В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко!

Виталий КОРОТИЧ 3 Ноября, 2004 00:00
Совсем недавно на всех заборах висели плакаты, разъяснявшие нам, что светлое будущее уже на горизонте и дотянуться до него - раз плюнуть.
Виталий КОРОТИЧ

Совсем недавно на всех заборах висели плакаты, разъяснявшие нам, что светлое будущее уже на горизонте и дотянуться до него - раз плюнуть. Никита Хрущев обещал нам построение полного коммунизма к началу 80-х годов, и сомневаться в этом было очень опасно со многих точек зрения.

Вообще, со временем у нас была полная неразбериха - пятилетки выполняли досрочно, дома строили с опережением графика, разве что детей донашивали, как в старину. Под все это были подведены соответствующие теории, которые надлежало зубрить, как таблицу умножения.

Например, в советское время студенты высших учебных заведений изучали теорию диалектического материализма, или диамат. Теория эта была довольно туманна, и существовала даже поговорка о разнице между матом и диаматом: первый все понимали, но делали вид, что не понимают, а второго никто не понимал, но все делали вид, что в курсе дела...

Есть еще некоторое количество наук, которые мало кто понимает, но без которых, говорят, прогресс невозможен. В частности, теория относительности, впервые сформулированная Альбертом Эйнштейном почти 100 лет назад. Согласно этой теории, при определенных условиях время и пространство меняют свои характеристики, что также совершенно выходит за пределы моего понимания.

Но было бы слово сказано, а желающие развить любую теорию всегда сыщутся. В частности, американский ученый Дж. Данн выпустил книгу "Эксперимент со временем", в которой совершенно серьезно рассуждал на тему о многомерности времени. Согласно его теории, прошлое и будущее существуют постоянно, едва ли не в материальной форме, и никуда не деваются. Гадалки, мол, умнее нас, так как имеют возможность заглядывать в будущее и видят его вполне реально, как мы видим пейзаж за окнами своего дома...

Все психоаналитики интересовались этим. А также тем фактом, что сны как бы не зависят от нашей воли: они приходят неведомо откуда и так же загадочно исчезают. Многие ученые считают, что в снах мы, в частности, расширяем поле своего зрения и становимся способны заглядывать в недоступные наяву сферы. Конечно, некоторые делают это ловчее других, и такие люди становятся подчас пророками и пророчицами. Остальные же, поблуждав в других временах, просыпаются и, как правило, большую часть своих видений забывают, как мы забываем впечатления от многих прогулок, случавшихся наяву. Американский писатель Эдгар По, считающийся основателем детективного жанра, считал, что человек, который не видит снов, впустую проводит третью часть своей жизни. Другой писатель, Роберт Стивенсон, автор знаменитого "Острова сокровищ", полагал, что сны продолжают дневной творческий процесс, и свой роман о Джекиле и Хайде в подробностях обдумал во сне. Не стану вам рассказывать, сколькие археологи читали во сне неразборчивые египетские и ассирийские тексты, а скольким полководцам снились завтрашние сражения...

Случается, что я подхихикиваю над сверхъестественным, но мне нравится, когда в жизни есть щекочущие воображение загадки. Хочу верить, что мои ушедшие друзья, дома, где я жил, дороги, по которым довелось побродить, продолжают существовать в неразрушенном прошлом, а будущее, в котором я еще не бывал, тоже существует в каком-то параллельном времени, по-настоящему понятном только Эйнштейну. Я спросил у члена редакционного совета "Бульвара" Павла Глобы: "Неужели прошлое и будущее материальны?". - "Конечно!" - ответил он мне. А вдруг и на самом деле?..



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось