В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Отфестивалили!

Конец фильма

Юлия ПЯТЕЦКАЯ 3 Ноября, 2004 00:00
В этом году "Молодость" выдалась яркой, талантливой и агрессивной. Конкурсная программа кинодебютантов Украинского Международного фестиваля оказалась столь сильной, что часть картин вполне можно отнести к работам зрелых мастеров.
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

В этом году "Молодость" выдалась яркой, талантливой и агрессивной. Конкурсная программа кинодебютантов Украинского Международного фестиваля оказалась столь сильной, что часть картин вполне можно отнести к работам зрелых мастеров. Например, венгерский "Контроль", победивший на "Молодости" в номинации полнометражных фильмов, выдвинутый Венгрией на "Оскар" и ставший по итогам года лучшим в своей стране.

Среди студенческих кинолент победу одержала румынская "Бог играет на саксофоне, а дьявол - на скрипке", среди короткометражных - исландская "Последняя ферма", приз имени Ива Монтана за лучшую актерскую работу (тысяча евро) достался норвежцу Акселю Хенне ("Один"), а Гран-при в эквиваленте 10 тысяч американских долларов и статуэтку "Скифский олень" получила датчанка Паприка Стеен ("После мессы").

В списке главных кинособытий "Молодости", не имеющих отношения к фестивальному конкурсу, наибольший интерес вызвали: брэндовый военный блокбастер Дмитрия Месхиева "Свои", открывавший фестиваль, "Мой сводный брат Франкенштейн" Тодоровского-младшего, разгромленная российской прессой "Богиня" Ренаты Литвиновой, "Слон" американца Гаса Ван Санта, обошедший в прошлогодних Каннах "Догвилль" Ларса фон Триера, цикл "Эротических историй" с гениальными короткометражками голландца Йоса Стеллинга, ретроспектива Отара Иоселиани, фильмы с участием Жана Габена.

Возможно, кое-кто кое-чего ждал от чеховской киноверсии Сергея Соловьева "О любви". Но, пожалуй, с таким же успехом можно ожидать потрясений от последних комедий Эльдара Рязанова или мучительно актуальных драм Романа Балаяна. Безусловно, живому классику трудно почувствовать момент, когда пора остановиться. Но некоторым все-таки желательно сделать это при жизни. Дабы не испортить о себе посмертное впечатление.

Зато вновь приятно удивил Тодоровский-младший - художник деликатный, тонкий, тщательный (во многом это наследственная черта), умеющий любую конкретную тему переместить в философский аспект. Его "Франкенштейн", нафаршированный реалиями конца XX - начала XXI века (чеченская война, Россия, интеллигенты, люмпены), по большому счету, кино вневременное. Человек у Тодоровского почти всегда звучит горько. Но ведь звучит.

Надо сказать, военная тематика красной нитью прошила нынешнюю фестивальную осень. К сожалению, отличное белорусское кино Андрея Кудиненко "Оккупация. Мистерии" (очередной альтернативный взгляд на Великую Отечественную войну) на украинском кинофоруме не получило даже утешительного приза зрительских симпатий. Президент Лукашенко запретил "Оккупацию" к показу на территории Беларуси, и фильм пока с успехом демонстрируется в близлежащих государствах.

Украина же в конкурсной программе была представлена традиционно вяло - полное отсутствие полнометражных дебютов и откровенно слабые студенческие работы и короткометражки. Тем не менее в панораму украинского кино 2003-2004 годов вошло ни много ни мало - 34 фильма. Из снятого в этом году следует отметить весьма советскую по духу и стилистике киноленту Балаяна "Ночь светла", национально-истерическую "Железную сотню" Леся Янчука и современную мелодраму Сергея Лялина (продюсер Влад Ряшин) "Игры взрослых девочек". "Игры" с рядом оговорок можно было бы отнести к относительным успехам в масскультуре, если бы не исполнитель главной роли Евгений Сидихин, способный угробить даже самый примитивный драматургический материал.

Кроме того, в рамках фестиваля канал "1+1" презентовал новый фильм Андрея Дончика "Украдене щастя". В общем, если абстрагироваться от печального факта, что отечественной киноиндустрии по-прежнему не существует, и пристально вглядеться в призрачную даль, то при желании можно различить брезжущий луч надежды. Хотя картинка все-таки престранная вырисовывается. Судите сами.

Фильм Тодоровского-младшего "Мой сводный брат Франкенштейн" снимал наш замечательный оператор Сергей Михальчук, пока еще проживающий на Подоле. Сценарий для белоруса Андрея Кудиненко, причем очень приличный, написал киевлянин Сергей Качан. Приз Международного Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль получил народный артист Украины Богдан Ступка. Нынешний председатель жюри "Молодости", бывший киевлянин Вадим Перельман, автор нашумевшего "Дома из песка и тумана", сделал головокружительную карьеру в Голливуде. Покинувший родину в 12 лет и не знающий сегодня толком ни украинского, ни русского, Перельман почему-то убежден, что Украина гигантскими скачками несется к счастью и оптимизму.

Другой наш соотечественник, уроженец Запорожья, а ныне российский секс-символ Гоша Куценко, сыгравший главную роль в конкурсной картине Анны Меликян "Марс" (третье место в зрительском рейтинге), перед премьерой в Киеве расчувствовался, вспомнил свою историческую родину и проникновенно исполнил "Як умру, то поховайте...". Ну да, как помирать, то "на Вкраїнi милiй", а как жить, так где-нибудь подальше.

Главное же произошло на закрытии фестиваля. Миру был явлен очередной психологический триллер Киры Георгиевны Муратовой "Настройщик". Естественно, Кира Георгиевна не имеет никакого отношения к конкурсу дебютантов да и украинским кинорежиссером считается лишь по техническим причинам, поскольку снимает кино на украинских киностудиях и при поддержке украинского Министерства культуры. "Настройщик" - лучшая и во многом итоговая ее картина, что само по себе уже страшно. Шедевр в чистом виде, ослепительный и безоговорочный. Настолько очевидный, что даже обидно за остальных.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось