Армен ДЖИГАРХАНЯН: «Нерон — это стыд, оскорбление рода человеческого, и когда я его играл, зрителей до омерзения хотел довести и в зрительный зал пописать. Гончаров меня понял: «Если рискнете — пожалуйста», но на это мы не решились...»
Последние полгода российские СМИ сотрясает многосерийный триллер с участием Армена Джигарханяна и его уже бывшей жены Виталины Цымбалюк-Романовской — у этой истории лихо закрученный сюжет, в котором все необходимые для высоких рейтингов ингредиенты имеются. Коварное похищение знаменитого артиста буквально на следующее утро после его 82-го дня рождения, больничная койка, обвинения в попытках отравления и мошенничестве, уголовные дела и заявления в прокуратуру, взаимные угрозы... Даже черная магия присутствует, с помощью которой 16 лет назад тогда еще совсем юная пианистка седовласого аксакала якобы приворожила, но теперь с помощью верных друзей он наконец-то прозрел.
Аудитория разделилась: зрители постарше и посентиментальнее слезу о судьбе «деда» роняют, которого на исходе жизни какая-то авантюристка «голым» оставила, другие, молодые и циничные, напоминают старичкам, что «молодое мясо» дорого стоит и за все платить надо. Перца в семейный конфликт Армена Борисовича и его экс-музы добавляет то, что Виталина родом из Украины, в Киеве родилась, и в нынешних российских политических реалиях это, разумеется, отягчающее обстоятельство. Ведущие телеканалы в прайм-тайм наперебой подробности взаимоотношений пары с 43-летней разницей в возрасте смакуют, слова «мерзавка», «шлюха», «вор» и «содержательница притона» не запикивая.
Впрочем, к негодованию Джигарханяна, ушлые журналисты и в его шкафу скелеты нашли: актеру припомнили, как он в Армению престарелую мать отправил, когда его семью обслуживать та уже не смогла, и даже на ее похороны не приехал. Упрекнули также безжалостно уволенными им из своего театра близкими людьми, в числе которых сестра, приемный сын и друг детства, с которым Армен Борисович, по его же словам, «на одном горшке» вырос, а потом безосновательно, как в итоге выяснилось, в финансовых злоупотреблениях обвинил. Страшно подумать, какие низменные, пошлые секреты еще на свет божий вытащат, если в этом сериале не будет немедленно поставлена точка.
Казалось бы, после скоропостижного развода пары в январе 2018-го, возвращения престижных квартир в собственность Джигарханяна и выемки судебными исполнителями всей наличности из банковской ячейки Цымбалюк-Романовской накал страстей должен на спад пойти, но где там! Как Галич пел: «А из зала мне кричат: «Давай подробности!»...

Любопытно, что всех судьба спорной недвижимости и миллионов очень волнует, но мало кто задумывается о том, что актера впереди ждет. Предыдущая его жена Татьяна Власова (это для того, чтобы она при разводе на его имущество не претендовала, Армен Борисович на Виталину все записал) в Америку вернулась, где давно живет, приемный сын после того, как Джигарханян наследство ему отписал, следом отбыл, а перенесший два инсульта и инфаркт, да еще и страдающий диабетом, Армен Борисович, за которым на протяжении 16 лет ныне с позором изгнанная Цымбалюк-Романовская ухаживала, по сути, один остался, и не факт, что нажитое имущество, которое в могилу с собой не унесешь, повседневную заботу, внимание и участие ему заменить способно...
Эту беседу задолго до описываемых событий я записал — Джигарханян бодр был, оптимистично настроен и творческих планов полон. Виталина в жизни артиста тогда еще не как жена, а как «его женщина» присутствовала — теперь рядом с ним нанятая преданными друзьями сиделка — наверное, внимательная, профессионально уколы делающая, но все-таки, согласитесь, чужая. Надеюсь, со временем себе и окружающим Армен Борисович расскажет, равноценной ли эта замена оказалась.
Кстати, свой звездный час и Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна переживает — никогда еще за всю историю своего существования такого внимания со стороны критики и публики он не удостаивался. Его по телевидению регулярно показывают, у бывших и нынешних актеров, даже у завлитов и секретарш пространные комментарии и интервью берут, а вызвал этот небывалый ажиотаж Армен Борисович — народный артист СССР, отец-основатель коллектива. На сцене в роли короля Лира блистать Джигарханяну не довелось, но теперь, разрывая сердца и себе, и тем, кто его любят, он этого шекспировского героя в жизни играет. Думать, что этим и запомнится, не хочется. Аплодисменты!?
«Старость — это когда все, что близко было, отдаляется»
— Армен Борисович, после нашей предыдущей встречи четыре года прошло, а послевкусие до сих пор осталось...
— Спасибо, у меня такое же ощущение.
— К мудрости, к доброте прикоснуться — это настолько в наш озлобленный век здорово!

— Спасибо!
— Вы в Книгу рекордов Гиннесса как актер, сыгравший более 250 ролей в кино- и телефильмах, попали, и Марк Захаров в свое время даже шутил: «Что с Джигарханяном случилось? Уже второй день его по телевизору не видно!». Ваша фантастическая работоспособность — это результат организованности, особой системы, погони за количеством ролей, за деньгами? Что тут, иными словами, в основе: всеядность или профессионализм?
— Вы мне поверите? Ни то, ни другое, ни третье — только любовь: думаю, потребность играть (да, потребность — этого слова я не боюсь) продиктована тем, что свою профессию и то, чем занимаюсь, я очень люблю.
— Максимальное количество фильмов в год, в которых параллельно снимались, вы никогда не подсчитывали?
— Много их — не считал, и больше вам скажу: такого — успеть, первым прибежать — у меня никогда не было.
— Само приходило...
— Во-первых, а во-вторых, иногда пауза наступает... Это вещь трудная, это моя проблема: никто не звонит, не беспокоит, но такой тайм-аут, когда все-все выключить надо, тоже необходим. Это очень важно, тем более когда там (наверх показывает) что-то не сошлось — солнце ниже взошло или дождь некстати пошел. Самое трудное — себя к такому моменту готовить и спокойно его воспринимать.
— Многие актеры сетуют: и это я не сыграл, и то, а есть роли, которые вы еще не сыграли, а хочется?

— Нет, и объяснение тут очень простое. Важно ведь не то, какая роль и как пьеса называется, — если там проблема, которая у меня есть, затронута, тогда мне это интересно, тогда сыграть я хочу. Ну, например, я отец, в потенциале — дедушка: отсюда вот это отсутствие-присутствие, пришло-ушло... Кто-то из великих сказал: «Старость — это когда все, что близко было, отдаляется». Вот проблема интересная, в этом месте у меня болит, а под каким названием... Я просто говорю, что своего короля Лира много раз сыграл — в другой картине, в другой пьесе, потому что тексты важны.
— То есть сыграли вы все, что хотели?
— Думаю, да — если о той проблеме, которая у меня есть, говорим.
— Образы своих героев вы чаще сами лепили или за режиссерами шли: что они вам велели, то и делали?
— Понимаете, никто не знает, где это лепится.
— Но в основе наитие, ощущение или домашняя заготовка?
— И то, и другое: важно в роль руку засунуть и за ней все тело втиснуть, чтобы в конце концов ты туда вошел и этим персонажем стал.
— Когда текст учите, вы понимаете, как играть будете, или на вдохновение полагаетесь?
— Никто этого не знает, но если в моей жизни какая-то проблема возникла, я постоянно о ней думаю. Это не так, что с пяти до шести об этом размышляешь, а потом — все, отключился: остановки в творчестве или, грубее скажем, в созидании нет. Я чувственный, потому что эта боль глубоко в меня входит — именно входит.
— Распространено мнение, что актер должен податливым «пластилином» быть — талант его в лицедействе заключается, а ум, высокий IQ ему только мешают. Вы хороших умных актеров встречали?

— Есть образы, которые воплотить надо. Я, например, на сцене великого Лоуренса Оливье видел, он Отелло играл, но не могу вам сказать: «Ах какой он умный, как мудро это сыграл!». Нет, тут не ум нужен, а нечто совершенно другое. У меня вот приятель был — врач хороший, и он рассказывал, что с организмом происходит. «Сейчас, — говорил, — мы с тобой будем кардиограмму делать, во время обследования я тебе палец кольну — это на диаграмме отразится...». Вот если у меня, когда боль или счастье играю, это на сердце отражается, тогда я артист, потому что речь тут не об уме, а о чувственности.
— Актеров, которые на сцене или в кино органичны были, образы гениально создавали, а в жизни полными дураками оказывались, вы знали?
— Если мы их полными дураками назвали, потому что они теории Эйнштейна не знают, то дай Бог им здоровья...
— Нет, я имею в виду тех, с кем в повседневной жизни просто говорить не о чем...
— Такого не может быть! Еще раз повторяю: я великого Оливье на сцене видел, смотрел, как он играл, и мне интересно было с ним так общаться, так разговаривать, а не посидеть побеседовать, поэтому думаю, что мы здесь ошибаемся: информированность не есть ум — это всего-навсего информированность.
«Советское кино нищее!»
— Советское кино добрее российского?
— Нет, советское кино нищее — нищее!
— Как интересно вы повернули...

— А так, причем не только потому, что актерам жалкие гроши платили.
— При том, что государство столько тогда на кино тратило, и оно, по Ленину, важнейшим из искусств было...
— Нет, нет. Там сложные взаимоотношения искусства и общества, нужно было понять, куда мы поднимаемся, куда опускаемся, чья правда сильнее, ведь в вопросах искусства не всегда лидеры те, кого в списке нам перечислили: вот Кутькин, вот Путькин, а вот Мутькин... Это успех совсем из другой области, потому что «культуристы» есть, ловкачи, которые отчего-то появляются, в нашу жизнь входят.
— Хорошо, шедевров в советском кино было больше, чем в российском, создано?
— Шедевры редко встречаются, и я, например, если вы мне советские фильмы назовете, честно отвечу: да или нет...
— «Летят журавли» Калатозова — шедевр?

— Шедевр.
— «Дом, в котором я живу» Кулиджанова и Сегеля?
— Знаете, для меня самый главный шедевр — картина Юлия Райзмана «Коммунист»...
— ...с Евгением Урбанским в главной роли...
— Да, гениальный фильм! Истина там, потому что он, я имею в виду создателя, ничего лишнего не подставил, нигде не схитрил, не словчил...
— После просмотра сразу в партию хотелось вступить, правда?

— У меня такого желания не было (смеется) — и слава богу!
— Потому что кухню кинопроизводства вы знали?
— Нет, но это действительно великое искусство...
— ...и от того, что с идеологией, которая в этой ленте проповедуется, вы не соглашаетесь, меньше она не становится?
— Нет: потому что... Иисус тоже ведь свою идеологию имеет, и я соглашаться — не соглашаться могу, но это великая идеология: она на человеке базируется, ничего придуманного в ней нет, и то, что Юлий Райзман сделал, — настоящее. Он великий, на мой взгляд, режиссер: я его знал, с ним общался — мне всегда жалко было, что не успел ему об этом сказать. Все те фильмы, которые вы назвали, действительно очень хорошие, они что-то внутри задели, что-то к нашему пониманию жизни прибавили... Вот я вам пример приведу. В моем представлении соцреализм — это самое опасное.
— Хотя и в нем шедевры случались, правда?

— Шедевров не было, я не встречал...
— Ну, в живописи, например...
— Потом скажете мне, какие, — когда вдвоем мы останемся.
— Я подумаю...

— Нет, солнышко мое, не знаю. Осуждать никого не берусь, потому что Шопена люблю. Сейчас вот спектакль мы ставим и его музыку использовать хотим, и оттого, что у Шопена «Революционный этюд» написано...
— ...хуже музыка не становится...
— Абсолютно. Ты его в «Сексуальный этюд» переименовать можешь, и это вернее будет...
— ...и сексуальнее...
— (Смеется). Хорошее искусство этим и отличается.
— Фильм «Коммунист» — это соцреализм?
— Нет, это суперреализм, великий реализм, потому что там уже биология влезает, физиологические проявления организма свое диктуют.
— Урбанский — выдающийся актер или Райзмана в этом фильме больше?
— Я думаю, сошлось это...
— Совпало...

— Вот именно. Вы здорово сейчас показали: оттуда, сверху, что-то пошло. Это очень хорошая вещь, потому что там о самом важном, наверное, о самом дорогом говорится. Я счастье имел с Андреем Вознесенским общаться: не так близко и не так много — он с моим другом-врачом Левоном Бадаляном дружил...
— ...который после аварии его спасал...
— ...и много ему помогал, и вот я свидетелем одного разговора был... Поначалу даже подумал: «Кокетничает немножко», когда Вознесенский сказал: «Я все время боюсь, что ко мне поэзия не придет», а потом уже много раз о том же от других поэтов, от композиторов слышал...
— Переживал, что связь прервется...
— То, о чем нам общий наш друг Хамлето сказал: «Распалась связь времен».
«Я пахану свой телефон дал и сказал: «Появишься — позвони». — «А ты, — он спросил, — не боишься?»
— Дмитрий Певцов мне рассказывал, что во время подготовки к съемкам фильма «...По прозвищу «Зверь», вы с ним в настоящей зоне ночь провели...
— Да, было — мы там спали.
— Прямо в камере?
— Нет. Руководство выдавать права я не имею, потому что не знаю, как на это закон смотрит, но там комнаты встреч есть.
— Понятно, свиданий...

— К заключенным же жены приезжают — вот мы с Димой там жили, и режиссер с нами.
— Что же к такому эксперименту вас подтолкнуло? Суть понять изнутри хотели?

— Понять это невозможно, а вообще, в жизни все проще. До города, до гостиницы надо было 60 километров ехать — вечером туда, а рано утром столько же обратно, и мы подумали: а чего нам мотаться?
— Проще там остаться...
— Давай, типа, здесь поспим, но там потрясающая атмосфера была, знаете... Там пахан был...
— И вы пообщались?

— Ну как? — я ему свой телефон дал и сказал: «Появишься — позвони». — «А ты, — он спросил, — не боишься?». Я: «Нет. А чего мне бояться?».
Когда мы на ночь остаться решили, подумали: «У начальника разрешения спросить надо». — «Да начальник согласен, — нам сказали. — Вы с паханом договоритесь».
— Он колоритный был, в человеческом плане интересный? Какую-то пищу для размышлений вам дал или вы все уже видели?

— Пищу не дал, и я этого всего не видел...
— Но знали...
— Я боялся, что фальшивить мы будем — мы же выдуманную историю играем, потому что настоящей боимся. Как Ницше сказал, «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» — этой истины мы и боимся. Кстати, пахан такой был... Ну очень смешной, анекдоты хорошо рассказывал.
— Мастерство там отточил...

— Наверное. Потом он под охрану меня взял. Мне, допустим, в туалет выйти надо... «Я пойду, — говорю, — дорогу знаю», а он: «Сидеть!». Кому-то кивнул — меня сопровождали, но это совсем меня не впечатлило... Интересно то, что мы всегда в рамках каких-то условных законов живем: улицу переходить здесь, по коридору идти так, там то, здесь это, а оказывается...
— ...все проще...
— Наоборот, не проще — мы даже определить, что нами движет, не можем, но это суть, потому что люди часто непредсказуемы. «А за что они меня убить могут? — я думал. — Да ни за что»...
«Конечно, театр — обман»
— Удовольствие от профессии вы еще получаете? Физически это ощущаете?
— Удовольствие? Нет, тут проблема биологическая — я играть должен, у меня при этом что-то в организме происходит.
— То есть вы: «Я должен», — себе говорите или «Я за удовольствием иду»?

— Нет, удовольствие это маленькое, потому что надо заставить себя, побудить в образ войти, штрихи, краски найти, зрителя уговорить...
— ...помучиться...
— Почуять: запах к носу пошел, справа его задел, а потом налево повернул... Через это пройти надо, потому что иначе ничего не будет, и я это говорю, потому что профессию знаю. Подмену мы всегда найдем — умные, опытные люди нас научили, как это можно сделать. Истинное переживание его имитацией мы заменим, но результат не тот, который должен быть, получим.
— Для вас тайны в профессии еще есть?
— Конечно. Неумение себя раскрыть есть — вот это, думаю, самое трудное.
— Ясно, а бывает такое, что вы на чужую игру смотрите и думаете: «А как он это делает?». Или технологию понимаете?
— Нет, и могу вам даже пример привести. Я Роберта Де Ниро очень люблю и часто, когда на него смотрю, узнать хочу: как он это сделал? Просто на составляющие разложить и сказать: «Сначала он глаза опустил, потом отвернулся, исподлобья посмотрел...». «Ага! — думаю, — вроде так попробовать можно»...
— Но он же это делает, не раскладывая, правда?
— Это я раскладываю, потому что не такой артист, как он.
— Кем-то из коллег восхититься вы можете?

— Обязательно — как без этого? Да, больно это принимать, но иначе и быть не может... Тут как в любви: я все равно и поделиться, и рассказать, и отдать должен, и не бояться, что это аукнется... Как наш с вами друг поэт-акын Джамбул Джабаев говорил...
— ...«что вижу...
— ...о том и пою»...
— Армен Борисович, театр — обман?
— Ну, если мы с вами считать будем, что умные, то да, конечно, обман, поэтому я вам слова Ницше привел, который сказал, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины»...
— С голоду...
— От истины (смеется), потому что мы никогда до нее не доберемся. Мы только — и то, если проблему упростить, — один из возможных вариантов ее решения рассмотреть можем.
— Театр вам, выдающемуся киноактеру, еще нужен?
— Обязательно.
— Зачем? В зале тысяча человек максимум, а киноаудитория — миллионы...
— Нет, солнышко мое, — вы же не видите, что с моим организмом происходит, когда на сцену я выхожу... Когда я во ВГИКе преподавал, знаете, что самое потрясающее было? Момент, когда молодым ребятам-студентам надо было целоваться, — это процесс поразительный...
— То, как они это делали?
— Конечно, потому что изобразить поцелуй несложно: мы все в кино видели, как партнершу повернуть можно и что-то сделать, но туда, друг в друга, проникнуть — это очень трудно, очень трудно.
— Своим студентам, когда они целовались, вы завидовали?
— Ха-ха-ха! (Смеется). Нет, я их люблю. Все остальные чувства этим заменю — я их люблю и в них какое-то продолжение себя вижу: может, кусок того, что я не успел, они сделают. Мы с ними вместе идем, что-то придумываем, покупаем, продаем, хотя, честно вам говорю, я их талантливее. Во всяком случае, пока я так думаю — больше, чем они, знаю.
— Многие актеры мне об импровизациях рассказывали, которые у них на сцене случаются, а вы себе сегодня такие экспромты позволяете?

— Если о великой драматургии речь, то не знаю, что экспромтом вы называете...
— Ну, от текста отойти можете?
— Нет, это не нужно.
— Закон?
— Что значит закон? Если ты пьесу играешь, в которой что-то заменить можешь, тогда это плохая драматургия, и наоборот. Антон Павлович, когда актеры его что-то изменить просили, им отвечал: «Я попробовал — так играть очень удобно», и это отличительная черта хорошей драматургии, даже переводной. Вот мы сейчас репетируем, «Ромео и Джульетту» играем, и я не упускаю случая, чтобы немножечко героев Шекспира послушать.
«Зрительница вскочила, закричала: «Позор какой! Стыдно артисту, стыдно театру!» — и, громко стуча каблуками, — трах, трах, трах! — зал покинула»
— Кстати, о шекспировских страстях. Вы однажды сказали: «На сцене я был очень заразительным, чувственным — партнершу во время спектакля задушить мог»...
— Ну, я уже признался сегодня в том, что чувственный...
— А полномочия превышать вам приходилось?
— Пока нет (смеется).
— То есть теоретически такое еще возможно?

— Думаю, что необходимости в этом нет. Я уже опытный, и для восстановления равновесия у меня другие способы компенсации, другие удовольствия есть. Плохое слово «удовольствия», но...
— ...тем не менее, а непредвиденные ситуации на сцене когда-нибудь у вас случались? Я, например, читал, что во время спектакля, где вы и Калягин играли, вдруг посреди действия какая-то разгневанная зрительница...
— ...ох! Тот спектакль — «Последняя лента Крэппа» он назывался, я один играл: полтора часа на сцене только я и магнитофон. Эта пьеса Беккета не для слабонервных, потому что она очень страшная: один человек каждый свой день рождения на магнитофонную пленку записывал, что за год произошло, и прошлые записи слушал. Мы с вами в момент приходим, когда ему 65, по-моему, и он уже настолько гниет и разлагается, что я даже на сцену без зубов выходил — свои протезы снимал. Так что это такая история... Я даже играть ее перестал, потому что очень многие толковые люди мне говорили: «Не надо, на это смотреть неприятно», а зрительница та вскочила, закричала: «Позор какой! Стыдно артисту, стыдно театру!», какое-то ругательство произнесла и, громко стуча каблуками, — трах, трах, трах! — зал покинула.
— Из ряда вон выходящая...
— Дальше интересно было. Пауза наступила, у меня дыхание перехватило — от такого инфаркт получить можно... Мы в маленьком зале играли, зрители, посмотрев на меня (видно, это на моем лице отразилось), все поняли, и вдруг кто-то из них сказал: «Да не обращайте внимания, мы на вашей стороне», — что-то вроде этого.
— И вы продолжили?
— Да, сделал вид, что глухой, ничего не слышу.
— Перед интервью об Андрее Александровиче Гончарове мы говорили. В Театре Маяковского, который он возглавлял, лет 20, наверное, вы работали...
— Да, 27.
— Покойный Александр Лазарев мне рассказывал, что у главного режиссера Маяковки два любимых актера было: Наталья Гундарева и Армен Джигарханян — остальных он не то что не любил, но кричал на них, унижал...
— Это неправда, не унижал. Ну такой человек был — кричал: он так рожал...
— Здорово как сказали — рожал. Андрей Александрович хорошим был режиссером?
— На мой вкус — очень: работая с ним, я многое о профессии узнал, начиная от примитивных вещей... Каких? Вот здесь, если нужно тебе, глаза подними, там еще что-то сделай... Ну, это наши актерские дела, они нас с тобой, Дмитрий, не волнуют. С вами...
— С тобой...
— Спасибо. Он для меня очень хороший режиссер был, великий, не побоюсь этого слова, профессионал. Великий!
— «Много лет, — заявили однажды вы, — я со сцены в зрительный зал пописать хотел» — с чем это желание связано?

— Я Нерона играл, а он — стыд, оскорбление рода человеческого. Словами это не передашь — только действием, и я зрителей до омерзения хотел довести, думал, как же в них такое состояние вызвать. Тогда это гадкое желание в голову и пришло — я даже Гончарову о нем говорил. Он меня понял: «Если рискнете, — одобрил, — пожалуйста», но на это мы не решились... Ну все равно... Мы же с вами знаем, что самое главное для нас — «Хочу!». Вот мы задушить Дездемону хотим, которая...
— ...вроде бы...
— ...предала, но плохо знаем, почему Отелло гневом так распалился. Там гениальная история есть, когда он рассказывает, что платок, подаренный им Дездемоне, цыганка-чародейка его матери когда-то дала, чтобы отец только ее любил... Он из слез сшит, из шелка, выкрашенного в составе, извлеченном из девичьих сердец, — видите, какая там мотивация точная...
— Поворотный ключ...
— Да, и она важнее, чем то, что этот черный идиот из ревности бедную девочку убивать полез.
«Артист — абсолютно двуполая профессия, и я тоже двуполый»
— Многие актрисы о женственности актерской природы мне говорили, о том, что мужики-актеры хуже баб, — вы с ними согласны?
— Абсолютно. Двуполая профессия!
— Вы и о себе так сказать можете?
— И о себе: двуполый. У армян хорошая пословица есть: «Не будь, как молоток: все себе, — они говорят, — будь, как пила: это — себе, это — мне». В том-то актерская профессия и состоит: я не только текст знать должен, который драматург написал, даже если он гениальный, но и понимать, что партнершей движет.
— И это у мужчин-актеров женские проявления подразумевает — истерики, склоки?
— Ну, я не знаю, что вы имеете в виду. Зачем мы плохое берем?
— Хорошее возьмем...
— Хорошее — это в суть проникнуть, знать, что это слово я произнес, потому что вот тут, внутри у меня, что-то проснулось. Самое трудное — публику уговорить: если актера знают, если он известный, лицо гуталином намазать мало: я вас еще уговорить должен, что я — Отелло.
— И я поверить должен?
— Обязательно: если не поверили — все...
— ...грош цена артисту...

— Конечно.
— Покойная Людмила Марковна Гурченко мне признавалась, что подруг у нее среди актрис нет и не может быть по определению, а у вас друзья среди актеров есть?
— У меня товарищ был, который говорил: «Можно я не буду на этот вопрос отвечать?». Нет, нет, это сложная профессия, сложные взаимоотношения... Общения мне хватает — в конце концов, хорошую книжку почитаем, подумаем и превращаться в Сальери, который в бокал цианистый калий подсыпал, не будем, но думаю, что в основе актерских взаимоотношений это есть, обязательно есть, потому что я все равно каждый день — или раз в неделю — на сцену выхожу, чтобы всем сказать: «Я самый лучший!». Это примитивные, в общем, вещи, но это в основе жизни лежит.
— У вас столько всего за плечами — я сейчас не о ролях, а о приобретенном опыте, о пережитом, о накопленных ощущениях. От профессии и от славы вы не устали, на все это, грубо говоря, плюнуть и просто уединиться вам не хочется?
— Ну, мы же с вами не можем вопрос задать: «Вам не спать не хочется?». Нет, это физиологическое чувство! Да, я устаю, но потом просыпаюсь...
— ...и снова в бой...
— ...и все это — то, что суть актера составляет, — просыпается.
— В моем понимании вы философ и мудрец, каких мир со времен Нерона и Сенеки мало знал, но вы — грустный мудрец. Это выпавшими на вашу долю жизненными трагедиями обусловлено или глубоким пониманием, проникновением в природу человека?
— Я ваш текст просто себе взять могу... Конечно, печаль эта от понимания того идет, что все здесь начало, а здесь конец имеет.
— Ваши мудрость и жизненный опыт позволяют вам человека с первого взгляда видеть? Вот открывается дверь, и вы уже понимаете, кто к вам пришел и какой он...
— Нет, нет! Во-первых, так ошибиться можно, что хуже намного, чем обманутыми быть, а во-вторых, чтобы кого-то понять, мы его спровоцировать можем, и тем еще моя профессия хороша, что такую возможность дает. Я человека спровоцировать должен, и тогда до чего-то мы доберемся, бормашиной его слегка заденет.
— Во время, да и после перестройки, таких, как вы, очень активно в депутаты лицом торговать тянули — вам когда-нибудь мандат предлагали?
— Активно — нет...
— Слишком умный, да?
— Ну, не знаю...
— Умные там зачем?
— Я, правда, чуть было не попался, потому что, не скрою от вас, немножко хорошо пожить рассчитывал. Мне пообещали, что зарплата такая-то, утром и вечером машина вас ждать будет, когда позвоните.
— То есть казалось, что это и есть хорошая жизнь?
— Ну а куда денешься? Какая она, хорошая жизнь, никто не знает, но, думаю, судьба у меня другая. Или мой характер такой, но я как-то понял, что за эти блага расплачиваться придется, что в депутатах мне хуже будет, потому как моя профессия лучше, чище, мое общение со зрителем важнее.
— В одном из своих интервью вы признались, что Лукашенко любите...
— О любви сказать не могу — тут все проще и примитивнее: мне Минск, Беларусь нравятся...
— Чисто, красиво, доброжелательно...
— Я там актером работал: спектакли играл, снимался, и мне в Беларусь захотелось приехать, театр наш, артистов наших хороших привезти. Я даже письмо Лукашенко написал...
— ...и он ответил?
— Да, поблагодарил меня, потому что как раз в это время он президентом был избран и я его поздравил... Мотив мой не в том, чтобы его похвалить, заключался, не это для меня важно было — я к нему как к избранному народом президенту обратился: театру нашему помогите, мы на гастроли приехать хотим.
(Окончание в следующем номере)

Председатель Социалистической партии Украины Илья КИВА: «Стрелял бы я в Тимошенко? Думаю, да»
Трижды экс-губернатор и четырежды бывший начальник областных управлений МВД генерал- лейтенант милиции Михаил ЦИМБАЛЮК: «Люди из Западной Украины были первыми на Майдане — они же и разочаровались первыми. Военкоматы Львовщины нормативы по призыву в АТО не выполняют»
Журналист-расследователь и волонтер Ольга РЕШЕТИЛОВА: «За провоз фуры бойцам АТО предлагали бешеные суммы. Естественным путем такие деньги не могли появиться — это спецоперация России»
Армен ДЖИГАРХАНЯН: «Нерон — это стыд, оскорбление рода человеческого, и когда я его играл, зрителей до омерзения хотел довести и в зрительный зал пописать. Гончаров меня понял: «Если рискнете — пожалуйста», но на это мы не решились...»
Неудержимая бдительность
Монтсеррат КАБАЛЬЕ: «Целоваться и пить со мной из одного бокала Меркьюри не хотел. Он мне признался, что СПИДом болен и поэтому очень мало проживет, сказал, что гей и таким с самого рождения был»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги