Михаил ЖВАНЕЦКИЙ: "Жириновский предлагал мне в случае своей победы на выборах пост министра культуры. Но ему никогда не быть президентом, а мне - министром"
"ОНИ ДОЛЖНЫ МЕНЯ ЦЕЛОВАТЬ ВО ВСЕ МЕСТА, А ВМЕСТО ЭТОГО ПЫТАЮТСЯ МЕНЯ ЗАКЛЕВАТЬ"
Мы впервые встретились в Одессе, потом, спустя полгода, в Сочи: он приехал туда с Театром миниатюр Аркадия Райкина, где работал завлитом. Райкин вовсю уже исполнял его миниатюры и монологи, но Миша пожаловался мне, что большая часть написанного им лежит у Аркадия Исааковича в столе, он их сам не исполняет, но никому не разрешает отдавать.
- А почему ты с этим соглашаешься? - спросил я. - Почему не уйдешь от Райкина в свободное плавание?
Но он боялся так поступить, поскольку еще не осознавал свою растущую популярность. И даже потом, создавая программы уже для Карцева и Ильченко, триумфально выступая вместе с ними, еще много лет до конца не был уверен в себе, в своей уникальности, поэтому был очень раним и обидчив. И только перед самым своим отъездом в Израиль, будучи на своем последнем семинаре "Фитиля" в Подмосковном Болшево, я увидел уже спокойного, уверенного Мастера, знающего себе цену. Прощаясь, я сказал ему об этом. Он, довольный, переспросил:
- Ты и вправду это заметил? Да, я уже поверил в себя!
Я ответил:
- Ты последний человек в Советском Союзе, кто наконец поверил в Жванецкого!
Но это не значит, что ему было легко, - наоборот, чем больше росла его популярность, тем бдительней за ним следили партийные и советские держиморды.
В начале 70-х в Симферополе проводилась "Юморина", собрались все известные актеры и писатели, занимающиеся юмором. Приехал и Михаил Жванецкий. "Юморина" длилась три дня. В первый день все, разбившись на группы по два-три человека, выступали в театрах, концертных залах, дворцах культуры. На следующий день все участники должны были выступать на стадионе. Билеты были проданы задолго до нашего приезда - этот парад имен был событием для города.
Но, узнав в последний момент, что в числе выступающих будет и Жванецкий, секретарь обкома концерт на стадионе запретил. Пока организаторы "Юморины" пытались спасти положение, мы с Мишей прогуливались по бульвару, ожидая результата.
- Что им от меня нужно? - грустно произнес он. - Я один собираю полные залы, полные стадионы - филармонии зарабатывают, выполняют план, платят зарплаты своим артистам. Они должны целовать меня во все места, а вместо этого меня пытаются заклевать.
Стадион отстоять не удалось - секретарь обкома боялся ажиотажа. Но он его и добился: назавтра, когда в самом большом концертном зале города состоялся финал "Юморины", зал был забит до отказа, а улица перед входом запружена народом, который правдами и неправдами пытался пробиться внутрь.
Когда в издательстве "Искусство" готовился к выходу первый сборник монологов и миниатюр Жванецкого "Встречи на улицах", мне позвонила его редактор Лариса Гамазова, которая была редактором и моих сборников, добрая умница, болеющая за всех нас:
- Саша, у нас неприятность: Госкомитет печати затребовал Мишину книжку на закрытую рецензию, значит, хотят ее зарезать. Если б вы могли срочно написать рецензию в "Советской культуре", это могло бы ее спасти. В то время "Советская культура", газета ЦК партии, была очень авторитетна для чиновников всех мастей.
С большим напором мне удалось договориться с главным редактором об этой рецензии, он долго сопротивлялся ("Зачем нам дразнить гусей?"), я настаивал на трех страницах, он соглашался на одну, наконец сошлись на двух. Это была маленькая статейка, но когда она вышла, Гамазова радостно позвонила мне:
- Закрытой рецензии не будет, книжка выходит - приходите, я подарю вам сигнальный экземпляр.
Мне всегда было близко творчество Аркадия Арканова, Григория Горина, Аркадия Хайта. Меня радовало их неординарное мышление, талантливые придумки, но при этом я всегда мог понять, как это возникло и как осуществлялось, то есть я мог проанализировать ремесло. Но когда я сталкиваюсь с творчеством Жванецкого, я не могу препарировать его мировоззрение, парадоксальность и афористичность, потому что это уже от Бога!
Когда он впервые приехал с концертами в Израиль, и я, и мой брат Леонид ждали его звонка. Но он не звонил. Где-то за пару дней до окончания его гастролей в трубке раздался голос:
- Говорит секретарь Михаила Жванецкого. Михал Михалыч просил передать вам: (далее шел текст, который я уже не помню).
- Хорошо, - ответил я. - Передайте Михал Михалычу, что мой секретарь ему перезвонит.
"ОБ ОДНОМ ИЗ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ МОГУ ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ. В СВЯЗИ С ВОЗРАСТОМ"
Он уехал, мы так и не повидались. Но в следующем году, перед его очередным приездом, позвонил его импресарио и передал просьбу Жванецкого, чтобы я зашел к нему перед концертом. Естественно, я пришел, мы обнялись.
- Рад тебя видеть, - сказал он.
- И я рад. Но, признаюсь, шел на эту встречу с опаской.
- Почему?
- Боялся еще одного разочарования. У меня уже было два разочарования после встречи с двумя нашими коллегами.
- Я знаю, о ком ты говоришь, знаю! Это... (и он назвал две популярные фамилии - актера и писателя). Они ошалели от близости с членами правительства, от больших заработков. У обоих крыша поехала.
- Я знал и третьего, - подковырнул я его.
- Да, ты прав: я тоже прошел это испытание. Но, наверное, потому что я старше, а может, и мудрее, я его преодолел. И я счастлив, что оно не повлияло ни на мое поведение, ни на мое творчество.
- Миша, тебе не обидно: и ты, и я, и весь наш клан всю жизнь боролись с бюрократами, приспособленцами, стяжателями, а их сегодня даже больше, чем было.
- Они бессмертны. А знаешь почему? Мы улучшали их породу, съедая самых слабых.
- Сейчас, когда тебе за 30, когда можно уже подвести первые итоги...
- И вторые, и третьи:
-...когда ты уже познал и успех, и славу, и дружбу, и зависть, и любовь женщин, и радость отцовства, чего тебе еще хотеть? Разве только бессмертия?
- Не надо бессмертия. Пусть умру, если без этого не обойтись, но почему так быстро! Нельзя же так просто: упал и перестал. А если не избежать, то хочу в чем-то произрасти или перейти во что-то и посмотреть, что будет дальше.
- Как бы ни сложилось дальше, уверен, что тебя будут продолжать цитировать: "Доцент тупой", "А у нас с собой было". "Что охраняешь, то имеешь", "Тщательней надо, ребята, тщательней!".
- А я бы хотел, чтобы эти фразы поскорей забыли или хотя бы их уже не понимали, как мои дети не понимают, что такое продуктовая карточка.
- Сбываются ли твои желания?
- В общем, да. Но об одном из них могу говорить уже только в прошедшем времени. В связи с возрастом.
"МНЕ ДАВАЛИ ПРАВО НА НЕОГРАНИЧЕННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В СРЕДЕ, ОГРАНИЧЕННОЙ НАШИМИ ПОГРАНИЧНИКАМИ"
- У тебя было много увлечений, любовниц, жен. Как ты это прокомментируешь?
- Можно найти трех женщин: умную, добрую и красивую. И полюбить их. После того, как отчаешься найти всех трех в одной.
- Пройдя эти этапы, ты нашел все эти качества в четвертой?
Знаменитый портфель Михаила Жванецкого. Памятник в Одессе |
- Да. В моей Наташе все это есть. Плюс еще терпение, чтобы жить со мной.
- Помню, в одном из твоих рассказов: "Ты знаешь, что такое волны? Это когда ты лежишь, а я провожу рукой по тебе". Какая женщина вдохновила тебя на такую фразу? Только честно!
- Ты хочешь поломать мою семейную жизнь? Конечно, жена!
- Я не сомневался. А теперь еще твое откровение: "Одно неосторожное движение - и ты отец". Сколько раз ты был неосторожен?
- Три.
- А если честно?
- Четыре.
- А если поторговаться?
- Пять. Торг закончен, больше не прибавлю.
- Ты рад, что твои дети живут в XXI веке?
- И рад, и обеспокоен, и восхищаюсь, и тревожусь. Ведь это уже не мой век и не твой - это их век: компьютеры, интернет, владение языками. А чего стоит возможность свободно перемещаться по всему миру!
- Насколько я помню, тебе и раньше давали право на неограниченное передвижение.
- Мне давали право на неограниченное передвижение в среде, ограниченной нашими пограничниками.
Мы с болью в сердце вспомнили тот кошмар оформления документов на выезд за границу: характеристика, подписанная "треугольником": директор, парторг, профорг, унизительное прохождение через комиссию райкома партии, которая состояла из старых большевиков-маразматиков, собеседования, инструкции...
- Миша, сегодня тебя не запрещают, не отменяют, не клеймят - везде приглашают, награждают, приветствуют. Но это тоже опасно: теряются бойцовские качества, хочется расслабиться, почивать на лаврах.
- Наоборот! Хочется успеть доделать то, что не давали, мешали, запрещали.
- По-моему, ты уже достиг максимума: сегодня ты - хозяин эфира, "дежурный по стране". Чего ты еще хочешь?
- Я когда-то писал: "Хочу ходить, сливаясь с толпой, разговаривать долго и доверчиво. И не марать глаза неискренностью, и пожатья рук не портить дрожью".
- Правда, что тебя звал к себе Жириновский?
- Правда. Предлагал в случае своей победы на выборах пост министра культуры. Но я не принял это предложение всерьез: ему никогда не быть президентом, а мне - министром.
- А хотелось бы?
- Нет. Не люблю временные должности.
- Что тебя сегодня радует?
- Неограниченные возможности и разнообразие - после того унылого однообразия, в котором мы жили.
- А что огорчает?
- Резкое падение качества юмора. Планка упала ниже колен. Обидно, что и зрителя приучают к этому уровню.
- Что ты сам сегодня пишешь - смешное или грустное?
- Больше грустное. Во-первых, возраст, а во-вторых, постоянно смеется только дурак.
- Пожалуйста, пиши больше - ты стал мало писать.
- Я не пишу мало - я пишу коротко.
Мы расстались очень тепло и надолго: наши пути как-то не пересекались. Когда я прочитал в газете о том, что его избили, угнали новый автомобиль, похитили легендарный портфель с бесценными записными книжками, тут же позвонил ему в Москву:
- Как себя чувствуешь?
- Как будто изнасиловали самым зверским образом. Мерзко и противно.
- Я помогу обрести тебе душевное спокойствие. Например, я был бы счастлив, если б у меня украли деньги, машину, любые рукописи, ограбили квартиру, избили - только бы Майя была жива. То, что произошло с тобой, - это не беда, понимаешь?
Он помолчал, потом, после паузы, произнес:
- Спасибо. Ты прав. Спасибо.