В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Наука оболванивания

Нас изучают старательно и подробно.

Нас изучают старательно и подробно. Например, подсчитано, что в течение человеческой жизни каждый палец сгибается-разгибается при­мерно 25 миллионов раз. Это легко запомнить. Кое-что запоминается хуже. В ре­зультате опроса людей со стан­дартными школьными аттестатами зрелости выяснилось, что большинство анкетированных не в состоянии объяснить, почему самолет летает, радио разговаривает, а в телевизоре мелькают картинки.

При этом сновидения у всех необъяснимо разные — химик Дмитрий Менделеев увидел свою периодическую таблицу химических элементов во сне, а Элиасу Хоу приснилась конструкция его швейной машинки, которую он наяву запатентовал. Почему такое не снилось никому больше, не ясно. Вопросы без ответов тревожат человечество постоянно, и в Соединенных Штатах существует особый фонд Джеймса Рэнди, готовый заплатить два миллиона долларов тому, кто растолкует то, чего ученые объяснить не могут.

Многие вещи вроде бы примелькались, и над ними задумываться не принято, хотя мало кто может объяснить результаты исследований, согласно которым продажа одежды в дорогих магазинах возрастает, если там ощутимы запахи апельсина, жасмина, мяты, лимона или базилика. Причем это действует на всех без исключения.

Дотошные американцы подсчитали, что, подобрав ароматы, можно направлять покупателей и увеличивать объемы продаж процентов на 10-15. Поэтому в супермаркетах распыляют запахи кофе и свежей выпечки, а в магазинах, продающих изделия из кожзаменителей, — аромат натуральной кожи. Существует немало загадочных стандартов, один описан как «синдром кафетерия». Согласно ему, человек, побывавший в городском транспорте, дома в первую очередь хочет съесть бутерброд. Ему предлагают тарелку борща, а он (говорят, это зависит от вырабатываемых «к случаю» гормонов) хочет именно перекусить всухомятку.

Одна из популярнейших тем современной философии — изучение толпы, человеческой массы, которая состоит уже не из индивиду­умов. Ницше писал: «Поставьте 100 человек друг против друга — каждый из них потеряет личный рассудок и получит чей-то другой».

Один из классиков изучения психологии масс, Ле Бон, вообще считает, что человек в толпе превращается в загипнотизированного субъекта. Кстати, во многом этим гипнотическим эффектом объясняется успех нацистов и коммунистов, создававших культ обезлички.

Как стандартные запахи могут вызвать у разных людей похожие чувства, так и шествие под громкую музыку и выкрики четких лозунгов гипнотизируют толпу, делая ее однообразной. Простые символы лучше запоминаются, чем геральдические орлы и единороги, — простота облегчает массовое запудривание мозгов.

Есть, конечно, и подробности. В Америке президенты публично поливают огород у Белого дома, демонстрируя свою близость к избирателям. Когда в нашей бывшей стране появились раздражающие народ скоробогачи с золотыми цепями на шеях, Эльдар Рязанов снял фильм о Ельцине, где позировала супруга Бориса Николаевича, ожидающая своего мужа с работы у плиты и сковородки с котлетами. Образ был заведомо лживым — но впечатлял по контрасту!

Наука оболванивания, сливания народа в однородную массу, учит, как обрабатывать население — через обоняние, зрение, слух. Нас призывают одинаково одеваться по моде и любить стандартных поп-запевал, которые похожи даже внешне. Только в снах люди уходят в собственные оригинальные видения, но сейчас уже пробуют влиять и на сны. Сохранять свою индивидуальность нелегко, но необходимо. Простите за банальность, но что еще тут можно посоветовать?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось