, и мы его не проиграем»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги