Дмитрий ГОРДОН: «Виталий Коротич сделал из меня антисоветчика, антикоммуниста и приверженца западного образа жизни»
Рожденный в 1967 году, практически к 50-летию «Великого Октября», я с детства свято верил в доброго дедушку Ленина, Коммунистическую партию и в Ленинский комсомол, в пионеров-героев и не существующих, как потом оказалось, 28 героев-панфиловцев и даже складывал на досуге население социалистических стран и капиталистических, с радостью отмечая, что наших больше, а значит, мы победим.
Я был председателем совета отряда и председателем совета дружины школы, комсоргом класса, студенческой группы и батареи, в армии стал кандидатом в члены КПСС, но так туда и не вступил, потому что главным редактором главного советского журнала «Огонек» стал Виталий Коротич.
Как и я, рожденный в Киеве, этот человек перевернул мое мировоззрение и с помощью идущих вразрез с моим вроде бы устоявшимся пониманием жизни публикаций сделал из меня антисоветчика, антикоммуниста и приверженца западного образа жизни.
Именно благодаря «Огоньку» Коротича не только для меня, но и для миллионов советских людей открылись ужасы коллективизации и сталинских репрессий, неоправданных военных потерь и бессмысленных ударных строек, да и вообще обнажилась вся глупость и ущербность античеловечной ленинской утопии.
Членом КПСС после «отравления» «Огоньком» я так и не стал — в заявлении на имя партбюро Киевского инженерно-строительного института написал, что в партию вступать не намерен в связи с большими идеологическими разногласиями. Виталий Алексеевич сделал меня умнее и мудрее не только благодаря «Огоньку», но и благодаря 20-летней дружбе с ним, во многом меня сформировавшей.
Его, украинского поэта из славной плеяды шестидесятников, лауреата Шевченковской премии, редактировавшего в Киеве журнал «Всесвіт», забрали в 1986 году в Москву столь же безоговорочно, как уже несколько столетий подряд забирали туда же украинских деятелей культуры, науки и даже спорта. Кого хотели, того и брали.
Взяли и Коротича. Через три года ему вручили в ООН премию и удостоверение лучшего редактора мира. После «Огонька» Коротича пригласили преподавать в заморских университетах. И oн практически до конца XX века учил американских студентов, выезжал с лекциями в Австралию и Канаду, получал почетные премии и звания многих стран.
В 1998 году, закончив преподавать в Бостонском университете, Коротич вернулся в Москву, а я как раз закончил строительство дома и пригласил его погостить. После долгих разговоров с ним по душам у меня появилось к Виталию Алексеевичу предложение, с которым, я был уверен, он не согласится, а он взял и согласился и стал председателем редакционного совета газеты «Бульвар Гордона».
С тех пор уже более 15 лет без единого перерыва в нашей газете выходят на четвертой странице его колонки, и это, безусловно, достойно занесения в Книгу рекордов Гиннесса, потому что никто еще в мировой журналистике не являлся колумнистом в течение столь продолжительного промежутка времени.
Виталий Коротич пишет о времени и о себе, об эпохе, которую застал, творил и частью которой сам стал. Оценить значение этих колонок, их глубину и информативность невозможно, как невозможно оценить хранящиеся в лучших мировых музеях произведения искусства. Мне очень радостно оттого, что теперь эти колонки собраны в одной книге, и я предвкушаю удовольствие, которое получат от нее читатели.
В одной книге трудно поместить все колонки, написанные за 15 лет. Мне кажется, это и не нужно. Здесь вашему вниманию предложена выборка размышлений, которые как бы вне времени, но перекликаются с его проблемами откровенно и честно, не снижаясь до сиюминутности и фельетонности.
В добрый час!
Дмитрий ГОРДОН