В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Эту песню не задушишь, не убьешь!

Сурового времени дети

Наталия ДВАЛИ. «Бульвар Гордона» 17 Февраля, 2011 00:00
Всеукраинские гастроли «Хора Турецкого», приуроченные к 20-летию коллектива, завершились двумя аншлагами в Киеве
Наталия ДВАЛИ
За последние полгода Михаил Турецкий и компания наведывались к нам ежемесячно, правда, выступали лишь на закрытых корпоративах, в частности, на юбилее Виктора Януковича. На этот раз самая востребованная российская группа (в год около 300 выступлений) решила порадовать и широкие слои населения.

«Хор Турецкого» выступил в Днепропетровске, Донецке, Харькове и Киеве с юбилейной программой «20 лет. 10 голосов». Насладиться 10-ю прекрасными мужскими голосами украинцам не помешали ни высокая стоимость билетов (от 100 до двух тысяч гривен), ни резкое похолодание: два дня подряд в киевском дворце «Украина» был переаншлаг.

Михаил Турецкий начал свою головокружительную карьеру в 1990-м в Московской хоральной синагоге. Именно там предприимчивый выпускник института имени Гнесиных, подрабатывающий грузчиком в советском продмаге, собрал группу единомышленников, желавших возродить в СССР еврейскую духовную музыку. «Я ходил в синагогу на праздники, - вспоминает 48-летний Михаил Борисович, - и обратил внимание, как пели старики. Несмотря на то что это были старческие голоса, пение завораживало. Появилась мысль восстановить былые традиции».

«Еврейский камерный хор» (первое название «Хора Турецкого») объездил с концертами всю Западную Европу и США. Постепенно репертуар коллектива расширился: к религиозным песнопениям добавились арии из классических опер, джазовые стандарты, русский и городской романс, а также разного рода стилизации (визитной карточкой до сих пор остается «Мурка», исполняемая в академическом стиле).

Сам Турецкий не только выступал как художественный руководитель и режиссер-постановщик, но и взял на себя чисто административные функции, например, поиск спонсоров и меценатов. В разное время коллективу помогали теперь уже опальные российские олигархи Борис Березовский и Владимир Гусинский. Ну а звездный час начался у Турецкого во время сотрудничества с Иосифом Кобзоном.

«Я попросил Иосифа Давыдовича обратить на нас внимание, - говорит Михаил Борисович, - звонил в его офис, наверное, полторы тысячи раз. И в конечном счете добился поддержки».

У «Хора» немедленно появились как преданные поклонники, так и критики, настаивающие, что детище Турецкого - циничный бизнес-проект, эдакая «опера для чайников»: ленивых и малообразованных слушателей приучают к мысли, что между высоким искусством и популярной музыкой стоит четкий знак равенства.

«Наверное, в каждой критике есть доля правды, - полагает Михаил Борисович. - Но никто не может упрекнуть нас в непрофессионализме, убогости и дилетантизме. Все мои коллеги отдали по 17 лет музыкальному образованию - никто не меньше. Да и я никому не подражаю: с 20 лет занят только тем, что сам в себе раскручиваю себя - и как человека, и как профессионала».

«Раскручивание себя и как человека, и как профессионала» Турецкому удается на все сто. По долгу службы часто бывая на всевозможных концертах, я не помню, когда последний раз слышала со сцены такой качественный живой звук (как в вокальном, так и в чисто техническом смысле) или наслаждалась отменной концертной режиссурой.

За два с половиной часа киевского выступления «Хор Турецкого» исполнил сложнейшие оперные партии (Casta diva из «Нормы» Винченцо Беллини), остроумно прошелся по «мегахитам эпохи романтичного социализма» («И вновь продолжается бой», «Комсомольцы - добровольцы») и даже станцевал канкан. Благо у коллег Михаила Борисовича, помимо артистизма, широкий вокальный диапазон: от редчайшего баса-профундо (самый низкий голос) Евгения Кульмиса до уникального тенора-альтино (высокий мужской певческий голос) Михаила Кузнецова.

Сам Турецкий на концерте обеспечивал конферанс. «Главный хит сезона. Антикризисная песня», - объявил он, и хор драматично затянул «Черный ворон, что ж ты вьешься...». «Спасибо, что привели с собой детей, - поблагодарил Михаил Борисович, когда на сцену поднялся очередной малыш с букетом. - Дети на концертах - это наша обеспеченная старость».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось